Главные вкладки

    ЛОЖЬ В ОБЩЕНИИ. Беседа для родителей
    консультация (10 класс) по теме

    Степанова Татьяна Николаевна

    В вопитании подростка очень важно умение доверять друг другу. Но очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда трудно отличить правду от лжи... 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lozh_v_obshchenii.docx51.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛОЖЬ В ОБЩЕНИИ

    В нашей жизни бывает немало ситуаций, когда необходимо «отделить зерна от плевел», распознать, правду или нет, говорит ваш собеседник, чтобы планировать дальнейшие отношения с этим человеком. Мы должны быстро принимать решения, и поэтому просчитать, правду или неправду говорит собеседник, становится особенно важно.

    Для успешного обмана нужно учитывать желания человека, которого хотят обмануть. Если определить, чего больше всего хочет человек, и преподнести ему обман как исполнение желаний – он обязательно «купится».

    Существует иерархия человеческих потребностей, предложенная американским психологом А.Маслоу:

    1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение.
    2. Потребность в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.
    3. Потребность в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
    4. Потребность в уважении (почитании): компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.
    5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.
    6. Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота.
    7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

    Вот вам те ключи, которые откроют любые двери. Это те кнопочки, на которые нажимают, желая нас обмануть.

    Использование состояний любви и ревности. Влюбленный человек смотрит на мир, а особенно на предмет своей любви через розовые очки, сквозь призму своего чувства. Как пишет Ю.Щербатых, возникающее у мужчин  чувство влюбленности часто используют для оказания давления на любвеобильных «джентльменов». За любовью, как правило, следует ревность, вызывающая еще более сильные эмоции. Подчас она так сильно охватывает человека, что доводам рассудка уже трудно бывает достучаться до разума. И это может быть использовано.

    Использование благородных мотивов. У человека может быть два мотива любого поступка: один – настоящий, и другой – который красиво выглядит. В глубине души мы прекрасно знаем подлинный мотив, а далеко не всегда горим желанием говорить о нем открыто. И здесь расчет мошенников прост: они предлагают совершить поступок, который удовлетворяет тайные желания, но одет в изысканные одежды поступка благородного. Например, попросить мужчину помочь открыть дверь квартиры красивой девушке, которая забыла дома ключи и муж которой сейчас в командировке.

    Использование сильных эмоций. Иногда чтобы обмануть человека, его нужно как следует разозлить. Другой сильной эмоцией является страх. Именно страх особенно эффективно позволяет манипулировать человеком. Стоит только зародиться этому чувству, и человек быстро теряет способность к разумным действиям. И можно легко направлять поступки испуганного человека. Возбуждение подозрений при помощи косвенных намеков также является испытанным и старым способом обмана. Полунамеками, постепенно, в сознание жертвы вносят изменения, это делается «вроде бы случайно».

    Использование индивидуальных особенностей. У каждого человека существует свой собственный «золотой ключик», который позволяет проникнуть к нему в душу и воздействовать на его мысли и поступки. Вот что писал Бальтасар Грасиан, испанский священник, в своей книге «Придворный человек, или Карманный оракул»: «К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У каждого – своя страстишка – они разные, ибо различны природные склонности. Все люди – идолопоклонники, кумир одних – почести, других – корысть, большинства – наслаждение. Штука в том, чтобы угадать какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще измененный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку – победа над своевольной натурой тогда обеспечена». Основной набор таких ключей: жадность, глупость, страх, преклонение перед всем значительным, неординарным, гордость, тщеславие, честолюбие. Такой человек чутко реагирует на похвалу и злиться, если его не замечают. Пользуясь лестью и пренебрежением, можно очень многого добиться.

    Использование жадности. Обман, построенный на жадности, применялся еще в древности. Жадность зачастую является именно тем крючком, на который ловятся люди, желающие мгновенно разбогатеть. Но бесплатный сыр, как мы знаем, бывает только в мышеловке.

