Тренинг для подростков
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

В последнее время количество подростков, имеющих сложности в адаптации, связанных с неумением устанавливать взаимоотношения с другими людьми имеет тенденцию к увеличению.  Это вызывает необходимость в разработке дополнительных форм работы с выявленной проблемой. Настоящий тренинг предназначен для развития таких коммуникативных навыков как:

- умение сотрудничать,

- умение слушать и слышать,

- умение воспринимать и понимать информацию,

- говорить самому.

Основная цель данного тренинга: расширение социального опыта подростков на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, проигрывания моделирующих ситуаций. Помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Тренинг формирования коммуникативных                                      

                         навыков у подростков

 

   

Тренинг организован для подростков, испытывающих трудности в адаптации, во взаимодействии с одноклассниками и педагогами.

Цель программы:

В процессе тренинговых занятий с использованием интерактивных игр сформировать  у подростков коммуникативные навыки, заложить основы командного взаимодействия, снизить эмоциональное напряжение, развить навыки самопрезентации.

Задачи программы:

1. Научить: распознавать чувства и настроения других; выстраивать партнерские отношения с одноклассниками; взаимодействовать со сверстниками  педагогами; работать в группе; относиться друг к другу  доброжелательно  и с пониманием.

2. Развивать: коммуникативные способности; навыки эффективного общения; уважение к мнению и позиции партнера по общению; сочувствие; чувство самоуважения.

3. Способствовать формированию: общей психологической культуры; согласованных совместных действий; чувства уверенности в себе; умения управлять негативными эмоциями и проявлениями.

Описание  группы:    по 10-15 человек (из одного класса) с разным уровнем адаптации.

Организационные условия проведения тренинга:

Место проведения  кабинет психолога  (общей  площадью  22,5   кв. м),

стулья по количеству детей, стол, фломастеры, маркеры, листы ватмана, ножницы, цветная бумага, клей, газеты.

  • общее количество часов: 10
  • продолжительность каждого занятия:  45 мин.;
  • периодичность:  один раз в неделю.

Пояснительная записка.

В последнее время количество подростков, имеющих сложности в адаптации, связанных с неумением устанавливать взаимоотношения с другими людьми имеет тенденцию к увеличению.  Это вызывает необходимость в разработке дополнительных форм работы с выявленной проблемой. Настоящий тренинг предназначен для развития таких коммуникативных навыков как:

- умение сотрудничать,

- умение слушать и слышать,

- умение воспринимать и понимать информацию,

- говорить самому.

Основная цель данного тренинга: расширение социального опыта подростков на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, проигрывания моделирующих ситуаций. Помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации.

Критерии оценки эффективности тренинга: 

-формирование установок на позитивное отношение и потребность к командным видам деятельности;

-оценка тренинга как процесса,

- повышение уровня осведомленности  по заданным темам.

Для оценки эффективности  тренинга необходимо выявить:

-эмоциональное состояние участников в начале и в конце тренинга;

-привлекательность для аудитории предложенных игр и упражнений в конце                      каждого занятия;

-динамику изменения отношения каждого к каждому из участников;

-статусные изменения каждого подростка в коллективе;

-формирование позитивного отношения к школе.

Эффективность тренинга определяется с помощью:

- неструктурированного наблюдения за поведением школьников во время проведения тренинга (отслеживая и фиксируя изменения в поведении на занятиях) и после его завершения,

- по оценке обучающихся (в конце каждого  второго занятия),

- по оценке педагогов и родителей, привлекая их в качестве экспертов,

- по повторной диагностике адаптированности к школе.

Структура каждого занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой:

•    Разминка - направлена на создание мотивации для предстоящей деятельности, сплочение участников группы.

•    Основная часть - раскрывает содержание главной темы занятия.

•    Подведение итогов - коллективная и индивидуальная рефлексия, обсуждение результатов.

                                                     Занятие 1

Цель: Мотивационная подготовка к совместной деятельности, развитие познавательной активности.

Игра «Приветствие»

Цель: эмоциональный настрой на занятие, расслабление.

Подростки получают инструкцию от психолога в свободном порядке поприветствовать друг друга не используя слов.

Затем ведущий предлагает всем взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем – здравствуйте!».

Упражнение «Презентация»

Цель: активизация внимания к своей личности.

Школьникам предлагают сесть на стулья ( которые расположены в форме круга). Ведущий предлагает каждому представить себя группе и сообщить что-то новое о себе.

Творческая работа «Моя визитка»

Цель: Развитие осознанного отношения к своей личности.

