Выступление на педсовете педагога-психолога школы Захаровой М.Г. «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».
план-конспект по психологии

Захарова Марина Геннадиевна

Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

педагога-психолога школы Захаровой М.Г.

«Типичные ошибки учителя в общении с учениками.  

Приёмы их решения».

Уважаемые коллеги, сегодня, на нашем педагогическом совете, мы рассмотрим одну из важнейших тем, которая касается ошибок, допускающих учителями в общении с учениками.

 Всем известно, что в школе существуют две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, а также средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей значимое место, а поэтому очень важно, чтобы они сложились.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач, к примеру: плохая дисциплина на уроках, отсутствие интереса к предмету, грубости учащихся и т.д.

Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания.

К примеру, это:

  1. Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
  2. Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.

3. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.

  1. Неумение выслушать, поддержать беседу.
  2. Отсутствие контакта глаз.
  3. Необъективность придирки.
  4. Невнимательность к достижениям учащихся.

Помимо ошибок в общении, существуют и личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:

К таким особенностям относятся: вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство и т.д.

Большую роль играет непосредственная оценка ученика, которую имеет учитель по отношению к учащимися.

Мы оцениваем учеников по различным критериям, к примеру:

 Мы оцениваем ученика по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, выделяем прежде всего положительные качества; слабоуспевающих же характеризуем больше с негативных позиций. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в наших глазах.

Не для кого не секрет что, учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками учителей, а непривлекательные — наоборот. Учитель, также, отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.

Помимо всех ошибок и оценки ученика существуют такие признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся, например:

• Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.

• Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.

• Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.

• Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».

• Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.

Трудности и барьеры общения также являются негативными составляющими взаимоотношения между учеником и учителем, но существуют и пути их преодоления.

Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению.

Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров.

К примеру, это может быть:

  1. Барьер несовпадение установок.
  2. Барьер отсутствия внимания и интереса.
  3. Барьер подражания.
  4. Барьер возраста и т.д.  

 Следует также сказать о психологических приемах достижения расположения учащихся. Таких приемов огромное количество, но в качестве примера назову.

1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение, которое, как мы знаем, является двух видов: вербальным и невербальным. В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального.

Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств.

Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.

Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность.

И в украшениях, и в косметике - во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.

Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.

Жесты могут быть открытые и закрытые.

Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт.

Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Если учитель невнимательно владеет данными средствами, то ученики начинают проявлять равнодушие, как к самому учителю, так и к его предмету.

Вывод: Таким образом, уважаемые коллеги, следует следить за своим невербальным общением с учениками, потому что, как оказалось, оно играет немаловажную роль, а поэтому агрессивные жесты и мимики отталкивают детей от нашей с вами личности, а именно педагогической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу....

Выступление на РМО педагогов - психологов «СКАЗКОТЕРАПИЯ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ»

― А ты кто?― Я  и сама не знаю.― Если ты не знаешь, то я тем более.― Я  знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...Льюис Кэррол."Алиса в стране чудес&qu...

Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения

Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения...

Выступление на РМО педагогов-психологов

Модель социально-психологической поддержки детей пострадавших от насилия в семье...

Выступление на ГМО педагогов-психологов

Психологические особенности  семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пути помощи и поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями в условиях образова...

Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения

Выступление педагога-психолога Александровой А. С. на педсовете. Тема «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».Педагог – психолог: В школе две главные фигур...