Главные вкладки

    Методические рекомендации родителям «Использование игровых приемов в обучении и воспитании детей с умеренной степенью умственной отсталости» 21.03. 2019 г.
    консультация

    Чиряева Дина Рафиковна

    Методические рекомендации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx28.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на родительском собрании «Использование игровых приемов в обучении и воспитании детей с умеренной степенью умственной отсталости»


    Влияние игры на развитие ребенка с умеренной степенью умственной отсталости оказывает огромное воздействие. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с умеренной степенью умственной отсталости психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

    В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя, ребенок с умеренной степенью умственной отсталости разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок  начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.

    Никогда не заставляйте ребенка играть, если ему этого не хочется. Давление и настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. Прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за настольными играми. Игры для умственно-отсталых детей рассматриваются не как забава, а как повседневная терапия, проводимая регулярно и целенаправленно.

    Игры с крупами

    Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: − «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и ощутит; − «Посыпалась фасоль с горохом — надо же, а вот и град. Какой он сильный, не правда ли?»

    Игры с водой

    Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.

    Игры с камнями

    Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.

    Игра «Узнай фигуру»

    Игра обучает навыкам названия геометрических фигур, узнавания их формы, а также развивает тактильную чувствительность. Используются фигуры двух разных размеров (круг, квадрат, овал, треугольник и др). Ход игры: на полу взрослый выкладывает большие фигурки, а маленькие он одевает ребенку на запястье руки. Сначала ребенок ощупывает ту фигурку, что находится у него на руке. Далее его задача состоит в том, чтобы найти соответствующую фигурку среди лежащих на полу, но только большего размера. Ребенок, найдя нужную фигуру, встает на нее, и говорит, как она называется. Игра считается законченной, когда ребенок отыщет все фигуры.

    «Дай такую же игрушку»

    Покажите ребенку, как среди различных рассыпанных игрушек Вы выбираете два одинаковых кубика или два одинаковых мячика и кладете в корзину. Попросите его повторить действие, помогая на первых порах.

    «Яркие стаканчики»

    Цель игры научить ребенка забрасывать мелкие предметы в определенный сосуд. Лучше всего если сосуд (стаканчик). А бросать в него можно, например, бусинки или горошины. Для заинтересованности можно потрясти стаканчик около уха, послушав, много ли горошин попало внутрь.

    Игра «Найди мячик»

    Игра направлена на развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи. Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Для игры понадобится озвученный мяч (с бубенчиком внутри). Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски. Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади. Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

    Игра «Море волнуется»

    Игра развивает координацию и умение ориентироваться в пространстве. В ней могут принимать участие от 2 до 6 человек. Для игры потребуется коврик, матрас или гимнастический мат. Все играющие садятся на мат, коврик или матрас. Это будет «лодка». Ведущий передвигается по площадке, и, назвав имя какого-нибудь игрока, произноси следующие слова: «Море волнуется». Игрок, чье имя назвали, выходит из «лодки» и берет за руку ведущего. Далее вызывается следующий игрок и так далее. Тем самым образуется длинная цепочка игроков, которые двигаются за ведущим, взявшись за руки. Ведущий может водит за собой играющих бегом, шагом, поскоком в разных направления, заворачивая цепочку змейкой и прочее. Неожиданно он произносит: «Море спокойно!». По данной команде задача игроков заключается в том, чтобы занять свое место в «лодке». Проигрывает тот, кто последним занял свое место. Далее игра снова возобновляется.

    Игра «Птички»

    Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков. Все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся. Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: «Коршун!». Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.

    В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...

    Программа индивидуального обучения учащейся 8 класса с умеренной степенью умственной отсталости. 2017г.

    План1.Пояснительная записка2. Календарно-тематический план3.Требования к уровню подготовки учащейся4.Критерии и нормы оценки знаний и умений5. Учебно-методический комплекс...

    Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости

    Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости...

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....