Применение воспитательных подходов и технологий в современном обществе
статья по психологии (9 класс)

Проблема современных технологий воспитания в данное время стоит особенно остро. Она актуализируется контекстом возникшего противоречия в практике воспитания между осознанием педагогической общественностью потребности в личностно-ориентированном воспитании, позволяющем учитывать индивидуальные интересы и раскрывать потенциалы каждого ребенка, с одной стороны, и существующей тенденцией стандартизации образования для гарантированного достижения заранее заданных государственной системой результатов, с другой стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Г.А. Калистратова

Педагог-психолог

ГБПОУ «Магнитогорский

строительно-монтажный техникум»

Применение воспитательных подходов и технологий в современном обществе

Проблема и цель. Проблема современных технологий воспитания в данное время стоит особенно остро. Она актуализируется контекстом возникшего противоречия в практике воспитания между осознанием педагогической общественностью потребности в личностно-ориентированном воспитании, позволяющем учитывать индивидуальные интересы и раскрывать потенциалы каждого ребенка, с одной стороны, и существующей тенденцией стандартизации образования для гарантированного достижения заранее заданных государственной системой результатов, с другой стороны.

Цель статьи определить и описать воспитательные технологии, сложившиеся в современном мире обосновать современное применение технологий воспитания.

Современное воспитание  направлено на развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, патриотизм и  подготовке к защите Родины.

Некоторые подходы к современному воспитанию:

  • Гуманистический.  Ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребёнка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности. Цель подхода — всестороннее и гармоничное развитие личности. 
  • Технологический. Это систематизированная совокупность различных приёмов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее. 

Современные воспитательные технологии:

  • Арт-технология. Воспитание, образование, развитие личности осуществляется средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. 
  • Здоровье сберегающие технологии. Это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога укрепить здоровье обучающегося в образовательном учреждении. Посредством дыхательной гимнастики, физкультминутки, гимнастики для глаз, релаксации и тд.

Воспитание должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей между собой.Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.

Технология развития критического мышления (ТРКМ):

Цель этой технологии – развитие интеллектуальных способностей, необходимых не только в учебе, но и в обыденной жизни. Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Основу технологии составляет трехфазовая структура занятий: вызов, осмысление, рефлексия.

Задача первой фазы (вызов) – не только активизировать заинтересованность учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией.

На заключительной фазе занятия, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

На каждой стадии технологии развития критического мышления существуют свои приёмы. 

Преимущества ТРКМ:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы, к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай отметится в глазах товарищей и педагогов, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. 

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

ИКТ-технологии:

С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ в воспитательной практике

  • Поиск и сбор информации;
  • Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
  • Формирование и развитие школьных СМИ;
  • Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
  • Развитие сайта;
  • Разработка грамот, дипломов и пр.;
  • Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
  • Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
  • Информация для классных часов;
  • Виртуальный музей;
  • Портфолио обучающегося;
  • Компьютерные карты здоровья;
  • Планы самовоспитания детей;
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Обобщение опыта.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением обучающихся в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в группе регулярно возникают ссоры между обучающимися, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Педагог специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся детей на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Список литературы

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

3. Менчинская Е.А. Основы здоровье сберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

9. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и на уроках математики

Статья "Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и на уроках математики"...

Компьютерные технологии в современном обществе

Введение.Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных т...

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Доклад по теме «Воспитательный эффект уроков технологии в современной школе миф или реальность?

В докладе я определила воспитательный потенциал уроков технологии, рассмотрела основные воспитательные задачи, решаемые на уроках, проанализировала возможности воспитательного воздействия уроков техно...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...