проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся
статья на тему

Николаева Марина Владимировна

Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  как одна из форм повышения творческой активности учащихся  

Творчество – понятие условное, может выражаться

        в создании принципиально нового, не существовавшего

ранее, но и в открытии относительно нового…

Селевко Г.К., доктор педагогических наук

В современном образовании приоритетными стали проблемы творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.

        Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования. Именно поэтому проектная деятельность становится ведущей как на уроках, так и во внеурочное время при реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Успех проектной деятельности зависит от правильной её организации. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды. Ученик является идейным исполнителем, проявляющим творческие способности, самостоятельность и активность.

 Работа над проектом идёт в группе и индивидуально. Учитель в течение работы над проектом проводит занятия, включающие обучение планированию, сбору информации,  знакомству с методами исследования.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы: постановка проблемы проекта, темы, цели, задач, план работы над проектом, продукт, презентация продукта в урочной и внеурочной деятельности, выводы (рефлексия: Что получилось? Что было интересно? Когда было трудно? Что можно доработать? Возможно ли продолжение работы?)

Рассмотрим возможный вариант работы на примере проекта 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, над которым работали учителя и учащиеся всей школы.

Реализация проекта шла поэтапно:

  1. Проблему в каждом классе создали сами дети, этому помогла ситуация, которая вызвала заинтересованность детей.

Учителя продемонстрировали детям газеты «Правда», «Ленинградская правда» 1941-1942 годов с передовицей о начале войны, с заметками о событиях на фронте, о подвигах воинов. Это вызвало большой интерес, возник вопрос: а что было в эти годы с моими родственниками? Проблема стала личной.

  1. Тема проекта: «Спасибо Вам, что мы войны не знали».
  2. Затем определили цель проекта – провести общешкольный праздник, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  3. Задачи проекта:
  1. теоретические: изучить, найти, собрать информацию о родственниках-участниках Великой Отечественной войны и детях войны;
  2. задачи, связанные с моделированием: смоделировать (в каждом классе) собранные материалы в «Книгу памяти»;
  3. задачи, связанные с презентацией: подготовиться к защите проекта, представить готовый продукт на школьном празднике.
  1. План работы.
  1. Сбор материалов для «Книги Памяти» на основе семейного архива.
  2. Моделирование и способы оформления материалов.
  3. Подбор литературных произведений по теме для участия в конкурсе чтецов.
  4. Организация и проведение конкурса чтецов.
  5. Организация и проведение конкурса рисунков.
  6. Участие классов в игре, посвященной памятной дате в районной библиотеке.
  7. Проведение пеших и автобусных экскурсий по памятным местам города.
  8. Подбор, разучивание, инсценировка песен военных лет.
  9. Изготовление поздравительных открыток участникам войны и детям войны.
  10. Пригласительные билеты для гостей праздника.
  1. Продукт проекта.

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. В нём отражаются творчество, достижение цели и задач, вдохновение, сопутствовавших ученикам и учителям на протяжении всей работы. Продуктом проекта к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне стал праздник, на котором была представлена «Книга памяти» и показана презентация, рассказывающая об участниках проекта.  На празднике были представлены рисунки, прочитаны стихи, исполнены песни военных лет в сопровождении духового оркестра, поздравлением ветеранов.

  1. Выводы.

Проект был направлен на развитие творческого мышления, умение работать с информацией, работать в коллективе, владеть коммуникативной культурой.

Результат работы над проектом были подведены в каждом классе. По итогам детям были заданы вопросы: довольны ли дети своей работой? Что понравилось и было интересно в работе других детей? Какой вы почувствовали атмосферу праздника? Когда вам было интересно? Хотели бы вы продолжить работу над проектом.

Проектная деятельность помогает  приобретению новых знаний не только учащимися, но и расширением кругозора учителей. Непрерывное образование педагогов, нацеленное на повышение их профессиональной компетентности, личностное развитие являются важнейшими ресурсами и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе школьного образования. Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.

     

Список литературы:

1. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа, 2011, № 6. С. – 15.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.

N 373).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Проектная деятельность как одно из средств повышения качества образования. "Слагаемые здорового образа жизни"

Выступление на районной педагогической конференции по теме: "Слагаемые ЗОЖ". Цель: поделиться опытом и разработками проекта своей  коррекционной группы....

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...