Внеклассная работа
классный час по теме

Чигвинцева Эльмира Фазгамовна

Для проведения внеклассных мероприятий и работы школьного библиотекаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_shkolnyh_bibliotekarey2.ppt1.01 МБ
Microsoft Office document icon prazdnik_umorinnaya_programma.doc44 КБ
Microsoft Office document icon vedushchiy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар школьных библиотекарей Документация в школьной библиотеке

Слайд 2

Библиотекарь должен иметь все сведения о своих фондах, потому что он за них отвечает. Любая проверка вправе спросить с библиотекаря подробные сведения о фонде, и не только суммарный учет, который ведет бухгалтерия. Такие сведения, естественно, нужны и для комплектования фонда. Учет основного фонда учебников ведется отдельно.

Слайд 3

Документы учета основного фонда. Учет библиотечного фонда - это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам.

Слайд 4

Система учета документов – это организационно упорядоченная совокупность видов, методов и способов учета документов, дифференцированных в соответствии с их статусом.

Слайд 5

Целями учета являются получение сведений и данных: О количестве и стоимости ежегодно поступающей и выбывающей литературы; Об общей численности фонда; О стоимости фонда; О составе фонда по содержанию; Для проверки сохранности фонда.

Слайд 6

Процесс учета библиотечного фонда включает в себя несколько операций, а именно: Прием изданий; Штемпелевание изданий; Регистрацию поступления изданий; Регистрацию выбытия изданий; Проведение итогов движения книжного фонда; Учет изданий временного хранения

Слайд 7

Все поступившие книги после сверки с сопроводительными документами и штемпелеванием учитывается, прежде всего, суммарно.

Слайд 8

Книга суммарного учета. Д елится на 3 части:

Слайд 9

Часть 1. Поступление в фонд.

Слайд 10

Часть2.Выбытие

Слайд 11

Часть 3.Итоги движения библиотечного фонда.(Эта часть заполняется по квартально или раз в год в зависимости от требований.

Слайд 12

Дальше поступившая литература учитывается индивидуально. Основная часть индивидуального учета – инвентарная книга.

Слайд 13

Инвентарная книга. Страницы в ней нумеруются, книга прошнуровывается ( прошивается), место скрепления прошивки удостоверяется подписью директора и круглой печатью школы.

Слайд 14

Инвентарную книгу нельзя переписывать, за исключением особых случаев, на которые издается отдельный приказ, согласованный с высшей инстанцией

Слайд 15

Инвентарная книга постоянно хранится в библиотеке, так же как и книги суммарного учета. На поступившей книге инвентарный номер ставится возле штампа библиотеки на титульном листе и на 17 странице.

Слайд 16

В инвентарную книгу не записываются брошюры объемом до 48 страниц, тонкие книжки для младшего абонемента, дидактический материал, книжки, предназначенные для разрезания, а также книги, полученные библиотекой в дар. Все эти издания записываются в «Тетрадь регистрации изданий не подлежащих инвентарному учету»

Слайд 17

« Тетрадь регистрации изданий не подлежащих инвентарному учету» Дата записи Автор, заглавие издания Год издания Цена Сумма № записи в КСУ Отметка о выбытии Примеч.

Слайд 18

Если в дар получены ценные на взгляд библиотеки книги, которые желательно поставить на баланс, то они принимаются актом с указанием цены на каждую книгу, относятся в бухгалтерию на баланс библиотеки и оформляется так же, как любое новое поступление.

Слайд 19

Акт считается сопроводительным документом. Литература временного хранения списывается актом один раз в 1-2 года.

Слайд 20

Периодика Газеты и журналы учитываются на регистрационных карточках в картотеке периодики.

Слайд 21

Книги, утерянные читателями, заменяются равноценными. При этом библиотекарь вправе требовать, чтобы книга не только стоила столько же (или больше!), но и была необходима в данном фонде.

Слайд 22

Если утеряна особо ценная для данного фонда книга, можно требовать замену равнозначной книгой независимо от ее стоимости (вплоть до десятикратной от цены утерянного издания).

Слайд 23

Книга принятая взамен утерянной, записывается в инвентарную книгу под очередным свободным номером. Ведется при этом « Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных»

Слайд 24

« Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных» Дата записи Ф.И.О. Автор, название утерянной книги, инвентарный номер Автор, название книги, принятой взамен утерянной Подпись

Слайд 25

На книги, утерянные читателями, и книги, принятые взамен, составляются акты 1-2 раз в год. Выбытие и поступление книг по этим актам фиксируется в книге суммарного учета.

Слайд 26

Списывание литературы из фонда проводится ежегодно. Причин списывания (кроме утери читателями) может быть две: ветхие книги и устаревшие по содержанию.

Слайд 27

Все акты составляются комиссией по списанию и утверждаются директором школы. На основании этих актов выбытие отмечается в книге суммарного учета (часть2) и в инвентарной книге, где зачеркивается номер и цена (только !) выбывшей книги и проставляется номер и дата акта.

Слайд 28

Учет учебников Инвентарный учет учебников не ведется. На каждое название заводится карточка для картотеки учета учебников. Картотеку учета учебников при нынешнем разнообразии учебников и программ удобнее расставлять по предметам, а не по классам. Утерянные учебники заменяются теми же или равноценными.

Слайд 29

«Тетрадь учета замены учебников» Дата записи Ф.И.О Автор, название утерянного учебника Автор, название учебника, принятого взамен утерянного Подпись

Слайд 30

«Учетная карточка для картотеки учета учебников» Автор, название и все выходные данные учебника Дата поступления Год издания Кол-во Выбыло Цена

Слайд 31

«Дневник работы библиотеки»

Слайд 32

Основные документы Суммарная книга Инвентарная книга Тетрадь регистрации изданий, не подлежащих инвентарному учету Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных Картотека учета учебников Дневник библиотеки Папка с накладными Акты Отчеты

Слайд 33

Расстановка фонда Термин расстановки утвердился в отечественном библиотековедении в 18 веке. Любая расстановка должна обеспечивать связь документа с его библиографическим описанием (моделью) в каталогах, т.к это является основным условием эффективного поиска по запросам читателей. Для этого при обработке и каталогизации каждый документ получает соответствующий полочный шифр, обозначающий постоянное место документа в фонде.

Слайд 34

Важно, чтобы принятая в библиотеке система расстановки фондов была стабильна и проста, обеспечивала экономичность использования площади книгохранилища и создавала благоприятные условия для ухода за фондом и его проверки.

Слайд 35

Систематическая расстановка В основе систематической расстановки лежат таблицы классификации, учитывающие содержание документов.

Слайд 36

ББК- (библиотечно - библиографическая классификация) Таблица ББК предназначена для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и картотек библиотек.

Слайд 37

ББК 2 Естественные науки 3 Технические науки 4 Сельское и лесное хозяйство 5 Здравоохранение. Медицина. 6/8 Общественные и гуманитарные науки 60 Общественные науки в целом. Обществоведение 63 История 65 Экономика 66 Политика 67 Государство и право 68 Военная наука. Военное дело 70/79 Культура. Наука, Просвещение 80/84 Филология. Художественная литература 85 Искусство 86 Атеизм. Религия 87 Философия 88 Психология 9 Литература универсального содержания. (Сборники игр, развлечений, самоделок)

Слайд 38

74 отдел: 74.00 Общая педагогика 74.1 Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика 74.20 Педагогика школы (теория образования, обучения и воспитания) 74.200 Теория и методика воспитания 74.200.6 Воспитание в различных типах общеобразовательных школ и общежитиях школьников. 74.202 Дидактика ( теория образования и обучения) 74.204 Школоведение 74.26 Методика преподавания в начальной школе 74.262.21 Методика преподавания математики 74.262.22 Методика преподавания физики 74.262.4 Методика преподавания химии 74.262.6 Методика преподавания географии 74.262.8 Методика преподавания биологических наук 74.263 Методика преподавания труда, общетехнических предметов 74.263.01 Методика преподавания черчения 74.263.2 Методика преподавания информатики и вычислительной техники 74.266 Методика преподавания общественных наук 74.267.5 Методика преподавания физической культуры

Слайд 39

74.268. 1Тат . Методика преподавания татарского языка 74.268.1 Рус . Методика преподавания русского языка 74.268. 1 Анг . Методика преподавания английского языка 74.268. 1 Нем . Методика преподавания немецкого языка 74.268.3 Тат . Методика преподавания татарской литературы 74.268.3 Методика преподавания литературы 74.268.51 Методика преподавания изобразительного искусства 74.268.53 Методика преподавания музыки, пения 74.3 Специальные школы. Дефектология (коррекционная педагогика) 74.9 Семейное воспитание и образование.