    Определим признаки, по которым можно судить о сходстве и различии неправды, обмана, лжи. Российский психолог В.В.Знаков предлагает характеризовать различия по трем основным признакам:

    - фактическая истинность или ложность утверждения,

    - вера говорящего в истинность или ложность утверждения,

    - наличие или отсутствие у говорящего намерения ввести в заблуждение слушающего.

    Эти три признака дают основание для классификации разновидностей правды и психологического анализа отличий о  ее антиподов – неправды, вранья, лжи и обмана (слайд).

    Правда, «случайная правда» - человек говорит то, что, по его мнению, соответствует истине, фактам, он верит в истинность своих слов и не имеет намерения обмануть собеседника.

    Способность человека различать правду и ложь в сообщении собеседника зависит от умения понимать саму реальность, причинные связи, лежащие в основе природного и социального мира. Этому мы учимся еще в раннем детстве. Взрослые люди понимают различия между правдой и ложью, но не всегда замечают разницы между правдой и истиной.

    Неправда – заблуждение – представлены наиболее характерные признаки неправды в общении людей. Такую разновидность неправды можно считать эквивалентом заблуждения: человек верит в реальность существования чего – то, но ошибается – в результате он говорит неправду, считая ее правдой.

    Возьмем, к примеру, нарушенные обещания. Человеческие заблуждения могут проявляться как в отношении к реальным фактам, так и в прогнозах возможного развития событий. Мы живем в мире, изобилующем парадоксальными ситуациями, в которых один из партнеров не лжет, сознательно не извращает фактов, но тем не менее часто говорит неправду. В частности, нарушенные обещания политиков далеко не всегда следует осуждать как ложь. Могут просто измениться обстоятельства и выполнение обещания станет нецелесообразным. Если же человек, давая обещание, собирался его выполнить, но потом не смог или не захотел, то он говорил неправду.

    Человек может говорить неправду не только потому, что заблуждается, но и потому, что неправильно понимает причины и следствия; именно это часто и ведет к «случайному» высказыванию неправды. Нельзя считать ложью случайно сказанную неправду.

    Неправда – это уже другой вид искажения информации. Человек может сознательно исказить факты, но не специально, а в шутку или потому, что не находит других способов воздействия на окружающих. Сюда можно отнести различные формы иносказания (ирония, аллегория, метафора и т.п.), т.е. слова и выражения, обретающие в контексте речи смысл, противоположный их буквальному значению.

    Ирония построена на противопоставлении буквального значения сказанного скрытому за ним смыслу. И, следовательно, прямое значение высказывания всегда оказывается неправдой. Получается, что, для того, чтобы понять иронию, необходимо сопоставить буквальное значение со скрытым смыслом, т.е. неправду с правдой. Например, мама пятилетнего мальчугана, вернувшегося с улицы перепачканным в грязи, может всплеснуть руками: «Ну и красавец ты сегодня!». Произнося в слух противоположное тому, что подразумевается, человек хочет, чтобы слушатели поняли смысл, а не буквальное значение сказанного. Таким образом, его утверждение не соответствует фактам, он не верит в истинность произносимого, но не имеет намерения кого – либо обмануть.

    Вранье –это социокультурный феномен, характерный для российского самосознания и, по мнению В.В.Знакова, оно представлено у нас в значительно большей степени, чем у других народов.

    Вранье представляет собой чрезвычайно интересное явление. Ф.М.Достоевский в статье «Нечто о вранье» писал: «С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть не лгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи: лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями».

    Слово «врать» в русском языке употребляется обычно в тех случаях, когда речь идет о чем – либо малосущественном, незначительном. В словаре В.И.Даля слову «врать» соответствуют следующие значения: «лгать, обманывать словами, облыжничать, говорить неправду, вопреки истине; говорить вздор, небылицу, пустяки; пустословить, пустобаять, молоть языком, суесловить, хвастать, сказать небывальщину за правду».

