Тема: "Сквернословие в нашей жизни".
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Петрова Елена Викторовна

Сверословие, брань -пороки человеческого общества. Задача психолога на коррекционно-развивающих занятиях выработать практические рекомендации по борьбе со сквернословием, способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skvernoslovie.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сквернословие в нашей жизни»

Разработала: педагог-психолог,

 Петрова Е. В.

Цель: расширить представление обучающихся о сущности сквернословия, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности  за сквернословие, привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов - сорняков.

        Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «сквернословие»;

- познакомить с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи;

- выработать практические рекомендации по борьбе со сквернословием;

- способствовать формированию культуры речи, культуры поведения;

- воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

        Оборудование: презентация по теме занятия, карточки с незаконченными предложениями, анкета для учащихся

Ход занятия

Психолог: Добрый день!

- Я рада видеть здесь всех без исключения. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну сквернословия. Готовы!

Звучит шум моря (слайд 1)

- Но сначала прошу вас ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1)

Психолог: Вот наш парусник прибыл в страну без названия, здесь нас встречают и приветствуют интересные жители.  (слайд 2)

Игра «Необычные приветствия»

- Чтобы зарядиться хорошим настроением мы под музыку друг друга поприветствуем.

 В Японии – сложив ладони на груди, прижав друг к другу, Греция – похлопать по плечу, Кения - кто выше подпрыгнет, Эскимосы – потереться спина о спину, Россия - рукопожатие, улыбка.

Наш парусник плывет дальше (слайд 3)

Психолог: отправляемся дальше и следующая остановка, это страна, которая находится за высоким забором. (слайд 4)

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

Психолог: А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех - это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.

- В этой стране живут люди больные тяжелым психическим заболеванием, встречающемся достаточно редко – «копролалия».

- Приходилось ли вам слышать об этом заболевании?

Психолог: Об этом мы погорим позже, а вначале скажите, что же нужно делать человеку, чтобы быть здоровым? (Примерный ответ детей: избавиться от вредных привычек: алкоголя, курения и т.д.)

- Чтобы узнать о какой вредной привычке пойдёт речь, я предлагаю вам послушать одну притчу из книги С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” (Слайд 5)

Притча.

 Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Какую же рану нанесла хозяйка медведю? (Примерный ответ детей: словесную, обидела словом).

- Ребята, а давайте поможем вылечиться людям этой страны!

Эстафета «Добрые слова»

- Ребята, наверняка вы слышали, что слово исцеляет человека, а какие это могут быть слова? Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его. («добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота»).

Начиная с меня, каждый из вас по цепочке должен передать соседу мяч и сказать, какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.)

-Приятно ли вам было произносить хорошие слова?

-Приятно ли было, когда вам говорили добрые слова?

Психолог. Мне кажется, у нас в классе стало, как будто немного теплее.

- А если бы такие слова звучали каждый день!

- Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова ...         

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я сегодня говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос -  грязь и lalia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к ЦИНИЧНОЙ и нецензурной брани безо всякого повода.

В нашем обществе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только подростки, но и учащиеся младшего возраста.

- А, что же такое сквернословие, мат? (слайд  6)

Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями.

Скверна – нечто гнусное, порочное.

Сквернословить – употреблять скверные, непристойные слова.

Скверный – 1. Гадкий, недостойный (человек, поступок). 2. Очень плохой (разговор, погода, настроение).

В наше время мат используется: (слайд 7)

1) для повышения эмоциональности речи, (слайд 7)

2) эмоциональной разрядки, (слайд 8)

3) оскорбления, унижения адресата речи, (слайд 9)

4) демонстрации агрессии, (слайд 10)

5) демонстрации отсутствия страха,  (слайд 11)

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов. (слайд 12)

- Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Психолог. А сейчас давайте поговорим о сленге. 

- Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое Сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.)

Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ — напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком.

- Как вы думаете, с чем можно сравнить скверные слова, нецензурную брань? С чем она у вас ассоциируется? (Грязь, дым, болото, змея, жаба, гром, туча и т.д.)

Задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

1.​ Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2.​ Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3.​ Понтово (получаю удовольствие).

4.​ Выделываться (вести себя вызывающе).

5.​ Прикол (шутка).

6.​ Отпад (замечательно).

7. Тащиться (быть в восторге).

Психолог: ребята давайте попробуем составить лозунги, антирекламу мата.

Например:

- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

У Вас на столе лежат половинки фраз, попробуйте составить лозунги.

- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

- Наше условие - долой сквернословие!

- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат).

- Мат - это помоев ушат.

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечится!

- Мат - это ядов концентрат!

- В классе мы найдем управу на словесную отраву!

- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

Психолог: Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие? (слайд 13)

Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

 В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».    

Психолог: А теперь давайте посмотрим, что происходит с кристаллами замороженной воды, под воздействием человеческой речи.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. (слайд 14)

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. (слайд 15)

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.(слайд 16 -25)

Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.  А ведь человек состоит на 80-90% из воды. (слайд 26)

Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Психолог: Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных.

(Учащиеся зачитывают рецепты)

-А во что нам предлагают психологи: (слайд 27)

Первое: не говорить плохих слов самому. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!”

Второе: Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”

Третье: Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей.

По результатам нашего занятия вам предлагается поучаствовать в анкетировании. (Приложение 2)

А сейчас мы отправляемся в страну добрых слов. (слайд 28)

Давайте попытаемся хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследить за изменениями в вашей жизни.  

Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим (слайд 29)

Упражнение «Лесенка успеха» (Приложение 3)

Психолог: давайте с вами подведем итоги нашего занятия, для этого я предлагаю вам выполнить упражнение «Лесенка успеха».

Спасибо за внимание! (слайд 30)

Приложение 1

Анкета

Уважаемый ученик ответь, пожалуйста, на следующие вопросы

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? ___________________________________________ _____________________________________________________ ________________________
4. В каких ситуациях это происходит?_____________________________________________ _____________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет?____________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?______________________________ _____________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?___________________________________________________ _____________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?_________________________ _____________________________________________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?________________________________

_____________________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета

Уважаемый ученик ответь, пожалуйста, на следующие вопросы


1. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________
2. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?____________________________ _____________________________________________________________________________
3. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Приложение 3              

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Сочинение на тему Наша жизнь в наших руках

Сочинение о поведении на дорогах....