Занятие педагога-психолога "Поведение в трудных эмоциональных ситуациях"
план-конспект по психологии

Савельева Светлана Анатольевна

Конспект занятия составлен для профилактической работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями, вариант 1) в условиях школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие педагога-психолога.

«Поведение в трудных эмоциональных ситуациях»

Цель: Познакомить обучающихся с методами и приёмами нормализации эмоционального состояния в сложных жизненных ситуациях для профилактики последствий стресса.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием «стресс», его причинами, проявлениями и последствиями.
  • Познакомить обучающихся с методами и приёмами борьбы со стрессом.
  • Научить обучающихся практически применять методы и приёмы борьбы со стрессом.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему психологическому здоровью и его сохранению.
  • Воспитывать внимательное отношение к эмоциональному состоянию окружающих людей.
  • Развивать мышление, речь обучающихся.

Оборудование: 

  • ноутбук,
  • проектор,
  • листы для оценки настроения (по количеству детей),
  • презентация по теме «Поведение в трудных эмоциональных ситуациях»,
  • видеоролики: «Зелёное настроение», «Аутогенная тренировка»,
  • кинетический и обычный песок,  
  • карточки с методами помощи,
  • листы с зашифрованной темой занятия,
  • 2 маленькие куклы,
  • 2 ёмкости для песка,
  • игрушечное  ведёрко,
  • бумага,
  • ручки,
  • нитки или тонкая верёвочка

Ход занятия (40 мин.)

  1. Приветствие,  определение темы занятия, постановка проблемных вопросов и цели занятия. (10 мин.)

 

- Здравствуйте.

- Давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, передавая рукопожатие и улыбку по кругу.

(выполнение упражнения «Ток»)

Слайд 1

 - Давайте оценим ваше настроение в настоящее время (в начале занятия) (учащиеся выбирают один из трёх смайликов: жёлтый (светлое, приятное), зелёный (спокойное), красный (грустное, тревожное))

 Слайд 2

 - Сейчас вам предстоит самим назвать тему нашего занятия. Для этого нужно с помощью ключа расшифровать то, что записано цифрами. (учащиеся расшифровывают и называют тему занятия)

Ключ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

10

11

12

13

14

15

16

17

18

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ы

Э

Ю

Я

28

29

30

31

Тема:

П

О

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

15

14

3

6

5

6

13

9

6

В

Т

Р

У

Д

Н

Ы

Х

3

18

16

19

5

13

28

21

Э

М

О

Ц

И

О

Н

А

Л

Ь

Н

Ы

Х

29

12

14

22

9

14

13

1

11

27

13

28

21

С

И

Т

У

А

Ц

И

Я

Х

17

9

18

19

1

22

9

31

21

Слайд 3

 - Тема нашего занятия: «Поведение в трудных эмоциональных ситуациях». Как вы понимаете «трудная эмоциональная ситуация»? (учащиеся отвечают: «Это ситуация, которая вызывает неприятные эмоции, чувства, настроение») А какие вы знаете неприятные эмоции и чувства? (учащиеся отвечают: грусть, обида, злость, страх, зависть, усталость, волнение, печаль, одиночество, скука, тревога, напряжение и др.)

 - Скажите, а какие ситуации, например, можно назвать «трудными эмоциональными», что может вызвать неприятные эмоции, чувства, настроение? (учащиеся отвечают: ссора с другом, плохая оценка, трудности в учёбе, экзамены, контрольная работа, конфликт с родителями и учителями, болезнь, неудачи в делах и др.)

Слайд 4

 - Что чаще всего портит настроение вам, что заставляет вас чувствовать эмоциональное напряжение, что вас огорчает? (учащихся называют по 1 ситуации) Запишите на листочках то, что вы назвали. В конце занятия мы попробуем выбрать для вас подходящий способ помочь себе.

 - Всё, что мы перечислили, это неприятные или трудные ситуации, которые могут привести к стрессу. Как вы понимаете слово «стресс»?  (учащиеся с помощью педагога отвечают: стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в  сложных ситуациях и являющееся причиной физических и психологических проблем, т.е. от стресса можно даже заболеть) Важно: в этом состоянии нельзя принимать никаких важных решений, сначала нужно успокоиться, вернуться в нормальное состояние!

Слайд 5 (стресс - …)

Слайд 6 (признаки стресса: …)

    - К сожалению, мы не можем полностью убрать из нашей жизни сложные ситуации. Что же делать, если мы столкнулись с неприятной ситуацией? Сегодня мы поговорим об этом.