С помощью цветной бумаги, фломастеров, маркеров участники изготавливают визитки, отражающие их индивидуальность.

Затем психолог предлагает разместить все визитки так, чтобы их было видно всем, и была возможность догадаться, кому принадлежит та или иная визитка.

Упражнение «Обсуждаем и принимаем правила поведения в группе».

Цель: Учиться совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения.

Ведущий - психолог предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему и к участникам. Подростки предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (или не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом занятии.

Правила поведения:

Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака.

Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

Не обсуждать вне группы, то, что узнаем друг о друге на занятиях. Все, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей общей тайной.

Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!»

Игра «Иголочка и ниточка»

Цель: Активизация совместной деятельности, работа в группе.

Один участник берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные - «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу ведущего «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз, меняя ведущего.

Подведение итогов:

Цель: Акцентирование внимания на ключевых моментах занятия, рефлексия участниками их возможностей, чувств и эмоций.

Ведущий предлагает каждому придумать окончание предложения, которое он начинает: «Самым важным сегодня на занятии для меня было…… ...»

                                                     

                                                     

                                                            Занятие 2

Цель: Оказание помощи в распознавании своих чувств и настроений других людей.

Упражнение «Приветствие»

Цель: Формировать умение устанавливать контакт со всеми членами группы, способствовать возникновению ощущения принадлежности к группе.

Инструкция: Начните, пожалуйста, ходить по комнате — молча, ни с кем не разговаривая. Вы должны будете здороваться друг с другом за руку; но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала представьте себе, что вы встречаете близкого друга или подругу, которых вы давно не видели. Как вы подадите ему (ей) руку? Как близко подойдете к ней (к нему)? Какое выражение лица будет у вас при этом? Поприветствуйте кого-нибудь таким образом и идите дальше, здороваясь и с другими членами группы так, будто они очень хорошие ваши друзья. (30 секунд)

Теперь представьте себе, что все вы приглашены на день рождения. Вы здороваетесь со всеми, кого вы не знаете. Как в этой ситуации вы будете себя вести? Какое выражение лица будет у вас при этом? Как близко вы подойдете к партнеру? (30 секунд)

Теперь представьте себе, что вы находитесь в совсем чужой стране. Вы знакомитесь с хозяевами, пригласившими вас к себе. Как вы подадите им руку? (30 секунд)

Теперь сделайте последний круг по комнате и поприветствуйте тех участников нашей группы, с кем вы еще не поздоровались, и выразите своим рукопожатием радость встречи с ними. (30 секунд)

Игра «Перевоплощения»

Цель: Снятие мышечного напряжения.

Ведущий предлагает участникам перевоплотиться в образы, которые он будет называть, и как можно более точно передать их состояние. (Например: «грустная рваная книга», «новая веселая кукла», «удивленная бабушка», «сердитый дворник», «ленивый кот», «радостный ребенок»).

Игра «Передай эмоцию»

Цель: Развитие умения чувствовать состояние других людей.

Участникам предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны догадаться, какую эмоцию им передали.

Упражнение «Массаж в кругу»

Цель: Развитие чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости.

Во время этого упражнения вся группа садится в круг — в затылок друг другу. Каждый кладет ладони на плечи впередисидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи. Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.

Упражнение «Посылай хорошие чувства»

Цель: Развивать доброжелательное отношение к другим.

Инструкция: Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или рассерженные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...

Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...

Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)

Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...

А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три..

Анализ упражнения:

— Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?

— Кому ты посылал особенно много света?

— Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из участников?

— Что в этой игре было самым трудным для тебя?

Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых подростков. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален.

Игра «Комплименты»

Цель: Способствовать установлению в группе уважительного климата.

Инструкция: Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «добрый», «приветливый», «внимательный». Можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой интересно».

Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и добрый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все участники группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?

Подведение итогов: Игра «Я и мой сосед»

Цель: Подвести итоги занятия.

Участники распределяются в пары, лицом друг к другу. Ведущий произносит слова, все их повторяют, сопровождая движениями: «Мои руки хороши — у соседа лучше, мои плечи хороши — у соседа лучше, мои щеки хороши — у соседа лучше, мои ....., да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются)».

                                                     

                                                       

                                                        Занятие 3.

Цель: развивать навык коммуникации.

Приветствие. Игра «Молекулы»

Цель: Способствовать эффективной коммуникации, настроить на взаимодействие.

