Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников
статья по теме

Лунева Юлия Геннадиевна

     В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных детей. Анализ педагогической литературы и  опыта образовательных учреждений в части развития и поддержки  одаренных детей  показывает, что педагоги не подвергают сомнению основные принципы и закономерности образовательного процесса, его организационные формы и методы сформированные в прошлые века. Большинство фактов педагогической действительности, имеющие отношение к проблеме диагностики и развития интеллектуальной одаренности детей младшего школьного возраста, как правило, объясняются в рамках традиционных психолого-педагогических представлений  и подходов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_82_gimn.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия

 организации образовательного процесса школы, обеспечивающего

 проявление и развитие интеллектуальной  одаренности

младших школьников

Лунева Ю.Г.,

Кулишов В.В.

     В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных детей. Анализ педагогической литературы и  опыта образовательных учреждений в части развития и поддержки  одаренных детей  показывает, что педагоги не подвергают сомнению основные принципы и закономерности образовательного процесса, его организационные формы и методы сформированные в прошлые века. Большинство фактов педагогической действительности, имеющие отношение к проблеме диагностики и развития интеллектуальной одаренности детей младшего школьного возраста, как правило, объясняются в рамках традиционных психолого-педагогических представлений  и подходов. Однако, на протяжении последних десяти лет прогресс в развитии российского образования приобрел качественно новый характер, поэтому  сегодня обозначились ориентиры новой теоретической базы для осмысления проблемы развития и поддержки интеллектуальной одаренности детей младшего щкольного возраста. Эти ориентиры зафиксированы в НОСИ «Наша новая школа» и требуют качественно нового, соответствующего современным тенденциям модернизации российского образования, подхода  к организации и управлению школьной системой поддержки и развития одаренных детей. С одной стороны, в педагогической теории и практике востребованы исследования комплексного характера, рассматривающие процесс поддержки интеллектуальной  одаренности  детей младшего школьного возраста как целостный системный объект. С другой стороны, нет завершенных исследований, которые успешно реализовали бы идею целостности и системности путем интеграции возможностей и оптимального сочетания достижений  и ресурсов, обретенных образовательными учреждениями  в результате модернизации  российской системы  образования. Можно зафиксировать проблему,  суть которой  формулируется следующим образом: на основе синтеза  знаний, о закономерностях учебного процесса школы, ориентированного на поддержку  интеллектуальной одаренности учащихся, выявить и обосновать  систему условий и методов эффективной реализации на практике закономерностей образовательного процесса, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной  одаренности младших школьников.

       Данная проблема  вызывала  повышенный интерес у педагогического коллектива гимназии № 82 г.Краснодара. В гимназии имелся опыт организации педагогической деятельности с детьми, обладающими признаками одаренности, были разработаны элементы педагогического процесса, ориентированного на обучение детей, способных к активному интеллектуальному творческому труду. Попытки  системной организации исследований в данной области  были предприняты в школе с сентябре 2010 года. Важным организующим и мотивирующим поиск фактором явилась поддержка ГИНМАЦ г. Краснодара.

    Проектной группой гимназии были выявлены общие дидактические  принципы  организации учебного процесса детей с признаками интеллектуальной  одаренности: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей. Образовательный процесс школы, ориентированный на развитие детской одаренности условно имеет два вектора. Первый -  систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными, интегрированными курсами. Они качественно отличаются от традиционных предметных занятий и направлены на решение проблемы развития ребенка в направлении сферы когнитивного развития. Практически это выглядит так: к традиционному учебному плану добавляются специальные курсы для совершенствования сферы когнитивного развития. Специальные занятия, по замыслу  педагогов гимназии, призваны выполнять в образовательном процессе следующие функции: развития, коррекции, диагностики и прогнозирования, что позволяет реализовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Другой вектор - это обогащение содержания образования, качественные изменения в содержании всех учебных программ, входящих в систему основного и дополнительного образования. Ориентация на развитие детской одаренности требует вытеснения унифицированных программ авторскими. С помощью изложенных ниже требований в ходе нашей экспериментальной работы перерабатывались программы всех основных учебных предметов. Требования были классифицированы, в итоге образовано четыре относительно автономных сферы:

1. Сфера когнитивного развития: усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала; паритет заданий дивергентного и конвергентного типов; доминирования развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; осуществление образовательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимального расширения круга интересов.

