Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте
план-конспект на тему

Яблокова Наталия Витальевна

Тема организованной деятельности "Путешествие в зимний лес" . Цель - развитие знаний о буквах, звуках, о понятиях "звук" и "буква", о слоговой структкре речи. в конспекте прописаны задачи, материал, предварительная работа. В ходе деятельности использованы разные игровые приемы, вопросы, худоржественное слово. Конспект интерес и полезен для работы со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Березка» город  Семенов, Нижегородская область

Конспект познавательно – игровой деятельности по подготовке к обучению  грамоте

ТЕМА: «Путешествие в сказочный лес»

Выполнила: учитель – логопед Яблокова Наталия Витальевна

Цель: развитие знаний о звуках и буквах, о понятиях «звук» и «буква»,

о слоговой и звуковой структуре слова.

Задачи:

1.Формирование знаний о гласных и согласных, твердых и мягких  звуках и буквах.

2. Закрепление умений делить слова на слоги и определять их количество;

Активизировать и сосредоточить внимание на правильности выполнения задания по звуковому анализу слова и слоговой структуры слова.

3.Закрепление графических образов букв путем узнавания и составления их из элементов ( буквы А, О, У, И, Ы., Ю., Я, М, Р., Л, Н, С).

4.Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия и формированию навыков фонематического анализа.

5.Способствовать воспитанию коммуникативных качеств: сотрудничество в совместной деятельности; доводить начатое дело до конца; слушать своих товарищей; готовность прийти на помощь

Материал: предметные картинки на разные звуки, ералаш из букв, домики для гласных и согласных букв, буквы согласные и гласные, разрезанные буквы, предметные картинки и фишки для слогового анализа, схемы-снежинки для звукового анализа, презентация.

Предварительная работа: дидактические игры «Собери ромашку», «Волшебный квадрат» (на определение звуков в слове), «Веселый поезд» (определение количества слогов), непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов, игра с кубиками,  на которых изображены буквы, чтение сказки «Снежная королева» Ш. Перро

Ход

Слова воспитателя

Слова детей

Дети в музыкальном зале.

В: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте подарим свою светлую, доброжелательную улыбку друг другу.

             «Для начала встанем в круг

               Сколько радостей вокруг

        Мы все за руки возьмемся

        И друг другу улыбнемся».

Подарите свою улыбку соседям слева и справа, улыбнитесь мне, а я вам.

Ребята, к нам в детский сад пришло письмо из города Буквинска. Помните, где живут буквята.

Письмо:

У нас в городе Буквинске случилась беда. К нам прилетела Снежная Королева. Всё заморозила, завьюжила, все буквы поломала, а звуки заколдовала.

А спасти нас может волшебный кристалл, только Снежная Королева его разбила, а осколки разбросала. Но если вы, ребята, справитесь с заданиями, которые придумала Снежная Королева, то волшебный кристалл соединится, чары королевы растают и буквята будут спасены. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать частичку кристалла. Осколки кристалла спрятаны в волшебном лесу, и вам нужно туда попасть. Дорогу в волшебном лесу вам будут указывать стрелочки.

В: Ну, что, ребята, как мы поступим? Будем выручать буквят или нет? Это опасно Снежная Королева злая может и нас заморозить, может, не поедем?

Тогда мы с вами сядем в автобус и в путь. Я вам каждому дам билет - картинку, у кого слово на картинке начинается на звук «ш» сядут на передние места. У кого на звук «л»- места в середине. На последние места сядут у кого слово на звук «р».

Все расселись, в путь!

Ой, ребята, у нас, кажется, спустило колесо, надо его накачать. Вспомним упражнение насосы. Сначала насосы будут работать медленно и тихо, а потом - быстро и громко. Теперь заведем мотор, сначала тихо, потом громко.

Дети улыбаются друг другу.

Да, будем!

Поедем!

С-с-с-ССССС

Р-р-р-РРРРР

Дорога у нас не близкая, я предлагаю вам поиграть в слова.

