Главные вкладки
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения «Развитие познавательных способностей»1 класс
рабочая программа по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
Рассмотрено: Утверждаю:
На педагогическом совете Директор МБОУ НОШ № 2г.Охи
им. Г.Г.Светецкого
Протокол №___________ _______________ Е.В.Финенко
от «____»_________2019 г. от «__»______________2019г.
Коррекционно-развивающая программа
психологического сопровождения
«Развитие познавательных способностей»
начальное общее образование
1 класс
срок реализации 1 года
составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ
педагогом-психологом Архиповой Еленой Витальевной
2019
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана с учетом работы школы по данной проблематике и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Программа коррекционной работы рассматривается как часть адаптированной общеобразовательной программы МБОУ НОШ № 2 и представляет собой инструмент организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Цель программы:
Оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и ли психическом развитии обучающихся с ОВЗ при освоении основных и дополнительных программ начального общего образования; формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ; развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы начального общего образования;
- повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении ими АООП ННО и интегрировании в образовательный процесс;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательном процессе;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим , правовым и другим вопросам;
- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей с нарушениями в физическом или психическом развитии;
- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Приоритетности. Определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
- Системности. Обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
- Непрерывности. Обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
- Вариативности. Предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Единства. Обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блоков в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- Сотрудничества с семьей. Основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающей существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Общие сведения об обучающихся с ОВЗ.
В настоящий момент в МБОУ НОШ № 2 г. Охи обучается 4 детей с ОВЗ:
1а: 7 вид, 2 вариант; общее недоразвитие речи III уровня, гиперактивность, ММД, Снижена познавательная активность; форма обучения индивидуальная; нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.
1а: 7 вид,2 вариант; общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, недостаточно развиты познавательные процессы; форма обучения классная; нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.
2б: 7 вид, 1 вариант; дисграфия, дефекты речи, снижена познавательная активность; форма обучения классная; нуждается в специальных занятиях с логопедом и психологом.
3а: УО, 1 вариант, системное недоразвитие речи легкой степени, снижена познавательная активность; форма обучения классная, нуждается в коррекционных занятиях с психологом.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития конституционального происхождения (2 вариант)
Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.
Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.
Психолого-педагигическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (1 вариант)
Это дети, имеющие недостатки в психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Нарушения в развитии у этой категории учащихся приближены к возрастной норме. Трудности в усвоении учебных программ обусловлены недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи),нарушениями в организации деятельности или поведения, а также выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Дети практически нормально развиваются, испытывают временные и относительно легко устранимые трудности. При специальной поддержке они способны обучаться совместно со здоровыми сверстниками.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с умственной отсталостью.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов).
В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психорфизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы – восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
Мышление: характеризуется трудностью установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и различия. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую они начинают выполнять работу, не дослушав инструкцию, не поняв цели задания.
Память: запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки, с трудом запоминают внутренние логические связи. Механическая память может быть сформирована на достаточном уровне, логическое опосредованное запоминание менее развито.
Внимание: низкий объем, малая устойчивость, трудности распределения.
Воображение: свойственна недиффиренцированность, фрагментарность, уподобление образов. Воображение отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Речевая деятельность: системное недоразвитие речи.
Моторная сфера: испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с координацией мелких движений пальцев рук.
Эмоциональная сфера: в целом сохранна, однако отсутствуют переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности.
Волевая сфера: слабость собственных намерений и побуждений, большая внушаемость. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, у некоторых могут развиться такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Программа коррекционной работы начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает в себя взаимосвязанные направления:
- Диагностическая работа
Цель: обеспечение выявления особенностей развития здоровья обучающихся с ОВЗ для создания благоприятных условий для овладения ими учебной программы
Задачи:
- проводить психолого-педагогичесок и медицинское обследование;
- проводить мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в усвоении учебной программы;
