Конспект логопедического занятия с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий в 6 классе
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Пябус Елена Владимировна

Фонетическая тема: Автоматизация звука С в различных позициях..

Лексическая тема: Великая отечественная война (1941-1945гг.)

Грамматическая тема: Анализ и дифференциация орфограмм в корнях слов.

 

Цель урока:

Учить находить орфограммы в корне слова, применять правила написания на основе алгоритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyabus_2.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий

в 6 классе

учитель-логопед  Пябус Е.В.

Тип занятия:

- по структуре: занятие обобщающего типа;

-по назначению: комбинированное;

Фонетическая тема: Автоматизация звука С в различных позициях..

Лексическая тема: Великая отечественная война (1941-1945гг.)

Грамматическая тема: Анализ и дифференциация орфограмм в корнях слов.

Цель урока:

Учить находить орфограммы в корне слова, применять правила написания на основе алгоритма.

Задачи урока:

- коррекционно-образовательные:

• уточнение и расширение активного словаря по данной теме;

• закрепление произношение С во всех позициях;

•выделение, анализ и дифференциация орфограмм на составе слова;

 •обучение использованию алгоритма рассуждения при применении орфографических правил;

-коррекционно-развивающие:

• развитие речеслуховой памяти, внимания и логического мышления;

•развитие связной моторики;

• развитие плавного и длительного выдоха, правильного речевого дыхания;

•развитие функций словообразования;

• развитие общей моторики ребёнка.

-коррекционно-воспитательные:

•формирование чувства уверенности;

• воспитание самостоятельности, самоконтроля;

•развитие умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.

 

Используемые педагогические технологии:

- информационные;

-здоровьесберегающие (индивидуальный массаж, релаксационные упражнения, использование биоэнергопластики на этапе работы над звуком, Су-Джок терапия, положительная психологическая обстановка).

Используемые методы:

- наглядный;

-комплексный;

- сравнительный.

Оборудование урока:

 Таблица орфограмм, алгоритмы выполнения работы, карточки с упражнениями для релаксации, артикуляторными,  дыхательными и мимическими упражнениями, карточки с индивидуальными заданиями,  репродукция с картины о Великой Отечественной войне, задание «Найди ощибку».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

а)расслабление по алгоритму «Готовлюсь к занятию»;

б)дыхательная, мимическая, артикуляторная гимнастика;

в)индивидуальный массаж артикуляторного аппарата;

г) уточнение артикуляции звука С, упражнения в их изолированном произношении;

д) автоматизация звука С в слогах и словах.

2. Сообщение темы и задач урока, повторение алгоритмов рассуждения.

-Вспомним, что такое орфограмма., опознавательные признаки орфограмм, какие вы знаете орфограммы, в какой части слова они встречаются?  Сегодня мы работаем  с орфограммой в корне слова. Вспомним алгоритм рассуждения:

1. Определи, в какой части речи орфограмма.

2. Установи, в какой части слова находится орфограмма.

3. Посмотри, гласная или согласная буква.

4. Если  согласная- определи: а) непроверяемую;

б) непроизносимую;

в) непроверяемая.

5. Выбери правило, проверь;

6. Запиши правильно.

І. 1. Если гласная – поставь ударение в слове;

2.Определи, какая часть слова.

3. Если орфограмма в корне, определи:

а) проверяемая;

б) непроверяемая;

в) чередующаяся.

4. Прокомментирую орфограмму и запиши правильно.

ІІ. 1. Если орфограмма в приставке, вспомни правила:

а) написания одновариантных;

б)двухвариантных приставок на з-\с-;

в)смысловых пре-\при-.

ІІІ. Если орфограмма в суффиксе существительных –чик-\-щик-, прилагательных –к-\-ск- и других частей речи, напиши их по правилу.

ІІІІ. Если трудное место в окончании, определи часть речи, вспомни правила написания окончаний нужной части речи, напиши по правилу.

3. Тренировочные упражнения.

- Подумай, к какой орфограмме нужно отнести следующие слова с пропусками, записанные на компьютере. Обрати внимание на монитор.

Уд…вительный ( день), грус…ная (мелодия), во…зал, выр…сти, ч…рточка, хл…б.

- Спиши слова, графически прокомментируй орфограммы.

- Проверь написанное.

4. Физкультминутка. Речь с движениями с последующей релаксацией.

5. Беседа о Великой Отечественной войне 1941-1945г. к Дню Победы.

   Используется репродукция  картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».

   (изображение на мониторе компьютера).

   Составление предложений  по  картине.

   Прочитай  слова, которые мы используем, говоря о подвиге солдат:  защитники, Отечество, медаль, награды, мужество, отвага, Родина и др.

 В каких словах встречается орфограмма. Устно объясни их написание.

 Правильно запиши слова, которые ты запомнил.

6. Закрепление пройденного.

    -  работа с таблицей по графам: гласные после шипящих и «ц»;

                                                            чередующиеся гласные в корне;

                                                            проверяемые гласные, согласные;

                                                            непроверяемые гласные, согласные.

    -  на слух распредели слова в нужную графу, сделав графический комментарий орфограмм и записав, там где можно проверочное слово. Используются слова: извинить, робкий, вокзал, срастаться, прическа, желудь, яростный, предложение, шомпол, союз, вагон, акация, увядать и др.  

      - игра «Найди ошибку» в предложенном тексте.

7. Итоги урока.

   Сегодня мы учились:

- грамотно писать, выделяли и закрепляли трудные места в словах- орфограммы. В какой части слова встретились орфограммы? (в корнях слов). Назовите их.(безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением,  с чередованием гласных в корне слова, сомнительные согласные, гласные после шипящих и «ц»;

- повторили алгоритмы рассуждения, тренировались в правильном их применении, там где можно подбирали проверочные слова или вспоминали их правильное написание (словарные слова).

