Конспект непосредственной образовательной деятельности по ориентировке на микроплоскости на тему: "Я и улица" для детей подготовительной к школе группы с нарушениями зрения
план-конспект занятия на тему

Карпова Марина Васильевна

Пространственная ориентировка имеет огромное значение для детей с нарушениями зрения. Сенсорный дефект осложняет процесс формирования пространственной ориентировки. Восприятие предметов носит искажённый,  вербальный характер. Эти трудности можно преодолеть в процессе коррекционно-развивающей работы. Данный конспект разработан с  целью развития ориентировки на микроплоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yai_ulitsa.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

                                   «Начальная школа – детский сад IV вида №144»

                                                      Нижегородской области

                           Конспект

                 непосредственной         образовательной деятельности по ориентировке на микроплоскости

             на тему «Я и улица»

     для детей подготовительной

     группы с нарушениями зрения

                                                                                                          Разработала

                                                                                                         Карпова Марина Васильевна

                                                                                                         учитель - дефектолог

       

                                                              г. Дзержинск

                                                                      -    2013-

Цель. Формирование пространственных представлений и ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с понятием улица, с её достопримечательностями, с правилами перехода улицы.

Коррекционно – развивающие

-Продолжать знакомить детей с разными видами микроплоскости (вертикальной - картина, клетка, лист)

- Закрепить употребление пространственных предлогов и наречий

- Учить выделять предметы из зашумлённого фона

-Продолжать учить детей сравнивать предметы, выделять различия, сходство, развивать переключение внимания.

-Тренировать зрительно- двигательную функцию прослеживания, повышать рефлекс фиксации,  остроту зрения

-Развивать мелкую моторику

-Развивать функцию самоконтроля, умение сличать сравнивать с образцом

Воспитательные

-Воспитывать волевые качества самостоятельность, целеустремлённость

Материал, оборудование

Для учителя – дефектолога:

-Мяч

-Макет улицы (дома, светофор, ёлки, деревья, указательные знаки: ехать прямо, ехать направо, ехать налево, ехать прямо налево)

- Указательные знаки: ехать прямо, ехать направо, ехать налево, ехать прямо налево, ехать прямо направо

Для детей:

-Детская машинка

-Поднос

-Геометрические фигуры (1 большой прямоугольник, 1 маленький прямоугольник, круг красный, жёлтый, зелёный)

Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей

Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога

Детям с низкой остротой зрения – четкий контур, снижение темпа

Детям при сходящемся косоглазии -  подставки

Для детей с высоким (+) и средним (0) уровнем психического развития:

-Вопросы поискового характера, ответы распространённым  предложением

Для детей с низким (-) уровнем

Вопросы репродуктивного характера, ответы словом, фразой, простым предложением, повторение

+ высокий уровень

0 средний уровень

- низкий уровень

Методы и приемы:

Практические упражнения, задания, вопросы

Пропедевтическая работа:

Экскурсия по ул. Советской, к перекрёстку, отгадывание загадок, игры, упражнения

 Индивидуальная работа:

Оказание помощи Кириллу в составлении  светофора из фигур и  составлении рассказа про него

                             

                                                    Ход НОД

Организационный момент.

Ребята, я сегодня шла к вам в детский сад и встретила   мальчика, он был сам не свой, не румяный, не живой.

Я спросила: «Может, кто тебя обидел?

 Мальчик ответил: « Нет, бабуля, я здоров, не боюсь я врагов, только грустно потому, улицу я не найду».

 Я посоветовала: « А ты маме позвони, адресочек свой спроси». Мальчик телефон достал номер мамочки  набрал, улицу свою узнал, мне спасибо сказал.                  

 ( Дети стоят в кругу слушают)

«Назови улицу»

А вы знаете название улицы, на которой живёте?

Кто мяч получает, тот улицу называет.  (+,0,-)

( Дети стоят в кругу ловят мяч, отвечают)

Сейчас я предлагаю вам прогулку по улице.

Приготовили пальчики.

«Пальчиковая гимнастика»  

Мы по улице шагаем   (  На каждое слово делаем колечки с большим пальцем    

Правила запоминаем      на обеих руках )

Красный свет дороги нет,

Жёлтый приготовиться,

А зелёный свет горит,

Пешеходу путь открыт.

Основная часть.

 «Рассмотри макет улицы»

Дети, а что такое улица?    (+0)           (Сидят, слушают)

Какие объекты есть на улице? (0,-)

Принести улицу в детский сад мы не можем, она большая, поэтому мы уменьшили её изображение и сделали макет улицы.