Предварительный просмотр:

Праздник «Уморинная программа»

(для учащихся  3-4,5-7 кл.)

Поют скворцы и молодцы,

Кто день не встретит с кислой миной,

Поздравим всех под общий смех

С веселой нашей Юмориной!

1-й вед. Смех и слезы… Два полюса, между которыми протекает жизнь человеческая. Состояния противоположные, но и единые, вплоть до взаимозамены: бывают слезы счастья, а смех- горьким, сквозь слезы. Эти загадочные состояния нашей души порождаются эмоциями и разряжают их, громоотводы. Но, по словам поэта Александра Блока, «В заколдованной области плача, в тайне смеха – позорного нет».

2-й вед. А вот Лев Толстой говорил: « Смех - лучшая музыка». Смех, к тому же, лечебное средство. Герентологи пришли к выводу, что юмор – бальзам долголетия. По их наблюдениям, науке неизвестен ни один долгожитель, который не обладал бы чувством юмора. В поликлинике одного шведского города среди привычных надписей на дверях кабинетов : «хирург», «терапевт», «окулист» и т.д. – глаз с удивлением обнаруживает табличку «кабинет юмора». Да, именно так: здесь проводят сеансы «юморотерапии».

1-й вед.: О значении смеха можно говорить бесконечно, но мы с вами встретились сегодня чтобы получить заряд веселого настроения, проявить свою смекалку, находчивость, посмешить и посмеяться! За каждый правильный ответ- жетон. А сейчас- разминка.

«Шуточные вопросы по сказкам».

  1. Фермер вырастил рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает еще пятерых помощников. Кто они? ( Сказка «Репка»: бабка, внучка, Жучка. Кошка, мышка.)
  2. Разбойника, убивающего людей одним звуком своего голоса, побеждает человек, только что научившийся ходить. О ком идет речь? (Илья Муромец и Соловей- разбойник).
  3. Простая работница сельского хозяйства создает изделия из драгоценного металла. Ее хозяева, пожилые супруги, начинают испытывать изделия на прочность. Внезапно появляется некто и разбивает ценное произведение. Что это за сказка? («Курочка Ряба»).
  4. Некая высокопоставленная особа выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку. Умершую помещают в гроб, но впоследствии она оживает. Как звали жениха девушки? (Королевич Елисей, А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
  5. Голова, отделенная от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Убийца- Черномор, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
  6. Два брата из ревности убивают друг друга. Их престарелый отец собирается жениться на красавице и ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был наказан мстителем, прилетевшим с неба. Кто это был? (Золотой петушок из одноименной сказки А.С. Пушкина).
  7. Несколько бездомных находят пустующее здание и поселяются в нем. Однако дом оказался  непрочным и был разрушен. Кем? (медведем. Сказка «Теремок»).
  8. Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Какое это было оружие? (Коса. Сказка «Лиса и заяця2).

Конкурс «Коты».

2-й вед.: Весной – самое шумное и «музыкальное» животное. Кто это? (Кот). А сейчас мы будем «переводчиками» слов, содержащих в своем составе слово «кот». Скажите, что это за кот? Ваши варианты.

- котлета  (летний кот);

- котлован ( кот, который что –то  ловит);

- антрекот ( иностранный кот);

- котомка ( кот по имени Омка);

- рокот космодрома ( большой кот, живущий на космодроме).

«Сказочные объявления».

1-й вед.: А сейчас- рубрика сказочных объявлений. Вы должны угадать их автора.

Объявления:

  1. Пришлите срочно бутылочку подсолнечного масла: отлежал бок. (Колобок)
  2. Собираю коллекцию перьев золотых петушков. Ищу друга по обмену перышками. Руку и сердце не предлагать. (Шамаханская царица).
  3. Срочно требуется норковая шкурка для поездки на бал. Предложения посылать по адресу: «Зеленое болото». (Царевна лягушка).
  4. Утеряна вставная челюсть. Нашедшего и вернувшего озолочу. (Кощей Бессмертный).
  5. Ищу спонсора для участия в конкурсе плача. (Несмеяна).
  6. Ищу эффективное средство от моли, так как летающий аппарат вышел из строя. (Старик Хоттабыч).
  7. Одинокий мечтатель, рост 12 метров, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь нежной трехглавой подруге. (Змей Горыныч).
  8. Банк «Страна дураков» принимает вклады от населения. Гарантируем миллион процентов в год. (Лиса Алиса и Кот Базилио).
  9. Срочно требуется очень- очень маленький мальчик для постановки сказки. (Мальчик- с- Пальчик).

Конкурс «Обзывалки».

2-й вед.: Предлагаю вам немного «пообзываться». Нужно подставить к первой половинке слова женское имя и получится новое слово. Например, пол плюс Яна, получилось «поляна».

- чер…           (ника);

- кар…           (тина);

- ма…            (лина);

- ма…            (рина);

- в…              (анна);

- синьо…      (рита);

-еже …         (вика);

- под…          (лиза).

Конкурс «Несерьезные вопросы».

  1. Назовите подругу Шапокляк. (Крыса).
  2. Крутая тачка лесной жительницы. (Ступа)
  3. Назовите имя мастера щелбанов. (Балда)
  4. Гордость Марьи- красы. (Коса).
  5. Определите «национальность» мужчин, окружающих Белоснежку. (Гномы).
  6. Какому сказочному герою нельзя отрубить голову? (Колобку)
  7. На каких полях трава не растет? ( На полях шляпы).
  8. У кого голова дорога? (У коровы голова да рога.)
  9. Когда в пустом кармане что- нибудь появляется? ( Когда образуется дырка).

«Заковыристые» загадки.

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех,

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошел.   (Рубашка)

Мы дни за днями

Ходим вместе с вами.

Вы вверх головой,

Мы вниз головами.    (Гвозди в ботинках).

Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома, и не дома,

Между небом и землей,

Отгадайте- ка, друзья,

Где же я ?                        ( На балконе).

Ведущий: Нам живется лучше всех,

Потому что с нами смех!

С ним нигде не расстаемся,

Где б мы ни были – смеемся!

Дома, в школе, во дворе,

На реке, в лесу и в поле,

На катке и на футболе-

Всюду с нами наш дружок-

Смех – смехунчик, Смех – смешок!

Молодой, задорный смех!

Посмеяться ведь не грех?!

Закончим праздник словами писателя А.Брейтера: «Если у вас плохо с юмором, не значит, что без него будет хорошо». Так давайте улыбаться, шутить и смеяться!



Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

 

Мензелинск, 2012

Ведущий: Для целого поколения людей война против фашистских захватчиков стала мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. Поэт Константин Ваншенкин вспоминает: «…семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной»…

«В какой я школе сидел на парте, какой из меня командир полка, но мне в ревкоме сказали: - Шпарте!- И я ответил тогда: - Пока!» (строфа Виссариона Саянова «Матрос Охрименко»).

                     Сорок первый год.

Чтец: Тот самый длинный день в году

           С его безоблачной погодой

           Нам выдал общую беду

           На всех, на все четыре года.

          Она такой вдавила след

          И столько наземь положила,

          Что двадцать лет

          И тридцать лет

          Живым не верится, что живы…

                                             ( К. Симонов).

Чтец: Такою все дышало тишиной,

           Что вся земля еще спала, казалось

           Кто знал, что между миром и войной

           Всего каких – то пять минут осталось!

                             (С. Щипачев. 22 июня 1941 года).

Музыкальная композиция. (Звучит запись песни Б.Окуджавы  «До свиданья, мальчики»)

Ведущий: Наши солдаты были обычными людьми, и профессии у них были самые обычные. Они растили хлеб, учили детей, добывали уголь - просто жили на своей родной земле.

Стояли теплые летние дни, В лугах душно дышали травы, летел тополиный пух. Думал ли кто из них, что между миром и войной всего каких- то пять минут осталось…

( Фоном звучит тревожная музыка).

22 июня - самый длинный день в году. 22 июня 1941 года- начало войны…

   (Тревожная музыка замолкает).

Чтец: В нашу дверь постучался прикладом

           Непрошеный гость.

           Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

           Слушай, Родина! В грозное время войны

           Присягают победой твои боевые сыны.

           Каждый колосом наших колхозных полей,

           Трубным гулом мотором и шелестом тополей,

           Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе-

           Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

           Наше сердце - каленая сталь клинка.

           Наше сердце – стремительный взмах клинка.

           Крепко держит винтовку рука.

           Слышишь, Родина! Гулом наполнились степи и горы-

           Это соколы наши для боя заводят моторы.

           Слышишь, Родина! Гром загудел по оврагам-

           Это танки выходят на бой сокрушительным шагом.

           Слышишь, Родина! Залпы вскипают - грозны-

            Это пушки запели победную песню войны.

            Видишь, Родина! Пыль над полями легла-

            Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.

            Видишь – пыль поднялась, на карьере звенят стремена, -

            Это конница наша несется, как шторм океанский грозна.

            Слышишь голос сирен – это вышли в морские просторы

            Крейсеры и эсминцы, подводные лодки, линкоры.

            Слышишь – сталь, созревая в мартенах, поет,

  Слышишь – трактор по полю, на юге комбайны ведет, -

  Это встал для победного боя советский народ.

  Грозным взглядом окинул безмерную ширь

  Закаленный в сраженьях советский народ- богатырь.

  Мы проучим налетчиков наглых в жестоком бою.

  Мы раздавим коричневую змею.

  Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

  В первый день испытанья

  Клянемся, Отчизна, тебе!

(А.Сурков. «Присягаем Победой». 22 июня 1941 г.)

Ведущий: Еще несколько секунд детского неведения, детского счастья, уже

тронутого предчувствием. На этом кончается детство, точнее – остается, но уже как бы в другом виде. Дети прощаются с детством, с родными городами, с отцом, братьями. Жены провожают мужей, любимые любимых…

Ведущий: Константин Симонов в одной из своих статей сказал о людях литературы и искусства во время войны: « Они тоже не сгибались, тоже дрались, тоже были крепки духом…

В самые трудные дни люди нашего искусства вместе с нашей армией, вместе с партией и всем народом единодушно и непоколебимо верили в победу».

К сведению: Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915-         ), русский, советский писатель, общественный деятель, Герой социалистического труда, печатается с 1934 года, основная тема- тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи. В годы Великой Отечественной войны на фронте был военным корреспондентом газеты « Красная звезда».

Ведущий: Мало дошло до нас стихов военного времени. В записной книжке сорок второго года у Семена Гудзенко в то время бойца  советской армии - есть такие строки: «Когда идешь в снегу по пояс, о битвах не готовишь повесть…» Прежде чем  стать поэтами, они были солдатами.

Чтец :  Я эти песни написал не сразу.

            Я с ними по осенней мерзлоте,

            С неначатыми, по- пластунски лазал

            Сквозь черные поля на животе.

           

            Мне эти темы подсказали ноги,

            Уставшие в походах от дорог.

            Добытые с тяжелым потом строки

            Я, как себя, от смерти на берег.

            Их ритм простой мне был напет метелью,

            Задувшею костер, и в полночь ту

            Я песни грел у сердца, под шинелью,

            Одной огромной верой в теплоту.

            Они бывали в деле и меж делом

            Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.

            Я эти песни выдумал всем телом,

            Решившим все невзгоды побороть.

 (Евгений Винокуров. 1945г.)

Ведущий: «… Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза, Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так…

Есть жизнь… после смерти, в сознании, в памяти народа, если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь – «жизнь после смерти»…

Цель- то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать».

Эти слова, обращенные к самым близким людям – жене и дочери, - написаны Джалилем в канун его отъезда на фронт в начале 1942 года. В них и определение, и объяснение великого человеческого  и творческого подвига, беззаветная  преданность Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.

К сведению: Джалиль (Залилов) Муса Мустафович (1906-1944), поэт, герой Советского Союза (1956, посмертно).

В 1941 году призван на фронт, в 1942 году попал в плен. Создал подпольную организацию советских военнопленных. В 1944году фашистским судом приговорен к смертной казне, 25 августа 1944г. казнен в тюрьме Плетцензее.

Ведущий: В древности поэтов считали прорицателями, верили, что   они могут предсказать будущее. Многие из поэтов военного времени угадали высокую судьбу своего поколения.

Чтец: Мы брали пламя голыми руками

          Грудь раскрывали ветру. Из ковша

          Тянули воду полными глотками

          И в женщину влюблялись не спеша.

         И как бы ни давила память годы,

         Нас не забудут потому вовек,

         Что, всей планете делая погоду

         Мы в плоть одели слово «Человек»!

