Авторский проект: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЖ
методическая разработка на тему

Шабунов Олег Геннадьевич

В данной статье рассматривается система дополнительного образовния по ОБЖ как фактор развития навыков безопасного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский проект: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЖ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I Характеристика и оценка уровня формирования безопасного поведения……………………………………………………………………...5

1.1 Основные тенденции по развитию безопасного поведения за рубежом………………………………………………………………………..5

1.2 Анализ развития безопасного поведения в системе высшего и среднего  образования в России…………………………………………………………8

1.3 Положительные и отрицательные стороны процесса   развития безопасного поведения в системе дополнительного образования……..…11

Глава II Методика развития навыков безопасного поведения в системе дополнительного образования в школе……………………….14

2.1 Характеристика рискованного поведения……………………………...14

2.2 Умения и навыки……………………………………………………...….16

2.3 Методика формирования практических навыков через метод упражнения………………………………………………………………..….21

2.4 Принципы формирования умений и навыков……………………….....23

Глава III Создание условий организации формирования навыков безопасного поведения в системе дополнительного образования по курсу ОБЖ………………………………………………………….…….….29

Заключение…………………………………………………………………...42

Список используемой литературы………………………………………….43

Приложение 1………………………………………………………………...48

Приложение 2………………………………………………………………...49

Введение

Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе неуклонной урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает. Осваивая в школьном курсе основы наук, ребенок не в силах самостоятельно приобрести и развить в себе навыки правильного, безопасного поведения в техногенной, криминогенной и природной средах. Нельзя сказать, что вопросы обучения детей безопасному поведению не интересовали педагогов ранее, В Советском Союзе существовала мощная система начальной военной подготовки, однако после развала СССР она практически прекратила свое существование, и только с введением курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» на навыки безопасного поведения снова обратили внимание.

В  «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» содержанию образования (соответственно и его результату) придается новый смысл, который выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом (в конструировании содержания образования и систем контроля его качества) на систему компетенций.

Таким образом, в связи с наблюдаемым в последнее время смещением педагогической идеи развивающего обучения в сторону концепции формирования компетенций возрастает актуальность исследования дидактических возможностей компетентностно-ориентированного обучения школьников, в том числе и основам безопасности жизнедеятельности.

При проектировании и отборе средств, способствующих воспитанию подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности, стоит учитывать, что участники процесса образования - равноправные, активные субъекты, со своими ценностями, убеждениями, особенностями. В этой связи дополнительное образование по ОБЖ приобретает новый подход, не просто научить навыкам безопасного поведения, но и сформировать личность, помочь учащемуся в процессе самоактуализации.

Цель исследования: изучение системы дополнительного образования по ОБЖ как одной из важнейших систем формирования умений и навыков безопасного поведения.

Объект исследования: процесс развития навыков безопасного поведения

Предмет исследования: методика развития навыков безопасного поведения в системе дополнительного образования по ОБЖ

Задачи исследования:

  1. Анализ педагогической и методической литературы по проблеме развития навыков безопасного поведения
  2. Изучение методики развития навыков безопасного поведения в системе дополнительного образования в школе
  3. Разработка и реализация методических разработок в области развития навыков безопасного поведения

Глава I Характеристика и оценка уровня формирования безопасного поведения

1.1 Основные тенденции по развитию безопасного поведения за рубежом

Теория и практика зарубежного образования на современном этапе имеет достаточно сложную структуру и содержание. Механизм ее действия подчинен постоянно возрастающим темпам технологического роста.  Одно из важнейших средств, обеспечивающих непрерывность функционирования технологических цепочек и обеспечения безопасности личности, является система подготовки граждан к действиям в ситуациях чрезвычайного и экстремального характера, действующая в исполнительных органах государственной власти, образования, коммерческих структурах.

Озабоченность естественна и понятна, но реализуется она по-разному, исходя из национальных, природно-климатических, культурных особенностей и имеет свои специфические тенденции.

На основании анализа теоретического материала, посвященного характеристике содержания зарубежного образования, по данным Георгиевой Т.С. 1989, Елмановой В.К. 1989, Мальковой З.А., Вульфсона Б.П. 1991, материалов международного симпозиума “Человек и катастрофы” 1999, Кондакова М.Н. 1986, Акимова В.А. 2001, Гвоздева С.А. 2002, Пархомовича Г.П. 1993, Устбука А., Рати О. 2000, Фунакоши Г. 1999, Вольфа Х. 1986, Кристенсана Л. 1996, в целях систематизации позитивного опыта, основные тенденции, складывающиеся в зарубежном образовании, в направлении рассматриваемой темы, следующие:

Первая.  Все уровни обеспечения безопасности соответствуют трем основным концепциям, ратифицируемым в странах – членах ООН.

 Концепция устойчивого развития, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, заключающаяся в развитии человечества, при котором удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений; управляемое  развитие общества, не разрушающие своей природной основы и обеспечивающие непрерывный прогресс цивилизации.

Концепция приемлемого риска – основа рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности с учетом социальных и экономических факторов. Уровни приемлемого риска в стране устанавливаются законодательно. Приемлемый риск  - допустимые значения действие вредных, опасных для природы, общества, человека факторов.

Концепция оправданного риска. В соответствии с этой концепцией приемлет тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества, приемлемая безопасность которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества. Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:

- концепция устойчивого развития – мир в целом и реализующие ее страны

- концепция приемлемого риска – государство и государственные органы

- концепция оправданного риска – отдельный человек,  государственные  органы.

В рассматриваемой тенденции проведения в жизнедеятельность описанных выше концепций странами – членами ОНН акцент ставится на обеспечение безопасности индивида, общества за счет повышения технологичности, природосообразности производств, обучение технологиям, способам поведения в условиях техногенных и экологических катастроф. Образование выполняет функцию обучения необходимым навыкам жизнеобеспечения в этих условиях. Задача повышения уровня защищенности от внутренних угроз, коренящихся внутри особенностей психического склада человека, внешних угроз криминогенного характера, с применением теории и практики боевых искусств, конкретно не ставится. Предполагается, что каждый отдельный человек эту особенность взаимодействия с внешним миром решает самостоятельно в зависимости от индивидуальных способностей и наклонностей, жизненной необходимости.

Вторая. Поддерживается военно-политическим руководством стран, входящих в НАТО, считающим, что деятельность по решению вопросов предупреждения ЧС, вызываемых техногенными авариями, стихийными и экономическими бедствиями, ликвидации их негативных последствий, а также защиты общества, государства и людей от внешних угроз, является видом стратегического обеспечения их жизнедеятельности. К настоящему времени этими странами  в данном вопросе накоплен значительный опыт, созданы эффективные системы управления. Основная направленность их действий до 80-х годов заключалась в выполнении ликвидационных мероприятий, а с середины 80-х сформирована стратегия и нормативно-правовая база по реализации предупредительных, упреждающих мер. Это обстоятельство говорит о том, что крен с области создания структур, схем функционирования, являющихся необходимым элементом безопасности, сместился в область развития необходимых поведенческих актов личности, общества и как результат развития, преимущественно в школах-интернатах, военных образовательных учреждениях, безопасного поведения средствами боевых искусств.

Третья. Развитие безопасного поведения в рамках  Американской и Английской системы, действующей в школе – School counseling and guidance, заключающейся в руководстве и поддержке, т.е. “мягкое” руководство, идущее от запроса ребенка, а не навязанное ему. В Англии при употреблении понятия “guidance” имеется ввиду деятельность, направленная на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профориетирование, информирование о возможном  изучении предметов, помощь в их выборе, заботу, поддержку, опекунство. В США употребление “guidance” больше связывают с превентивной работой, “counseling” – с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей. Не взирая на различия в терминологии, важно подчеркнуть сущность деятельности специалистов, работающих в этой системе. Это оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем,  чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды

Четвертая. Характерна для стран Азии и Востока, в структуру образовательных систем которых введены в качестве обязательных различные виды боевых искусств, способных влиять не только на уровень личной безопасности, но и приучают школьников к определенной форме социального взаимодействия, неразрывно связанной с позитивными морально – нравственными нормами поведения в обществе. Эта тенденция характерна для Японии, Китая, Турции.

1.2 Анализ развития безопасного поведения в системе высшего и среднего  образования в России.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. [Концепция развития системы дополнительного образования  детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы]

По содержанию и структуре ОБЖ – новая, формирующая на стыке многих наук, самостоятельная область социально-экономических и естественных знаний, изучающая условия обеспечения гармонии системы “Природа – Человек – Общество”. Она признает факт решающей роли человека в обеспечение гармонии системы, перманентность опасностей, ставит задачей изучение причин возникновение опасностей, характеристики, рожденных этими опасностями чрезвычайных и экстремальных ситуаций и обучение учащихся путям сохранения здоровья, безопасному образу жизни в обычных и сложных социальных и прочих условиях. Она предусматривает также выработку способностей и умений сохранить здоровье и жизнь при крайне неблагоприятном выражении социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия в условиях разного рода экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Анализ качественных сторон программ по курсу “ Безопасность жизнедеятельности “ в системе высшего и среднего образования, содержание теоретического материала учебников Арустамова Э.А. 1999,2002гг., Захаренкова Р.И. 1995г.,  Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Ижевского П.В. 2000,2001,2003гг., Вангородского  С.М., Латчука В.Н., Миронова С.К., Кузнецова М.И. 2001,2002гг., Торонова И.К. 1998г., Кузнецова И.Н. 2002г., Хван Т.А., Хван П.А. 2002г., Белова С.В. 2003г., Мастрюкова Б.С. 2003г., Кирилова Г.Н. 2001г., позволяет оценить процесс развития следующим образом.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина включает в себя:

Блок 1.  Определение БЖ, основные источники опасностей.

Блок 2.  Психологические аспекты.

Блок 3. Валеология.

Блок 4.  Экология.

Блок 5.  Оборона государства и ее обеспечение.

