Элективный курс "Начальный курс латинского языка: основы медицинской латыни"
элективный курс (11 класс) по теме

Лазукина Надежда Юрьевна

Целью  курса  является  расширение знаний учащихся выпускных классов в области лингвистики и языкознания, с одной стороны, и  оказание первоначальной помощи в дальнейшем овладении  ими клинической и фармацевтической терминологией, с другой. Данный курс является пропедевтическим (15 часов) и ориентирован на учащихся старших классов, собирающихся поступать в медицинские образовательные учреждения высшего и среднего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №______

от «___» ______ 20___г.

Руководитель ШМО

___________________

Согласовано

Зам.директора по УВР

_

Утверждаю

Директор

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Программа элективного курса

Начальный курс латинского языка для учащихся

11 класс

Составитель

учитель русского языка и литературы

Н.Ю.Лазукина

2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Целью введения в школьную программу нового курса «Начальный курс латинского языка» является  расширение знаний учащихся выпускных классов в области лингвистики и языкознания, с одной стороны, и  оказание первоначальной помощи в дальнейшем овладении  ими клинической и фармацевтической терминологией, с другой. Данный курс является пропедевтическим (15 часов) и ориентирован на учащихся старших классов, собирающихся поступать в медицинские образовательные учреждения высшего и среднего образования.

Латинский язык дал жизнь многим европейским языкам, кроме того, латинский язык наряду с древнегреческим с давних пор до настоящего времени служит источником для образования международной общественно-политической, научной, медицинской, юридической и финансово-экономической терминологии. 

Латинский язык справедливо называют "гимнастикой ума". Давно замечено, что усвоение грамматических форм и категорий дисциплинирует и развивает мыслительные способности школьника ничуть не хуже, чем изучение математики. Обучение чтению древних латинских текстов способствует развитию у учащихся абстрактного мышления, навыков аналитического чтения.

Программа разработана на основе учебника «Латинский язык» для педагогических высших учебных заведений (общая редакция В.Н.Ярхо и В.И.Лобода), учебного пособия по латинскому языку «Основы клинической и фармацевтической терминологии» для студентов медицинских высших учебных заведений (авторы И.С.Архипова, О.Г.Олехнович).

Курс предполагает изучение фонетики, элементарной грамматики; работу с латинско-русским и русско-латинским словарями; чтение и перевод; морфологический и синтаксический анализ текстов на латинском языке;  сопоставление латинского и русского языков; запоминание наизусть латинских афоризмов и крылатых выражений; овладение лексическим минимумом.

Грамматический материал и материал для чтения дается в доступной форме, а расположение материала позволяет уже с первых занятий читать и переводить полные латинские фразы, в частности пословицы и крылатые выражения.

Цели и задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с  фонетико-графической, грамматической системой латинского языка (знание букв алфавита и усвоение соответствий между буквой и звуком, знание частей речи).
  2. Изучить  правила чтения дифтонгов и сочетаний согласных звуков, правила определения грамматической формы слова.
  3. Формировать лингвистические умения:
  • производить раздел слова на слоги;
  • определять долготу и краткость слога;
  • ставить ударение в слове;
  • читать слова в соответствии с правилами;
  • производить анализ слова;
  • определять его принадлежность к части речи;
  • определять грамматические признаки слова;
  • читать латинский текст.

В результате обучения латинскому языку в рамках элективного курса учащиеся должны:

  • приобрести первичные навыки чтения и понимания латинского текста;  
  • научиться пользоваться латинско-русским и русско-латинским словарем;  
  • знать не менее 50 латинских слов и терминов, не менее 20 крылатых выражений и афоризмов;
  • читать наизусть «Гаудеамус»;
  • иметь представление о фонетическом, морфологическом и грамматическом строе латинского языка;
  • выполнить и представить публично творческую работу по одной из предложенных тем.

Примерные темы проектировочных работ:

  1. Отражение античной картины мира в анатомических наименованиях.
  2. Фразеологизмы в анатомии.
  3. Мифология и анатомия в анатомических названиях.
  4. Медицинская фармацевтическая латынь XVII века.
  5. Этимология некоторых названий лекарственных средств.
  6. Название медицинских инструментов и медицинской аппаратуры.
  7. Названия болезней и врачей-специалистов.
  8. Классификация медицинских терминов.
  9. Медицинские термины в художественной литературе.
  10. Латинские надписи на монетах.
  11. Мифология и медицина.
  12. История отдельных клинических терминов.
  13. Медицинская символика и девизы врачебной профессии.
  14. Названия микроорганизмов в наименованиях антибиотиков.
  15. Происхождение названий химических элементов.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

1

Введение. Краткие сведения из истории латинского языка.