                                                 (Н. Майоров «Мы»).

Ведущий: Враг наступает, Враг грозит стране. У нас должна быть только одна мысль- выстоять Гитлеру не уничтожить Россию. Россия была, есть и будет.

(Звучит песня «Священная  война»).

Ведущий: Десятки татарских писателей - более четверти общего списка- отдали жизнь за свободу и независимость Родины. Писатели разделили с борющим народом все трудности и невзгоды, прошли через самые суровые испытания. С первых же дней Великой Отечественной войны на фронт ушло три четверти состава  татарской писательской организации - практически все, кто мог держать в руках оружие.  В их числе был и Абдулла Алиш. Его призвали вместе с М.Джалилем – 13 июня 1941 года.

К сведению: Алиш (Алишев) Абдулла (Габдуллазян) Габдулбариевич (1908-1944), писатель, соратник М.Джалиля

В июле 1941 года ушел на фронт, попал в маршевую роту, которую после короткого обучения двинули навстречу вражеским полчищам, рвущимся к Москве. В октябре 1941 года под Брянском был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с М.Джалилем.  Испытал ужасы Моабитской тюрьмы. Казнен немецкими фашистами в тюрьме Плетцензее за участие в деятельности подпольной организации советских военнопленных.

Ведущий: В блокноте А.Алиша сохранилась запись: «Зиму 1941 года провели в Литве, в лагере Амтус. Там было 17 тысяч военнопленных, из них за зиму перемерло 14-15 тысяч…» Такова суровая проза жизни. А дальше шли стихи:

                   « Мы и в неволе-

                    Все ровно в бою.

                    Что б ни случилось,

                    Смерть мы встретим смело.

                    И, жизнь отдав за Родину свою,

                    Погибнем за ее святое дело!»

                                                  («Какою будет смерть?»)

Музыкальная композиция. (Звучит запись песни «Темная ночь» муз.Богословского С.А., сл.В. Агатова.)

Ведущий: Быть и в неволе- все ровно в бою! Этим же святым чувством проникнуты и написанные в лагерях смерти стихи военнопленного Рахима Саттара.

К сведению: Саттар (Габдулсаттаров) Рахим (Габдулрахим) Сулейманович (1912-1943), поэт. Участник подпольной антифашисткой организации военнопленных под руководством М.Джалиля в Германии. В июне 1943 бежал из плена. Дальнейшая судьба неизвестна.

Ведущий: Строки Саттара импульсивны, им еще не хватает литературной отточенности, профессиональной зрелости. Но в них бьется сердце солдата, поэта- гражданина, верного сына своей Родины:

Чтец:           На каменьях блока «Ост», в неволе

                    Под дождями рабства, не в бою,

                    Я  негромко, почернев от боли,

                    Эту клятву Родине даю.

                    Мы разрушим этот ад, разрушим!

                    Ненависть моя в патроне русском

                    Дремлет мягким теплым порошком».        

( «Клятва»).

Музыкальная композиция на военную тематику.

Ведущий: Два ряда бетонных изогнутых опор… Колючая проволока, через которую когда- то был пропущен электрический ток. Чугунные решетчатые ворота, над которыми готической вязью выведена лицемерная надпись: «Арбайт махт фрай» - «Труд освобождает». Через эти ворота в один из ненастных дней 1944 года проследовала колонна советских военнопленных, в составе которой был и Хайрутдин Музай.

К сведению: Хайрутдин (Хайрутдинов) Музай (Музагид) Хайрутдинович (1901-1944), писатель. В Великою Отечественную войну ком. полка , в боях под Харьковым (1942 г.) попал в плен. Участвовал в создании подпольной организации и подготовке восстания в концлагере Дахау. Расстрелян фашистами.

Чтец:          «У могилы поэта».

            Здесь, у надгробья на холме,

            Где похоронен прах поэта,

           Отчизна вся открылась мне:

           Разливы голубого света,

           Леса, бескрайние поля,

           Озера, золотые реки…

           О милая моя земля,

           Страна, любимая навеки!                  

          ……………………………

          Война!… Под небом голубым

          Трепещет жизнь спаленным кленом,

          Леса обуглены, и дым

          Плывет по нивам оскверненным…

          Повсюду кровь. Но знай, поэт

          Хоть ранят землю пули, бомбы,

          Но для врага пощады нет!