2.Сфера развития креативности: доминирование собственной исследовательской практики ребенка  над репродуктивным усвоением знаний; ориентация на интеллектуальную инициативу; неприятие конформизма.

3.Сфера психосоциального развития: максимально глубокая проработка изучаемой темы; высокая самостоятельность учебной деятельности; формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей; ориентации на соревновательность; актуализации лидерских возможностей.

4.Организационно-педагогическая сфера: информационное обогащение среды; активизация трасформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость в использовании времени, средств, материалов; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами.

    Были уточнены цели образовательного процесса, ориентированного на развитие интеллектуальной одаренности младших школьников. Особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить  специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной - подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Понимание интеллектуальной одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

         Особое внимания при организации  учебного процесса, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной  одаренности младших школьников, требует определение содержания образования. В обучении  детей с признаками интеллектуальной одаренности эффективность показали четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение; углубление; обогащение; проблематизация. Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера -проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

 Основная литература:

Андронова Р.Е., Марков А.В., Романов О.В. Опыт формирования творчески одаренной личности в лицейских классах технического профиля // География в школе. -1998. -N 2. -С. 68-71.

Бекетова З.Н.  Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы  // Завуч. -2004. -N 7. -С. 83-87.

Богоявленская Д.Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности» // Лучшие страницы педагогической прессы. -2004. -N 1. -С. 81-87.

Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. -2000. -№ 4. -С. 5-13.

Богоявленская М.Е.  «Исчезновение» одаренности: Школьные проблемы, связанные с опережающим развитием // Школьный психолог. -2004. -№ 46. -С.5

Богоявленская М.Е  Дар богов или все дети талантливы: Школьные проблемы одаренных детей // Школьный психолог.-2004.-№ 42.-С.12-13.

Богоявленская М.Е.  Право на ошибку: Школьные проблемы одаренных детей. Мотивация.// Школьный психолог. -2004. -№ 45. -С.24-26.

Лукаш Е.Ю.  Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США // Вопросы психологии. -2004. -N 4. -С. 22-30.

Макаров В.Н., Старшинов Б.А.  Одаренный ученик – социальная личность или эгоист? //Лучшие страницы педагогической прессы.-2003.-N3.-С.90-94.

Маркова Н.Г.  Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование. -2002. -№ 1. -С. 51-58.

Об организации работы по реализации подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы» // Вестник образования. -2004. -N 5. -С. 27-39.

Панов В.И.  Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. -2001. -N 4. -С. 30-44.

Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика. -2004. -N 2. -С. 99-101.

Разработка и моделирование системы образования для интеллектуально одаренных детей в специализированном учебно-научном центре субъекта Федерации. // Управление школой. Прил. к газ. ПС. -2003. -N 32. -С. 7-10.

Савельева И.Г.  Организация работы с одаренными детьми // Школа. -2001. -N 4. С. 20-23.

Савенков А.И. Детская одаренность и школьное обучение: Теоретическая модель обогащения содержания образования // Школьные технологии. -1999.-№ 1-2.-С.121-131.

Савенков А.И.  Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа. -2000. -N 1. -С. 94-100.

Савенков А.И.  Принципы разработки учебных программ для одаренных детей // Педагогика. -1999. -N 3. -C. 97-101.

Савенков А.И.  Идентификация одаренных детей как педагогическая проблема // Школьные технологии. -2000. -N 1. -С. 236-244.

Савенков А.И.  Диагностика детской одаренности как педагогичес кая проблема // Педагогика. -2000. -N 10. -С. 87-94.

Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Особенности личности и роль пе дагога в развитии одаренности // Лучшие страницы педагогической прессы. -2002. -N 3. -С. 74-83.

Шумакова Н.Б.  Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. -1996. -N 3. -С. 34-43.

Шуман С.Г.  К вопросу о формировании гениальности  // Образова ние в современной школе. -2002. -N 9. -С. 18-21.

Щебланова Е.И.  Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. -1999. -N 6. -С. 36-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...

Методическая разработка "Использование педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке ракрыты разнообразные эффективные педагогичесие технологии, которые могут применяться на уроках музыки с обучающимися с ОВЗ...