Вот мы и приехали. Ой, ребята, в лесу что-то неладное творится (вой ветра). Может, не пойдем? Вернемся домой?

Тогда ищите стрелочку.

Вот наше первое задание. Надо найти заколдованные буквы, видите, как их Снежная Королева заплела, завьюжила. Вы должны назвать букву, найти ее и поселить в домик. Но сначала, ребята. Давайте скажем, что такое буква?

Посмотрите, какие у нас домики! Они одинаковые или нет? Чем они отличаются?

Вспомните, красный цвет имеют, какие буквы? А синий?

Кто какую букву нашел?

Все буквы мы распутали и получили первую часть кристалла.

Дальше идем по стрелочке, Здесь Снежная Королева расколола буквы на части, надо их собрать. Кто мне назовет свои буквы?

Вот мы получили и вторую часть кристалла. У вас, наверное, замерзли руки, пока вы собирали буквы. Давайте погреемся?!

Ла-ла-ла наступили холода

Ул-ул-ул холодный ветер дул

Тель-тель-тель на дворе метель

Тели-тели-тели весь день метут метели

Нагрелись?

Теперь ищем третью стрелочку. Здесь картинки и вам надо составить слоговую схему. Давайте вспомним, как можно определить количество слогов в слове?

Вот и третья часть кристалла.

Ой, ребята. Какой ветер завыл! Уж не летит ли к нам Снежная Королева? Давайте превратимся в снежинки, она нас и не заметит.

Возьмите картинки и постройте снежинки с одинаковыми звуками в начале слова. В каждой снежинке должны быть только одинаковые звуки. Пока звучит музыка, вы ищите свои пары, а когда музыка закончится, вы должны построиться в снежинки. Вот и четвертая часть кристалла!

Называют слова на звуки.

Нет пойдем.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Нет. У одного крыша красного цвета, а у другого - синего.

Красный цвет имеют гласные буквы. Синий - согласные.

Дети называют буквы.

Называют получившиеся буквы.

Да.

Можно слово прохлопать, протопать, постукать подбородком.

Посмотрите, сколько вокруг снега намело, сюда нас привела и стрелочка. Эти снежинки не простые. На обратной стороне к ним прикреплены картинки. Нам надо сделать звуковую модель слова.

Ребята, давайте вспомним, что такое звуки?

 Какие бывают звуки?

 Что мы знаем про гласные и согласные звуки?

 Какие бывают согласные звуки?

 Каким цветом мы обозначаем звуки?

Когда будите делать звуковую схему, произносите слово шепотом и внимательно слушайте звуки, не путайте мягкие и твердые согласные.

Вот мы и получили последнюю часть кристалла.

Волшебный кристалл собран!

Буквята спасены!

Сложно вам было выполнять задания? Какое задание вам показалось самым трудным? Самым интересным?

Что вам понравилось делать больше всего? А все ли у вас получилось?

Я предлагаю вам разноцветные снежинки, мы их будем прикреплять на досочку. Если вы выберете белую снежинку, значит, вы выполнили все задания на отлично. Если вы выберете снежинку синего цвета, это означает, что вы все сделали правильно, но допускали ошибки в выполнении заданий. А если вы выберете серую снежинку, значит, на ваш взгляд вам было очень трудно и вы допускали много ошибок.

Я очень рада, что вы, ребята, умеете дружно работать, не испугались никаких трудностей и спасли буквят!

Звук - это то. Что мы произносим и слышим.

Гласные и согласные

Гласные звуки можно тянуть. Петь. Язычок не встречает преграды. Согласные – короткие,  язычок встречает преграду.

Ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"

Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте.  Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода ...

Методическая разработка НОД по подготовке детей к обучению грамоте

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13983117","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Буклет для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

Данный буклет содержит методические рекомендации родителям при подготовке к обучению грамоте...

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....

Фонематический анализ в системе работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

В работе раскрывается значение добукваврного, т.е. звукового периода в работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, приводится понимание звукового анализа слов в современной методике. Также в...

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»...