          До смерти буду биться, чтобы

          Спасти страны моей красу.

          Я на холме клянусь надгробью:

          Себя я в жертву принесу,

           Воспламенен к земле любовью!

                                                     (15 августа 1941 г.)

Ведущий: Сегодня каждый будет вспоминать поименно не вернувшихся с поля боя. Это наша память, память поколений! Память, вышедшая из огня, и у которой соленый вкус. Это мгновения, из которых сложились 1418 суток, бывшие жизнью и смертью, болью и страданием, кровью и ненавистью и еще огромной волей к победе.

Чтец:     Я убит подо Ржевом,

              В безымянном болоте,

              В пятой роте, на левом,

              При жестоком налете.

             Я не слышал разрыва,

             Я не видел той вспышки, -

             Точно в пропасть с обрыва-

             И ни дна ни покрышки.

             И во всем этом мире,

             До конца его дней,

             Ни петлички, ни лычки

             С гимнастерки моей.

             Я- где корни слепые

             Ищут корма во тьме;

             Я- где с облачком пыли

             Ходит рожь на холме;

             Я- где крик петушиный

              На заре по росе;

              Я -  где ваши машины

              Воздух рвут на шоссе;

             Где травинку к травинке

             Речка травы прядет, -

             Там, куда на поминки

             Даже мать не придет.

             Подсчитайте, живые,

             Сколько сроку назад

             Был на фронте впервые

             Назван вдруг Сталинград.

             Фронт горел, не стихая,

             Как на теле рубец.

             Я убит и не знаю,

             Наш ли Ржев наконец?

К сведению: Твардовский Александр Трифонович (1910-1971), поэт. Во время  Великой Отечественной  войны работал во фронтовых газетах.

Чтец: «Вернешься – ты будешь героем.

            Ты будешь бессмертен. Иди!»

            И стало тревожно, не скрою,

            И что-то кольнуло в груди.

            И рухнул весь мир за плечами:

            Полшага вперед – в века…

            Как это не просто – в молчанье

            Коснуться рукой козырька,

            Расправить шинельные складки,

            Прислушаться к дальней пальбе,

            Взять светлую сумку взрывчатки

            И тут же забыть о себе…

            А почестей мы не просим,

            Не ждали наград за дела.

            Нам общая слава России

            Солдатской наградой была.

                                                              (Г. Поженян.)

(Звучит аудиозапись голоса И. Левитана – сообщение об окончании Великой Отечественной войны).  

Чтец: Его зарыли в шар земной,

           А был он лишь солдат.

           Всего, друзья, солдат простой,

           Без званий и наград.

          Ему как мавзолей земля –

          На миллион веков,

          И Млечные Пути  пылят

          Вокруг него с боков.

         Давным – давно окончен бой…

         Руками всех друзей

         Положен парень в шар земной,

         Как будто в Мавзолей.

                                                (С.Орлов. «Его зарыли в шар земной»)

Ведущий: Каждый год мы празднуем нашу Великую Победу над фашизмом. Но в этот день особенно остро ощущаем горечь утрат, потому что знаем , какой ценой она завоевана. Редкая семья не потеряла в  Великой Отечественной войне близкого человека.

Великие Жертвы принес наш народ во время освобождения стран Европы.

( Звучит аудиозапись песни « День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова»).

Ведущий:      Вспомним всех

                                                Поименно,

                       Горем      

                                                 Вспомним

                                                                       Своим.

                      Это нужно – не мертвым,

                      Это нужно -  живым !

               

Литература.

1.Татарский энциклопедический словарь.- Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АНРТ,1998г.

2. Большая Советская энциклопедия .- М.: Сов. Энциклопедия, 1976г.

3. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

(Сост. В.М.Курганова.- М.: Сов. Россия, 1983г.

4. Присягаем Победой :Сборник стихов о Вов. (Сост. А.Абрамов.-М.: Дет. лит., 1982г.

5. Мустафин Р.А. Жизнь как  песня.- М.:Дет.лит. , 1987 г.

6. М. Джалиль. Красная ромашка.- Казань .: Тат.кн.изд., 1981 гш.

7. Три поэта- воина. (Сост. Р.Мустафин).- Казань.: Тат. Кн. Изд., 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...