    Вранье можно объяснить и социально – экономическими факторами, и индивидуально – психологическими. Оно проявляется в конкретных ситуациях. Мы говорим о вранье, когда нужно оценить человека, а не истинность его высказываний.

    Обман следует описывать на основании двух его главных признаков.

    Человек, который обманывает, не искажает факты, а создает у своего собеседника ложное представление о предмете обсуждения. Прямых искажений истины нет. Скорее, это не вся правда, потому что частично факты сообщаются настоящие, а другая часть, важная для понимания целого, просто опускается. Создается эффект обманутого ожидания. Человек, которого обманывают, на основе полученных сведений прогнозирует развитие событий, тогда как события развиваются совсем иначе. В чем состоит цель обмана? Мышление направляется по стереотипному пути, когда ситуация в общем – то знакома. Именно поэтому обманутый всегда является невольным соучастником обмана: он жертва – собственной ошибки. Этот принцип часто применяется при продаже печально известных тайм – шеров. Вы покупаете на определенное количество лет неделю проживания на солнечных берегах. Кажется, что это дешевле, престижнее. На поверку же путевка, приобретенная через туристическое агентство на тот же срок и того же класса, оказывается в 2-3 раза дешевле. И здесь нет никакой мистики. Просто существуют очень значительные скидки для групп как на билеты, так и на проживание в гостиницах. Хотя продавцы тайм – шеров и говорят правду, но не всю.

    Мнимая ложь. В общении людей часто складывается ситуация, когда человек думает, что он солгал собеседнику, а реально лжи не было. Для квалификации лжи как психологической категории достаточно, чтобы один из партнеров по общению думал, что он лжет, т.е. умышленно искажает факты. Но если он ошибается, то это уже субъективная, а не объективная ложь. Человек может лгать, сообщая собеседнику истину. Нелогично? Да. Но в жизни такое встречается. Например, вам очень не хочется, чтобы любимый человек уезжал куда – то один. Вы ему сообщаете, что самолет или поезд отправляется на час позже. А потом вдруг оказывается, что это вы перепутали, и поезд действительно отправляется в то время, которое вы назвали. Объективно сказав истину, вы солгали.

    Самообман. «Не робей перед врагом, - писал Козьма Прутков. – Лютейший враг человека – он сам». Только сам человек может наиболее успешно обмануть себя, да так хорошо, что никто его не разубедит. Когда человек чувствует, что его обманывают другие, он противится этому, но сложнее осознать свое заблуждение. Они есть у всех, у одних больше, у других меньше. С точки зрения психологии общения и взаимопонимания самообман представляет собой особый случай внутреннего диалога: здесь и обманывающий, и обманутый в одном лице. Ситуации, ведущие к самообману, обычно связаны с тем, что человек, получая неприемлемое для него знание, не верит или отрицает его.

    Умолчание (сокрытие) – это передача неполной истинной информации, в результате чего жертва совершает ошибку. Человек утаивает какую – то информацию, не говоря при этом ничего такого, что бы не соответствовало действительности. Но все считают,
    что умолчание и ложь – это одно и тоже, поэтому, если есть выбор, как солгать, люди чаще предполагают о чем – то промолчать, нежели открыто искажать факты. У сокрытия много преимуществ. Во – первых, скрывать легче, чем подтасовывать факты. Ничего не нужно выдумывать. Нет риска попасться из - за того, что не вся «легенда» не отработана заранее. Сокрытие предпочтительнее и потому, что оно носит пассивный характер и кажется менее предосудительным, чем фальсификация. Его также много легче прикрыть впоследствии, если оно будет разоблачено. Человек не заходит слишком далеко. Есть много оправданий : незнание, желание сказать об этом позже, плохая память.

    Селекция – избирательный пропуск к жертве выгодной обманщику информации.

    Передергивание – это такой способ подачи информации, когда привлекается внимание только к фактам, наиболее выгодным для источника информации, это сознательное подчеркивание только одних сторон явления, выгодных обманщику. Сюда же можно отнести создание соответствующего оформления, которое преподносит предмет под определенным углом зрения.