Давайте поставим дома на макете. (-,0)

 Вот и получилась улица. Улица это расположение домов в определённом порядке. Дома стоят лицом друг к другу, образуя улицу. Улицы имеют свои имена, бывают большие, маленькие, старые и молодые, широкие и узкие. У каждой улицы есть достопримечательности это может быть церковь, школа, институт, детский сад, магазин, библиотека и другие.

Какая достопримечательность есть на улице Советской, где находится наш детский сад?            (0+)                    (Церковь)

На улице может быть дорога, по которой ездит транспорт.

Какой транспорт вы знаете?            (-,0)

Покажите на макете, где дорога.     (-,0)

 Поставьте машины.        (Подходят к макету)

На дороге одностороннее или двухстороннее движение?   (+,0)

А где ходят люди?                    (+,0)

Люди ходят по тротуару, по пешеходной дорожке. Поэтому их называют пешеходами.

А как правильно переходить улицу?   (+,0)

Дорогу можно переходить только по пешеходному переходу.

Как по- другому можно назвать пешеходный переход? («зебра»)          (-,0)

Найдите на макете пешеходный переход.             (-,0)

Что ещё помогает перейти улицу, отгадайте загадку.                   (Садятся)

«Отгадай загадку»

Встало с краю улицы,

В длинном сапоге,

Чучело трёхглазое

На одной ноге,

Где машины движутся,

Где сошлись пути

Помогает улицу людям перейти.  (Светофор)         (-,0)

Где дороги пересекают друг друга, образуется перекрёсток.

Там и стоит светофор. Поставьте на макете, на перекрёстке светофор. (-,0)

«Нарисуй светофор фигурами»

У вас на столе в подносах лежат фигуры, выложите из них светофор, как я скажу.

Положите внизу чёрный большой прямоугольник, над ним чёрный прямоугольник поменьше.

В чёрном небольшом прямоугольнике,  вверху какого цвета поместим круг? (+,0)

Под ним круг, какого цвета надо положить?  (-,0)

Внизу маленького чёрного прямоугольника положите последний круг?   (-,0)

Кто может рассказать, как он составил светофор? (+,0)

Зрительная гимнастика «Правила перехода»

Для пешеходов, знаем с ранних лет,                         Закрыть глаза

Всегда горит зелёный свет,                                        Открыть глаза

А если светофора нет, тогда найдём мы «зебру»,

Окрашенную  в белый цвет,

Идти по ней мы будем осторожно.                             Кивают головой

Ответьте: как же это можно?

Сначала мы глаза налево отведём                              Взор влево

И половину улицы с тобой пройдём

Затем посмотрим вправо мы,                                      Взор вправо

И, если нет машин, то сможем мы дорогу перейти.

«Не ошибись»

Дети, давайте рассмотрим дорожные знаки. Белые стрелки в синих кругах указывают, куда можно ехать, а куда нельзя. Двойные стрелки указывают, что можно ехать в двух направлениях прямо и в ту сторону, в которую показывает стрелка, поэтому все эти знаки называют указательными дорожными знаками,  они указывают, куда можно ехать. Устанавливают их с  правой стороны дороги, по которой едут машины.

Что означает прямая белая стрелка?      (-,0)       ( Ехать можно только прямо)

Куда нельзя ехать?

Куда можно ехать по - этому указательному знаку?  (+,0)

(Направо, налево,   прямо направо, прямо налево)

Дорожным знакам должны подчиняться все водители и пешеходы, чтобы не произошла авария.

«Водители»

Сейчас, у кого машинки вы будете водители, на перекрёстке стоят указательные знаки. Как вы поедете?     (+,0) (-,0)      

Дорожные знаки запоминай, правила выполняй.                      

Подведение итогов.

Ну, что, ребята, молодцы, знаете название своей улицы, значит, не заблудитесь в городе, хорошо знаете правила дорожного движения, из вас получились настоящие водители.  В чём были затруднения?

                                                  Литература

Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) Москва, «Просвещение» 2006г

С.А.Исаева Физкультминутки в начальной школе Артис Пресс, М.,2003Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы детей с нарушением зрения.

Конспект непосредственно образовательной деятельности выстраиваю согласно ФГТ....

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

Комплексное коррекционное занятие для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения "Загадочные животные".

Занятие позволяет закрепить и расширить словарный запас детей по темам "Зоопарк", "Дикие и домашние животные", умение составлять и решать математические задачи. Большое внимание уделяется развитию зри...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...