Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения «Развитие познавательных способностей»1 класс
    рабочая программа по психологии

    Архипова Елена Витальевна

    коррекционно-развивающая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrekts_programma.docx45.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

    Рассмотрено:                                                                           Утверждаю:

    На педагогическом совете                                                    Директор МБОУ НОШ № 2г.Охи

                                                                                                     им. Г.Г.Светецкого

    Протокол №___________                                                       _______________ Е.В.Финенко

    от «____»_________2019 г.                                                   от «__»______________2019г.

    Коррекционно-развивающая программа

     психологического сопровождения

    «Развитие познавательных способностей»

    начальное общее образование

    1 класс

    срок реализации 1 года

    составлена  на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ

    педагогом-психологом Архиповой Еленой Витальевной

    2019

    Пояснительная записка

    Программа коррекционной работы разработана с учетом работы школы по данной проблематике и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

    Программа коррекционной работы рассматривается как часть адаптированной общеобразовательной программы МБОУ НОШ № 2 и представляет собой инструмент организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

    Цель программы:

    Оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и ли психическом развитии обучающихся с ОВЗ при освоении основных и дополнительных программ начального общего образования; формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ; развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

    Задачи:

    • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы начального общего образования;
    • повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении ими АООП ННО  и интегрировании в образовательный процесс;
    • своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательном процессе;
    • создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической коррекции;
    • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим , правовым и другим вопросам;
    • разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей с нарушениями в физическом или психическом развитии;
    • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации.

    Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

    1. Приоритетности. Определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
    2. Системности. Обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
    3. Непрерывности. Обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
    4. Вариативности. Предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
    5. Единства. Обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блоков в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
    6. Сотрудничества с семьей. Основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающей существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

    Общие сведения об  обучающихся с ОВЗ.

    В настоящий момент в МБОУ НОШ № 2 г. Охи обучается 4 детей с ОВЗ:

    1а: 7 вид, 2 вариант; общее недоразвитие речи III уровня, гиперактивность, ММД, Снижена познавательная активность; форма обучения индивидуальная; нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.

    1а: 7 вид,2 вариант;  общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, недостаточно  развиты познавательные процессы; форма обучения классная; нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.

    2б: 7 вид, 1 вариант; дисграфия, дефекты речи, снижена познавательная активность; форма обучения классная; нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.

    3а: УО, 1 вариант, системное недоразвитие речи легкой степени, снижена познавательная активность; форма обучения классная, нуждается в коррекционных  занятиях с психологом.

    Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития конституционального происхождения (2 вариант)

    Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

    Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.

    Психолого-педагигическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (1 вариант)

    Это дети, имеющие недостатки в психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Нарушения в развитии у этой категории учащихся приближены к возрастной норме. Трудности  в усвоении учебных программ обусловлены недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи),нарушениями в организации деятельности или поведения, а также выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Дети практически нормально развиваются, испытывают временные и относительно легко устранимые трудности. При специальной поддержке они способны обучаться совместно со здоровыми сверстниками.

    Психолого-педагогическая характеристика школьников с умственной отсталостью.

     Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов).

    В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психорфизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы – восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.

    Мышление: характеризуется трудностью установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и различия. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую они начинают выполнять работу, не дослушав инструкцию, не поняв цели задания.

    Память: запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки, с трудом запоминают внутренние логические связи. Механическая память может быть сформирована на достаточном уровне, логическое опосредованное запоминание менее развито.

    Внимание: низкий объем, малая устойчивость, трудности распределения.

    Воображение: свойственна недиффиренцированность, фрагментарность, уподобление образов. Воображение отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

    Речевая деятельность: системное недоразвитие речи.

    Моторная сфера: испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с координацией мелких движений пальцев рук.

    Эмоциональная сфера: в целом сохранна, однако отсутствуют переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности.

    Волевая сфера: слабость собственных намерений и побуждений, большая внушаемость. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, у некоторых могут развиться такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

    Программа коррекционной работы начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает в себя взаимосвязанные направления:

    1. Диагностическая работа

    Цель: обеспечение выявления особенностей развития здоровья обучающихся с ОВЗ для создания благоприятных условий для овладения ими учебной программы

    Задачи:

    • проводить психолого-педагогичесок и медицинское обследование;
    • проводить мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в усвоении учебной программы;
    • проводить анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
    1. Коррекционно-развивающая работа

    Цель: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции.

    Задачи:

    • составить индивидуальную программу психологического сопровождения обучающегося;
    • обеспечить психологически комфортную обстановку во время занятий;
    • разработать оптимальные для развития обучающихся с ОВЗ групповые и индивидуальные коррекционные программы в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
    • способствовать развитию эмоционально-волевой и  личностной сферы обучающихся и коррекции их поведения
    1. Консультативная работа

    Цель: обеспечить непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ в освоении учебной программы.

    Задачи:

    • проводить психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
    • оказывать консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимся в освоении общеобразовательной программы.
    1. Информационно-просветительская работа.

    Цель: осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей  по вопросам, связанными с особенностями процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

    Задачи:

    • проводить тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся;
    • проводить психологическое просвещение педагогов и родителей с целью повышения их компетентности.

    Содержание коррекционной деятельности

    направление работы

    содержание

    диагностическое

    • выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ при освоении ими учебной программы;
    • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом или физическом развитии учащихся с ОВЗ;
    • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития школьника с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможнестей;
    • изучение развития эмоционально-волевых, познавательных, личностных особенностей учащихся;
    • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
    • изучение адаптивных возможностей и уровн социализации ребенка с ОВЗ;
    • обеспечение мониторинга динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного начального образования;

    коррекционно-развивающее

    • разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения;
    • разработка и реализация адаптированных программ на основе данных комплексной диагностики;
    • практическая реализация коррекционных мероприятий и мер социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
    • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
    • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
    • формирование навыков получения и использования информации, способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях.

    консультативное

    • выработка совместных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
    • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов  коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
    • оказание консультативной помощи семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

    информационно-просветительское

    • информационная поддержка образовательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
    • организация различных форм просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы) ,направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями сопровождения учащихся с ОВЗ;
    • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

    Этапы реализации коррекционно-развивающей программы.

    этапы

    результат

    1. сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)

    оценка контингента учащихся для учета особенностей развития детей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения;

    1. планирования,  организации и координации (организационно-исполнительская деятельность)

    особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность;

    организованный процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития и социализации;

    1. диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)

    констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих  и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка; получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведения ребенка с ОВЗ через:

    • формулирование диагностической гипотезы;
    • составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий);
    • определение способов фиксации полученных данных;
    • представление результатов исследования при необходимости с интерпретацией.
    1. регуляции и корректировки (регулятивно-диагностическая деятельность)

    внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

    Мероприятия по реализации программы

    мероприятия

    специалисты

    сроки

    создание банка данных учащихся, нуждающихся в специализированной помощи

    медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

    июнь, сентябрь

    исследование познавательной и личностной, речевой сфер детей с ОВЗ, детей-инвалидов

    педагог-психолог

    1 раз в год

    коррекция и развитие высших психических функций, эмоциональной , волевой, познавательной сфер

    педагог-психолог

    в течение года

    организация и проведение индивидуальных консультаций для педагогов и родителей

    специалисты ПМПк

    в течение года по запросу

    организация индивидуальной помощи для учащихся с ОВЗ в преодолении трудностей в усвоении учебного материала

    Зам. директора по УВР, учителя-предметники

    в течение года

    посещение семей, осуществление профилактической работы с семьями учащихся

    социальный педагог, классный руководитель

    в течение года

    определение образовательного маршрута учащихся

    педагог-психолог

    в течение года

    мониторинг образовательной деятельности

    Зам.директора по УВР

    в течение года

    корректировка мероприятий коррекционной программы

    педагог-психолог

    в течение года

    мониторинг эмоционального состояния учащихся

    педагог-психолог

    в течение года

    организация досуга учащихся(выезд в кино, на экскурсии, на новогодние представления и т д )

    администрация, классные руководители

    в течение года

    Организация групповых и индивидуальных занятий

    Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность. Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия являются условием успешного обучения детей с ОВЗ. Содержание этого направления представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными) и ритмикой.

    Цель логопедических занятий: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи(фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической).

    Задачи:

    • проводить диагностику и коррекцию звукопроизношения(постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи);
    • проводить диагностику и коррекцию лексической стороны речи(обогащение словаря, его расширение и уточнение);
    • проводить диагностику и коррекцию грамматического строя речи(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
    • проводить коррекцию и диалогической и формирование монологической  форм речи, развивать коммуникативные функции речи;
    • проводить коррекцию нарушений чтения и письма;
    • развивать познавательную сферу(мышление, память , внимание)

    Цель психо-коррекционных занятий: применение различных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

    Задачи:

    • проводить диагностику и развитие познавательной сферы;
    • формировать высшие психические функции;
    • активизировать сенсорно-перцептивную, мнемическую и мыслительную деятельность;
    • проводить диагностику и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков;
    • проводить коррекцию коммуникативной сферы (развивать способность к эмпатии, сопереживанию)
    • формировать продуктивные способы взаимодействия с окружающими.

    Цель педагогических занятий: коррекция недостатков познавательной сферы детей средствами изучаемого материала.

    Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении. На занятия с обучающимися приходится в неделю от 15 до 30 минут. Индивидуальные и групповые занятия проводит учитель во внеурочное время.

    Психолог и логопед проводят коррекционные занятия с особенной категорией учащихся по утвержденному расписанию. Продолжительность индивидуальных занятий – 25 минут, групповых – 40 минут. Учет индивидуальных занятий осуществляется в журнале коррекции.

    Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы.

    Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных(жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных сферах:

    • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся

    -в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю (понимаю или не понимаю);

    -в умении правильно написать SMS-сообщение, правильно выбрать адресата, корректно и точно сформулировать возникшую проблему;

    • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:

    -в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту вещей;

    -в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие;

    -в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

    -в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

    -в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентировать в расписании занятий;

    -в стремлении участвовать в подготовке и проведении школьных праздников;

    • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

    -в расширении знаний правил коммуникации;

    -в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении;

    -в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;

    -в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;

    -в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

    -в освоении культурных норм выражения своих чувств;

    • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющаяся:

    -в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

    -в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности(безопасности) для себя и окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

    -в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, леса, парка, городских достопримечательностей;

    -в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;

    -в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

    -в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавть вопросы;

    - в развитии активности во взаимодействии в миром, понимании собственной результативности;

    -в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

    -в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

    -в способности взаимодействовать с другими людьми;

    • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

    -в знании правил поведения в различных социальных ситуациях с людьми разного статуса;

    -в освоении необходимых социальных ритуалов;

    -в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

    -в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

    -в умении не быть назойливым в своих просьбах, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

    Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО ОВЗ отражают:

    -способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

    -способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и других ситуациях общения;

    -способность к наблюдательности, умении замечать новое;

    -стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

    -умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия;  определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;

    -оценивать процесс и результат деятельности;

    -способность ориентироваться в пространственных и временных представлениях;

    -способность выполнять основные мыслительные операции;

    -умение адекватно относиться к учебно-воспитательному процессу;

    -способность работать по алгоритму, контролировать свою деятельность, адекватно принимать оценку взрослого и сверстников;

    Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы.

    Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений в развитии.

    Оценка результатов осуществляется мс помощью мониторинговых процедур.

    В целях оценки используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и итоговая диагностика.

    Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений в развитии на учебно-познавательную деятельность.

    Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования.

    Данные текущей диагностики выступают в качестве основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в неё определенных корректив.

    Итоговая диагностика проводится на заключительном этапе обучения на начальной ступени образования. Её целью выступает оценка достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

    Кадровое обеспечение коррекционной работы.

    Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку. Педагогические работники имеют четкое представление об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного процесса.

    В школе создана служба, осуществляющая психолог-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты:  заместитель директора по УВР, педагог-психилог, социальный педагог, учителя, работающие по адаптированной образовательной программе, медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

    Педагог: устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков, выявляет трудности в обучении; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.

    Психолог: сбор сведений о ребенке у педагогов и родителей, изучение истории развития ребенка, выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка , устанавливает характер воспитания ребенка; изучает работы ребенка; его непосредственная диагностика; выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей развития детей.; анализ материалов обследования; выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление индивидуальных образовательных маршрутов психологического сопровождения.

    Заместитель директора по УВР: курирует работу по реализации программы, руководит работой школьного ПМПк, взаимодействует с лечебными учреждениями, с центрами поддержки детей с ОВЗ, специалистами районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями детей с ОВЗ.

    Программно-методическое сопровождение

    В процессе реализации программы коррекционной работы применяются индивидуальные программы сопровождения (ИПС) коррекционно-развивающей направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

    1. Основной вариант детской методики Д.Векслера WISC (Wechsler Intelligence Scale for children) – изучение интеллекта детей от 5 до 16 лет.
    2. Методика Н.В.Лускановой «Оценка школьной мотивации»
    3. Комплексная методика Л.Я.Ясюковой «Прогноз и профилактика пробюлем обучения в средней школе (3-6 классы) – оценить вероятность и понять причины затруднений в учебной деятельности.
    4. Диагностический комплект по оценке психического развития ребенка (Н.Я.Семаго, М.М. Семаго) – для углубленного психологического обследования детей от 3 до 12 лет для оценки параметров состояния когнитивной, регуляторно-волевой сфер.
    5. Тест Тулуз-Пьерона – диагностика ММД
    6. Методики Лурия, Бурдона – исследование особенностей памяти, внимания.

    Список использованной литературы

    1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
    2. Гончарова Е.Л. , Кукушкина . Ребенок с особыми образовательными потребностями.
    3. Статья 12 часит 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации №ФЗ
    4. Статья 2 часть 10 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

    Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

    Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

    Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...