    Искажение – преуменьшение, преувеличение или нарушение пропорций. Типичный пример искажения пропорций передаваемой информации – сводки с мест боев. Американский психолог Ф.Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу «своей» позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, а в пользу «другой» стороны – наиболее слабые.

    Переворачивание – перемена местами, замена «Черного» на «белое». Еще польский писатель – юморист Е.Лец писал: «Никогда не изменяйте правду!». Это может быть подмена целей: когда твой интерес выдается за интерес другого человека.

    Фальсификация – это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. Это может быть лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикация фактов, документов.

    Легко утаить уже пережитую эмоцию и намного труднее – переживаемую в данный момент, особенно если это сильное чувство. Ужас скрыть труднее, чем беспокойство, ярость – труднее, чем раздражение.

    Лучшая маска – это ложная эмоция. Чаще всего в качестве маски применяется улыбка. Она является противоположностью всем отрицательным эмоциям: страху, гневу, страданию, отвращению. Еще одна причина популярности улыбки как маски состоит в том, что это самое легкое для произвольного воспроизведения из всех мимических проявлений эмоций.

    Перечислим основные закономерности, необходимые для понимания технологии искажения информации:

    1.Внимание человека может быть сконцентрировано на ограниченном числе объектов. Используя в своих интересах это свойство внимания, обманщик может увеличить объем информации и человек окажется не в состоянии его воспринять, сразу разобраться в сложной обстановке. Можно отвлечь внимание человека на что – то эффектное, и он забудет проверить существенное, важное.

    2.С течением времени уменьшается способность человека к концентрации произвольного внимания, происходит утомление нервной системы.

    3.Внешние раздражители требуют постепенной адаптации к ним нервной системы и всего организма в целом. Благодаря большому жизненному опыту некоторые люди интуитивно осознают этот механизм и успешно используют его для обмана других людей.

    4.Для искажения информации может использоваться и свойство человека забывать какие – то события или считать, что эти события забыты.

    5.Когда случается что –то неожиданное для человека, он должен узнать, что же произошло. Например, звон упавшей монеты на долю секунды привлекает к себе внимание. Основная хитрость в таких случаях состоит в том, чтобы раздражитель был достаточно неожиданным, иначе человек сможет затормозить ориентировочный рефлекс волевым усилием.

    6.Искажение информации может быть не замечено, когда оно предполагает сокрытия сильных эмоций. Чаще всего обманщики терпят неудачу из – за того, что просачивается какой-нибудь признак скрываемой эмоции.

    Выделяют два типа информации:

    - моноканальная информация определяется интонацией, темпом, позой, дыханием, тембром, голоса. Управляется только правым полушарием.

    - стереоканальная информация определяется движением правой или левой руки, покраснением, мимикой правой или левой стороны лица. Управляется правым полушарием.

    Для того чтобы преодолеть недоверие собеседника, необходимо соблюдать следующие три правила:

    1. Правосторонняя информация должна быть симметрична левосторонней информации (если улыбаться, то улыбаться симметрично)
    2. Монокональная информация должна соответствовать знаковой информации. Если имеется хотя бы одно несоответствие приведенным правилам, возникает недоверие.
    3. Чтобы собеседник быстро и легко воспринял ваши слова, необходимо целенаправленно адресовать информацию и правому, и левому полушариям, учитывая специфику их деятельности.

    Когда человек сознательно лжет, возрастает эмоциональное возбуждение и увеличивается количество движений руками и ногами, направленными на контакт с телом.

