Занятие педагога-психолога "Поведение в трудных эмоциональных ситуациях"
план-конспект по психологии
Конспект занятия составлен для профилактической работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями, вариант 1) в условиях школы-интерната.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие педагога-психолога.
«Поведение в трудных эмоциональных ситуациях»
Цель: Познакомить обучающихся с методами и приёмами нормализации эмоционального состояния в сложных жизненных ситуациях для профилактики последствий стресса.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с понятием «стресс», его причинами, проявлениями и последствиями.
- Познакомить обучающихся с методами и приёмами борьбы со стрессом.
- Научить обучающихся практически применять методы и приёмы борьбы со стрессом.
- Воспитывать ответственное отношение к своему психологическому здоровью и его сохранению.
- Воспитывать внимательное отношение к эмоциональному состоянию окружающих людей.
- Развивать мышление, речь обучающихся.
Оборудование:
- ноутбук,
- проектор,
- листы для оценки настроения (по количеству детей),
- презентация по теме «Поведение в трудных эмоциональных ситуациях»,
- видеоролики: «Зелёное настроение», «Аутогенная тренировка»,
- кинетический и обычный песок,
- карточки с методами помощи,
- листы с зашифрованной темой занятия,
- 2 маленькие куклы,
- 2 ёмкости для песка,
- игрушечное ведёрко,
- бумага,
- ручки,
- нитки или тонкая верёвочка
Ход занятия (40 мин.)
- Приветствие, определение темы занятия, постановка проблемных вопросов и цели занятия. (10 мин.)
- Здравствуйте.
- Давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, передавая рукопожатие и улыбку по кругу.
(выполнение упражнения «Ток»)
Слайд 1
- Давайте оценим ваше настроение в настоящее время (в начале занятия) (учащиеся выбирают один из трёх смайликов: жёлтый (светлое, приятное), зелёный (спокойное), красный (грустное, тревожное))
Слайд 2
- Сейчас вам предстоит самим назвать тему нашего занятия. Для этого нужно с помощью ключа расшифровать то, что записано цифрами. (учащиеся расшифровывают и называют тему занятия)
Ключ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ь |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Ы | Э | Ю | Я | |||||
28 | 29 | 30 | 31 |
Тема:
П | О | В | Е | Д | Е | Н | И | Е | |||||
15 | 14 | 3 | 6 | 5 | 6 | 13 | 9 | 6 | |||||
В | Т | Р | У | Д | Н | Ы | Х | ||||||
3 | 18 | 16 | 19 | 5 | 13 | 28 | 21 | ||||||
Э | М | О | Ц | И | О | Н | А | Л | Ь | Н | Ы | Х | |
29 | 12 | 14 | 22 | 9 | 14 | 13 | 1 | 11 | 27 | 13 | 28 | 21 | |
С | И | Т | У | А | Ц | И | Я | Х | |||||
17 | 9 | 18 | 19 | 1 | 22 | 9 | 31 | 21 |
Слайд 3
- Тема нашего занятия: «Поведение в трудных эмоциональных ситуациях». Как вы понимаете «трудная эмоциональная ситуация»? (учащиеся отвечают: «Это ситуация, которая вызывает неприятные эмоции, чувства, настроение») А какие вы знаете неприятные эмоции и чувства? (учащиеся отвечают: грусть, обида, злость, страх, зависть, усталость, волнение, печаль, одиночество, скука, тревога, напряжение и др.)
- Скажите, а какие ситуации, например, можно назвать «трудными эмоциональными», что может вызвать неприятные эмоции, чувства, настроение? (учащиеся отвечают: ссора с другом, плохая оценка, трудности в учёбе, экзамены, контрольная работа, конфликт с родителями и учителями, болезнь, неудачи в делах и др.)
Слайд 4
- Что чаще всего портит настроение вам, что заставляет вас чувствовать эмоциональное напряжение, что вас огорчает? (учащихся называют по 1 ситуации) Запишите на листочках то, что вы назвали. В конце занятия мы попробуем выбрать для вас подходящий способ помочь себе.
- Всё, что мы перечислили, это неприятные или трудные ситуации, которые могут привести к стрессу. Как вы понимаете слово «стресс»? (учащиеся с помощью педагога отвечают: стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных ситуациях и являющееся причиной физических и психологических проблем, т.е. от стресса можно даже заболеть) Важно: в этом состоянии нельзя принимать никаких важных решений, сначала нужно успокоиться, вернуться в нормальное состояние!
Слайд 5 (стресс - …)
Слайд 6 (признаки стресса: …)
- К сожалению, мы не можем полностью убрать из нашей жизни сложные ситуации. Что же делать, если мы столкнулись с неприятной ситуацией? Сегодня мы поговорим об этом.
