Геймификация – как метод формирования позитивной мотивации обучающихся
методическая разработка по психологии

Быргазова Надежда Борисовна

Геймифика́ция (от англ. слова gamification) – это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач.

Геймификация — это различное применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения обучающихся, повышения их вовлечённости в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геймификация – как метод

формирования позитивной мотивации обучающихся

Как научить ребенка, чтобы обучение было не в тягость, а в удовольствие. Это сейчас звучит особенно остро. Современные дети, увлеченные познавательно-развлекательной компьютерной индустрией с множеством возможностей и спецэффектов, требуют вовлечения их в учебную деятельность по средствам их заинтересованности, говоря при этом, что на уроках бывает «не интересно». Чтобы «возбудить аппетит ребенка» педагогам требуется применять множества приемов и техник для вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового Федерального образовательного стандарта, привел нас к необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок-мастерская; урок-консультация; урок-презентация; урок решения проектных задач). И школа теперь не столько источник информации, сколько учит учиться; а мы - учителя не проводники знаний, а личности, обучающие способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Одним из методов формирования позитивной мотивации обучающихся является геймификация обучения.

Геймифика́ция (от англ. слова gamification) – это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач.

Геймификация — это различное применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения обучающихся, повышения их вовлечённости в образовательный процесс.

В процессе обучения, вовлекая учеников в практическую значимость урока или занятия, геймификация облегчает усвоение учебного материала. С помощью игровых технологий обучающиеся включаются в учебный процесс самостоятельно, развиваются навыки, которые на обычном уроке были бы не использованы. Это принятие ответственности за свои действия, включение в практическую деятельность, повышается уровень внимательности, отдачи и желания проиграть до конца. Таким образом, это увеличивает интерактивность и делает процесс обучения больше автономным.

        Как говорил А. С. Макаренко «Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности, а «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо научиться правильно использовать игру в своей деятельности».

В основе  геймификации находятся следующие составляющие:

  1. Динамика — использование сценариев, требующих концентрации, внимания пользователя и реакции в реальном времени.
  2. Механика — использование сценарных элементов, таких как виртуальные награды, статусы, очки.
  3. Эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости.
  4. Социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр.

Способы геймифицировать обучение:

  • Веселить
  • Награждать
  • Материализовать идеи
  • Планировать уровни сложности
  • Играть в ролевые игры
  • Соперничество
  • Ситуативное обучение

Игра как средство обучения.

1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

2)  Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

3)  Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.

5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

В геймификации существует метод сторителлинга.

Помню, когда я пришла в 1 класс (а я реально училась в школе, а не сразу сороколетней тетенькой  родилась, как уверены некоторые), я умела уже читать и писать и на уроках мне было не интересно. У нас в классе был еще такой мальчик. Тогда мы подошли к учителю и сказали об этом и нам после этого стали давать другие задания. А после урока мы подходили к учителю и показывали свои работы, а еще нас просили помогать на уроках другим детям. Это я вам рассказываю для того, что если вы знакомы с геймификации в образовании, то вы тоже можете мне помогать.

Сторителлинг — это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Есть несколько типов историй, которые без труда впишутся в любой урок.

1. Историческая повесть. (Как появилась геометрия… Как изобрели первый двигатель… Как пришла идея подстригать деревья…)

2. Рассказ о процессе. Вы можете рассказать о процессе создания чего угодно, от колеса до космической станции. Самое главное, чтобы рассказы не были сухими. Не забывайте об эмоциях, динамике….

3. Когда я был ребенком…Звучит забавно, но такие истории очень интересны слушателям. Не нужно умалять свои детские заслуги, но пусть в рассказе они будут чуть меньшими, чем у ваших учеников. Такие рассказы заставляют слушателя почувствовать себя особенным. Расскажите такую историю и вы увидите, что ученики будут готовы постараться еще лучше.

Понимаем, что геймификация без оценивания невозможна.

И нам, педагогам очень важно не просто идти в ногу с новейшими технологиями, но и понимать, какие инструменты обеспечат наибольшую эффективность в конкретных педагогических условиях. Мы должны создать любому ученику максимально комфортную образовательную среду. Это одна из тех сфер жизни ученика, на которую мы можем повлиять, организовать таким образом, чтобы создать условия для развития и роста даже самым неуспевающим ученикам.

        Денежный вопрос стоял во все времена на первом месте. В процессе обучение, например, в течение месяца, обучающиеся могут за правильные ответы зарабатывать условные денежные знаки (50 денежек, 100 денежек, 200 денежек, 500 денежек, 1000 денежек). Далее можно купить сертификат дающий право на ошибку, помощь педагога на контрольной работе, помощь друга при ответе, право на невыполнения одного домашнего задания.

Как правило, такие игровые приемы способствуют формированию позитивной мотивации обучающихся. Играя с детьми важно понимать значение игр, главное не переиграть, иначе процесс геймификации превратится в бесполезный ресурс.

Литература.

  1. Г.О. Аствацатуров. Облачные технологии в практике образовательного учреждения. Методические рекомендации. М.: Сентябрь, 2018. 
  2. Благополучие детей в цифровую эпоху [Текст] : докл. к XX Апр. Б68 междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / А. А. Бочавер, С. В. Докука, М. А. Новикова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019.
  3. Никитин С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №9.
  4. https://moluch.ru/archive/113/28806/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»

Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. В данном докладе приведены  некоторые возможности при интегрированном ...

Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В рез...

Презентация «Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»

Презентация «Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации  в обучении школьников»...