Инструкция: Подрости должны согнуть руки к плечам, а локти выставить вперед. В таком положении надо хаотично, как молекулы, двигаться под музыку. Когда музыка остановиться, надо быстро образовать молекулу, т.е. группу из нескольких человек, которые соприкасаются локтями друг с другом.

Упражнение «Разговор начистоту»

Цель: Выяснить, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми.

Инструкция: Все садятся в круг.

Сейчас каждый из вас подумает и скажет, что в ему (или ей) помогает в общении с другими людьми, а что – мешает. Надо назвать по два таких качества. В конце ведущий обобщает ответы и делает вывод, что такие-то качества помогают, а такие-то мешают эффективному общению. Можно сказать: «Наша цель – установить, как можно недостатки преобразовать в нечто полезное. Ведь наши недостатки – продолжение наших достоинств».

Игра «пум-пум-пум»

Цель: Дать возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера дать возможность вступить в открытый контакт с ведущим, привлечь внимание участников друг к другу.

Инструкция: Сейчас я загадаю какую-нибудь характеристику, которая у одних присутствует, а у кого-то может и не быть. Эта характеристика и есть пум-пум-пум. Ваша задача по очереди задавать по одному открытому вопросу. Я буду давать честные ответы. По моим ответам нужно будет догадаться, что это за пум-пум-пум. Только нельзя задавать один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?»

В конце игры ведущий подводит итог, о том, что открытые вопросы помогают лучше узнать партнера по общению.

Упражнение «Путешествие на облаке»

Цель: Расслабить мышечное и напряжение в теле.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный

Игра «Волшебная палочка»

Цель: дать каждому возможность задуматься и подвести итог прошедших занятий, развивать навык общения и групповую сплоченность.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот участник, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на наших занятиях. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Другие возможные вопросы:

— Что было для тебя на занятиях самым трудным?

— Хотел ли ты последнее время что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?

— Было ли на наших занятиях что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый участник получил слово.

Игра «Интервью»

Цель: дать школьнику возможность поддержать позитивное представление о себе.

Инструкция: - Я хочу взять у кого-нибудь интервью. Есть желающие?

- Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Мой первый вопрос звучит так: "Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год твоей жизни?"

— Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх?

— С кем ты в этом году познакомился?

— Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным?

— Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества?

— Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни?

— Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошедшего года, какой день ты бы выбрал?

— Если бы была возможность выполнить любое твое желание в новом году жизни, чего бы ты пожелал?

Далее предлагается придумать свои вопросы для интервью участникам. Разыграть пары можно при помощи жребия.

Подведение итогов: Упражнение «Я вам скажу...»

Ведущий предлагает закончить предложение в виде пожелания кому-либо или всей группе.

                                                   

                                                                   

                                                               Занятие 4

Цель: Развивать навык общения (невербальные и вербальные формы). Формировать осознанное отношение  к своей личности и своим чувствам.

Приветствие. Игра «Солнце светит для тех, кто»

Цель: Развивать чувство сплоченности.

Инструкция: Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников группы убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в центр круга.

Цель стоящего в круге – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре произносит: «Солнце светит для тех, кто …» и добавляет что-нибудь о себе или о ком-то из игроков (Например, Солнце светит для тех, у кого голубые глаза. Солнце светит для тех, кто любит сладкое. ) Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он встает и меняется местами с говорившим.

Играть можно до тех пор, пока группа сохраняет активность.

Подвести итог можно задав следующие вопросы:

- Что стало неожиданностью?

- Чувствуешь ли ты, что нашел достаточно «родственных душ»?

- Радует ли тебя, что между вами столько много общего?

Упражнение «Как поживаете?»

Инструкция: Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

            «Спасибо, хорошо».

            «Неважно».

            «Не могу даже ответить».

            «Очень хорошо живу».

            «Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение «Сила слова»

Цель: выявить слова, характерные для позитивной, агрессивной и пассивной позиции при общении.

Инструкция: Объединитесь в группы по 6-8 человек. Обдумайте и запишите 3 столбика слов, характерных для позитивного, агрессивного и пассивного поведения при ситуации налаживания контакта со сверстниками.

Ведущий записывает слова на доске. Выбирается наиболее эффективная позиция для межличностного общения, обсуждаются плюсы и минусы каждой позиции.

Упражнение «Любимые вещи»

Цель: Развивать коммуникативные способности, укреплять единство группы.

Инструкция: Сядьте по трое. Сейчас каждый из вас по очереди будет рассказывать остальным о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Надо будет постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для вас и почему вам хочется рассказать о ней. Внимательно слушайте и запоминайте, о чем говорят ваши партнеры, чтобы суметь потом рассказать об этом другим. (5 минут. Затем дети объединяются, и каждый участник рассказывает классу о вещи, которую особенно любит один из членов его тройки, и о том, почему она ему так дорога).