    Не всеми мышцами, порождающими лицевую экспрессию, одинаково легко управлять. Некоторыми мышцами лица сознательно управлять почти невозможно. Можно попытаться замаскировать чувства улыбкой, но и она не скроет всех признаков переживаемой эмоции, она проявится опусканием век и наморщиванием лба; могут напрячься антагонистические мышцы (улыбку удовольствия могут уменьшить сжаты губы и сокращение мышц подбородка). Часто подавление эмоций с использованием антагонистических мышц может придавать лицу неестественный или напряженный вид. Достоверные мышечные движения локализуются главным образом на лбу.

    Признаки, которые позволяют предположить, что данное выражение лица притворно:

    - асимметрия (на обеих сторонах лица выражаются одни и те же чувства, но на одной стороне сильнее, чем на другой. Это верная примета того, что человек на самом деле не переживает чувство, а лишь демонстрирует его);

    - временные характеристики (продолжительно, более 5 сек, напряжение мышц является эмблемой или имитацией);

    - локализация относительно речи, изменение голоса, жестикуляции (если выражение эмоции после слов запаздывает, то велика вероятность того, что она фальшива).

    Отговорки

    Даже осторожного человека может выдать то, что Зигмунд Фрейд определил как оговорку. В «Психопатологии обыденной жизни» Фрейд показал, что ошибочные действия, такие, как обмолвки, забывание знакомых имен и ошибки при чтении и в письме не случайны, а значимы и говорят о внутренних психологических конфликтах. Обмолвки, писал он, выражают «нечто, о чем не хочется говорить; они становятся разновидностью самовыдачи». Обычно в определении того, выдает ли оговорка неистинную информацию, должен помочь контекст, в котором она произошла.

    Тирады

    Это тоже признак, по которому можно судить о том, что человек искажает информацию. Тирада отличается от отговорки. Грубая речевая ошибка не ограничивается одним – двумя словами. Информация в этом случае льется потоком. В разговоре надо обращать внимание на уклончивые ответы или изощренные уловки. Некоторые люди, искажающие информацию, уклончивы в ответах, многословны и дают даже больше информации, чем требуется.

    Речевые ошибки

    Они включают междометия, такие, как «ах», «а-а-а», «э-э-э»; повторы типа «я-я-я хочу сказать, я действительно»; обрывки слов «мне дей-действительно понравилось».

    Конгруэнтность слов и поведения

    В процессе искажения информации подсознание работает автоматически и не зависит от сознания. Поэтому бессознательные жесты и телодвижения могут выдать человека, если не будут сочетаться с тем, что он говорит. Ложь часто выдается несоответствием между словами, голосом, телом, лицом.

    Удлинение пауз между словами

    Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Колебание перед началом реплики, особенно при ответе на вопрос, должно вызвать подозрение, так же, как и короткие паузы в речи, если они повторяются. Необходимость обдумывать каждое слово, прежде чем его произнести, - взвешивать альтернативы, подыскивать слова или мысли, проявляется в слух. При ответах на неожиданные вопросы очень важна реакция человека: если он не владеет истинной информацией, то, как правило, делает паузу, собираясь с мыслями и выбирая наиболее удачный ответ. Такая пауза сама по себе уже является сигналом удвоить бдительность.

    При передаче неистинной информации наблюдается:

    1. Несогласованность движений глаз с содержанием речи, т.е. несоответствие мыслей, ощущений или слов человека его репрезентативной системе. Так, собеседник с преобладающей визуальной системой может подозрительно часто употреблять словосочетания аудиалиста (слышал, прислушивался, громко, тихо)
    2. Несогласованность мимики и движений глаз.
    3. Рассогласование жестов, движений (рук, корпуса), мимики и движения глаз, т.е. элементов невербальной передачи информации с вербальной.

    «Если подозреваешь кого - либо во лжи, - притворись, что веришь ему; тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел скрыть, - притворись неверящим; он выскажет и остальную часть истины».

    Для определения истины целесообразно применять разнообразные методы и способы: это могут быть логический анализ поступающей информации; выявление искажения информации по телесным признакам; индивидуальный подход к собеседнику, основанный на использовании его личностных качеств, и знание его слабостей и черт характера; усыпление бдительности; эффект неожиданности; блеф; притворное сомнение в правдивости оппонента. Всегда, в любом деле комплексный подход к решению проблемы более эффективен.

