Главные вкладки

    Острова одиночества
    консультация (9 класс) на тему

    Куличкова Ольга Александровна

    Родительское собрание на тему: "Острова одиночества"

    Цель: информирование родителей о проблемах взаимоотношения подростков в современных семьях; выработка алгоритма взаимодействия.

    Основная задача: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель успешного взаимодействия с детьми.

    Коррекционные задачи: достижение способности к объективной самооценке (коррекция самооценки), способности к осознанию и устранению проявлений психологической защиты. Реставрация, коррекция подавленной или искаженной системы эмоционального выражения себя, а с этим и укрепление адаптивности. Достижение самостоятельности, способности отвечать за собственное поведение. Реабилитация “Я” в собственных глазах, достижение уверенности в себе и реставрация чувства достоинства. Коррекция системы ценностей , потребностей их иерархии. Приведение притязаний в соответствие с возможностями. Коррекция поло-ролевого самоощущения и поведения, коррекция поведения. Принятие адекватной роли.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu_ostrova_odinochestva.doc146 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание  на тему: "Острова одиночества"

    Цель: информирование родителей о проблемах взаимоотношения подростков в современных семьях; выработка алгоритма взаимодействия.

    Основная задача: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель успешного взаимодействия с детьми.

    Коррекционные задачи: достижение способности к объективной самооценке (коррекция самооценки), способности к осознанию и устранению проявлений психологической защиты. Реставрация, коррекция подавленной или искаженной системы эмоционального выражения себя, а с этим и укрепление адаптивности. Достижение самостоятельности, способности отвечать за собственное поведение. Реабилитация “Я” в собственных глазах, достижение уверенности в себе и реставрация чувства достоинства. Коррекция системы ценностей , потребностей их иерархии. Приведение притязаний в соответствие с возможностями. Коррекция поло-ролевого самоощущения и поведения, коррекция поведения. Принятие адекватной роли.

    Для проведения родительского собрания необходим граф проектор, мультимедийная презентация, листы бумаги формата А4, фломастеры.

    Родительское собрание рассчитано на аудиторию родителей учащихся средней и старшей школы. Тема собрания выбрана с учетом интересов родителей. Родительское собрание ведут  классный руководитель и учащиеся 9-го класса.

    Алгоритм проведения собрания:

    -приветствие социального педагога

    -рассказ притчи «Солнце и ветер»

    -сообщение темы собрания

    -выступление учащегося (ведущего)

    -упражнение Главная проблема в конфликтах с ребенком

    -выступление учащегося (ведущего)

    -упражнение Скажи что чувствуешь…

    -выступление учащегося (ведущего)

    -упражнение Семейное воспитание

    -выступление учащегося (ведущего)

    -упражнение Тест

    -выработка рекомендации

    -благодарность за участие, выступление творческой группы

    Ход собрания

    Классный руководитель. Дорогие родители! Наше сегодняшнее собрание не совсем обычно, вернее – совсем не обычно, наша встреча посвящена семейному воспитанию и конфликтам с детьми. Ее основная задача - выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель успешного взаимодействия с детьми.

    Конечно, выявление проблем, связанных с семейным воспитанием, а именно с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви - километры шагов» (Стендаль).

    Начать нашу встречу хочется с рассказа старой притчи (читают учащиеся по ролям):

    Рассказчик. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто их них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

    Ветер - Посмотри, как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

    Сказал - и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

    Рассказчик Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

    Солнце.  - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

    Классный руководитель.  Они постоянно у нас перед глазами, а что мы знаем о них? Сегодняшние подростки, вчерашние дети, завтрашние взрослые… знаем кое что о физиологии и даже психологических особенностях возраста… А еще? Знаем  еще некоторые их тайны, чаяния и надежды...

    Справедливости ради надо добавить, что если речь идет все-таки о наших собственных так сказать подростках, хотя термин “собственные” даже в применении к родным детям следует употреблять крайне осторожно, мы знаем, конечно же, гораздо больше. Ведь то, что мы видим в первом приближении и слышим даже, и, даже, вероятно, понимаем, далеко не всегда соответствует не только действительности, но и взгляду с той, другой, с их стороны…

    И здесь начинается самое главное – мы глубоко убеждены – в большинстве случаев – что правы именно мы, а вовсе не они, что нам “виднее”, “лучше знать”, у нас есть “жизненный опыт”, мы взрослее наконец, старше, умнее, мудрее…

    И они, подростки, это замечательно понимают, видят, и с присущей истинным “детям природы” естественностью и непосредственностью, нам об этом заявляют. Нередко весьма недвусмысленно, открытым текстом.

