Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
методическая разработка на тему

Овсеенко Галина Александровна

 В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться различные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам дополнительного образования, классным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

составила Овсеенко Г.А.

методист МАОУДОД ДДюТ г. Владимира

В соответствии с Положением «Об организации и проведении открытого занятия в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дворец детского  (юношеского) творчества г. Владимира», утвержденном за заседании экспертного совета МАОУДОД ДДюТ от 05.11.2014 г. открытое занятие в детском объединении может проводиться как по инициативе педагога, так и администрации ДДюТ  или вышестоящих организаций: например, при проведении аттестации педагога, проверки учреждения, в целях изучения и распространения передового опыта педагогической деятельности, при проведении мониторинга и т.п. На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного  учреждения, представители администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а также родители, представители общественности, культуры, науки и пр.

Планирование открытого учебного занятия – это важная часть образовательного процесса. План открытого занятия представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного открытого занятия. План – конспект проведения занятия  должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним можно было получить достаточно полное представление о предстоящем занятии и чтобы он являлся необходимым  подспорьем для самого педагога Планирование для каждого открытого занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить проверяющим, приглашенным (по необходимости) комиссии (жюри, коллегам) его план.

Общая структура плана открытого занятия включает:

  1. Вступительную часть:

- название детского объединения;

- дата, место, время проведения занятия;

- номер и год обучения учебной группы (учащегося);

- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

- тема занятия.

2. Концепцию занятия, включая цели и задачи.

3.Ход занятия. В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность  от вводной до заключительной части, время,  выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого  этапа, формы работы педагога и детей.

:

- краткое содержание и время теоретической части занятия;

- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

- подведение итогов занятия – приемы работы с учащимися  и время.

4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. прогнозируемые результаты занятия.

Требования к концепции занятия:

- в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития.

- задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с учащимися, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Педагоги дополнительного образования конструируют задачи открытого учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей, концептуальных основ деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть на столько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о её реализации. Триединая дидактическая цель отражает основное содержание открытого учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

  1. Обучающие.

Направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

  1. Воспитательные.

Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

  1. Развивающие.

Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

Общие требования к постановке задач занятия:

  •  задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;
  •  задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
  •  задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности;
  •  задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
  •  формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной(развернутой во времени и пространстве);
  •  задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
  •  в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся ( оказать, отработать, освоить, организовать).

Как правило, определяется не более одной – двух целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировании целей занятия становится их абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, к природе и т.п. или формирования комплекса знаний, умений и навыков.

     Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их, определять содержание основных этапов занятия. Хорошо, если педагогу удаётся поставить операциональные задачи  для каждого из этапов.

Например,

Цель занятия:  Обучение основам техники игры в настольный теннис.

Задачи:

Обучающие: - научить детей рационально передвигаться у стола; -обучить трем основным стойкам теннисиста;-обучить хваткам ракетки;-обучить различным подачам и их приёму.

Развивающие: -закрепить подачу с подбрасыванием мяча; -провести упражнения по укреплению здоровья, совершенствованию игры на счёт, формированию знаний, умений, навыков игры в настольный теннис.

Воспитательные: - продемонстрировать правила вежливости по отношению к сопернику (методом зврической беседы выяснить, что означает «рукопожатие»)

Основной из главных задач педагога дополнительного образования является организация образовательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования образовательного материала с целью овладения новыми знаниями, умениями, навыками в результате собственного поиска.

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в образовательном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.

Формы открытых занятий кроме прочих можно разделить на две группы:

а) занятие в учебном кабинете:

- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием  2-3 видов творческой деятельности);

- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

-репетиционные или тренировочные (подготовка к конкурсным программам или соревнованиям, массовым мероприятиям)

- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

б) выездные занятия:

- образовательные экскурсии;

- походы;

- экспедиции;

- практические занятия на местности;

- полевые практики и другое.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

1этап – организация;

2этап – теоретическая часть;

3этап – практическая часть;

4этап – окончание занятий.

Организация  и проведение открытого занятия.

Организационный этап открытого занятия:

Первые 5 – 10 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

- сбор детей;

- подготовку их к занятию;

- подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы и постановкой образовательных задач.

Теоретическая часть занятия:

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

- изложение исторических данных по теме занятия;

- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);

- правила техники безопасности.

Теоретическая часть не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интересной позволяют:

- использование наглядного и раздаточного материала;

-использование технических средств обучения;

- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих учащихся детского объединения (начиная со второго года обучения);

- использование игровых методов обучения.

Практическая часть открытого занятия:

Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее учащиеся приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

- возраст детей;

- календарный период образовательного процесса;

-тему открытого учебного занятия;

-уровень подготовки детей;

- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

- доведение каждой начатой работы до конца;

- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание открытого занятия (последние 10-15 мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом учащихся. Завершение открытого занятия включает в себя:

- подведение итогов практической работы;

- закрепление учебного материала;

-объяснение домашнего задания;

-организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

- необязательность его наличия и выполнения;

- творческий характер;

- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации открытых учебных занятий:

а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

в) выполнение только практической работы (выездные занятия).

Подготовка открытого занятия в учебном кабинете. 

Предварительная подготовка педагога к открытому занятию включает:

  1. определение темы открытого занятия;
  2. продумывание общего хода занятия;
  3. продумывание  и отбор содержания теоретической части занятия;
  4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
  5. подбор методических материалов по теме открытого занятия;
  6. выполнение практической работы;
  7. составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

- приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

-проветривание учебного кабинета;

- подготовка методических материалов к занятию;

- проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка и проведение выездного открытого занятия

Предварительная подготовка открытого занятия включает:

1) определение темы и содержание занятия;

2) определение места проведения занятия;

3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места занятия;

4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному открытому занятию:

- рассказ о месте проведения открытого занятия;

- изложение содержания учебных заданий

- обсуждение формы выполнения заданий;

- обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

- в ходе самого открытого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;

- на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;

- обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.

Подготовка   и проведение  итоговых   открытых занятий.

Итоговые открытые занятия могут проводится:

- по окончании учебного года;

- по окончания полугодия (семестра) или учебной четверти (квартала);

- после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового открытого занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний учащихся и их практической подготовки.

Подготовка педагогом учащихся к итоговому открытому занятию включает:

а) обсуждение с учащимися значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление учащихся о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов  занятия;

г) сообщение учащимся вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период или подготовить творческие задания (сольные номера, авторские сборники, фотоматериалы о персональных выставках, каталоги авторских работ и другое).

Подготовка же педагога к итоговому открытому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом открытом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Функция педагога дополнительного образования заключается не в обучении, а в сопровождении образовательного процесса процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки, усовершенствования творческих способностей. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Соответственно меняется и критерий ценности педагога – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя.

Во время проведения  открытого занятия  анализируется соответствие содержания данного занятия учебно-тематическому плану программы педагога; последовательность действий педагога; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленности и активности; формы изучения  и закрепления материала, используемые педагогом;  меру контакта педагога с воспитанниками, настроя их на продуктивную работу, поддержания необходимого уровня внимания и снятия напряжения (чаще всего возникающего в присутствии посторонних людей); завершённость занятия.

     Знакомство с мнением специалистов, присутствовавших на открытом занятии, даёт возможность выявить актуальность и содержательность занятия, целесообразность и эффективность используемых технологий.

     Сравнительный анализ учебно-тематического плана образовательной программы и плана-конспекта открытого занятия даёт возможность определить степень подготовленности данного занятия, умения педагога планировать свою работу и использовать импровизацию.

          Грамотный анализ занятия является условием совершенствования образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования  и профессиональной деятельности педагога.

Анализ открытого учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

- научности;

- единства требований;

- доступности и оптимальности;

- обратимости;

- объективности и доброжелательности;

- целесообразности.

