Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения тревожных детей
    рабочая программа по психологии

    Архипова Елена Витальевна

    коррекционно-развивающая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trevozhnost.docx22.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

    Рассмотрено:                                                                           Утверждаю:

    На педагогическом совете                                                    Директор МБОУ НОШ № 2г.Охи

                                                                                                     им. Г.Г.Светецкого

    Протокол №___________                                                       _______________ Е.В.Финенко

    от «____»_________2019 г.                                                   от «__»______________2019г.

    Коррекционно-развивающая программа

     психологического сопровождения

    тревожных детей

    начальное общее образование

    срок реализации 1 года

    2019

    Пояснительная записка

    Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

    Тревога- это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги, страха являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.

    Состояние тревоги, страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу. 

    Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то  в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

    Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи возрастные страхи.

    Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например,  посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.

    Таким образом, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Й.Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

    Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Но многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

    Е.Ю.Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. 

    А.И.Захаров считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

    Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков- насилие во всех его аспектах (Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, 1998).

    Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний.

    Цели программы:

    •      Повышение самооценки ребенка;
    •      Обучение ребенка способам снятия мышечного напряжения;
    •      Отработка навыков овладения собой в ситуациях, травмирующих ребенка

     Задачи  программы:

    •  повысить у ребенка уровень самопринятия;
    •  снятие страха окружающего мира;
    •  показать  относительность страхов;
    •  снизить уровень тревожности и поднять самооценку ребенка;
    •  научить отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные;
    •  научить моделировать поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях;

    Формы проведения:

    1) работа с группой и подгруппами;

    2) индивидуальная работа

    Методы проведения:

    1) арт-терапевтические методики;

    2) психогимнастические упражнения;

    3) беседы;

    4) коррекционные упражнения;

    5) тестирования;

    6) релаксационные упражнения.

    Ожидаемые результаты:

    • повышение самооценки ребенка;
    • умение расслабляться;
    • проигрывание ожидаемых ситуаций.

    Занятия рассчитаны на проведение с учащимися  начальной школы и 5-6 класса. Занятия проводятся по заявке, результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет от 30 до 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

                                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Занятие № 1

    1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

    2. Упражнение «Я есть, Я буду» (поднятие самооценки, проигрывание перспективы «будущего»).

    3. Релаксация «Ручей».

     Занятие № 2

    1. Упражнение «Это мое имя» (позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны).

    2.Упражнение  «Красивое имя» (помогает повысить у ребенка уровень самопринятия).

    3. Релаксация по Е.Башмаковой.

     Занятие № 3

    1. Упражнение «Оживи ладошку» (поднятие уровня самооценки, принятие своих положительных и отрицательных сторон).

    2. Техника «Дыхание Треугольником».

    3. Релаксация по Е.Башмаковой.

     Занятие № 4

    1. Элементы сказкотерапевтического направления (снятие страха окружающего мира) «Как черепашонок до моря добирался».

    2. Техника «Дыхание Треугольником».

    3. Релаксация по Е.Башмаковой.

     Занятие № 5

    1.  Элементы сказкотерапевтического направления (относительность страхов).

    2. Психотехника «Шляпы мышления».

    3. Релаксация по Е.Башмаковой.

     Занятие № 6

    1. Упражнения для снижения уровня тревожности и поднятия самооценки.

    2. Психотехника «Крюки Деннисона».

    3. Психотехника «Шляпы мышления».

    4. Релаксация по Е.Башмаковой.

     Занятие № 7

    1. Упражнение «Жил-был мальчик…(жила-была девочка)»( ребенок учится отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные).

    2. Игра в ситуации.

    3. Психотехника «Крюки Деннисона».

    4. Психотехника «Шляпы мышления».

     Занятие № 8

    1. Упражнение «Работа с отрицательными сказочными персонажами».

    2. Техника «Дыхание Треугольником».

    3. Психотехника «Шляпы мышления».

    4. Игра в ситуации.

     Занятие № 9

    1. Упражнение «Прорисовка своего страха».

    2. Игра в ситуации.

    3. Психотехника «Крюки Деннисона».

    4. Психотехника «Шляпы мышления».

     Занятие № 10

     1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

    2. Игра в ситуации.

    3. Психотехника «Шляпы мышления».

    4. Техника «Дыхание Треугольником».

    5. Релаксация по Е.Башмаковой.

     Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель, конфликтолог Каверина Е.В. При составлении программы, использовались авторские идеи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающее занятие «Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса

    Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношения к ...

    Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

    Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

    Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.

    Цель:  -  Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...

    Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов

    Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий  для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов...