Школа выходного дня как консультационный пункт для родителей и организация индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми-инвалидами
статья по психологии
В статье отрожена деятельность школьного консультационного пункта в сотрудничестве с общественной организацией родителей детей инвалидов "Свое крыло" и рассмотрны основные проблемы и вопросы консультирования, особенностями работы с детьми-инвалидами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Данилина Н.С., Мулягина Г.Ю.
МКОУ СОШ №2 п. Жигалово
Школа выходного дня как консультационный пункт для родителей и организация индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми-инвалидами
Аннотация: в статье отражена деятельность школьного консультационного пункта в сотрудничестве с общественной организацией родителей детей – инвалидов «Свое крыло» и рассмотрены основные проблемы и вопросы консультирования родителей, особенности работы с детьми-инвалидами.
Ключевые слова: родители детей-инвалидов, консультирование, сотрудничество, консультационный пункт, Школа выходного дня.
Консультационный пункт МКОУ СОШ №2 п.Жигалово начал свою деятельность с 01.01.2022 года.
Цель деятельности консультационного пункта: повышение компетентности родителей в области воспитания детей.
Основными задачами консультационного пункта являются:
- Знакомство родителей ( законных представителей) с современными представлениями, сложившимися в педагогической и психологической науке;
- Информирование в обобщенном виде о психолого- физиологических особенностях развития детей;
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- Оказание методической, диагностической, консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам по различным вопросам воспитания, обучения и развития учащихся;
- Оказание содействия социализации учащихся;
- Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии учащихся;
- Обеспечение взаимодействия между МКОУ СОШ №2 п.Жигалово и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей);
- Обучение родителей (законных представителей) практическим навыкам создания развивающей среды в условиях семьи.
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности разно-профильных специалистов:
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который осуществляет методическое руководство деятельности специалистов консультационного пункта, организует лектории, семинары, ведет контроль и учет работы педагогического персонала консультационного пункта;
- педагога-психолога, который проводит диагностику психического развития, осуществляет психологическое тестирование и просвещение, проводит коррекционно-развивающие занятия (групповые и индивидуальные);
- учителя – логопеда, который выявляет уровень речевого развития ребенка, помогает сократить речевые недостатки, проводит речевые игры и упражнения;
- социального педагога, который оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, содействует в социализации детей;
- учителя – дефектолога, который своевременно выявляет и корректирует неблагоприятные варианты развития детей.
Практически сразу с момента своего существования школьный консультационный пункт начал сотрудничество с общественной организацией родителей детей- инвалидов «Своё крыло» в виде Школы выходного дня. Посетить занятия в Школе могут родители вместе со своими детьми не только из п.Жигалово, но и прилегающих поселений, при наличии возможности родители привозят ребят даже с отдаленных территорий, расположенных от поселка на 80-110 километров.
Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные.
Семья, воспитывающая ребёнка-инвалида — это совершенно особая семья, особенности которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей степени занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
В Жигаловском районе с 30 декабря 2019 года начала свою деятельность общественная организация родителей детей – инвалидов «Свое крыло». Наиболее активные родители объединились для организации досуга своих детей, для совместного решения больших и маленьких проблем, ведь зачастую семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, остаётся один на один со своими трудностями и проблемами. Как и везде, в нашем районе не хватает узких специалистов, дети-инвалиды в силу индивидуальных особенностей обучаются на дому и лишены привычного общения в школе со сверстниками и взрослыми, именно по этим причинам было принято решение об организации работы Школы выходного дня, которая работает на базе межпоселенческой библиотеки поселка два раза в месяц по субботам или воскресеньям. Для работы Школы выходного дня на текущий год утверждается график работы.
Первоначально деятельность данной организации была направлена на организацию досуговой работы, родители готовили праздники, совместные дни рождения, где ребята с ограниченными возможностями здоровья встречались, общались, радовались. Но общение и социализация не решали проблем коррекции развития, а потому с января 2022 года к деятельности общественной организации подключились консультационные пункты, созданные на базе школ и детских садов.
Узкие специалисты (логопед, педагог-психолог, дефектолог, педагоги, работающие с детьми ОВЗ) нашей школы в рамках деятельности консультационного пункта, принимают участие в работе Школы выходного дня, проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами, а также оказывают консультационную помощь родителям. Пока еще не во всех школах и детских садах нашего района есть узкие специалисты, а если есть, то они работают в режиме 5-дневной рабочей недели с большим перегрузом, а потому на индивидуальную работу на дому просто не остается сил и времени. В связи с этими фактами занятия в Школе выходного дня узких специалистов третий год являются востребованы.