    Что затрудняет определение неистинной информации

    Ложь труднее обнаружить, когда:

    - человек знал, что ему надо будет солгать и заранее подготовился;

    - требуется просто скрыть какую – то информацию, а не фальсифицировать ее;

    - для человека, которого пытаются обмануть, искажение информации не будет иметь негативных последствий;

    - объект лжи доверяет собеседнику и не ожидает от него неистинной информации;

    - искажение информации санкционировано и ответственность за нее несет кто то иной, а объект лжи анонимен либо имеет сильно отличающиеся этические нормы и моральные ценности;

    - лицо которому выдают неистинную информацию
    ,вынужденно скрывать свою подозрительно и должно выглядеть доверчивым.  Основные усилия будут затрачиваться на поддержание образа простака в ущерб тщательному анализу поведения собеседника;

    - эмоциональность искажающего информацию приводит к затруднениям при определении смысла тех или иных невербальных признаков;

    - существует необходимость определить искажение информации на слух, т.е. человека, с которым разговариваешь, невозможно видеть (например, по телефону).

    Что помогает выявлять неистинную информацию

    - Необходимость скрывать не только информацию, но и чувства, захватившие человека, искажающего информацию, в момент разговора. Особенно это трудно в отношении отрицательных эмоций, когда надо сохранять невозмутимость и нет возможности спрятать одну эмоцию под маской другой;

    - личное знакомство между человеком, искажающим информацию, и лицом, которому выдается неистинная информация, а также их принадлежность к одной и той же социальной и культурной группе, что позволяет избежать ошибок, связанных с индивидуальными и культурными различиями в поведении;

    - объект обмана известен как честный и порядочный. Это чаще вызывает у искажающего информацию человека угрызения совести;

    - высокая значимость успеха лжи для искажающего информацию человека. Парадоксально, но чем сильнее человек хочет солгать, а значит, больше стремится контролировать свое поведение, тем больше вероятность быть к уличенным во лжи: его поведение будет казаться отрепетированным и недостаточно спонтанным. Кроме того, поскольку невозможно успешно контролировать все каналы передачи информации, весьма вероятно появление несоответствий, рассогласований, например, между лицом и телом, лицом и голосом, движениями тела, которые будут передавать отличную информацию;

    - отсутствие непосредственного контакта между человеком, искажающим информацию, и объектом лжи. Поскольку в ситуации такого контакта приходится что – то говорить, следить за темой разговора, внимание объекта отвлекается от задачи обнаружения неистинности информации.

    НАСКОЛЬКО ВЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ?

    Наблюдательный человек по внешним приметам многое может сказать о людях. Гениальной наблюдательностью обладал Шерлок Холмс. Воспринимая внешний вид, движения, поступки и поведение человека в целом, внимательный наблюдатель получает возможность проникнуть в его внутренний мир: распознать потребности, интересы, чувства, характер собеседника. Различные характеристики поведения человека, его внешнего облика позволяют наблюдателю правильно понимать разнообразные телесные сигналы собеседника. Человека, который умеет наблюдать, сложно обмануть.

    Надеемся, ч то этот тест поможет вам проверить, насколько вы владеете этим искусством. Прочтите вопросы и ответьте на них не задумываясь.

    1. Вы, заходя в какую – то организацию:

    а) обращаете внимание на расположение столов и стульев;

    б) обращаете внимание на точное расположение предметов;

    в) разглядываете, что висит на стенах;

    2. Встречаясь с человеком, вы:

    а) смотрите ему в лицо;

    б) незаметно оглядываете его с ног до головы;

    в) обращаете внимание лишь на отдельные части лица (глаза, нос)

    3. Что вам запомнится из увиденного пейзажа?