1

Лекция, конспектирование.

Устный опрос. Тестирование.

2

Фонетика. Латинский алфавит. Важнейшие фонетические законы.

2

Практическая работа: выполнение упражнений, аудирование

Чтение наизусть «Гаудеамус». Лексический минимум.

3

Имя существительное (Nomen substantivum). Система латинского склонения.

3

Словарная работа. Чтение и перевод предложений.

Письменный опрос.

4

Клиническая терминология. Корневые греческие эквиваленты латинских существительных I, II,  III склонений

3

Практикум. Работа в группах. Работа со словарем.

Лексический минимум.

5

Глагол (Verbum). Общие сведения о глаголе.

3

Словарная работа. Чтение и перевод предложений.

Лексический минимум

6

Турнир знатоков.

3

Устное выступление. Представление творческих работ.

Реферат

ИТОГО:

15 часов

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Краткие сведения из истории латинского языка.

История развития латинского языка.  «Классическая латынь». Период формирования и расцвета классического латинского языка. Роль классического латинского языка в эпоху Возрождения. Латинский язык в его народной (разговорной) разновидности. Латинский язык как язык дипломатии и международный язык науки

Ключевые слова и выражения:  индоевропейские языки, классическая латынь, международный язык.

Раздел 2. Фонетика. Латинский алфавит. Важнейшие фонетические законы.

Латинское письмо. Латинский алфавит. Гласные звуки. Согласные звуки. Правила чтения. Слогораздел. Долгота и краткость слога. Правила ударения. Важнейшие фонетические законы (регрессивная ассимиляция согласных, закон редукции краткого гласного).

Ключевые слова и выражения: монофтонги, дифтонги, закрытый и открытый слоги, диграфы.

Раздел 3. Имя существительное (Nomen substantivum). Система латинского склонения.

Общее представление об имени существительном. Единственное и множественное число. Падежи. Типы склонения. Система латинского склонения.

Ключевые слова и выражения:  таблица падежных окончаний.

Раздел 4. Клиническая терминология. Корневые греческие эквиваленты латинских существительных I, II,  III склонений.

Основные группы клинических терминов. Конечные терминоэлементы.  Многословные и однословные термины. Корневые греческие эквиваленты. Наиболее употребительные суффиксы и их значение. Греческие приставки.

Раздел 5. Глагол (Verbum). Общие сведения о глаголе.

Общие сведения о глаголе. Четыре спряжения латинского глагола. Основы и основные формы глагола. Система инфекта. Личные окончания глагола. Система перфекта.

Ключевые слова и выражения:  сводная таблица глагольных форм, грамматическая категория.

Раздел 6. Турнир знатоков.

Устное выступление по выбранной теме.

Литература

Для учителя:

  1. Архипова И.С., Олехович О.Г. Основы клинической и фармацевтической терминологии. Учебное пособие по латинскому языку.- Екатеринбург, 2009
  2. Латинский язык. Учебник для факультетов иностранных языков педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1969.
  3. Интернет-ресурсы.

Для учащихся:

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Раздаточный материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией".

Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы...

Технологические карты занятий по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 1 курс (после 11 класса)

Данные технокарты написаны к Рабочей программе по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальности 060501 ФГОС СПО "Сестринское дело"....

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 "Основы латинского языка и медицинской терминологии" (очно-заочная форма обучения).

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины "Основы латинского языка и медицинской терминологии" Волосова О.В. для специальности 060109 Сестринское дело и пред...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией". (очно-заочная форма обучения)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО Сестринское дело и адаптирова...

Контрольная работа за 1 полугодие по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией"

Данная контрольная работа выполняется на последнем занятии в 1 полугодии (3 семестр, 2 курс). Имеется пояснительная записка, 2 варианта работы, эталоны ответов и критерии оценки....

Сборник рецептов к теме «Оформление латинской части рецепта» для специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплины ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Сборник предназначается для изучения фармацевтической терминологии и рецептурной лексики по курсу латинского языка. Целью сборника является формирование навыков сознательного использования фармацевтич...

Учебно-терминологический словарь по дисциплинам основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для медицинских колледжей

Учебно-терминологический словарь по дисциплинам  основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для медицинских колледжей...