Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры
материал на тему

Акишина Наталья Петровна
В данной работе представлен материал расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры от младенчества до подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasslablyayushchiy_massazh.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

  1. «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В такой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в колени.
  3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируются валиками, позволяющими удержать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивное движение головы).

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад: а) одной рукой поддерживается шея ребенка сзади, другой производится круговые движения головой сначала по часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторые расслабление корня языка.

   Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка.  Движения проводятся 2-мя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, но не растягивающими кожу каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

  1. поглаживание от середины лба к вискам,

-     от бровей к волосистой части головы,

-     от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

-     от линии лба в низ через все лицо по щекам, подбородку и шее,

-     от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к краям носа;

2.   легкое пощипывающее движение по краю нижней челюсти;

3.   надавливающее движение по лицу от корней волос вниз.

                                Расслабление губной мускулатуры:

  1. поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

-     нижней губы от углов рта к центру,

-     верхней губы (движение сверху вниз),

-     нижней губы (движение снизу вверх),

-     носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2.   точечный массаж губ (легкое вращательные движения по часовой стрелке);

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется больше число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

1. поглаживание  лба от середины к вискам,

-      лба от бровей к волосам,

-      бровей

-      век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

-      щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

2. сжимания подбородка ритмическими движениями;

3. разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

  1. перетерание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
  2. пощипывание век.

                             Укрепление губной мускулатуры:

 

  1. поглаживание от середины верхней губы к углам,

-     от середины нижней губы к углам,

-     от углов губ по носогубным складкам к крыльям носа;

2.    пощипывание губ;

поглаживание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора – вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей.  Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с судорогами.)

Массаж язычной мускулатуры.

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий, в последнем случае используются более активные, интенсивные приемы, чем в первом. Для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав ( по одной ч.л. крапивы,зверобоя, ромашки, чая на 0.5л кипятка).

Цели массажа языка: а) нормализация мышечного тонуса; б) включение в речевую деятельность новую группу мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц; в) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; г)уменьшение слюнотечения; д) афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимулирования речевого развития).

Массаж можно осуществлять различными способами:

  1. зондовый.
  2. пальцевый массаж.
  3. массаж деревянными или металлическим шпателем;
  4. массаж зубными щетками.

   Приемы массажа языка.

  1. Поглаживания языка в различных направлениях: от корня языка к кончику

     (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям  

     (поперечной мышцы); круговые, спиральные движения;

  1. похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и

      обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные

      мышцы);

  1. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд

      (шпатель);

  1. покалывание языка (игольчатым зондом);
  2. массаж верхнего  подъема языка, растягивание уздечки (движение снизу вверх под языком);
  3. «перетирание» языка марлевой  салфеткой или чистым носовым платком ( в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);
  4. распластывание языка маленькой клизмой – спринцовкой (сложенная в 2 раза клизма – во рту, кончик ее снаружи).

Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

                     Пассивная гимнастика языка:

  1. Выведение языка из ротовой полости вперед;
  2. Втягивание языка назад;
  3. Опускание языка вниз (к нижней губе);
  4. Поднимание языка вверх (к верхней губе);
  5. Боковые отведения языка (вправо и влево);
  6. Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости.
  7. Приподнимание кончика языка к твердому небу;
  8. Легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

                           Пассивная гимнастика губ:

  1. Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  2. Собирание нижней губы (тем же приемом);
  3. Собирание губ в трубочку – «хоботок» (движение производится к средней линии);
  4. Растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
  5. Поднимание верхней губы;
  6. Опускание верхней губы;
  7. Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  8. Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а,о,у,и,ы,э).

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

 

                      Активная артикуляционная гимнастика.

Упражнения для развития мимических мышц лица:

  1. Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
  2. Нахмуривание бровей;
  3. Поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
  4. Надувание щек;
  5. Проглатывание слюны;
  6. Открывание и закрывание рта;
  7. Жевательные движения.

                        Упражнения для развития губной мускулатуры:

  1. Вытягивание губ вперед трубочкой;
  2. Растягивание их в стороны;
  3. Чередование движений «хоботок-оскал»;
  4. Смыкание губ ( обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
  5. Размыкание губ при закрытом и открытом рте;
  6. Мгновенное смыкание губ при закрытом и открытом рте;
  7. Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются  не напряженно);
  8. Целевой  губной выдох ( в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
  9. Поднимание верхней губы с обнажением зубов ( плаксивое выражение лица).

Для увеличение объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  1. Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).
  2. Перемешивание в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);
  3. Удержание губами различных предметов (пробка, марля).

         Упражнения для язычной мускулатуры:

  1. Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
  2. Выдвигание языка вперед;
  3. Втягивание языка назад, внутрь;
  4. Опускание языка вниз;
  5. Приподнимание языка вверх;
  6. Боковое отведение (вправо и влево);
  7. Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
  8. Суживание языка и заострение его;
  9. Переключение различных позиций

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Основными направлениями коррекционно – педагогической работы в младенческом возрасте (доречевой период) являются:

-   развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления»);

-    Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшения степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа регидности). Развитие подвижности органов артикуляции;

-   стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности;

коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма ( в первые месяцы жизни – до 3 мес), подавление орального автоматизмов (после 3-х месяцев);

-   развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонированного голоса взрослого; двигательно – кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

-   развитие речевого дыхания и голоса ( вокализация выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);

-   Формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положений кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно – моторной координации; развитие хватательной функции рук, развитие манипулятивной функции –инеспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);

-   формирование подготовительных этапов понимания речи.

    Основные направления коррекционно – педагогической работы в раннем возрасте являются:

-   формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно – действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

-   формирования речевого и предметно – практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация  собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации- мимики, жеста и интонации);

    развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);

    стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

    формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

    Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

-    развитие игровой деятельности;

       -    развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и    

      взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

      формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического,

      грамматического и фонетического строя речи;

-    расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

-    развитие сенсорных функций. Формирование пространственны временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического     восприятия и стереогноза;

-    развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

 -   формирование математических представлений;

 -   развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

 -   воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

 -   подготовка к школе.

 

  Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:

-    Последовательное развитие познавательной  деятельности и коррекция её нарушений;

 -   коррекция высших корковых функций,

 -   воспитание устойчивых форм поведения и деятельности,

 -   профилактика личностных нарушений,

 -   профессиональная ориентация.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Расслабляющий массаж

Цель любого массажа – достижение лечебного, релаксационного, либо иного эффекта, - так или иначе, весьма благотворно влияющего на организм....

Обследование мимической артикуляционной мускулатуры в условиях логопедического пункта.

При обследовании дошкольников часто сталкиваешься с тем, что детям скучен процесс. Именно поэтому я разработала "Речевую карту обследовании дошкольников в условиях логопедического пункта" и приложения...

Артикуляционная гимнастика и элементы логопедического массажа с ложкой.

Артикуляционная гимнастика и элементы логопедического массажа с ложкой. Опыт работы....

Артикуляционный массаж

Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речиАртикуляционный массаж (Емельянов В. В.) 1. Покусать кончик языка.2. Покусывание языка по всей длине.3. ...

Артикуляционный массаж лица

Артикуляционный массаж лица...