    а) цвета,

    б) небо;

    в) чувство радости или грусти, охватившее вас тогда

    4. Когда вы утром просыпаетесь, то:

    а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать;

    б) вспоминаете, что вам снилось;

    в) обдумываете, что произошло вчера

    5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:

    а) проходите вперед, ни на кого не глядя;

    б) разглядываете тех, кто рядом;

    в) обмениваетесь двумя – тремя словами с теми, кто к вам ближе всего

    6. На улице вы:

    а) наблюдаете за транспортом;

    б) смотрите на фасады домов;

    в) наблюдаете за прохожими

    7. Когда вы смотрите на витрину, то:

    а) интересуетесь лишь тем, что может вам пригодиться;

    б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно;

    в) несколько раз внимательно рассматриваете каждый предмет

    8. Если дома вам нужно что – то найти, то вы:

    а) сосредоточитесь на том месте, где могли оставить этот предмет;

    б) ищите везде;

    в) просите других помочь вам.

    9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей, вы:

    а) волнуетесь;

    б) вам становится смешно;

    в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят

    10. Вам предложили сыграть в азартную игру, правил которой вы не знаете. Вы:    а) пытаетесь научиться в нее играть и выиграть;

    б) отказываетесь от этой затеи через какое- то время;

    в) вообще не играете

    11. Вы кого – то ждете в парке и:

    а) внимательно наблюдаете за тем, кто рядом с вами;

    б) читаете газету;

    в) вообще не смотрите

    12. В звездную ночь вы:

    а) пытаетесь разглядеть созвездия;

    б) просто смотрите на небо;

    в) вообще не смотрите

    13. Читая книгу, вы:

    а) помечаете карандашом то место, до которого дошли;

    б) оставляете закладку;

    в) доверяете своей памяти

    14. О своих соседях вы помните:

    а) их имя и отчество;

    б) их внешность;

    в) ни то, ни другое

    15. Оказавшись перед сервированным столом:

    а) восхищаетесь его изысканностью;

    б) проверяете, все ли на месте;

    в) смотрите, все ли стулья стоят как нужно

    Проверьте ваши результаты по таблице, а потом сложите очки


    КЛЮЧ

    РЕЗУЛЬТАТ

    От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Вместе с тем, вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.

    От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.

    От 74 до45 очков.  Вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает сколько – нибудь серьезных психологических проблем.

    Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже собственные поступки, не то, что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать эгоистом?

    Список используемой литературы:

    1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999

    2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

    М., 1997

    3.Бирах А. Психология мимики. М., 2012

    4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. Спб.,1996

    5. Горский Д.П. Логика. М.,1963

    6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В4т.Спб.,1997

    7.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.,1996

    8.Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М.,2007

    9.Знаков В.В. Психология понимания правды СПб., 1999

    10. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М.,1993

    11. Курбатов С. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д.,1996

    12. Лебедев В.И. Постижение личности. М.,1999

    13. Немов Р.С. Психология: В 3кн. М.,1997

    14.Пиз А. Язык телодвижений. М.,1995

    15. Пословицы русского народа /Сб В.Даля: В3-х т.М.,1993

    16.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.,2000

    17. Фаст Дж. Язык тела. М.1995

    18. Фрейд 3.Психология бессознательного. М.,1990

    19.Фрейд З. Психопаталогия критического мышления. СПб.,2010

    20. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М.,2011

    21. Экман П.. Психология лжи. Киев, 1999


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Культура общения" - беседа с учащимися 9-11 классов

    Мы педагоги!!! И наша задача вырастить "людей с большой буквы". И мы не перестаем сражаться с проблемой общения между учащимися, между учащимися и их родителями, учащимися и педагогами. Я стараюсь дон...

    Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

    небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

    Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )

    Беседа с родителями на  волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....

    Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

    О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

    Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?

    Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...

    «Деловое общение» беседа по телефону

    Менеджмент в образовании....

    Беседа с родителями «Общение детей в социальных сетях»

    laquo;Общение детей в социальных сетях»...