Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"
классный час (8 класс) на тему

Наталья Владимировна Соколова

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Есть Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

              Тема урока: «Экология культуры» (Устный журнал)

    Разработал учитель русского языка и   литературы : Соколова Наталья Владимировна

                                     Санкт-Петербург  2008

Есть  русская интеллигенция!

 Кто говорит, что нет, - ЕСТЬ!

 Не масса индифферентная,

 А совесть страны и честь! (Е.Евтушенко)

 

    Цели мероприятия : познакомить учащихся с этапами жизненного пути Д.С. Лихачева, формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, формирование гражданской позиции.

    Задачи:  на доступном материале познакомить с этапами жизненного пути академика, чтение  и краткий комментарий фрагментов из «Писем о добром», знакомство с понятиями «экология культуры», «экология памяти», «экология языка», необходимых для понимания современной действительности и осознания истинной ценности человеческой жизни.

Творческие задания  для  работы в группах: подготовить материал по темам  «Исчезнувшие храмы Невской    заставы», «Похвальное слово русскому языку»,  используя фразеологизмы, поставить  живую картину, чтобы остальные узнали фразеологизм и объяснили его значение.

 Оформление:  экран   для демонстрации слайдов  презентации, выставка книг о жизни и творчестве Д.С.Лихачева, творческие работы учащихся и родителей.  

Слово учителя:  Сегодня  на уроке мы познакомимся с письмами Д.С. Лихачева, адресованными    молодым людям.  Сам Лихачев написал посвящение: «Современникам и потомкам – посвящаю». Они называются «Письма о добром». Я очень хочу, чтобы вы знали об этом человеке, как можно больше. Я очень хочу, чтобы вы научились читать и понимать его произведения. Я очень хочу, чтобы они дошли до вашего сердца.

Слайд  Первая  страница  «Жизнь, отданная Отечеству»: (Текст слайда) «Академик, выдающийся ученый, которым гордится Россия, Гражданин в полном смысле этого слова, народный депутат СССР, член многих иностранных академий, почетный доктор многих  университетов, лауреат Государственных премий, обладатель российских и зарубежных орденов,  первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, первый кавалер ордена апостола Андрея Первозванного «За веру и отечество» - таким был Д.С.Лихачев».

(Текст слайда) «Им была прожита  с сознательно зорким вниманием долгая  жизнь посреди катаклизмов сменявших    друг друга эпох».(Сергей Аверинцев)

       Д.С. Лихачев родился в начале века в петербуржской семье. Он стал   свидетелем всех значимых событий бурного XX века.

     Годы учебы  в гимназии, в реальном училище К.И. Мая.

Революция, гражданская  война, учеба  в Ленинградском университете,  после защиты диплома обвинение  в контрреволюционной деятельности,  тюрьма и ссылка на Соловки. Освобожден досрочно,  в связи с окончанием строительства Беломоро - Балтийского канала.

    Великая Отечественная война, осажденный Ленинград, блокада,  ладожская  Дорога  Жизни.

    После войны страстное желание работать, работать и сохранять прошлое, сохранять и искать ответы  на вопросы настоящего. Автор многих книг по истории  литературы,  статей на публицистические темы.

( Слайд )  «Он вводил нас в мир высокой русской  культуры и полузабытых

ценностей  жизни».  (Даниил Гранин) 

( Слайд) Есть русская интеллигенция,

               Кто говорит, что нет, - ЕСТЬ!

               Не масса индифферентная,

               А совесть страны и честь! (Е.Евтушенко)

Таким интеллигентом и был Дмитрий Сергеевич Лихачев.

 Я открываю  письмо сорок первое:

«Мы заботимся о своем здоровье и здоровье дру гих, следим за правильным питанием, за тем, что бы воздух и вода оставались чистыми, неза грязненными. Загрязнение среды делает челове ка больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству».

«Как называется наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды?»-  ответ на этот вопрос открывает вторую страницу нашего журнала .

Слайд   Страница вторая «Экология культуры»

 «Но экология не должна замыкать ся только задачами сохранения окружающей среды.  Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не под лежит ни малейшему сомнению. За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, кото рыми по праву гордятся ленинградцы.

Человек воспитывается в окружающей его культурной сре де незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — три умфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежеднев но впитывать впечатления, которые так или ина че получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит, постепенно обогащаться духовно».

Слайд : «Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое».

«Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нрав ственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов вто рой. Да и нет между ними пропасти.

 Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение ок ружающей природы. Если природа необходима че ловеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нрав ственной жизни, для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисцип лины».