Анализ упражнения:

— Есть ли вещи, которые одинаково дороги многим?

— Какая вещь особенно дорога твоему лучшему другу?

— Какая вещь была тебе дорога раньше, а теперь потеряла свою значимость?

— Что ты ощущаешь, когда можешь рассказать другим о важной для тебя вещи?

Игра «Слишком много говоришь!»

Цель: Развивать умение в корректной форме критиковать, умение отстаивать сои права, не оскорбляя окружающих.

Инструкция: Иногда у нас складывается впечатление, что люди говорят слишком много или слишком мало. У вас есть такие знакомые?

Возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете объяснить людям , что они слишком много говорят; что они значительно быстрее смогут с вами договориться, если перестанут бомбардировать вас словами. Запишите пять различных вариантов того, что вы могли бы им сказать. (5-10 минут.)

Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов объяснения. Поставьте "плюс" около тех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте "минус". Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса. Теперь вы можете походить по классу, показать другим то, что написали, и послушать, что они об этом думают.

В заключение дайте участникам возможность представить свои лучшие варианты группе.

Подведение итогов:  Игра «Настроение»

Цель: развивать умение экспериментировать с образом своего «Я», подвести итог занятию.

Инструкция: Начните ходить по комнате, при этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову... Заметьте, какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие — Как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы. (15 секунд)

А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. (15 секунд)

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. (15 секунд)

Теперь — как очень пугливый человек. (15 секунд)

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. (15 секунд)

А теперь — как тот, у кого нечистая совесть. (15 секунд)

А сейчас идите как гений — вы только что получили Нобелевскую премию, (15 секунд).

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке. (15 секунд)

И в заключение вы можете сами придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой... (15 секунд)

Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращаясь на свое место, выразите всем своим телом это настроение.

                                               

                                                        Занятие 5

Цель: Формировать навык сотрудничества в группе.

Приветствие. Игра «Необычный привет»

Цель: Развивать фантазию, настроить на позитивное общение.

Инструкция: Придумайте любой жест или движение для приветствия друг друга, можно использовать слова. Затем каждый встанет с места и поприветствует всех этим жестом.

Игра «Зеркало»

Цель: Учить взаимодействовать в паре.

Инструкция: Участники разбиваются на пары, и партнеры встают друг напротив друга. Один из них медленно совершает различные движения, а второй по возможности синхронно повторяет их — как в зеркальном отражении.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

• Партнеры не должны касаться друг друга.

• Все движения должны совершаться в замедленном темпе.

• Ноги не должны отрываться от пола.

Через 2 минуты партнеры меняются ролями.

Упражнение «Семь предпосылок»

Цель: Развивать умение договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение.

Инструкция: Участники разбиваются на небольшие группы (по пять-шесть человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждая команда составляет список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др.

(5 минут.)

Теперь каждая команда должна проранжировать все эти качества по их важности для работы в коллективе (10 минут).

После этого команды сходятся вместе и представляют результаты своей деятельности. Задайте участникам следующие вопросы:

• Насколько быстро и слаженно они смогли составить список?

• Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?

• О каких качествах спорили долго?

• Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?

• Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно, чем вы это сделали?

• Научились ли вы чему-нибудь новому в этом упражнении?

• Какое качество лично вам кажется особенно важным?

• Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Игра «Распускающийся бутон»

Цель: Активизировать совместную деятельность в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого необходимо отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Когда вся группа справится с этой задачей, можно попробовать со ставить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному человеку .

Анализ упражнения:

— Насколько тебе понравилась эта игра?

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

— Быстро ли вы смогли подняться?

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Игра «Конфета в бутылке»

Цель: Формировать умение точно согласовывать друг с другом действия.

Инструкция: Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть участники кратко расскажут о результатах своих обсуждений.

А теперь я расскажу, какую именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"

По завершении попросите вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу все вместе?

Подведение итогов:

Цель: Проанализировать проведенное занятие.

- Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с заданиями?

- Зачем это надо делать?

— От чего в первую очередь зависит выполнение задачи?

                                                 Занятие 6

Цель: Формировать умение ладить с людьми.

Приветствие.

Цель: эмоциональный настрой на занятие, мобилизация энергии группы.

