Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников
статья по психологии

Мартынова Юлия Владимировна

У школьников очень часто нарушается психоэмоциональное равновесие в поведении, что проявляется в виде тревожности, агрессивности, ссор, конфликтности, обидчивости, ревности и т.д. В статье рассматриваются причины возникновения таких состояний, а также возможные способы их преодоления. Информация будет полезна для педагогов, работающих с младшими школьниками и родителей зтих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_snyatie_psihoemotsionalnogo_napryazheniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Способы снятия психоэмоционального напряжения у школьников.

У школьников очень часто нарушается психоэмоциональное равновесие в поведении, что проявляется в виде тревожности, агрессивности, ссор, конфликтности, обидчивости, ревности и т.д. А ведь не секрет, что данные свойства не только снижают качество учебного процесса, но и отрицательно влияют на здоровье школьников и учителей. Неслучайно у школьников в 10-12 лет выявляются в последнее время такие заболевания, как гастрит, язва, близорукость, снижение памяти и т.д.

Как же устранить негативные явления, создающие отрицательный фон психоэмоционального состояния у школьников во время учебного процесса? Ведь необходимость в этом уже возникла и требует педагогического решения.

Младшие школьники могут оказаться в состоянии психоэмоционального напряжения из-за:

-физической неподготовленности к предлагаемым учебным нагрузкам;

- завышенных ожиданий со стороны родителей;

-равнодушия со стороны родителей, недостатка родительской теплоты и заботы.

-отрицательной оценки учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде;

- нерациональное скудное питание;

-плохо организованный сон;

-дефицит свободы движений;

-реакция организма на погоду;

-неразрешенность детских проблем может также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Трудности, которые встречаются ребёнка в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее его.

Исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

 1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

 2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

 3. Ребёнок становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

 5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Методов предупреждения и коррекции психического напряжения в арсенале современной практической психологии достаточно много. Но будет правильным начинать с главного — с соответствия условий среды, в которой находится ребенок, принципам психофизиологической комфортности.

В соответствии с формулой здоровья на первое место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности.

 Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов. Хроническое недосыпание, подчеркивает С. М. Мартынов, превратилось в настоящую проблему детской медицины. Профессор А. М. Вейн говорит о том, что в процессе сна происходит очищение мозга от избыточной информации, на это указывают многие физиологи, добавляя, что во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека. А вот специалисты в области психиатрии и психологии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

Основные условия полноценного детского сна:

  1. Спальная комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда  ребёнок ляжет, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки они должны слышать изо дня в день.
  2. Обязательно пение колыбельных песен. Воспитатель может включить запись, но лучше, если дети будут слышать живой, хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они хорошо привыкли. Закончив пение колыбельной, мама должна подойти к  ребенку и тихо прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, "Засыпай, сыночек. Спи, мой хороший" и т. п.
  3. Быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребенка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях родителя ребенок тотчас расслабляется и засыпает.
  4. Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы. Причудливые и странные позы, как отмечают специалисты, не такое уж редкое явление. С. Ю. Мартынов указывает, что рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии какого-либо заболевания, либо сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребенка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть вполне конкретные причины.
  5. Например, поза вниз головой чаще всего наблюдается у детей, перенесших ушиб головы. Такое положение, отмечают специалисты, является своеобразной компенсаторной реакцией организма в ответ на травму.
  6.  Для детей, страдающих астматическим бронхитом, характерна поза с резко запрокинутой назад головой и развернутой грудной клеткой. Это тоже своеобразная защитная реакция организма, в таком положении лучше вентилируются легкие.
  7. Для детей, страдающих ночным недержанием мочи, характерной является "мертвая поза". Это поза полного расслабления мышц в положении лежа на спине. Встречаются и другие необычные позы. Специалисты не советуют менять позу ребенка, поскольку за этим неминуемо следует пробуждение. Мало того, это может привести к нежелательным последствиям.
  8. На необычную позу ребенка родителям следует обратить внимание. Некоторые дети скрипят во сне зубами Скрипение зубами во сне  может быть семейной особенностью, а может быть следствием невротических расстройств, либо поражения мозга. Такого ребенка следует направить к психоневрологу.

Психологические аспекты организации питания детей.

 Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.
Питание детей должно проходить как дома. В качестве средства профилактики психоэмоционального напряжения прием пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Для этого в столовой должна звучать спокойная музыка, неплохо украсить стены столовой изображениями, несущими в себе положительные эмоции.

В.Г. Алямовская и С.Н. Петрова предлагают использовать технологию семейного стола. Она заключается в следующем:

1. взрослые должны есть вместе с детьми,
2. за столом дети должны общаться,
3. за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка и т. д.,
4. манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат.

Почему за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь в трудной для ребенка ситуации.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического воспитания.

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.

Условием сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнять от 6 до 48 тысяч движений ежесуточно.

  Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса, следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для школьников минимально 200, и максимально до 9000 движений в час.

