Применение воспитательных подходов и технологий в современном обществе
статья по психологии (9 класс)
Проблема современных технологий воспитания в данное время стоит особенно остро. Она актуализируется контекстом возникшего противоречия в практике воспитания между осознанием педагогической общественностью потребности в личностно-ориентированном воспитании, позволяющем учитывать индивидуальные интересы и раскрывать потенциалы каждого ребенка, с одной стороны, и существующей тенденцией стандартизации образования для гарантированного достижения заранее заданных государственной системой результатов, с другой стороны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.А. Калистратова
Педагог-психолог
ГБПОУ «Магнитогорский
строительно-монтажный техникум»
Применение воспитательных подходов и технологий в современном обществе
Проблема и цель. Проблема современных технологий воспитания в данное время стоит особенно остро. Она актуализируется контекстом возникшего противоречия в практике воспитания между осознанием педагогической общественностью потребности в личностно-ориентированном воспитании, позволяющем учитывать индивидуальные интересы и раскрывать потенциалы каждого ребенка, с одной стороны, и существующей тенденцией стандартизации образования для гарантированного достижения заранее заданных государственной системой результатов, с другой стороны.
Цель статьи определить и описать воспитательные технологии, сложившиеся в современном мире обосновать современное применение технологий воспитания.
Современное воспитание направлено на развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, патриотизм и подготовке к защите Родины.
Некоторые подходы к современному воспитанию:
- Гуманистический. Ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребёнка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности. Цель подхода — всестороннее и гармоничное развитие личности.
- Технологический. Это систематизированная совокупность различных приёмов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.
Современные воспитательные технологии:
- Арт-технология. Воспитание, образование, развитие личности осуществляется средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
- Здоровье сберегающие технологии. Это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога укрепить здоровье обучающегося в образовательном учреждении. Посредством дыхательной гимнастики, физкультминутки, гимнастики для глаз, релаксации и тд.
Воспитание должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей между собой.Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.
Технология развития критического мышления (ТРКМ):
Цель этой технологии – развитие интеллектуальных способностей, необходимых не только в учебе, но и в обыденной жизни. Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Основу технологии составляет трехфазовая структура занятий: вызов, осмысление, рефлексия.
Задача первой фазы (вызов) – не только активизировать заинтересованность учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией.
На заключительной фазе занятия, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
На каждой стадии технологии развития критического мышления существуют свои приёмы.
Преимущества ТРКМ:
- работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- есть возможность повторения, усвоения материала;
- усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- дети становятся более восприимчивы, к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
- в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
- развивает активное слушание;
- исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
- предоставляется случай отметится в глазах товарищей и педагогов, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
ИКТ-технологии:
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ в воспитательной практике
- Поиск и сбор информации;
- Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
- Формирование и развитие школьных СМИ;
- Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
- Развитие сайта;
- Разработка грамот, дипломов и пр.;
- Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
- Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
- Информация для классных часов;
- Виртуальный музей;
- Портфолио обучающегося;
- Компьютерные карты здоровья;
- Планы самовоспитания детей;
- Игры, конкурсы, викторины;
- Обобщение опыта.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением обучающихся в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в группе регулярно возникают ссоры между обучающимися, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Педагог специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся детей на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Список литературы
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
2.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
3. Менчинская Е.А. Основы здоровье сберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
9. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и на уроках математики
Статья "Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и на уроках математики"...
Компьютерные технологии в современном обществе
Введение.Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных т...
Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."
Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Доклад по теме «Воспитательный эффект уроков технологии в современной школе миф или реальность?
В докладе я определила воспитательный потенциал уроков технологии, рассмотрела основные воспитательные задачи, решаемые на уроках, проанализировала возможности воспитательного воздействия уроков техно...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
Доклад содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...