Тренировались в правильном произношении поставленных звуков.

 Все работали хорошо.

                         

Конспект логопедического занятия

с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий

в 5 классе

 

                                                                                             

                                                                              учитель-логопед  Пябус Е.В.

Тип занятия:

- по структуре: занятие обобщающего типа;

-по назначению: комбинированное;

Фонетическая тема: Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Лексическая тема: Дружба

Грамматическая тема: Выделение и анализ написания глаголов с частицей НЕ

Цель урока:

Учить выделять глаголы с отрицательным значением по слуху и правильно обозначать  их на письме.

Задачи урока:

- коррекционно-образовательные:

• формирование понятия о дружбе;

• расширение словарного запаса по теме;  

• автоматизация звука Л в словах и слогах;

           • учить  выделять глаголы-отрицания по слуху;

•  анализировать орфограмму «НЕ» с глаголами

-коррекционно-развивающие:

• развитие речеслуховой памяти, внимания и логического мышления;

•развитие подвижности артикуляторного аппарата, дыхательной и мимической мускулатуры;

• развитие координации речи с движением;

• развитие связной речи.

-коррекционно-воспитательные:

•развитие уверенности в своих действиях, самостоятельности при выполнении заданий;

• развитие умения внимательно слушать и выполнять действия по заданию логопеда;

•формировать функции самоконтроля

 

Используемые педагогические технологии:

- информационные;

- здоровьесберегающие (индивидуальный массаж,самомассаж,  релаксационные упражнения, использование биоэнергопластики на этапе работы над звуком, Су-Джок терапия, положительная психологическая обстановка).

Используемые методы:

- наглядный;

-сравнительный;

-комплексный.

Оборудование урока:

 Карточки-задания с упражнениями артикуляторной, мимической и дыхательной зарядки, инструкции к самомассажу, слоги и слова со звуком «Л» (открытые и закрытые слоги), компьютерные задания, индивидуальные виды заданий, стихи, пословицы, текст «Мой друг», правило написания «НЕ» с глаголами.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

    а) ортопедическая минутка;

    б) упражнения на развитие подвижности органов артикуляции, дыхательной и мимической мускулатуры;

    в) упражнения к звуку «Л»;

    г) изолированное произношение звука;

    д) тренировка правильного произношения звука «Л» в слогах и словах;

    е) чтение чистоговорок под контролем  логопеда

2.Сообщение темы занятия.

3.Повторение лексико-грамматических признаков глагола,как части речи по алгоритму:

 а)что обозначает глагол?

 б)на какие вопросы отвечает?

 в)каким членом предложения является?

 г)грамматические признаки глагола( число, время и др.)

д)приведите пример любого глагола, используя картинку, расскажите о признаках глагола.

4.Новый материал

 -Прочитайте четверостишие, выпишите глаголы, постарайтесь запомнить.

                       НЕ ВЫУЧИЛ-НЕ ДЕЛАЙ!

                       НЕ ЗНАЕШЬ-НЕ СПЕШИ!

                       С ГЛАГОЛАМИ РАЗДЕЛЬНО

                       ЧАСТИЦУ НЕ ПИШИ!

Обрати внимание, как написано НЕ с глаголами, какое значение имеют глаголы с частицей НЕ(дейстивие противоположное, т.е. отрицание).

Прочитай правило, как пишутся глаголы с НЕ. Выпиши глаголы с отрицанием правильно.

-Отгадай загадки, выпиши глаголы с отрицанием из текста загадки:

а)(Не) ест, не пьет, а говорит и поет.(радио)

б)С ногами, а (не ) ходит, со спиной, а не лежит, сам всегда стоит, а всем сидеть велит(диван)

Как написали глаголы с НЕ??

5.Физкультминутка. Речь с движениями с включением голосовых, дыхательных и интонационных упражнений.

Су-Джок терапия.

6.Закрепление пройденного.

а)Текст дан на мониторе:

Х.роший дру. в беде (не) бросит. Он (не)забудет п.здравить с праз.ником.(Не)г.ворит плохо о т.варище или насмешливо. Никогда (не)подв.дет. Он(не)станет кр.тиковать человека за спиной, а (не)скажет ему в л.цо.

Как можно назвать этот рассказ? Везде ли нужно вставить НЕ? Расскажите о своем друге. Действительно ли он настоящий друг, докажите.

Вставьте частицу НЕ ,там где она нужна. Правильно обозначьте орфограммы с использованием графического комментария.

б)Подумай перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Какая из пословиц характеризует твоего друга.

Ложь человека.. красит.

Кто сегодня.. обманет, тому завтра..поверят.

..спеши языком, а торопись делом.

Слово скажешь,..догонишь.

в)Замени выражения глаголами с отрицательной частицей.

 Сидеть сложа руки-

 Пропустить мимо ушей-

 Не смыкать глаз-

 Не повышать голос-

 Не задирать нос-

Подумайте, какое выражение подходит характеризует  вашего друга.

7.Итоги занятия.

 С какой орфограммой сегодня познакомились?

Что обозначает глаголы с частицей Не?

Как пишутся глаголы с частицей         Не?

Запишите по памяти четверостишие с частицей Не.

Все молодцы, работали хорошо.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

КОНСПЕКТ логопедического занятия на основе здоровьесберегающих технологий на тему «Речевая Олимпиада» (4 класс)

Конспект занятия, проведённого в рамках предметной недели по теме "Спорт и музыка"...