- проводить анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
- Коррекционно-развивающая работа
Цель: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции.
Задачи:
- составить индивидуальную программу психологического сопровождения обучающегося;
- обеспечить психологически комфортную обстановку во время занятий;
- разработать оптимальные для развития обучающихся с ОВЗ групповые и индивидуальные коррекционные программы в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- способствовать развитию эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся и коррекции их поведения
- Консультативная работа
Цель: обеспечить непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ в освоении учебной программы.
Задачи:
- проводить психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
- оказывать консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимся в освоении общеобразовательной программы.
- Информационно-просветительская работа.
Цель: осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанными с особенностями процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
- проводить тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся;
- проводить психологическое просвещение педагогов и родителей с целью повышения их компетентности.
Содержание коррекционной деятельности
направление работы | содержание |
диагностическое |
|
коррекционно-развивающее |
|
консультативное |
|
информационно-просветительское |
|
Этапы реализации коррекционно-развивающей программы.
этапы | результат |
| оценка контингента учащихся для учета особенностей развития детей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения; |
| особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность; организованный процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития и социализации; |
| констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка; получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведения ребенка с ОВЗ через:
|
| внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. |
Мероприятия по реализации программы
мероприятия | специалисты | сроки |
создание банка данных учащихся, нуждающихся в специализированной помощи | медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители | июнь, сентябрь |
исследование познавательной и личностной, речевой сфер детей с ОВЗ, детей-инвалидов | педагог-психолог | 1 раз в год |
коррекция и развитие высших психических функций, эмоциональной , волевой, познавательной сфер | педагог-психолог | в течение года |
организация и проведение индивидуальных консультаций для педагогов и родителей | специалисты ПМПк | в течение года по запросу |
организация индивидуальной помощи для учащихся с ОВЗ в преодолении трудностей в усвоении учебного материала | Зам. директора по УВР, учителя-предметники | в течение года |
посещение семей, осуществление профилактической работы с семьями учащихся | социальный педагог, классный руководитель | в течение года |
определение образовательного маршрута учащихся | педагог-психолог | в течение года |
мониторинг образовательной деятельности | Зам.директора по УВР | в течение года |
корректировка мероприятий коррекционной программы | педагог-психолог | в течение года |
мониторинг эмоционального состояния учащихся | педагог-психолог | в течение года |
организация досуга учащихся(выезд в кино, на экскурсии, на новогодние представления и т д ) | администрация, классные руководители | в течение года |
Организация групповых и индивидуальных занятий
Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность. Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия являются условием успешного обучения детей с ОВЗ. Содержание этого направления представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными) и ритмикой.
Цель логопедических занятий: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи(фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической).
Задачи:
- проводить диагностику и коррекцию звукопроизношения(постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи);
- проводить диагностику и коррекцию лексической стороны речи(обогащение словаря, его расширение и уточнение);
- проводить диагностику и коррекцию грамматического строя речи(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- проводить коррекцию и диалогической и формирование монологической форм речи, развивать коммуникативные функции речи;
- проводить коррекцию нарушений чтения и письма;
- развивать познавательную сферу(мышление, память , внимание)
Цель психо-коррекционных занятий: применение различных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
- проводить диагностику и развитие познавательной сферы;
- формировать высшие психические функции;
- активизировать сенсорно-перцептивную, мнемическую и мыслительную деятельность;
- проводить диагностику и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков;
- проводить коррекцию коммуникативной сферы (развивать способность к эмпатии, сопереживанию)
- формировать продуктивные способы взаимодействия с окружающими.
Цель педагогических занятий: коррекция недостатков познавательной сферы детей средствами изучаемого материала.
Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении. На занятия с обучающимися приходится в неделю от 15 до 30 минут. Индивидуальные и групповые занятия проводит учитель во внеурочное время.
Психолог и логопед проводят коррекционные занятия с особенной категорией учащихся по утвержденному расписанию. Продолжительность индивидуальных занятий – 25 минут, групповых – 40 минут. Учет индивидуальных занятий осуществляется в журнале коррекции.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных(жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных сферах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся
-в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю (понимаю или не понимаю);
-в умении правильно написать SMS-сообщение, правильно выбрать адресата, корректно и точно сформулировать возникшую проблему;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:
-в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту вещей;
-в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие;
-в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
-в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
-в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентировать в расписании занятий;
-в стремлении участвовать в подготовке и проведении школьных праздников;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
-в расширении знаний правил коммуникации;
-в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении;
-в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;
-в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
-в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
-в освоении культурных норм выражения своих чувств;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющаяся:
-в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
-в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности(безопасности) для себя и окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
-в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, леса, парка, городских достопримечательностей;
-в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;
-в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
-в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавть вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии в миром, понимании собственной результативности;
-в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
-в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
-в способности взаимодействовать с другими людьми;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
-в знании правил поведения в различных социальных ситуациях с людьми разного статуса;
-в освоении необходимых социальных ритуалов;
-в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
-в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
-в умении не быть назойливым в своих просьбах, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО ОВЗ отражают:
-способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
-способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и других ситуациях общения;
-способность к наблюдательности, умении замечать новое;
-стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
-умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
-оценивать процесс и результат деятельности;
-способность ориентироваться в пространственных и временных представлениях;
-способность выполнять основные мыслительные операции;
-умение адекватно относиться к учебно-воспитательному процессу;
-способность работать по алгоритму, контролировать свою деятельность, адекватно принимать оценку взрослого и сверстников;
Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений в развитии.
Оценка результатов осуществляется мс помощью мониторинговых процедур.
В целях оценки используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и итоговая диагностика.
Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений в развитии на учебно-познавательную деятельность.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования.
Данные текущей диагностики выступают в качестве основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в неё определенных корректив.
Итоговая диагностика проводится на заключительном этапе обучения на начальной ступени образования. Её целью выступает оценка достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Кадровое обеспечение коррекционной работы.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку. Педагогические работники имеют четкое представление об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая психолог-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: заместитель директора по УВР, педагог-психилог, социальный педагог, учителя, работающие по адаптированной образовательной программе, медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Педагог: устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков, выявляет трудности в обучении; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.
Психолог: сбор сведений о ребенке у педагогов и родителей, изучение истории развития ребенка, выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка , устанавливает характер воспитания ребенка; изучает работы ребенка; его непосредственная диагностика; выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей развития детей.; анализ материалов обследования; выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление индивидуальных образовательных маршрутов психологического сопровождения.
Заместитель директора по УВР: курирует работу по реализации программы, руководит работой школьного ПМПк, взаимодействует с лечебными учреждениями, с центрами поддержки детей с ОВЗ, специалистами районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями детей с ОВЗ.
Программно-методическое сопровождение
В процессе реализации программы коррекционной работы применяются индивидуальные программы сопровождения (ИПС) коррекционно-развивающей направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.
- Основной вариант детской методики Д.Векслера WISC (Wechsler Intelligence Scale for children) – изучение интеллекта детей от 5 до 16 лет.
- Методика Н.В.Лускановой «Оценка школьной мотивации»
- Комплексная методика Л.Я.Ясюковой «Прогноз и профилактика пробюлем обучения в средней школе (3-6 классы) – оценить вероятность и понять причины затруднений в учебной деятельности.
- Диагностический комплект по оценке психического развития ребенка (Н.Я.Семаго, М.М. Семаго) – для углубленного психологического обследования детей от 3 до 12 лет для оценки параметров состояния когнитивной, регуляторно-волевой сфер.
- Тест Тулуз-Пьерона – диагностика ММД
- Методики Лурия, Бурдона – исследование особенностей памяти, внимания.
Список использованной литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
- Гончарова Е.Л. , Кукушкина . Ребенок с особыми образовательными потребностями.
- Статья 12 часит 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации №ФЗ
- Статья 2 часть 10 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для класснов ЗПР...

Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

коррекционно-развивающая программа...

коррекционно-развивающая программа...

коррекционно-развивающая программа...

коррекционно-развивающая программа...