    этот остров необитаем.
     – Что, совсем необитаем, да?
     – То есть абсолютно.
     Ю.Ким

    Наш пресловутый подросток, он сам и есть этот остров, обитателей на котором нужно найти, при условии, конечно, что остров мы хотим освоить, раскрыть его тайны, а проще говоря – научится жить не только своей, но и его жизнью, сделать этот “остров” частью своей вселенной и самому стать частью его “островного” мира.

    Что вкладывают в “свое” определение сами подростки…

    Ученик-1 “…Подросток – это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

    Ученик-2 …это сгусток энергии, амбиций, энтузиазма, наивности, ветрености, да и вообще я считаю, что подросток это несформировавшийся плод-монстр, от которого никогда не знаешь, чего ожидать. Подросток это истинное воплощение бездонного пространства, его возможности безграничны, если конечно есть на то желание.

    Ученик-3 …это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь

    …это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

    Ученик-4 … это, на мой взгляд, тот человек у которого в жизни появляются первые секреты от родителей, друзей. …это тот человек, который уже может отличить плохого человека от хорошего.

    Ученик-5 … это человек, у которого появляется в сознание такое слово, как “маска”.

    Давайте посетим эти одинокие подростковые острова, и познакомимся с их обитателями, узнаем, что же подчас волнует наших детей. Хочу сразу оговориться, озвученные ситуации не обязательно существуют в нашем классе, но они существуют порой глобальными проблемами в глазах наших детей.

    В этом нам помогут учащиеся нашего класса

    Ученик-1. Жила-была я. Я – маленькое существо, живущее здесь не знаю зачем, не знаю почему. Иногда мне хочется быть большой, высокой, чтобы все тебя увидели, оценили, поняли. Иногда мне хочется быть еще меньше, еще незаметнее. Я очень хочу найти человека, который бы понял меня, оценил со всеми моими недостатками. Я очень себя люблю, такую, какая есть. Везде и всегда я разная. Когда мне плохо я смеюсь. Я не люблю показывать как мне плохо, одиноко. В школе меня знают как тихого, смирного ребенка. Ребенка, который любит посмеяться, который не будет шалить, который поможет любому, если в этом будет необходимость. Дома я редко смеюсь, чаще грущу. Где я могу себе показать, какая я есть на самом деле, так это в деревне. Там я чувствую себя человеком, человеком, которому не надо претворяться. Там я езжу на мотоцикле, лазаю по заборам, в общем, делаю то, что я хочу, а не то, что надо. Знаете? Конечно, знаете – жизнь очень сложная штука. В ней не так легко разобраться. Почему так бывает? Например, ты любишь – тебя не любят; тебя любят – ты не любишь.… Почему? Господи! Как бы я хотела быть любимой и любить! Люди редко понимают другого человека, а как бы хотелось, чтобы понимали…

    Классный руководитель. “Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…” Антуан де Сент-Экзюпери. (Слайд 1)

    У практически каждого подростка возникает конфликт противоречий с самим собой, с сверстниками, родителями. Изложенная ситуация демонстрирует нам конфликт девушки с родителями, ее внутреннем миром.

    Выполняется упражнение.

    Упражнение «Главная проблема в конфликтах с ребенком»

    Материалы: листы бумаги (формат А4.) и коробка.

    Ход упражнения

    1. Раздайте каждому участнику собрания лист бумаги.

    2. Скажите, что вы просите каждого ответить на вопрос: - Что для Вас является главной проблемой в конфликтах с Вашим ребенком?

    3. Предупредите о том, что задание анонимное, но писать надо разборчиво, чтобы написанное можно было легко прочесть. Напомните участникам о необходимости работать самостоятельно.

    4. Время на выполнение задания 5 минут.

    5. Соберите листки с ответами в коробку и перемешайте их.

    6. Пусть каждый участник по очереди вытянет первый попавшийся лист с ответом и зачитает его всей группе.

