Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
    методическая разработка на тему

    Овсеенко Галина Александровна

     В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться различные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам дополнительного образования, классным руководителям.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

    составила Овсеенко Г.А.

    методист МАОУДОД ДДюТ г. Владимира

    В соответствии с Положением «Об организации и проведении открытого занятия в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дворец детского  (юношеского) творчества г. Владимира», утвержденном за заседании экспертного совета МАОУДОД ДДюТ от 05.11.2014 г. открытое занятие в детском объединении может проводиться как по инициативе педагога, так и администрации ДДюТ  или вышестоящих организаций: например, при проведении аттестации педагога, проверки учреждения, в целях изучения и распространения передового опыта педагогической деятельности, при проведении мониторинга и т.п. На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного  учреждения, представители администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а также родители, представители общественности, культуры, науки и пр.

    Планирование открытого учебного занятия – это важная часть образовательного процесса. План открытого занятия представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного открытого занятия. План – конспект проведения занятия  должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним можно было получить достаточно полное представление о предстоящем занятии и чтобы он являлся необходимым  подспорьем для самого педагога Планирование для каждого открытого занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить проверяющим, приглашенным (по необходимости) комиссии (жюри, коллегам) его план.

    Общая структура плана открытого занятия включает:

    1. Вступительную часть:

    - название детского объединения;

    - дата, место, время проведения занятия;

    - номер и год обучения учебной группы (учащегося);

    - фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

    - тема занятия.

    2. Концепцию занятия, включая цели и задачи.

    3.Ход занятия. В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность  от вводной до заключительной части, время,  выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого  этапа, формы работы педагога и детей.

    :

    - краткое содержание и время теоретической части занятия;

    - задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

    - подведение итогов занятия – приемы работы с учащимися  и время.

    4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

    5. прогнозируемые результаты занятия.

    Требования к концепции занятия:

    - в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития.

    - задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

    Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с учащимися, но и степень достижения поставленных целей занятия.

    Педагоги дополнительного образования конструируют задачи открытого учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей, концептуальных основ деятельности учреждения дополнительного образования детей.

    Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть на столько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о её реализации. Триединая дидактическая цель отражает основное содержание открытого учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

    1. Обучающие.

    Направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

    1. Воспитательные.

    Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

    1. Развивающие.

    Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

    Общие требования к постановке задач занятия:

    •  задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;
    •  задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
    •  задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности;
    •  задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
    •  формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной(развернутой во времени и пространстве);
    •  задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
    •  в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся ( оказать, отработать, освоить, организовать).

    Как правило, определяется не более одной – двух целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировании целей занятия становится их абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, к природе и т.п. или формирования комплекса знаний, умений и навыков.

         Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их, определять содержание основных этапов занятия. Хорошо, если педагогу удаётся поставить операциональные задачи  для каждого из этапов.

    Например,

    Цель занятия:  Обучение основам техники игры в настольный теннис.

    Задачи:

    Обучающие: - научить детей рационально передвигаться у стола; -обучить трем основным стойкам теннисиста;-обучить хваткам ракетки;-обучить различным подачам и их приёму.

    Развивающие: -закрепить подачу с подбрасыванием мяча; -провести упражнения по укреплению здоровья, совершенствованию игры на счёт, формированию знаний, умений, навыков игры в настольный теннис.

    Воспитательные: - продемонстрировать правила вежливости по отношению к сопернику (методом зврической беседы выяснить, что означает «рукопожатие»)

    Основной из главных задач педагога дополнительного образования является организация образовательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования образовательного материала с целью овладения новыми знаниями, умениями, навыками в результате собственного поиска.

    В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в образовательном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.

    Формы открытых занятий кроме прочих можно разделить на две группы:

    а) занятие в учебном кабинете:

    - тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

    - комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием  2-3 видов творческой деятельности);

    - игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

    -репетиционные или тренировочные (подготовка к конкурсным программам или соревнованиям, массовым мероприятиям)

    - итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

    б) выездные занятия:

    - образовательные экскурсии;

    - походы;

    - экспедиции;

    - практические занятия на местности;

    - полевые практики и другое.

    Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

    Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

    Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

    1этап – организация;

    2этап – теоретическая часть;

    3этап – практическая часть;

    4этап – окончание занятий.

    Организация  и проведение открытого занятия.

    Организационный этап открытого занятия:

    Первые 5 – 10 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

    - сбор детей;

    - подготовку их к занятию;

    - подготовку рабочих мест учащихся.

    Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы и постановкой образовательных задач.

    Теоретическая часть занятия:

    Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

    - изложение исторических данных по теме занятия;

    - устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

    - объяснение специальных терминов по теме занятия;

    - описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);

    - правила техники безопасности.

    Теоретическая часть не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

    Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интересной позволяют:

    - использование наглядного и раздаточного материала;

    -использование технических средств обучения;

    - привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих учащихся детского объединения (начиная со второго года обучения);

    - использование игровых методов обучения.

    Практическая часть открытого занятия:

    Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

    Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

    Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

    При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

    Далее учащиеся приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

    При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

    - возраст детей;

    - календарный период образовательного процесса;

    -тему открытого учебного занятия;

    -уровень подготовки детей;

    - последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

    Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

    - доведение каждой начатой работы до конца;

    - обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

    - поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

    Окончание открытого занятия (последние 10-15 мин)

    За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом учащихся. Завершение открытого занятия включает в себя:

    - подведение итогов практической работы;

    - закрепление учебного материала;

    -объяснение домашнего задания;

    -организацию дежурства (при необходимости).

    Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

    Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

    - необязательность его наличия и выполнения;

    - творческий характер;

    - для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

    Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации открытых учебных занятий:

    а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

    б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

    в) выполнение только практической работы (выездные занятия).

    Подготовка открытого занятия в учебном кабинете. 

    Предварительная подготовка педагога к открытому занятию включает:

    1. определение темы открытого занятия;
    2. продумывание общего хода занятия;
    3. продумывание  и отбор содержания теоретической части занятия;
    4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
    5. подбор методических материалов по теме открытого занятия;
    6. выполнение практической работы;
    7. составление плана занятия (при необходимости).

    Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

    - приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

    -проветривание учебного кабинета;

    - подготовка методических материалов к занятию;

    - проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

    Подготовка и проведение выездного открытого занятия

    Предварительная подготовка открытого занятия включает:

    1) определение темы и содержание занятия;

    2) определение места проведения занятия;

    3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места занятия;

    4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

    Предварительная подготовка детей к выездному открытому занятию:

    - рассказ о месте проведения открытого занятия;

    - изложение содержания учебных заданий

    - обсуждение формы выполнения заданий;

    - обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

    Проведение и подведение итогов выездного занятия:

    - в ходе самого открытого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;

    - на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;

    - обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.

    Подготовка   и проведение  итоговых   открытых занятий.

    Итоговые открытые занятия могут проводится:

    - по окончании учебного года;

    - по окончания полугодия (семестра) или учебной четверти (квартала);

    - после изучения большой учебной темы или раздела.

    Содержание итогового открытого занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний учащихся и их практической подготовки.

    Подготовка педагогом учащихся к итоговому открытому занятию включает:

    а) обсуждение с учащимися значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

    б) уведомление учащихся о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

    в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов  занятия;

    г) сообщение учащимся вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

    Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период или подготовить творческие задания (сольные номера, авторские сборники, фотоматериалы о персональных выставках, каталоги авторских работ и другое).

    Подготовка же педагога к итоговому открытому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

    На самом итоговом открытом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

    В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

    Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

    Функция педагога дополнительного образования заключается не в обучении, а в сопровождении образовательного процесса процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки, усовершенствования творческих способностей. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Соответственно меняется и критерий ценности педагога – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя.

    Во время проведения  открытого занятия  анализируется соответствие содержания данного занятия учебно-тематическому плану программы педагога; последовательность действий педагога; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленности и активности; формы изучения  и закрепления материала, используемые педагогом;  меру контакта педагога с воспитанниками, настроя их на продуктивную работу, поддержания необходимого уровня внимания и снятия напряжения (чаще всего возникающего в присутствии посторонних людей); завершённость занятия.

         Знакомство с мнением специалистов, присутствовавших на открытом занятии, даёт возможность выявить актуальность и содержательность занятия, целесообразность и эффективность используемых технологий.

         Сравнительный анализ учебно-тематического плана образовательной программы и плана-конспекта открытого занятия даёт возможность определить степень подготовленности данного занятия, умения педагога планировать свою работу и использовать импровизацию.

              Грамотный анализ занятия является условием совершенствования образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования  и профессиональной деятельности педагога.

    Анализ открытого учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

    - научности;

    - единства требований;

    - доступности и оптимальности;

    - обратимости;

    - объективности и доброжелательности;

    - целесообразности.

    Можно выделить следующие аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

    1.организация открытого занятия;

    2.дидактическая деятельность педагога;

    3.воспитывающая деятельность педагога;

    4.профессионально – личностная характеристика педагога;

    5.характеристика образовательной  группы (разные грани проявления учащихся в деятельности)

    Качество организации открытого занятия в совокупности определяют:

    - состояние документации детского объединения;

    - соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

    - соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;

    - учет уровня работоспособности детей;

    - выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

    - рациональность использования времени на открытом занятии;

    - оптимальность оборудования и оснащения кабинета и открытого учебного занятия;

    - организация ведения документации учащихся.

    Качество дидактической деятельности педагога определяют:

    - опора на основные принципы дидактики;

    - оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

    - эффективность контроля педагога за образовательной деятельностью учащихся;

    - объективность оценок их деятельности;

     - степень технической оснащенности открытого занятия;

    -уровень методического обеспечения открытого занятия;

    - оптимальность использования технических средств и методических материалов;

    - умелое использование смены видов деятельности;

    - обеспечение обратной связи;

    - достижение поставленной дидактической цели открытого  занятия.

    Качество воспитывающей деятельности педагога на открытом занятии определяют:

    - воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

    - опора на основные принципы воспитания;

    - решение задач нравственного воспитания;

    - эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

    - использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

    - формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

    - реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

    - обеспечение связи открытого занятия с жизнью страны и самих учащихся;

    - степень эстетического воздействия содержания им организации открытого занятия на учащихся.

    Профессионально–личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

    - знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

    -его речь;

    - педагогическая культура и такт;

    - внешний вид педагога на занятии;

    - позиция педагога по отношению к учащимся;

    -стиль педагогического руководства;

    - степень воздействия личности педагога на учащихся.

    Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

    -степень их активности и работоспособности на занятии;

    - заинтересованность темой и содержанием занятия;

    - сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

    - выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

    - коммуникативная активность детей;

    - интеллектуальное развитие учащихся;

    - сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно–методическими пособиями;

    - организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

    - стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

    - внешний вид детей.

    Примерный самоанализ  открытого занятия

    I. Задачи занятия;

    Какие конкретные задачи были поставлены:

    часть какой общей педагогической проблемы решали поставленные задачи,

    изменились  ли  задачи  в  ходе  занятия   и  почему  (нет психологического настроя).

    П. Педагогические средства и способы:

    1. Учитывались ли особенности данной группы и отдельных детей, уровень их умственного и психического развития, эмоциональное состояние, готовность к занятию, и как это учитывалось (учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка);
    2. Каков был, эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой?
    3. Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию.
    4. Какие формы, методы и приемы использовались на занятии, как было распределено время на занятии. Сказалось ли это на результативности.

    5.        Были ли неожиданные ситуации и как они решались.
    Ш. Общая самооценка:

    1. Как работали дети в целом.
    2. Какие проблемы обнаружены у отдельных детей.
    1. Что удалось сделать из запланированного, а что нет. Получили ли Вы удовольствие от работы с детьми?

    Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств: -   трудности психологического плана и как они преодолевались; перспектива деятельности (как вы будете учитывать результат данного занятия в будущем).

    Характеристика вербального и невербального поведения педагога дополнительного образования во время открытого занятия:

    Речь

    Педагог говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся.

    Голос

    С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику

    Движения

    Педагог использует широий спектр жестов, поз, передвигается по аудитории, подходит к ученикам (помогающее поведение)

    Эмоции

    Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать» детей, вовлекать их в общий процесс творчества, стимулировать интерес к познанию нового

    Воздействия

    Педагог изобретательно воздействует на основные системы переработки информации обучающихся (оптическую, акустическую, кинескопическую)

    Наблюдательность

    Педагог постоянно видит и слышит каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии ученика

    Форма поведения

    Педагог грамотно сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь чтобы ученики могли говорить больше сами, высказывать свои мысли, идеи

    Виды взаимодействия

    а) Педагог – коллектив: педагог объясняет материал всему коллективу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников

    б) Ученик – ученик: педагог просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу в малых группах

    в) Педагог – ученик: педагог объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на вопросы

    г) педагог – ученики: ученики работают самостоятельно, а педагог чутко наблюдает за тем,  кому и какая помощь нужна

    Паузы

    Педагог организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для снятия напряжения и усталости

    Литература:

    Кайгородцева  М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.

    Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М .: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).

    Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр: организация методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 126 с.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

    Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

    Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в дополнительном образовании

    Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Методические указания для выполнения виртуальных лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙОДП.02 ФизикаСпециальности11.02.02 Техническое обслуживание и Ремонт радиоэлектронной техники ...

    Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Физика»

    Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ " Сахалинский  политехнический центр №2&qu...

    Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия

    В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"...

    Методические рекомендации по организации и проведению профориентационного занятия в школе

    В современном мире происходит быстрая смена профессий  и у выпускников школ и профессиональных учебных заведений  возникает проблема, как ориентироваться в сложном мире профессий. Такая же п...