ПРИМЕР С КУКЛАМИ (2 куклы - девочки, у которых произошла сложная ситуация – засыпало песком, как они себя чувствуют? – плохо, что делать?)

 - Как мы можем определить цель занятия? (учащиеся отвечают: познакомиться  с тем, как можно помочь себе в неприятных ситуациях)

  1. Знакомство с методами и приёмами борьбы со стрессом. (24 мин.)

Слайд 7

 - Что поможет: (карточки)

  • Физическая нагрузка (занятие спортом, трудом)
  • Смена обстановки
  •  Настрой на позитивный лад, положительные эмоции, юмор
  •  Соблюдение режима дня
  •  Занятие творчеством, любимым делом
  • Сладкий чай, бананы, шоколад
  • Общение с приятными людьми
  • Выпить воды
  • Подержать руки под струёй холодной воды, умыться холодной водой
  • Прогулка на природе
  • Потанцевать под музыку, громко спеть песню

Слайд 8, 9

(картинки)

Слайд 10, 11, 12

 - Специальные упражнения: (карточка)

Упражнение «Лобно-затылочный обхват»

На голову накладываются обе руки. Дышать следует глубоко, равномерно. «Продумывается», вспоминается или представляется жизненная ситуация, вызывающая стресс. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.

 Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

Упражнение «Крюки Деннисона»

Упражнение состоит из двух частей. Перекрестите ноги, затем перекрестите руки на груди, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на грудь. Посидите в этой позе некоторое время, дышите глубоко, закройте глаза и прижмите язык к твёрдому нёбу.

Во второй части упражнения разъедините ноги, сомкните кончики пальцев рук между собой и дышите глубоко.

Упражнение «Шалтай – Болтай»

1. Упражнение выполняется стоя, ноги вместе.

2. Обе руки расслаблены и одновременно движутся вдоль тела сначала в правую сторону, потом в левую сторону.

3. Выполнять одну минуту.

Слайд 13

(аутогенная тренировка) (карточка)

Слайд 14

 - Приёмы мышечного расслабления: (карточка)

  1. По очереди напрягать на 10 – 12 сек.  и расслаблять разные группы мышц.
  2. Упражнения для лица, спины и плечевого пояса, рук, ног.
  3. Расслабление рук.
  4. Упражнение «Кинг-Конг».
  5. Упражнение «Муха».
  6. Упражнение «Лимон».

Слайд 15

 - Приёмы успокаивающего дыхания: (карточка)

  1. Дыхание на счет. На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.
  2. Ровное дыхание в среднем темпе: вдох через нос, выдох через рот.
  3. Противострессовое дыхание. Глубокий вдох через нос, задержка дыхания, выдох через нос как можно медленнее .
  4. Успокаивающее дыхание - короткий вдох, долгий выдох.
  5. Техника «глубокого дыхания» - сделать максимально глубокий вдох (надуваем живот), максимально более долгий выдох через  сжатые губы.

Слайд 16

(ролики «Цветовая релаксация») (карточка)

Слайд 17

 - Занятие в комнате психологической разгрузки. (карточка)

Слайд 18

 - Песочная терапия: (карточка)

Взаимодействие с песком улучшает общее эмоциональное состояние. Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, наступает состояние расслабления.

ПРИМЕР С КУКЛАМИ (одна ничего не делает – и остаётся лежать под песком + сверху накрыть ведром – становится хуже, другая – помогает себе – карточками со способами помощи выгребает песок – и всё хорошо)

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

- Возвращаемся к листочкам с вашими трудными ситуациями (дети зачитывают – остальные подсказывают способы помощи, сам ребёнок выбирает способ для себя)

Упражнение «Клубочек»

Дети скручивают свои листочки в трубочки, обвязывают ниткой, привязывают к одной нитке, сматывают клубочек и выкидывают его.

 - Давайте вспомним цель нашего занятия. Как вы думаете, достигли мы поставленной цели? (ответы детей)

Слайд 19

- Давайте оценим ваше настроение в настоящее время (в конце занятия) (учащиеся выбирают один из трёх смайликов: жёлтый (светлое, приятное), зелёный (спокойное), красный (грустное, тревожное))

Слайд 20

  1. Завершение занятия (1 мин.)

 - Спасибо за внимание!

Приложение

Ключ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

10

11

12

13

14

15

16

17

18

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ы

Э

Ю

Я

28

29

30

31

Тема:

15

14

3

6

5

6

13

9

6

3

18

16

19

5

13

28

21

29

12

14

22

9

14

13

1

11

27

13

28

21

17

9

18

19

1

22

9

31

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»

Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...

Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...