Инструкция: Педагог встает вместе в круг и предлагает поприветствовать друг друга разными способами: ладонями, плечами, кивком головы, улыбкой и т.д.

Затем ведущий предлагает всем взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».

Игра «Командная аэробика»

Цель: Помочь каждому участнику узнать лучше группу, мобилизировать энергию.

Инструкция: Игроки маленькими шагами (но не бегом!) передвигаются по комнате, причем каждый должен следить за тем, чтобы расстояние между ним и его ближайшими соседями не изменялось при передвижении, и комната была заполнена как можно более равномерно. руководитель дает команды образовывать различные геометрические фигуры: «Стоп! Круг!... Стоп! Квадрат!.. Стоп! Треугольник!.-» и т. д.

Медитация «Волшебные туфли»

Цель: Повысить уверенность в себе, дать возможность почувствовать себя более привлекательными.

Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что тебя пригласили на праздник. Ты стоишь в своей комнате и думаешь, как бы тебе одеться. Ты достаешь все вещи, которые хочешь надеть, и тут вдруг обнаруживаешь в глубине шкафа пару волшебных золотых туфель. Они сверкают таким ясным и теплым светом, что ты сразу достаешь их и начинаешь примерять. Они сидят на твоих ногах, как влитые. И едва ты успеваешь их надеть, как замечаешь, что чувствуешь себя теперь совсем по-другому, как будто ты стал как-то больше, значительнее и привлекательнее. И ты уверен, что в этих туфлях уже не будешь смущаться, и что все остальные будут восхищаться тобой.

Представь себе, что в этих золотых туфлях ты идешь на праздник. Едва ты открываешь дверь, как все подходят к тебе и здороваются с тобой. Каждый хочет пожать тебе руку или обнять тебя. Все в один голос говорят, что они рады тебя видеть. Ты проходишь в комнату и оказываешься в центре группы людей, которые улыбаются тебе и всем своим видом показывают, что ты им нравишься. Представь себе, что они снова и снова говорят тебе о том, как они рады, что ты пришел... И как им хорошо быть с тобой рядом. (15 секунд.)

Теперь представь себе, что ты уже собираешься уходить. Ты слышишь, как остальные говорят тебе: "Пожалуйста, не уходи, побудь еще немного с нами". Слушай, как они приглашают тебя к себе в гости. Ты улыбаешься в ответ и договариваешься с ними о будущих встречах. Уже уходя, ты слышишь, как они говорят друг другу: "Мне так нравится дружить с ним (с ней)... Как хорошо, что он (она) пришел сюда сегодня..."

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал, когда на тебе были "волшебные туфли"?

— Как другие люди показывали тебе, что ты им нравишься, и они хотят дружить с тобой?

— В каких ситуациях ты можешь использовать "золотые туфли"?

— Есть ли люди, которые временами говорят тебе, что ты потрясающий, классный или замечательный человек? Кто эти люди?

— Говоришь ли ты сам время от времени другим людям, что они тебе нравятся, и тебе приятно быть вместе с ними?

— Почему важно, чтобы люди хорошо к себе относились?

Игра «Равновесие»

Цель: учить настраиваться друг на друга в общении, сохранять равновесие.

Инструкция: Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад?

Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и отклонитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад?

А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?

Найдите себе новых партнеров.

Дайте участникам возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами.

Анализ упражнения:

— Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?

— Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером?

— С кем тебе было трудно? Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?

— Что нужно делать для того, чтобы поддерживать хорошее равновесие с партнером?

— Бывают ли в классе ситуации, где важно поддерживать равновесие?

— Есть ли такие участники группы, которые говорят слишком много?

— Есть ли такие участники группы, которым обязательно надо во все влезть?

— Есть ли такие участники группы, которые всегда держатся в стороне?

Обратите особое внимание на тех, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми.

Игра «Маленький начальник»

Цель: Всегда находятся люди, которые чрезмерно любят руководить и указывать другим, что им делать. Эта игра дает возможность увидеть, как можно различными способами реагировать на это.

Инструкция: Знаете ли вы людей, которые всегда всем указывают, что надо делать? Не называйте, пожалуйста, имен, а просто расскажите, как такие люди себя ведут...

Я передам вам сейчас один разговор на эту тему:

Андрей: Вы знаете, что я делаю с теми, кто всегда всем указывает? Я говорю им, чтобы они сматывались. А когда кто-нибудь пытается командовать мною, я просто говорю ему, чтобы он не выпендривался.

Таня: Когда ты так делаешь, Андрей, ты сам выпендриваешься. Ты сам говоришь другому, что он должен делать. Я просто говорю в таких случаях, что не люблю, чтобы мной командовали.