ПРИМЕР С КУКЛАМИ (2 куклы - девочки, у которых произошла сложная ситуация – засыпало песком, как они себя чувствуют? – плохо, что делать?)
- Как мы можем определить цель занятия? (учащиеся отвечают: познакомиться с тем, как можно помочь себе в неприятных ситуациях)
- Знакомство с методами и приёмами борьбы со стрессом. (24 мин.)
Слайд 7
- Что поможет: (карточки)
- Физическая нагрузка (занятие спортом, трудом)
- Смена обстановки
- Настрой на позитивный лад, положительные эмоции, юмор
- Соблюдение режима дня
- Занятие творчеством, любимым делом
- Сладкий чай, бананы, шоколад
- Общение с приятными людьми
- Выпить воды
- Подержать руки под струёй холодной воды, умыться холодной водой
- Прогулка на природе
- Потанцевать под музыку, громко спеть песню
Слайд 8, 9
(картинки)
Слайд 10, 11, 12
- Специальные упражнения: (карточка)
Упражнение «Лобно-затылочный обхват»
На голову накладываются обе руки. Дышать следует глубоко, равномерно. «Продумывается», вспоминается или представляется жизненная ситуация, вызывающая стресс. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.
Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.
Упражнение «Крюки Деннисона»
Упражнение состоит из двух частей. Перекрестите ноги, затем перекрестите руки на груди, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на грудь. Посидите в этой позе некоторое время, дышите глубоко, закройте глаза и прижмите язык к твёрдому нёбу.
Во второй части упражнения разъедините ноги, сомкните кончики пальцев рук между собой и дышите глубоко.
Упражнение «Шалтай – Болтай»
1. Упражнение выполняется стоя, ноги вместе.
2. Обе руки расслаблены и одновременно движутся вдоль тела сначала в правую сторону, потом в левую сторону.
3. Выполнять одну минуту.
Слайд 13
(аутогенная тренировка) (карточка)
Слайд 14
- Приёмы мышечного расслабления: (карточка)
- По очереди напрягать на 10 – 12 сек. и расслаблять разные группы мышц.
- Упражнения для лица, спины и плечевого пояса, рук, ног.
- Расслабление рук.
- Упражнение «Кинг-Конг».
- Упражнение «Муха».
- Упражнение «Лимон».
Слайд 15
- Приёмы успокаивающего дыхания: (карточка)
- Дыхание на счет. На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.
- Ровное дыхание в среднем темпе: вдох через нос, выдох через рот.
- Противострессовое дыхание. Глубокий вдох через нос, задержка дыхания, выдох через нос как можно медленнее .
- Успокаивающее дыхание - короткий вдох, долгий выдох.
- Техника «глубокого дыхания» - сделать максимально глубокий вдох (надуваем живот), максимально более долгий выдох через сжатые губы.
Слайд 16
(ролики «Цветовая релаксация») (карточка)
Слайд 17
- Занятие в комнате психологической разгрузки. (карточка)
Слайд 18
- Песочная терапия: (карточка)
Взаимодействие с песком улучшает общее эмоциональное состояние. Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, наступает состояние расслабления.
ПРИМЕР С КУКЛАМИ (одна ничего не делает – и остаётся лежать под песком + сверху накрыть ведром – становится хуже, другая – помогает себе – карточками со способами помощи выгребает песок – и всё хорошо)
- Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
- Возвращаемся к листочкам с вашими трудными ситуациями (дети зачитывают – остальные подсказывают способы помощи, сам ребёнок выбирает способ для себя)
Упражнение «Клубочек»
Дети скручивают свои листочки в трубочки, обвязывают ниткой, привязывают к одной нитке, сматывают клубочек и выкидывают его.
- Давайте вспомним цель нашего занятия. Как вы думаете, достигли мы поставленной цели? (ответы детей)
Слайд 19
- Давайте оценим ваше настроение в настоящее время (в конце занятия) (учащиеся выбирают один из трёх смайликов: жёлтый (светлое, приятное), зелёный (спокойное), красный (грустное, тревожное))
Слайд 20
- Завершение занятия (1 мин.)
- Спасибо за внимание!
Приложение
Ключ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ь |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Ы | Э | Ю | Я | |||||
28 | 29 | 30 | 31 |
Тема:
15 | 14 | 3 | 6 | 5 | 6 | 13 | 9 | 6 | |||||
3 | 18 | 16 | 19 | 5 | 13 | 28 | 21 | ||||||
29 | 12 | 14 | 22 | 9 | 14 | 13 | 1 | 11 | 27 | 13 | 28 | 21 | |
17 | 9 | 18 | 19 | 1 | 22 | 9 | 31 | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...
Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.
Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....
Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»
Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...
Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...

Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....