Можно выделить следующие аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1.организация открытого занятия;

2.дидактическая деятельность педагога;

3.воспитывающая деятельность педагога;

4.профессионально – личностная характеристика педагога;

5.характеристика образовательной  группы (разные грани проявления учащихся в деятельности)

Качество организации открытого занятия в совокупности определяют:

- состояние документации детского объединения;

- соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

- соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;

- учет уровня работоспособности детей;

- выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

- рациональность использования времени на открытом занятии;

- оптимальность оборудования и оснащения кабинета и открытого учебного занятия;

- организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

- опора на основные принципы дидактики;

- оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

- эффективность контроля педагога за образовательной деятельностью учащихся;

- объективность оценок их деятельности;

 - степень технической оснащенности открытого занятия;

-уровень методического обеспечения открытого занятия;

- оптимальность использования технических средств и методических материалов;

- умелое использование смены видов деятельности;

- обеспечение обратной связи;

- достижение поставленной дидактической цели открытого  занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на открытом занятии определяют:

- воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

- опора на основные принципы воспитания;

- решение задач нравственного воспитания;

- эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

- использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

- формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

- реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

- обеспечение связи открытого занятия с жизнью страны и самих учащихся;

- степень эстетического воздействия содержания им организации открытого занятия на учащихся.

Профессионально–личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

- знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

-его речь;

- педагогическая культура и такт;

- внешний вид педагога на занятии;

- позиция педагога по отношению к учащимся;

-стиль педагогического руководства;

- степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

-степень их активности и работоспособности на занятии;

- заинтересованность темой и содержанием занятия;

- сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

- выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

- коммуникативная активность детей;

- интеллектуальное развитие учащихся;

- сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно–методическими пособиями;

- организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

- стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

- внешний вид детей.

Примерный самоанализ  открытого занятия

I. Задачи занятия;

Какие конкретные задачи были поставлены:

часть какой общей педагогической проблемы решали поставленные задачи,

изменились  ли  задачи  в  ходе  занятия   и  почему  (нет психологического настроя).

П. Педагогические средства и способы:

  1. Учитывались ли особенности данной группы и отдельных детей, уровень их умственного и психического развития, эмоциональное состояние, готовность к занятию, и как это учитывалось (учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка);
  2. Каков был, эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой?
  3. Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию.
  4. Какие формы, методы и приемы использовались на занятии, как было распределено время на занятии. Сказалось ли это на результативности.

5.        Были ли неожиданные ситуации и как они решались.
Ш. Общая самооценка:

  1. Как работали дети в целом.
  2. Какие проблемы обнаружены у отдельных детей.
  1. Что удалось сделать из запланированного, а что нет. Получили ли Вы удовольствие от работы с детьми?

Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств: -   трудности психологического плана и как они преодолевались; перспектива деятельности (как вы будете учитывать результат данного занятия в будущем).

Характеристика вербального и невербального поведения педагога дополнительного образования во время открытого занятия:

Речь

Педагог говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся.

Голос

С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику

Движения

Педагог использует широий спектр жестов, поз, передвигается по аудитории, подходит к ученикам (помогающее поведение)

Эмоции

Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать» детей, вовлекать их в общий процесс творчества, стимулировать интерес к познанию нового

Воздействия

Педагог изобретательно воздействует на основные системы переработки информации обучающихся (оптическую, акустическую, кинескопическую)

Наблюдательность

Педагог постоянно видит и слышит каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии ученика

Форма поведения

Педагог грамотно сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь чтобы ученики могли говорить больше сами, высказывать свои мысли, идеи

Виды взаимодействия

а) Педагог – коллектив: педагог объясняет материал всему коллективу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников

б) Ученик – ученик: педагог просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу в малых группах

в) Педагог – ученик: педагог объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на вопросы

г) педагог – ученики: ученики работают самостоятельно, а педагог чутко наблюдает за тем,  кому и какая помощь нужна

Паузы

Педагог организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для снятия напряжения и усталости

Литература:

Кайгородцева  М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.

Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М .: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).

Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр: организация методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 126 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в дополнительном образовании

Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания для выполнения виртуальных лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙОДП.02 ФизикаСпециальности11.02.02 Техническое обслуживание и Ремонт радиоэлектронной техники ...

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Физика»

Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ " Сахалинский  политехнический центр №2&qu...

Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия

В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"...

Методические рекомендации по организации и проведению профориентационного занятия в школе

В современном мире происходит быстрая смена профессий  и у выпускников школ и профессиональных учебных заведений  возникает проблема, как ориентироваться в сложном мире профессий. Такая же п...