Коля: Мне кажется, вы оба слишком серьезно к этому относитесь. Почему бы вам просто не отойти в сторону, если кто-то пытается вами командовать? Я всегда именно так и делаю.

А как ты сам поступаешь с людьми, которые хотят всем указывать? Придумай свой вариант разговора на эту тему. Запиши так, как записывают диалог в пьесах. Возможно, тебе удастся в одном случае показать какой-нибудь хороший способ того, как можно обойтись с "маленьким начальником", а в другом случае — не самый подходящий... (15 минут.)

Теперь объединитесь по трое и покажите друг другу то, что вы написали. Обсудите друг с другом свои работы. (5-10 минут). Затем желающие могут представить свою работу всему классу.)

Анализ упражнения:

— Можно ли сказать что-нибудь хорошее о человеке, который всем указывает, что делать?

— Почему «маленький начальник» временами действует другим на нервы?

— Надо ли следить за собой, чтобы не быть временами «маленьким начальником»?

— Надо ли, наоборот, попытаться быть немного похожим на «маленького начальника»?

Подведение итогов:

Цель: Акцентировать внимание на ключевых моментах занятия, рефлексия участниками их возможностей, чувств и эмоций.

- Что полезного для вас было сегодня на занятии?

- Что было интересно?

- Что поучительно?

- Было ли кому-нибудь скучно?

                                                  Занятие 7

Цель: Формировать умение высказывать просьбу, принимать согласие или отказ от ее выполнения, умение отвечать отказом на просьбу, умение ладить с людьми.

Приветствие.

Цель: Активизировать работу в группе.

Инструкция: Запишите свое имя на листе бумаги, расположив его вертикально. Теперь на каждую букву придумаете слова, так чтобы получилось пожелание или напутствие всем членам группы. После выполнения задания пожелания зачитываются и вывешиваются на доску.

Упражнение «Чемпионат»

Цель: Рассмотреть разные случаи отказа от выполнения просьбы или разные случаи высказывания просьбы.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Каждая пара должна взять из ящика задание, которое она должна выполнить, разыграв сценку. На подготовку дается 1 минута, на выполнение не более 3 минут. Все остальные – судьи. Они оценивают выступление по 2 критериям:

- за точность выполнения задания,

- за использованные средства.

Ведущий подсчитывает очки. Чемпионы награждаются.

Анализ упражнения:

- За что вы поставили такие отметки?

 - Какие чувства испытывали?

  Игра «Новый круг»

Цель: игра помогает сфокусировать внимание, внутренне успокоиться после напряженной работы и «утрясти» опыт предшествовавшего учебного процесса, дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг к другу. Физический контакт является символом единства группы.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте все в один большой круг и возьмитесь за руки. (Если у Вас не хватает места для большого круга, то сделайте два или три маленьких.) Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в середине. Сделайте это очень медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажетесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза.

Вот и все. А теперь начните снова медленно идти к центру...

Игра «Передай маску»

Цель: Способствовать развитию умения устанавливать контакт с людьми.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Подведение итогов:

Цель: Рефлексия участниками их возможностей, чувств и эмоций.

Инструкция: Выбери цветной кружок и прикрепи его на палитру ( на доску).

Красный – было поучительно,

Зеленый – было интересно,

Желтый – было скучно.

                                                  Занятие 8

Цель: Формировать умение оказывать и принимать помощь.

Приветствие. Игра «Комплименты».

Каждый участник по кругу дарит комплимент своему соседу справа. При этом ведущий обращает внимание, что необходимо смотреть в глаза, говорить спокойным вежливым голосом.

Игра «Острова»

Цель: Формировать умение оказывать и принимать помощь.

Инструкция: В этой игре у нас будет целый архипелаг маленьких островов. Силуэты островов обозначаются разложенными газетами. В начале игры каждый участник стоит на своем личном небольшом островке. Один за другим островки «погружаются в море»,  (отрываются куски от газет). В связи с постоянным сокращением площади суши перед жителями островов встает проблема перенаселения. Все это означает, что игроки должны будут становиться все плотнее и плотнее друг к другу. Вводятся следующие правила:

• Никто не должен касаться ногами пола за пределами острова.

• На острове каждый находится в безопасности.

• Газеты нельзя двигать и передвигать к более крупным островам.

Раз за разом руководитель группы отрывает очередную часть газеты, так что игроки должны будут потесниться, чтобы суметь уместиться на этом острове всей группой.              В конце подведите итоги.