    Типичные ответы участников:

    - «Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга», «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берет ремень», «Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства», «Наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», «Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет», «В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает»,

    7. Пусть участники собрания по желанию закончат неоконченное предложение «Конфликт - это...».

    8. Выслушайте все ответы.

    Поблагодарите.
    Типичные ответы участников:

    - «Болезненное состояние всех его участников», «Опустошение, разочарование», «Неизбежность, когда есть повод», «Столкновение, после которого люди могут очень отдалиться друг от друга», «То, после чего за себя всегда стыдно», «Способ разрешать наболевшее».

    Таким образом конфликт - это разногласие между членами семьи, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей.

    Ученик 2. “Иногда мне кажется, что я одна в этом мире. А вокруг нет ни одного близкого мне человека, который мог бы помочь, разделить со мной мое одиночество. Я чувствую свою беспомощность и ненужность. Недавно моя мать прочитала мое письмо, которое я написала своей подруге. А когда я пришла домой, она меня отчитала. Я чуть было не сошла с ума от злости, ненависти, несправедливости и обиды. Убежала из дома, но потом, конечно, вернулась. Деваться было некуда. Не знаю, что мне делать. Иногда меня посещают мысли о самоубийстве. Меня все достало” (Анна, 16 лет).

    Классный руководитель.  Следует отметить, что не всегда острое чувствование одиночества заметно окружающим. Иногда даже самые близкие люди не предполагают, что подросток глубоко страдает из-за переживания оторванности, изолированности от окружающих. Давайте проанализируем ситуацию девушки… Мысли о самоубийстве… Это крайняя точка и дай Бог чтобы она не осуществилась. Со слов психологов если человек единожды совершил попытку самоубийства, которая к счастью не удалась, то очень высок риск ее повторения. А основная причина суицида – это все тот же конфликт.

    Выполняется упражнение

    Упражнение «Скажи, что чувствуешь»

    Цель: лучшее осознание родителями понятия конфликта, создание его метафорического образа.

    Ход упражнения. Участники получают инструкцию ведущего: «В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Давайте исследуем, как он отражается на их внутреннем состоянии. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется у него слово «конфликт», какой образ подсказывает вам ваше воображение».

    После первого «круга» произвольных ассоциаций можно задать следующие вопросы:

    Если конфликт - мебель, то какая?

    Если конфликт - посуда, то какая?

    Если конфликт — одежда, то какая?

    Все ответы участников записываются на доске и выводится общее понятие категории «конфликт».

    Типичные примеры идей участников:

    «Конфликт - это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению».

    “Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…” Антуан де Сент-Экзюпери. (Слайд 7).

    Надо сказать, что обычно людям необходимо одиночество для размышления о себе и смысле собственной жизни, осознанности принятия решений. Поэтому можно сказать, что с одной стороны, состояние одиночества выполняет важнейшую функцию – развитие самосознания подростка, а в некоторых случаях и выработке его собственной духовной позиции. Но с другой стороны, надо понимать, что продолжающееся в течение длительного времени устойчивое чувство одиночества может истощить жизненные силы человека, привести к депрессии, а в особо острых случаях – и к суициду.

    Признаки депрессии у детей и подростков. (Слайд 8).

    Признаки суицидальной угрозы. (Слайд 9).

    “Так я и жил в одиночестве, и не с кем мне было мне поговорить по душам…” Антуан де Сент-Экзюпери. (Слайд 10).

    Ученик 3.  “Если честно, то больше всего я боюсь, когда получаю плохую оценку. Мне хочется сквозь землю провалиться. Мама ругаться будет, вернее, не то чтобы ругаться, а укорять, а это еще хуже. Слушать, что она мне жизнь отдала, а я… Сама не знаю, но самое страшное, это сказать ей об этом или о чем-нибудь таком. Например, когда я была поменьше, ездила в лагерь. Там у нас в одном отряде вшей нашли и мыли чем-то, чтоб их вывести. Я тогда так сильно испугалась за то, а вдруг у меня тоже, как я маме объясню. Но все обошлось” (Надя, 16 лет).

    Ученик 4.  Иногда так хочется, чтобы тебя выслушали, или спросили банальное: “Как у тебя дела?” Ведь в этом нет ничего особенного” (Алеша, 16 лет).

