Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
консультация по теме

        Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка прививает любовь ко всему прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muz._sposobnostey_detey_doshk._vozrasta.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”.  

       В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

      Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося  ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

     

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей

каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

      Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

      В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

      Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

                                               Музыкальность.        

 Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

     Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя - писателем?

     Можно нередко слышать: «должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него

совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула причины отсутствия способностей сына или дочери.

      Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной

деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

     Природа  щедро наградила  человека.  Она дала ему все  для  того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий  мир. Она   позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок.

    Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку.

      Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей,

позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

     Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

                                          В мире загадочных звуков.

   Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой

предмет, живой   организм, в том  числе и человеческий тихий и   громкий звук, конечно, никогда   не  спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочней: такой же, как и предложенный для сравнения рисунок в красках.

     Динамические оттенки в музыкальной речи - это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.

                                            Звуковысотный слух.

   Звуки между собой различаются не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграйте с ребенком в игру диалог. Представьте себе что встретились два человека, один большой - большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот  -  отвечать ему тоненько и нежно.

   - Где ты живешь? - прогремел великан.

   - В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.

   - С кем ты дружишь? - снова раздался громовой вопрос.

   - С Дюймовочкой ...

 Каждый музыкальный звук обладает высотой.  Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой  от музыкального.

                                Длительность звука и чувство ритма.

   Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

   Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее

составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят по своей длительности.

   В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие,

средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.

  Длительность - одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

                                     Тембровая окраска и тембровый звук.

   Теплый - холодный, жесткий - мягкий, легкий - тяжелый, матовый -блестящий... Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?

   Это загадка еще одного свойства звука - тембра. Можно дать ему еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный.  Тембр - окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и,  конечно, звук музыкальный.

                                       Учимся слушать музыку.

   1.Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение

необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

   2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

   3.Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная

( которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

   4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

   5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения

П. И.Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные

ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок.

   6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

   7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием,

выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

   8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных

солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

                                           Развитие восприятия.

   Для развития у детей навыков восприятия музыки ( музыкальной памяти,

умения различать настроение, характер музыкальных произведений) можно рассказать детям о мажоре и миноре. Один из них окрашивает произведения в грустные, печальные тона ( минор), другой любит яркие, веселые, жизнерадостные краски ( мажор). Познакомившись со сказками о мажоре и миноре, ребенок легче отличит мажорное по настроению звучания  музыкального произведения от минорного.

                           Развитие музыкальных способностей в пении.

Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и

великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые

педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей

музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться

правильно владеть этим инструментом. Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.   При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

                                     Методика разучивания песен.

     1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог,

  например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

     2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы  ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно  трудные для произношения.

     3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и  куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.

       4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами

  ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

      5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как  оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками – парашютиками  знакомого всем одуванчика.

     6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются

небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная

лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.

    7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

        Музыканты - педагоги при оценке пения детей часто используют термин

«чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или « чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

     Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь - это значит,

петь без фальши, не фальшивить во время пения.

     Когда вы играете на каком - либо инструменте и одновременно поете, надо

слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.

Приходиться сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к

звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким ( например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к частоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.

   Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто.

Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и,

конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните: прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.

                                          Музыка и движение.

  Музыка и движение такие же взаимосвязанное понятия, как звук и его

ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа.

   Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые

упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.   Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

   В основе большинства игр - народные тексты.

                                                  Заключение.

   Необходимо  с раннего возраста создать условия для развития основ

музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня

музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с

раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству

увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это

понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

   Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей

(музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной

культуре, заложить ее основы.

   Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения

человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности

будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет

бесследно для их последующего развития, духовного становления.

   Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о

музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно,

чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и

навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и

общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной

культуры.

   Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

   Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического

мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

«О музыкальных способностях детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность ран...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"...