Игра «Массаж постукиванием»

Цель: Учить относиться друг к другу с теплотой и пониманием.

Инструкция: Участники разбиваются на пары. Один из игроков стоит расслабленно, расставив ноги на ширину плеч, руки свободно опущены. Массаж начинается с ног партнера, легким постукиванием обеими ладонями по направлению вверх и постепенным переходом к другим частям тела. Ритм и интенсивность постукиваний может меняться. По желанию партнера массажист может постукивать те или иные части тела по-разному — мягко или сильно, долго или сразу же переходя к другому месту. Массажист должен обратить внимание на то, чтобы очень мягко сделать массаж таких чувствительных зон, как лицо, шея или позвоночник (5 минут).

Партнеры меняются ролями. Новый массажист также старается доставить своему партнеру удовольствие и придать ему бодрости.

Игра «Рисуем по подсказке»

Цель: учить взаимопониманию.

Инструкция: Игроки делятся на пары и садятся спина к спине так, чтобы не видеть друг друга. Один из них будет «тик», а другой – «так». Всем «тикам» выдается лист с приготовленным рисунком, всем «таким» - чистый лист и фломастер.

В каждой паре «так» дожжен воспроизвести то рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» - только рисовать. На оригинал смотреть нельзя.

«Тик» должен описывать рисунок предельно точно.

Потом игроки должны ощенить оригинал и копию.

Анализ:

- Какие указания помогали?

- Какие указания запутывали?

- В какой роли вы чувствовали себя лучше?

Медитация «Сверхновая звезда»

Цель: восстановить силы от работы.

Инструкция: все стоят расслабившись и закрыв глаза. Руки вдоль тела, ноги расставлены на ширине плеч.

Представьте, что в твоем солнечном сплетении находится сгусток энергии, излучающий сильный свет. Представьте себе этот цвет. Представьте себе, что цвет наполняет твой живот и постепенно заливает грудь… бедра… плечи…спину… колени… локти… затылок… лицо… ступни… кисти… пальцы рук и ног. Позвольте этому свету заполнить ваше тело. Представьте себе, что свет становится все интенсивнее и вырывается из вашего тела, из пальцев рук и ног, головы. Представьте себе, что ваше тело светиться, как солнце, так, что вся комната озарилась светом. Если хотите, поднимите руки, чтобы свет прошел через вас. Теперь свет, исходящий от тебя, проникает все дальше… из этой комнаты … из здания … он озаряет все окружающее, всю нашу страну, леса, горы, города.

А теперь представь себе, что сет распространяется все дальше и дальше, пока не покроет всю Землю… Пошли его еще дальше – до Луны и звезд. Представь себе, что ты – невероятно сильный маяк и из твоего тела бьет источник всепроникающей энергии.

Сохрани в себе это ощущение силы и жизненной энергии. Потянись немного и открой глаза. Вы снова здесь, свежие и отдохнувшие.

Подведение итогов:

Инструкция: Все по очереди назовите свое качество, которое помогает в общении с другими людьми.

                                                 Занятие 9

Цель: Привести к выводу, что все люди разные и этим интересны друг другу. Дать понять, почувствовать что такое чувство собственного достоинства.

Приветствие : «Добрый день, шалом, салют!»

Цель: настроить на позитивное сотрудничество, повысить активность каждого участника.

Инструкция: Все встают в круг. Ведущий проносит карточки, на которых написано слово «здравствуйте» на разных языках. Все вытягивают по одной карточке и их задача, прогуливаясь по комнате, здороваться с каждым встречным на этом языке.

Упражнение «Хвалить или ругать?»

Цель: выявить, какие чувства испытывает человек, когда его ругают, и когда хвалят. Вывести на представление о чувстве собственного достоинства.

Инструкция: подростки стоят в кругу и перебрасываются легким мячом. Сначала каждый кто поймал мяч должен сказать, что значит «ругать, критиковать». Затем все обсуждают, что бы они испытывали, если бы все сказанное относилось к ним.

Затем, перебрасываясь мячом, надо говорить слова поощрения и похвалы. После чего позой и жестами передать переживания, которые бывают, когда тебя хвалят.

Далее идет обсуждение переживаний и чувств в этих ситуациях. Подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику или похвалу. Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно. Задача ведущего  - вывести школьников в этой ситуации на представление о чувстве собственного достоинства.

Упражнение « Я не такой, как все, и все мы разные»

Цель: подвести к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения.

Инструкция: Нарисуйте или опишите, что такое «радость». Ваш рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.