    Ученик 5. “Когда мне было 12 лет, мне всегда хотелось, чтобы мама была дома, когда я прихожу, или хотя бы оставляла записку. Я очень радовалась, когда заходя на кухню, видела висящий на холодильнике листок. Я бросалась к нему, но обычно в нем не было ничего, кроме: “обед в холодильнике, пожалуйста, помой посуду и полей цветы”. И мне не хотелось делать ни того, ни другого” (Катя, 16 лет).

    Социальный педагог.  Вот такие ситуации были представлены детьми. Это то что их волнует, то чего они бояться, то что они ожидают. Сейчас предлагаю вам разделиться на небольшие группы. И попытаемся вместе проанализировать , типичные ситуации, с которыми мы сталкиваемся практически ежедневно.

    Выполняется упражнение

    Упражнение «Семейное воспитание»

    Цель: выявить причины конфликта со стороны взрослых и со стороны детей.

    Метод: работа в малых группах.

    Материалы: карточки с заданием, ватман, маркеры, скотч по числу малых групп.

    Ход упражнения

    Объедините участников собрания в 6 малых групп. (Это можно сделать, например, с помощью названия цветов, стран, месяцев года.)

    Предложите группам сесть в разных углах аудитории. Попросите членов каждой малой группы сесть в кружок.

    Распределите роли в малых группах: «ведущий», «хронометрист», «стенографист», «лаборант», «докладчик» (ролевая принадлежность выбирается с помощью визитной карточки, врученной в хаотичном порядке).

    Дайте инструкции по каждой роли.

    «Ведущий» организует обсуждение. «Хронометрист» следит за временем выполнения задания. «Стенографист» записывает за участниками группы их высказывания. «Лаборант» обеспечивает группу необходимыми материалами (ватман, скотч, маркеры). «Докладчик» представляет результаты работы всей группе.

    Каждой малой группе дайте задание - карточку с ситуацией для анализа. Отведите на выполнение задания 10 минут.

    Карточки к упражнению «Семейное воспитание»

    Ситуация 1. Подросток обманул родителей: сказал, что идет в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию - конфликт.

    Ситуация 2. В семье очень болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребенка (есть печальный опыт у одного из членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт.

    Ситуация 3. Дочь встречается с пареньком из «неблагополучной» (по мнению родителей) семьи. Они всячески ограничивают ее общение с «предметом юношеских грез». Однажды, когда парень, решившись, пришел прямо к ним домой, чтобы увидеть девушку, родители высказали ему все, что думали по поводу «так называемой любви». Результат - «море» слез, конфликт, отчуждение.

    Ситуация 4. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком (как она считает) толстая и не может поэтому никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды, в сердцах, обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»).

    Ситуация 5. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодежных субкультур. Он обрил голову, носит (даже в школу) перчатки «без пальцев», куртку с заклепками. От педагогов - масса претензий, так как стиль одежды «дополняется» и соответствующими манерами. Родителей в очередной раз пригласили в школу. По возвращении они ультимативно заявили сыну свои требования, краткая суть которых: «Или мы - или заклепки!» Сын же говорит, что не будет предателем и не изменит имидж. А если родители не согласны, Он уйдет из дома и будет жить у товарища, тот согласен.

    Ситуация 6. Подросток «зарос» двойками. Из школы непрерывным потоком следуют жалобы учителей, родители «принимают меры», но ничего не меняется. Юноша ушел в себя, грубит, пропускает уроки. И вот однажды во время очередного конфликта он заявляет родителям, что машины ремонтировать можно и не имея среднего образования и эту постылую учебу он намерен прекратить. Родители, имеющие высшее образование, в ужасе. Что делать?

    По окончании работы групп заслушиваются отчеты докладчиков. Доклады могут быть подготовлены либо в устной, либо в графической форме.

    Ученик-1. Особенно значимым для нас является вера родителей в наши возможности. Для этого необходимо в семье доверительное общение. Однако, чаще всего общение между подростком и родителями сводится к разговору об уроках или контролю за поведением. А мы только открываем наш внутренний мир, изучаем его. Нам очень важен ваш интерес и внимание. Поэтому подростки могут расценивать внимание родителей только к внешней стороне жизни как безразличие к их жизни в целом.