Педагог – психолог проводит тренинги с родителями, детьми, направленные на снятие эмоционального напряжения, умения конструктивно общаться. С родителями собираемся за общим столом, вместе рассматриваем те или иные темы, родители задают интересующие их вопросы, обозначают существующие проблемы, на решение которых мы работаем на следующих занятиях. То есть, работа выстраивается в основном по запросу.
Чтобы организовать детей, ожидающих своего занятия, привлекаем педагогов и учащихся нашей школы, они организуют игры, мастер-классы или просто общаются, что немаловажно для успешной социализации и выстраивания взаимоотношений со сверстниками.
Учитель – дефектолог на групповых консультациях рассказывает родителям об особенностях развития их детей, информирует о возможных последствиях тех или иных ситуаций. Групповые консультации также полезны и тем, что родители могут пообщаться с другими семьями, находящимися в той же ситуации, перенять их опыт, сравнить варианты решения тех или иных проблем, поддержать друг друга. Кроме поселковых семей, которые наладили определенный контакт друг с другом на занятия Школы выходного дня приезжают родители с детьми из сельских поселений.
На индивидуальных консультациях учитель – дефектолог представляет родителям результаты диагностики, рассказывает об индивидуально-психических особенностях ребенка, дает рекомендации о путях и методах решения имеющихся у ребенка проблем в развитии. Также знакомим родителей с приемами развития психических процессов и познавательной деятельности, которые они могут использовать в домашних условиях.
Практика показывает, что родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Именно поэтому учителю-логопеду важно приобщать родителей к коррекционно-развивающей работе, знакомить с приемами обучения и развития речи; помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений; убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Именно учитель - логопед предоставляет родителям такую возможность, как участвовать в коррекционно-развивающем процессе по автоматизации звука, занимаясь по индивидуальным заданиям, а каждый родитель может проследить систему работы и динамику обучения.
В практике нашей работы проводим совместные развивающие занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика. Данная форма проведения артикуляционной гимнастики удобна для выполнения в домашних условиях, носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей.
Чтобы работу Школы как-то разнообразить, после занятий проводим различные мероприятия, вовлекая в них как детей, так и родителей. Это спортивные состязания, подготовленные тренерами-преподавателями детско-юношеской спортивной школы «Мама + Я», познавательно-театрализованное занятие «Легенды Батюшки Байкала» с проведением мастер-классов по изготовлению обитателей Байкала (нерпы, омуля) из соленого теста, тканевых игрушек и фигурок из бисера, разгадывание кроссвордов и пазлов по данной тематике.
В прошлом году к работе Школы выходного дня подключился руководитель театральной студии Дома творчества. И вторая половина дня в нашей Школе включала театральные постановки для ребят, общение с актерами, примерка костюмов и грима, а также первые небольшие ролевые пробы детей-инвалидов.
Увидев интерес детей-инвалидов к постановкам, стали привлекать ребят с умственной отсталостью к подготовке небольших постановок кукольного театра. Героев кукольного театра связали ученики старших классов при подготовке индивидуальных итоговых проектов и педагоги школы.
В рамках Школы выходного дня были также организованы экскурсии для детей-инвалидов в Рудовскую среднюю школу, где ребята и родители посетили школьный краеведческий музей, центр образования «Точка роста». В прошлом году состоялась поездка в историко-этнографический центр Святителя Иннокентия в с.Анга Качугского района.
Опыт своей работы МКОУ СОШ №2 п.Жигалово дважды представляла на районном форуме «Особые родители особенных детей», где также продолжается выявление и решение проблем семей, воспитывающей ребенка-инвалида, уже с привлечением врачей районной больницы, специалистов центра занятости населения, социальной защиты, администрации муниципального образования.
Таким образом, работа нашего консультационного пункта направлена не только на ребенка-инвалида, но и в большей степени, сопровождение их родителей. Чем раньше семья получает специализированную помощь, тем благоприятнее прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.
Список литературы:
- Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М., 2017.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.
- Сайт МКОУ СОШ №2 п. Жигалово [ электронный ресурс]. URL: https://2schoola-zhigalovo.gosuslugi.ru/
- Сайт ООРДИ «Своё крыло» [ электронный ресурс].URL: https://svoekrylo.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком, зачисленным на логопункт в 2012-2013 уч. год
Предлагается бланк для заполнения индивидуальной коррекционно-развивающей работы . Перспективный план работы заполняется после обследования ребёнка (по речевой карте)....

Проект «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей-инвалидов дошкольного возраста...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы по подготовке ребёнка к чтению и письму
Программа на основе методики М.Монтессори по книге Мари Элен Пляс...
коррекционно-развивающее занятие с детьми -инвалидами "Путешествие в страну эмоций"
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми-инвалидами "Путешествие в страну эмоций"...

Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа разработана для индивидуальной работы дефектологов с детьми с ОВЗ по различным разделам...

Школа выходного дня как консультативный пункт для родителей и организация индивидуально-развивающей среды с детьми-инвалидами, стр.41
Представлен опыт работы с детьми-инвалидами и их родителями в Школе выходного дня...