Страница третья  «Экология памяти»

«Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одно временно перед людьми будущего, которым про шлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о про шлом есть одновременно и забота о будущем... 

До известных пределов утраты в природе вос становимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье жи вотных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода жи вотных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает чело веку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, на несенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами...

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определен ной эпохой в прошлом, с определенными мастера ми. Каждый памятник разрушается навечно, иска жается навечно, ранится навечно. И он совершен но беззащитен, он не восстановит самого себя».

Церковь Преображенья Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Апостола Павла - об этих святынях рассказывали ребята и родители. Все с интересом слушали исследовательскую работу об улицах Власьевской и Варваринской, основанную на воспоминания жительницы этого района.

(Творческие работы учащихся и родителей  « Исчезнувшие храмы Невского района»)

Вопрос: «Что можем и должны сделать мы, чтобы сохранить памятники прошлого?»- оказался  вовсе не простым и  для ребят, и для их родителей.

А  вот строчки из письма  Д.С. Лихачева внесли ясность и  растолковали, что может каждый из нас сделать для сохранения культурного слоя, культурного наследия.

«Мы не должны возлагать полную ответственность на небрежение к прошлому на других или  просто надеяться, что сохранением культуры про шлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не на ше. Мы сами должны быть интеллигентны, куль турны, воспитаны, понимать красоту и быть доб рыми - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвер жении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении».

  Мы должны знать свое прошлое. «Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем сильней люблю, чем лучше знаю».

  Страница четвертая  «Экология языка»

  1. Демонстрация творческих работ о языке « Похвальное слово русскому языку» родителей и учащихся

Вот какие стихи о русском языке получились:

 Русский язык…

Он могуч и велик,

Он красив и  безбрежен,

Обаятелен, нежен…

Он – живой!

Он – родной,

Он – любимый,

Он – мой!

Он – частичка меня,

Мы – одно, он и я!

  1. Инсценировка фразеологизма и угадывание его.

     Перевернута четвертая страница журнала,  но последнее задание  было  неожиданно: всем участникам предлагалось нарисовать  эмблему нашего журнала или всего урока,  отражающую сегодняшний разговор, те чувства, которые возникли, то настроение, которым была проникнута наша встреча.

Заключительное слово:  Любовь  к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, к своему языку,  гордости своей историей. А для этого необходимо  развивать науку культурной экологии.

    Закрыта последняя страница нашего устного журнала, мы много узнали нового, мы высказали свое мнение по актуальным вопросам, мы поделились своими чувствами.  Впереди  нас ждут новые открытия, новые встречи, поиски и находки. Хотелось бы, чтобы уроки памяти,  уроки экологии культуры запомнились и принесли  результаты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исчезнувшие святыни Невского района Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Преображенья при фарфоровом заводе Церковь Святого Апостола Павла Презентация выполнена ученицей 8 «А» класса Устинкиной Валерией

Слайд 2

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Рыбацкое Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком. В 1900 - 1901 годах архитектор Д. П. Рябов основательно перестроил всё здание Церкви, сделав его одноэтажным и двусветным. Фасады были отделаны в «русском стиле", появилось пятиглавие, колокольня получила шатровое увенчание.

Слайд 3

В 1930-е годы церковь была закрыта, здание передано заводу «Большевик»В 1950-е годы его разобрали, так как оно серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Сейчас на этом месте разбит сквер.

Слайд 4

Часовня на месте утраченного храма освящена в 2005 году

Слайд 5

Преображенская церковь при фарфоровом заводе

Слайд 6

1932 год Преображенскую церковь, составляющую единый комплекс со зданием фарфорового завода и числившуюся памятником архитектуры, закрыли, а в 1933 году разрушили до основания. Сейчас здесь набережная.

Слайд 7

Церковь была закрыта 5 ноября 1932 года. Ликвидировано и старинное Преображенское кладбище - на его бывшей территории в 1960 - 1970-е годы выстроены кинотеатр и станция метро "Ломоносовская".

Слайд 8

Церковь Святого Апостола Павла В конце 1928 года церковь, первый заводской храм в нашем городе, закрыли.

Слайд 9

Церковь Святого Апостола Павла Через два года этот памятник архитектуры, находившийся под охраной государства, снесли для расширения завода «Большевик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый..."

Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

презентация открытого урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека."

Презентация открытого урока в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека" содержит основные этапы урока, дидактические материалы для выполнения групповых заданий. Предполагается подгот...

Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...

Урок "Есть женщины в русских селеньях"

Урок "Есть женщины в русских селеньях"...