    Ученик-2. “Мне бы хотелось почаще видеть отца. Ну не в смысле того, что его вообще дома не бывает. Но он приезжает, и все время сидит за компьютером. Хотелось сходить куда-нибудь всей семьей, на коньках покататься. Чтобы отношения у нас были не просто там “папа – это папа. Здравствуйте, дядя”. А чтобы папа был еще и другом, чтобы можно было посидеть, поговорить.

    Ученик-3.  “Они оставляют мои проблемы только мне. Однажды я подслушала разговор своей матери с подругой по телефону…она (мать) сказала, что я для нее обуза. В этот момент я хотела умереть, но об услышанном ей не рассказала (Лиза, 16 лет).

    Классный руководитель. Мы много слышали из уст наших детей о проблемах, которые свойственны большинству подростков, о том как они пытаются сами реагировать на эти проблемы. Давайте и мы с вами попытаемся изучить свое поведение в конфликте с помощью небольшого теста. И так на ваших столах карточки…

    Упражнение «Тест»

    Цель: оценить уровень склонности к конфликтам участников встречи.

    Метод: тест «Оценка склонности к конфликту». Материалы: бланки ответов, инструкция для каждого участника.

    Тест для родителей «Оценка склонности к конфликту»

    (методика В. А. Алексеенко)

    Инструкция. Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отмечаете кружочком, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает, что это свойство не проявляется вовсе.

    Рвется в спор

    7654321

    Уклоняется от спора

    Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений

    7654321

    Свои выводы излагает извиняющимся тоном

    Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать

    7654321

    Считает, что проиграет, если будет возражать

    Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов

    765432 1

    Сожалеет, если видит, чтр другие не принимают доводов

    Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента

    7654321

    Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента

    Не смущается, если попадает в напряженную обстановку

    7654321

    В напряженной обстановке чувствует себя неловко

    Считает, что в споре надо проявлять свой характер

    7654321

    Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

    Не уступает в споре

    7654321

    Уступает в спорах

    Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта

    7654321

    Считает, что люди в споре с трудом выходят из конфликта

    Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

    7654321

    Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

    Итого баллов

    Интерпретация результатов. На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки - кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов - на высокую, 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

    Каждый из нас взрослых проанализировал свои взгляды, ценности, и каждый из нас пользуется определенной системой ценностей, которая позволяет воспитывать своего сына или дочку и гордиться ими. Уважаемые родители предлагаю вам поделиться жизненным опытом, рассказать о успехах семейного воспитания (По желанию родители могут поделиться своим опытом)

            Психологами разработаны рекомендации по взаимодействию с детьми. Особенностью подобных рекомендации является то, что составлены они от имени ребенка (раздаются памятки)

    Уходят они от нас…. От болезненности нашей и обреченности, от нездоровой нашей любви и от нелюбви нашей уходят они. Вчерашние дети, не так уж давно, казалось бы, пришедшие в мир, они как-то удивительно быстро повзрослели, не успев даже, как следует вырасти. А мы – взрослые, которые тоже были, когда то такими же, как они сейчас, опять ничего не заметили. У нас свои заботы и хлопоты, у них – свои. Наши – работы и семьи, долги, личная жизнь и ушедшие в недалекое прошлое “общественные поручения”, повседневность… Их – улицы, дожди и осенние листья. Неразделенная любовь и недетские обиды, дома, манящие в сумерках тысячами огней. Но огни – в домах, а они – на улицах. У них свой мир, почти взрослый, но с детским ощущением беспомощности, желанием тепла и защиты. Совсем не сказочный мир и до нереальности настоящий. И только усталость общая, у нас и у них. Одна на всех, зыбкая и рассеянная, сыроватая, как вечерний туман, уходящая, возвращающаяся, неизбывная…

    Учащиеся хором. И все-таки мы верим, что все у нас будет хорошо. Вы только оглянитесь, мы – рядом! (Слайд 13).

    Звучит песня «Все будет хорошо» в исполнении творческой группы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

    Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

    Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

    Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

    Социальный проект "Дом без одиночества"

    Предлагаемый проект направлен на оказание помощи и социальной поддержки проживающим в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов»....

    Классный час: «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений»

    Тема «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений» была выбрана, потому что оно  проблема одиночества сегодня особенно актуальна среди молодежи. Она спрятана внутри каждого из нас. М...

    Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

    Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

    Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

    Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....