Главные вкладки

    Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе
    статья по теме

    В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентироваться, особенно, если отсутствует помощь родите­лей, которые сами оказались в новой си­туации.  Учителя или иные настав­ники могут помочь советом или педагоги­ческой поддержкой, если понимают чая­ния своих учеников...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chast_2.docx19.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Никитина Л.В., учитель русского языка и литературы, педагог ОДОД

    Новые ориентиры в образовании связаны с необходимостью формирования мобильной личности, живущей в ситуации быстро меняющегося мира. Развитие науки, новых технологий, новых демократических форм социального учреждения усложнили и деятельность учителя, предъявили новые требования к образованию.

    В связи с процессом урбанизации, связанной с концентрацией промышленности, торговли и транспорта в городах, появилось множество новых профессий, в которых молодежи трудно ориентироваться, особенно, если отсутствует помощь родителей, которые сами оказались в новой ситуации. Власти, которые ранее формировали социальный заказ на подготовку специалистов той или иной профессии, сейчас не определяют перспективные, приоритетные пути профессионального образования.

    Резко возросли миграционные процессы (освоение новых территорий, отъезд за границу в поисках «счастливой жизни»), однако при этом должное представление о своих возможностях у многих молодых людей не сформировано. Нередко не произошла их самоидентификация, не сложились ценностные ориентиры, да и знания языков, обычаев и культуры народов, населяющих иные территории, не всегда хватает.

    Некоторые учителя или иные наставники могут помочь советом или педагогической поддержкой, если понимают чаяния своих учеников, если могут прогнозировать развитие своего региона, появляющиеся потребности в новых специальностях, если они информированы о том, какие отрасли народного хозяйства будут развиваться более быстрыми темпами и на каких территориях концентрироваться.

    Такую функцию учитель-предметник, директор школы или его помощник могут выполнять, если — как это теперь принято обозначать — умеют работать с социумом и держат «руку на пульсе» информационно-технического прогресса и связанных с ним социальных изменений.

    И в последующие десятилетия эта тенденция, связанная с нарастающим усилением факторов социализации и культуризации в образовании, а также с ориентацией на непрерывное (в течение всей жизни) образование, будет безусловно усиливаться. А значит, будут существенно меняться и функции деятельности учителя, все больше усиливаться социально-педагогические аспекты.

    Если в эпоху техногенной цивилизации на первый план выступали функции учителя как предметника (учителя химии, физики, математики, биологии), то в постиндустриальном обществе начинают происходить процессы переориентировки функций. Учитель помогает своим ученикам - старшеклассникам не только перейти во взрослость, он способствует их социокультурной ориентации, помогает вместе с преподавателями проектировать свою будущую жизнь, содействует адаптации учащихся к природной, социальной и культурной среде, помогает понять разнообразные аспекты жизнедеятельности, разбирая те или иные социальные и культурные феномены, механизмы их функционирования, защиты от всевозможных катастроф и т.д. и т.п.

    Учитель выступает как организатор нового социума, где установка на здоровый образ жизни, сохранение культурных традиций и приумножение ценностей, дисциплина и порядок, уважение и толерантность становятся приметой развития цивилизации XXI века. Многие учителя (раньше других те, что преподают престижные ныне предметы — такие, как информатика, экономика, право, финансы, иностранные языки) вступают с учащимися в такие субъект-субъектные отношения, которые составляют часть функционирующей в стране системы непрерывного образования, где одновременно образовываются и те и другие. Новые отношения, строящиеся на равноправном взаимодействии с родителями и администрацией, учреждениями дополнительного образования, учреждениями, ориентирующими учащихся на конкретные виды труда, делают учителя профессионально и социально мобильным. Эта высшая современная аттестация его профессионализма и гражданственности.

    В связи со спецификой работы школы поселке Лисий Нос остановимся на новых социальных функциях учителя в современной, удаленной от центра города школе. В этих условиях любой учитель уже сейчас становится педагогом социальной ориентации. Его педагогические функции тесно переплетаются с социальными: мобилизационная, организационная, педагогическая поддержка, психологическая адаптации и т.п.

    В социуме, где ребенок отрезан от урбанизированного общества, в котором ему рано или поздно придется оказаться, в силу ряда причин недостаточно общения со взрослым поколением, способным поделиться необходимым опытом, педагог становится проводником во внешний мир, обеспечивая успешную социализацию и адаптацию.

    В этом разрезе актуальна также тесная интеграция предметов, направленных на обучение ремеслу в условиях детско-взрослого производства (технология прикладного дизайна, театр моды, производственные швейные мастерские), что способствует адаптации в социуме.

    Мы включаем ребенка в производственную деятельность, обеспечиваем приобретение необходимых для дальнейшего профильного обучения навыков и возможность общения на уровне полноценного субъекта социума.

    Создать специальные условия, своеобразный тренажер, выполнить задачу подготовки учащихся к полноценной жизнедеятельности и выбору профессии, обеспечить равные условия успешности адаптации для каждого ребенка — вот приоритеты современного учителя, работающего в условиях динамично изменяющегося мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе

    Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....

    Структура педагогической деятельности учителя в современной школе

    В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...

    Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

    Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

    Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

    Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

    Доклад "Инновационная деятельность учителя в современной школе"

    Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса....

    Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

    Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации, социальной адаптации ребенка в обществе. Поэтому в формирование полноценно...

    Хормейстерские аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы

    Хормейстерские  аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы...