Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
методическая разработка на тему
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться различные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам дополнительного образования, классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_i_provedeniyu_otkrytogo_zanyatiya.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
составила Овсеенко Г.А.
методист МАОУДОД ДДюТ г. Владимира
В соответствии с Положением «Об организации и проведении открытого занятия в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества г. Владимира», утвержденном за заседании экспертного совета МАОУДОД ДДюТ от 05.11.2014 г. открытое занятие в детском объединении может проводиться как по инициативе педагога, так и администрации ДДюТ или вышестоящих организаций: например, при проведении аттестации педагога, проверки учреждения, в целях изучения и распространения передового опыта педагогической деятельности, при проведении мониторинга и т.п. На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного учреждения, представители администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а также родители, представители общественности, культуры, науки и пр.
Планирование открытого учебного занятия – это важная часть образовательного процесса. План открытого занятия представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного открытого занятия. План – конспект проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним можно было получить достаточно полное представление о предстоящем занятии и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога Планирование для каждого открытого занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить проверяющим, приглашенным (по необходимости) комиссии (жюри, коллегам) его план.
Общая структура плана открытого занятия включает:
- Вступительную часть:
- название детского объединения;
- дата, место, время проведения занятия;
- номер и год обучения учебной группы (учащегося);
- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
- тема занятия.
2. Концепцию занятия, включая цели и задачи.
3.Ход занятия. В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводной до заключительной части, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа, формы работы педагога и детей.
:
- краткое содержание и время теоретической части занятия;
- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
- подведение итогов занятия – приемы работы с учащимися и время.
4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
5. прогнозируемые результаты занятия.
Требования к концепции занятия:
- в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития.
- задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с учащимися, но и степень достижения поставленных целей занятия.
Педагоги дополнительного образования конструируют задачи открытого учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей, концептуальных основ деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть на столько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о её реализации. Триединая дидактическая цель отражает основное содержание открытого учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:
- Обучающие.
Направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.
- Воспитательные.
Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
- Развивающие.
Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
Общие требования к постановке задач занятия:
- задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;
- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
- задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности;
- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной(развернутой во времени и пространстве);
- задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся ( оказать, отработать, освоить, организовать).
Как правило, определяется не более одной – двух целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировании целей занятия становится их абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, к природе и т.п. или формирования комплекса знаний, умений и навыков.
Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их, определять содержание основных этапов занятия. Хорошо, если педагогу удаётся поставить операциональные задачи для каждого из этапов.
Например,
Цель занятия: Обучение основам техники игры в настольный теннис.
Задачи:
Обучающие: - научить детей рационально передвигаться у стола; -обучить трем основным стойкам теннисиста;-обучить хваткам ракетки;-обучить различным подачам и их приёму.
Развивающие: -закрепить подачу с подбрасыванием мяча; -провести упражнения по укреплению здоровья, совершенствованию игры на счёт, формированию знаний, умений, навыков игры в настольный теннис.
Воспитательные: - продемонстрировать правила вежливости по отношению к сопернику (методом зврической беседы выяснить, что означает «рукопожатие»)
Основной из главных задач педагога дополнительного образования является организация образовательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования образовательного материала с целью овладения новыми знаниями, умениями, навыками в результате собственного поиска.
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в образовательном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.
Формы открытых занятий кроме прочих можно разделить на две группы:
а) занятие в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
-репетиционные или тренировочные (подготовка к конкурсным программам или соревнованиям, массовым мероприятиям)
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
б) выездные занятия:
- образовательные экскурсии;
- походы;
- экспедиции;
- практические занятия на местности;
- полевые практики и другое.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
1этап – организация;
2этап – теоретическая часть;
3этап – практическая часть;
4этап – окончание занятий.
Организация и проведение открытого занятия.
Организационный этап открытого занятия:
Первые 5 – 10 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- сбор детей;
- подготовку их к занятию;
- подготовку рабочих мест учащихся.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы и постановкой образовательных задач.