После выполнения задания все рисунки складываются в «волшебный ящик», все перемешивается и вытаскивается часть рисунков. Все их рассматривают. Ведущий просит обратить внимание на различие в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод, что люди по-разному понимают одни и те же вещи, что каждый человек особенный, неповторимый. Поэтому каждый незаменим и это важно понять для того чтобы ощутить свою ценность.

Анализ упражнения:

- Легко или трудно было рисовать рисунок?

- Почему?

- Что еще важно для того чтобы иметь чувство собственного достоинства?

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: Дать возможность задуматься над вопросом: «Почему я достоин уважения?»

Инструкция: Нарисуй солнце, в центре солнечного круга нарисуй свой портрет или напиши свое имя. Затем вдоль каждого луча напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

- Кто желает показать свой портрет другим? (Такие портреты выставляются на обзор).

Подведение итогов:

Цель: Подвести итог занятия.

Инструкция: Начните свой ответ так: «Мне сегодня было…»

                                             

                                              Занятие 10

Цель: учиться выражать свои чувства без агрессии и конфликта.

Приветствие.

Цель: Повысить настроение и активизировать работу в группе.

Инструкция: Поприветствуйте всех любым удобным для вас способом и скажите: «Я всем сегодня желаю…»

Игра «Камешек в ботинке»

Цель: Учить корректно высказывать свои претензии обидчику.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда : "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке…..Расскажите нам, что вас удручает.

Дайте поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.

Упражнение «Рубка дров»

Цель: Прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание.

Инструкция: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

Игра «Сладкая проблема»

Цель: Учить решать проблемы путем переговоров.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Участники, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть те, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...

—Анализ упражнения:

— Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

— Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

— Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

— В этой игре с тобой справедливо обошлись?

— Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?

— Как ты себя при этом чувствовал?

— Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Упражнение «Коробка переживаний»

Цель: Эта игра с ее "коробкой переживаний" может помочь увидеть разницу между бесполезными переживаниями и действительно важными проблемами.

Инструкция: Скажите мне, пожалуйста, о чем вы обычно переживаете? Чем озабочены ваши родители? О чем переживают ваши браться или сестры? Чем озабочены ваши учителя? Чем озабочены авторы газетных статей?

Можете ли вы назвать мне какую-нибудь важную проблему, стоящую перед вами? Чем различаются забота и переживания от важных проблем?

Я принесла для каждого из вас коробку, в которой вы можете хранить свои переживания и заботы. Возьмите себе по коробке и украсьте их... А теперь запишите все свои переживания, которые придут вам в голову, на небольшие листочки бумаги и сложите их в коробку. Храните свою "коробку переживаний" у себя дома. Раз неделю в спокойной обстановке садитесь за стол, записывайте все заботы и переживания, которые придут вам в голову, и складывайте их в эту коробку. Каждые две недели (или раз в месяц) вы должны просматривать свою "коробку переживаний". Тогда вы можете просмотреть свои заботы и посмотреть, что с ними стало за это время.

Определяющим критерием является различие между преодолимыми и непреодолимыми трудностями. Со многими трудностями мы не можем справиться, поэтому нам не остается ничего другого, как ждать, к чему приведет естественное развитие событий.

Анализ упражнения:

— Знаешь ли ты таких людей, которые создают себе слишком много переживаний и беспокойств?

— А знаешь ли ты таких людей, которые переживают слишком мало?

— Берешься ли ты время от времени за какую-нибудь проблему, которую ты на самом деле хочешь решить?

— Как ты себя почувствовал, когда записал все свои заботы и переживания и сложил их в одну коробку?

— Какие еще способы не растрачивать свои силы на лишние заботы и переживания ты знаешь?

Подведение итогов: «Аплодисменты по кругу»

Цель: эмоциональная разрядка.

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.  

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

                                                Используемая литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики и коррекционные упражнения. Изд. «Ось-89», 2005 г.
  2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками, изд. «Питер», 2012 г.
  3. Вачков И.В.  Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 2007.
  4. Пахальян В. Э. Групповой тренинг: основы организации и проведения – СПб., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....

Тренинг для подростков « Будь толерантным!»

Данный тренинг (система практических занятий) разработан для подростков 14-16 лет. Основная цель тренинга - обучение учащихся различным способам выхода из конфликтных ситуаций, толерантному поведению ...

Тренинг для подростков "Как избавиться от стресса?"

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентир...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

Тренинг для подростков «Ценности в жизни подростка»

Задачи тренинга:Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей.Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей ли...