В начальной школе рекомендуется проводить гимнастику до занятий, физкультпаузы, желательно с релаксацией. Для 1 кл. – динамические паузы в 40 мин между двумя уроками, подвижные перемены, игры на свежем воздухе на ГПД. Во 2-4 кл.- 3 часа в неделю уроки физической культуры. В 1 – кл. -2 ч. в неделю по учебному плану. В 1 кл. по новому ФГОС во второй половине дня 6 ч. (по 2 ч. в каждом классе) отведено на занятия ритмикой, 1 час – танцами, 1 час – шахматами. Двигательная активность в течение учебного дня не менее 2 часов на каждого ученика.

Оздоровительная утренняя гимнастика.

Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр.

Подвижные игры. 

Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем

мы при этом.

Игры  предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физическая и психическая компоненты в подвижных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

 Ритмопластика.

В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.

Сказкотерапия.

По мнению Д. Соколова, целебность сказок заключается в подстройке к состоянию потенциального слушателя. И не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

Виброгимнастика.

Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Виброгимнастика может использоваться как часть утренней гимнастики, а также как физкультурная минутка во время или посте напряженной умственной деятельности. Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным.

Физкультминутки во время напряженной интеллектуальной деятельности.

Эта гимнастика выполняется с движениями и без них. Она прекрасно снимает усталость не только при напряженной интеллектуальной деятельности, но и в тех случаях, когда по разным причинам движения на длительное время ограничены. Например, в поездке на загородном автобусе или во время полетов. Эта гимнастика очень пригодится детям в школе, так как помогает снять напряжение в связи со статичностью позы. Разработана гимнастика А. Коваликом.

Музыкально-ритмическая гимнастика.

Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса, испытываемого человеком.

Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несет мощный оздоровительный заряд.

Значение музыкальных ритмов для снятия психоэмоционального напряжения велико. То, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым.

Такое же действие оказывает и воспоминание об этой музыке. В. М. Бехтерев установил, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома.

Ритмическая музыкальная деятельность чрезвычайно эмоционально насыщенна. Эту насыщенность можно дозировать: в зависимости от ситуации давать тот или иной (по качеству и количеству) заряд эмоций. Некоторые специалисты советуют, например, использовать "Утро" Грига, чтобы снять переутомление, а произведение "Король гномов" Шуберта помогает справиться с депрессивным психозом.

Психотехнические методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья.

Включение родителей в учебно-образовательный процесс.

Включение родителей в учебно-образовательный процесс повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации школьных и внешкольных занятий и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями.

Здоровьесозидающая деятельность педагога – гуманно-личностный подход.

Особое внимание уделяется личному опыту ребенка в деятельности по сохранению собственного здоровья, при этом акцент ставится на согласование формируемых у школьников мотивов данной деятельности с актуальными потребностями возраста.

Ученик – это, прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений» [Сухомлинский]. «Любовь воспитывается любовью», «Доброта воспитывается добротой», «Благородство созидается благородством» и др.» [Амонашвили].

Я работаю в коррекционной школе VII вида. В моём втором классе учатся дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план  выступает задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот,  преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности имеют и свои качественные особенности, обусловленные типом  аномалии развития. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.

При поступлении ребёнка в нашу школу, к работе с ним подключается не только учитель, но и служба сопровождения, состоящая из психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога. Я, как учитель, работаю в тесном контакте этими специалистами – делюсь своими наблюдениями, получаю рекомендации, советы.

Что же я, как учитель могу делать для детей своего класса, чтобы они не испытывали психоэмоционального дискомфорта при обучении.

Осуществлять гуманно- личностный подход.

-С первых дней нахождения в школе, я стараюсь создать максимально комфортные условия для обучения.

-Учитываю двигательную активность учеников, использую частую смену позы во время урока.

 В первом полугодии вне школьных парт мы занимались больше, чем за партами. Часть уроков мы проводили лёжа на ковре, часть -  сидя на ковре в удобных каждому ребёнку позах, мы писали, стоя у парты на коленях, подложив подушечки под ноги т.д. Таким образом, дети привыкали к статичным состояниям, а позы сменялись, что способствовало снятию усталости. Постепенно время, которое дети могли провести за партами, увеличивалось.

-Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости,  о дискомфорте и др. Я  постоянно отслеживаю состояние моих детей во время занятий, контролирую моменты наступления утомления, провожу подвижные минутки.

Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу.

Реализовывать потребности в двигательной активности через организацию:

- утренней гимнастики. Интерес к гимнастике поддерживается разнообразием упражнений и использованием подвижных игр. Комплекс упражнений разучивается  на уроке физкультуры, выполняется ежедневно за 15 минут до начала уроков. Комплекс включает упражнения на потягивания, для укрепления осанки, развития координации и равновесия и подвижную игру. Дети по желанию могут выступать в роли ведущего, показывать упражнения, отсчитывать ритм выполнения. Комплекс упражнений обновляется каждую четверть, упражнения постепенно усложняются.

-подвижных игр на переменах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность  с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в  дает возможность детям свободно выражать свои эмоции и радостное настро...

"Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы"

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу  сохранения и улучше...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...

Способы снятия психоэмоционального напряжения у школьников.

1. Основные усорвия полноценного детского сна; 2.Психологические аспекты организации питания детей; 3. профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического воспитания; 4.Психотех...