Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся 5 классов в период адаптации.
методическая разработка по психологии

Иванова Татьяна Николаевна

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание не только для школьников. но и для педагогов. Обеспечение преемственности  содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования, с учётом специфики возрастного психофизического развития учащихся. в том числе особенностей перехода из младшегошкольного возраста в подростковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptatsiya_pyatiklassnikov.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог – психолог МБОУ школы №2 Иванова Т.Н. . Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся 5 классов в период адаптации.

Слайд 2

Формы психолого-педагогического сопровождения: профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение, экспертиза.

Слайд 3

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 1. Профилактика Предупрежде-ние учебных и поведенческих трудностей у обучающихся на этапе адаптации к новым образовательным условиям. 1.Работа по сплочению новых классных коллективов. 2.Информационное сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) по актуальным проблемам адаптации младших подростков. 3.Индивидуальные и групповые консультации для педагогов. 4. Участие педагога-психолога совместно с членами администрации школы в проектировании учебного процесса: формирование стратегии единых требований к образовательным результатам. Сентябрь-октябрь

Слайд 4

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 2. Диагностика Изучение комфортности и безопасности образовательной среды, как условия достижения планируемых образователь-ных результатов. 1.Психологические исследования: 1) Изучение познавательных интересов, мотивации, интеллектуального развития учащихся; 2) Самочувствие, школьная тревожность; 3)Социометрия. 2. Информационное консультирование родителей по итогам диагностической работы. 3.Индивидуальное консультирование педагогов по использованию приёмов сплочения ученического коллектива. 4.Информационная работа с заместителем директора по ВР по проектированию плана работы с учащимися пятых классов. Октябрь, апрель

Слайд 5

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 3. Консультирование Оказание помощи в решении вопросов обучения и воспитания. Индивидуальное консультирование всех субъектов образовательных отношений по запросам и коммуникативным компетентностям и адаптационным возможностям обучающихся. В течение года

Слайд 6

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 4. Развивающая работа Формирование у учащихся пятых классов навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 1.Тренинговые групповые и индивидуальные занятия с учащимися. 2. Индивидуальное консультирование родителей по основным задачам и трудностям адаптационного периода и младшего подросткового возраста. 3. Индивидуальное развивающее консультирование педагогов по вопросам тактики взаимодействия и педагогической поддержки младших подростков. В течение года

Слайд 7

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 5. Коррекционная работа Коррекция индивидуальных трудностей в межличностном взаимодействии учащихся пятых классов. 1.Коррекционные групповые и индивидуальные занятия с учащимися. 2.Коррекция семейных межличностных отношений. 3.Индивидуальные беседы с учителями -предметниками. В течение года.

Слайд 8

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 6. Психологическое просвещение Повышение психологической культуры школьников , родителей (лиц, их заменяющих), педагогов по вопросам условий закономерностей возрастного развития пятиклассников. 1.Акции для обучающихся. 2.Лекторий для родителей. 3. Семинары-практикумы для педагогов. 4.Методическое взаимодействие с заместителем директора по УВР в рамках разработки продуктивных заданий, формирующих УУД пятиклассников. В течение года.

Слайд 9

№ Фомы работы Цель Методы Сроки 7. Экспертиза образовательных проектов, пособий, образовательной среды, профессиональ-ной деятельности специалистов учреждения. Обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Мониторинг образовательно-развивающей среды, эффективности образовательных технологий В течение года.

Слайд 10

Диагностический инструментарий – 5 класс. № Наименование диагностического инструментария Цель Предмет диагностики Сроки проведе-ния 1. Социометрия. Изучение межличностных взаимоотношений, уровня межличностной сплочённости ученического коллектива, определение уровня приемлемости в группах мальчиков и девочек. Коммуникативные УУД Октябрь 2. Анкета «Познавательные интересы». Определение уровня сформированности интересов к учебным предметам. Личностные УУД Октябрь 3. Методика Филипса. «Шкала социально-ситуативной тревоги» Изучение уровня и вида тревожности. Комфортность и безопасность образовательной среды Декабрь 4. Методика «Групповой интеллектуальный тест». Изучение уровня умственного развития и оценка сформированности отдельных мыслительных операций. Познавательные и регулятивные УУД Апрель

Слайд 11

Результаты психодиагностического обследования позволяют: определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне; определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного); сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене; выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ; провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Слайд 12

. Для того чтобы отслеживать мотивацию и тревожность, а также продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД необходим мониторинг адаптационных возможностей учащихся.

Слайд 13

Схема психологического мониторинга Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные Методика ГИТ Методика сформированности компонентов учебной деятельности (Резапкина-Заика). Анализ процесса выполнения проекта или учебного исследования. Уровень развития учебной и познавательной мотивации (Н.Лусканова). Уровень самооценки подростка (Дембо-Рубинштейн) Анализ взаимодействия подростков в групповой работе на уроках и внеурочной деятельности. Социометрия.

Слайд 14

Работа с текстом ИКТ-компетентности Комплексные работы по предметным областям. Выполнение работ с использованием информационных технологий. Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга являются конфиденциальной информацией и заносятся в Карту развития ребёнка.

Слайд 15

№ Название программы Цели и задачи Кол-во занятий Классы 1. «Снижение уровня тревожности» Цель: создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня, соответствующего возрастной норме. Задачи : - обучение пятиклассников способам осознания и регулирования эмоций; навыкам расслабления, снятие те­лесных зажимов; - способствование повышению самооценки; - способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся. 10 5 Коррекционно-развивающие программы.

Слайд 16

2. «Развитие сплочённос-ти школьного коллектива». Цель : повышение сплоченности учащихся класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта. Задачи : развивать следующие умения у учащихся: · доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; · эмоционально сопереживать однокласснику; · сотрудничать и действовать сообща; · согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; · разрешать конфликтные ситуации; 5 5-6 Коррекционно-развивающие программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Цикл занятий по психолого-педагогическому сопровождению кадет в период подготовки к экзамену

Актуальность психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ - трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ - 9 как форма экзамена появились ...

Педагогический совет. Доклад на тему: "Организация психолого-педагогического сопровождения в школе"

Организационные моменты психолого-педагогического сопровождения....

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период дистанционного обучения - рекомендации

Итак, сбывается мечта очень многих школьников — учиться, не выходя из дома.Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, какие советы при организации дистанционного обучения можно ис...