Теоретическая часть занятия:
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- изложение исторических данных по теме занятия;
- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
- правила техники безопасности.
Теоретическая часть не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интересной позволяют:
- использование наглядного и раздаточного материала;
-использование технических средств обучения;
- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих учащихся детского объединения (начиная со второго года обучения);
- использование игровых методов обучения.
Практическая часть открытого занятия:
Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее учащиеся приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
- возраст детей;
- календарный период образовательного процесса;
-тему открытого учебного занятия;
-уровень подготовки детей;
- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание открытого занятия (последние 10-15 мин)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом учащихся. Завершение открытого занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
-объяснение домашнего задания;
-организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации открытых учебных занятий:
а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
в) выполнение только практической работы (выездные занятия).
Подготовка открытого занятия в учебном кабинете.
Предварительная подготовка педагога к открытому занятию включает:
- определение темы открытого занятия;
- продумывание общего хода занятия;
- продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
- продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
- подбор методических материалов по теме открытого занятия;
- выполнение практической работы;
- составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
- приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
-проветривание учебного кабинета;
- подготовка методических материалов к занятию;
- проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного открытого занятия
Предварительная подготовка открытого занятия включает:
1) определение темы и содержание занятия;
2) определение места проведения занятия;
3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места занятия;
4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному открытому занятию:
- рассказ о месте проведения открытого занятия;
- изложение содержания учебных заданий
- обсуждение формы выполнения заданий;
- обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
- в ходе самого открытого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
- на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
- обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.
Подготовка и проведение итоговых открытых занятий.
Итоговые открытые занятия могут проводится:
- по окончании учебного года;
- по окончания полугодия (семестра) или учебной четверти (квартала);
- после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового открытого занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний учащихся и их практической подготовки.
Подготовка педагогом учащихся к итоговому открытому занятию включает:
а) обсуждение с учащимися значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление учащихся о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение учащимся вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период или подготовить творческие задания (сольные номера, авторские сборники, фотоматериалы о персональных выставках, каталоги авторских работ и другое).
Подготовка же педагога к итоговому открытому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом открытом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
Функция педагога дополнительного образования заключается не в обучении, а в сопровождении образовательного процесса процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки, усовершенствования творческих способностей. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Соответственно меняется и критерий ценности педагога – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя.
Во время проведения открытого занятия анализируется соответствие содержания данного занятия учебно-тематическому плану программы педагога; последовательность действий педагога; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленности и активности; формы изучения и закрепления материала, используемые педагогом; меру контакта педагога с воспитанниками, настроя их на продуктивную работу, поддержания необходимого уровня внимания и снятия напряжения (чаще всего возникающего в присутствии посторонних людей); завершённость занятия.
Знакомство с мнением специалистов, присутствовавших на открытом занятии, даёт возможность выявить актуальность и содержательность занятия, целесообразность и эффективность используемых технологий.
Сравнительный анализ учебно-тематического плана образовательной программы и плана-конспекта открытого занятия даёт возможность определить степень подготовленности данного занятия, умения педагога планировать свою работу и использовать импровизацию.
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ открытого учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
- научности;
- единства требований;
- доступности и оптимальности;
- обратимости;
- объективности и доброжелательности;
- целесообразности.
Можно выделить следующие аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
1.организация открытого занятия;
2.дидактическая деятельность педагога;
3.воспитывающая деятельность педагога;
4.профессионально – личностная характеристика педагога;
5.характеристика образовательной группы (разные грани проявления учащихся в деятельности)
Качество организации открытого занятия в совокупности определяют:
- состояние документации детского объединения;
- соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
- соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;
- учет уровня работоспособности детей;
- выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
- рациональность использования времени на открытом занятии;
- оптимальность оборудования и оснащения кабинета и открытого учебного занятия;
- организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют:
- опора на основные принципы дидактики;
- оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
- эффективность контроля педагога за образовательной деятельностью учащихся;
- объективность оценок их деятельности;
- степень технической оснащенности открытого занятия;
-уровень методического обеспечения открытого занятия;
- оптимальность использования технических средств и методических материалов;
- умелое использование смены видов деятельности;
- обеспечение обратной связи;
- достижение поставленной дидактической цели открытого занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на открытом занятии определяют:
- воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
- опора на основные принципы воспитания;
- решение задач нравственного воспитания;
- эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
- использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
- формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
- реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
- обеспечение связи открытого занятия с жизнью страны и самих учащихся;
- степень эстетического воздействия содержания им организации открытого занятия на учащихся.
Профессионально–личностную характеристику («портрет») педагога составляют:
- знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
-его речь;
- педагогическая культура и такт;
- внешний вид педагога на занятии;
- позиция педагога по отношению к учащимся;
-стиль педагогического руководства;
- степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
-степень их активности и работоспособности на занятии;
- заинтересованность темой и содержанием занятия;
- сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
- выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
- коммуникативная активность детей;
- интеллектуальное развитие учащихся;
- сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно–методическими пособиями;
- организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
- стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
- внешний вид детей.
Примерный самоанализ открытого занятия
I. Задачи занятия;
Какие конкретные задачи были поставлены:
часть какой общей педагогической проблемы решали поставленные задачи,
изменились ли задачи в ходе занятия и почему (нет психологического настроя).
П. Педагогические средства и способы:
- Учитывались ли особенности данной группы и отдельных детей, уровень их умственного и психического развития, эмоциональное состояние, готовность к занятию, и как это учитывалось (учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка);
- Каков был, эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой?
- Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию.
- Какие формы, методы и приемы использовались на занятии, как было распределено время на занятии. Сказалось ли это на результативности.
5. Были ли неожиданные ситуации и как они решались.
Ш. Общая самооценка:
- Как работали дети в целом.
- Какие проблемы обнаружены у отдельных детей.
- Что удалось сделать из запланированного, а что нет. Получили ли Вы удовольствие от работы с детьми?
Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств: - трудности психологического плана и как они преодолевались; перспектива деятельности (как вы будете учитывать результат данного занятия в будущем).
Характеристика вербального и невербального поведения педагога дополнительного образования во время открытого занятия:
Речь | Педагог говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся. |
Голос | С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику |
Движения | Педагог использует широий спектр жестов, поз, передвигается по аудитории, подходит к ученикам (помогающее поведение) |
Эмоции | Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать» детей, вовлекать их в общий процесс творчества, стимулировать интерес к познанию нового |
Воздействия | Педагог изобретательно воздействует на основные системы переработки информации обучающихся (оптическую, акустическую, кинескопическую) |
Наблюдательность | Педагог постоянно видит и слышит каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии ученика |
Форма поведения | Педагог грамотно сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь чтобы ученики могли говорить больше сами, высказывать свои мысли, идеи |
Виды взаимодействия | а) Педагог – коллектив: педагог объясняет материал всему коллективу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников б) Ученик – ученик: педагог просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу в малых группах в) Педагог – ученик: педагог объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на вопросы г) педагог – ученики: ученики работают самостоятельно, а педагог чутко наблюдает за тем, кому и какая помощь нужна |
Паузы | Педагог организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для снятия напряжения и усталости |
Литература:
Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М .: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).
Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр: организация методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в дополнительном образовании
Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические указания для выполнения виртуальных лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙОДП.02 ФизикаСпециальности11.02.02 Техническое обслуживание и Ремонт радиоэлектронной техники ...
Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Физика»
Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ " Сахалинский политехнический центр №2&qu...
Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия
В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"...
Методические рекомендации по организации и проведению профориентационного занятия в школе
В современном мире происходит быстрая смена профессий и у выпускников школ и профессиональных учебных заведений возникает проблема, как ориентироваться в сложном мире профессий. Такая же п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА
Открытый урок - демонстрация передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ПК, обобщение приемов нау...