Блок 6.  Изучение особенностей экстремальных и чрезвычайных ситуаций различного характера.

Блок 7.  Охрана здоровья детей и первичные медицинские знания.

Блок 8.  Охрана труда и техника безопасности

Блок 9.  Правовые аспекты обеспечения гармонии системы «Природа – Человек – Общество».

Блок 10.  Условия возникновения ЧС и задачи РСЧС.

Блок 11.  Условия возникновения экстремальных ситуаций и действия по защите.

     Центр приложения усилий в системе “ Безопасная жизнедеятельность “ должен сместиться с развития безопасного поведения за счет изучения норм и правил, хотя они тоже имеют существенное значение, в плоскость развития внутренне осознаваемой способности к позитивному, адекватному, безопасному взаимодействию.

  Хотя рассмотренные содержания и программы предусматривают варианты развития внутренне осознаваемой способности к позитивному, адекватному, безопасному взаимодействию, но в условиях учебно-воспитательного процесса носят декларативный характер. Это обстоятельство имеет место, по моему мнению, по следующим причинам:

1.     Недоукомплектованность на всех уровнях преподавателей безопасной жизнедеятельности.

2.     Непрофессиональный подбор кадров на замещение вакантных должностей преподавателей безопасной жизнедеятельности.

3.     Отсутствие практических навыков использования теории и практики в развитии безопасного поведения.

4.     Недостаточная разработка проблемы развития безопасного поведения.

1.3 Положительные и отрицательные стороны процесса   развития безопасного поведения в системе дополнительного образования.

Сеть учреждений дополнительного образования в нашей стране достаточно широка. Оно призвано заполнить пробелы в получении основного образования и способствовать совершенствованию, профориентированию школьников в дальнейшей жизни. Я полагаю, сама по себе система дополнительного образования, развивающая способности в различных областях знаний человека, повышает, в определенной степени, защищенность детей и подростков в повседневной жизни. С введением специализированных направлений, развивающих непосредственно безопасное поведение, эта степень значительно повышается.

  Одна из форм работы в этой области является, наиболее авторитетная, с массой позитивных устремлений, “ Школа безопасности “, проводимая в нашей стране с 1995г. и действующей, в программах чемпионатов России по туризму, вид -   “ Поисково-спасательные работы “, а также всероссийское движение оборонно-спортивных и туристских игр «Зарница», которому в этом году исполняется 40 лет.

  В деле подготовки детей к действиям в экстремальных ситуациях ограничиваться рамками школьного курса нельзя. Для выработки навыков и умений просто необходимы практические знания. Детская психология требует выхода, демонстрации достигнутого на каком-то периоде. По своей природе заинтересованный ребенок стремится к тому, чтобы проверить свои силы, сравнить свои возможности с возможностями сверстников. Однако, следует отметить, что задачей дополнительного образования является не только научить, но и заинтересовать детей в получении практических навыков.

Отличительные стороны и позитивные эффекты:

- массовость;

- связь с естественной природной средой;

- поддержка позитивных устремлений к здоровому образу жизни;

- совершенствование навыков по самообеспечению;

- развитие творческих способностей;

- развитие чувства коллективизма и взаимопомощи;

- развитие чувства ответственности за экологическую безопасность, уважения, созидания к среде обитания.

     Не возникает ни малейшего устремления к критике существующих направлений “ Школа безопасности “, “ Поисково-спасательные работы “, есть мысли, чувства, направленные на дальнейшее совершенствование, за счет внедрения еще более эффективных средств, влияющих на развитие безопасного поведения.

Выводы к Главе I

Анализируя систему развития навыков безопасного поведения в системах дополнительного образования, как в России, так и за рубежом я пришел к следующим выводам:

  1. Европейская и американская система развития навыков безопасного поведения направлена не столько на человека, сколько на изменение природных условий, в которые может попасть человек, т.е. создание искусственной «безопасной среды». При этом обучение человека навыкам безопасного поведения происходит только в специальных учреждениях и не несет массовой направленности, следовательно, европейская система несовершенна, при всей благополучности западной жизни в случае серьезной ЧС пострадает большая часть людей в эпицентре катаклизма, в подтверждение этого достаточно вспомнить потопы в Европе и Америке.
  2. Восточная система развития навыков безопасного поведения уходит своими корнями в глубину исторически сложившихся гармоничных отношений «человек – природа», развитие навыков выживания и жизни в экстремальных ситуациях воспитывается через боевые искусства, а также через тяжелые условия существования.
  3. Российская система является одной из самых эффективных в области развития навыков безопасного поведения, т.к. несет всеобщую массовость, имеет устоявшиеся традиции и постоянно совершенствуется. За последние несколько лет в Петербурге все шире становится система дополнительного образования, чьей целью является формирование и развитие навыков безопасного поведения, примером тому могут служить открытие подростковых военно-патриотических клубов, а также кадетских классов оборонно-спортивного и гражданско-правового профиля.

Глава II Методика развития навыков безопасного поведения в системе дополнительного образования в школе

2.1 Характеристика рискованного поведения

«Рискованное поведение» — этим понятием можно охватить довольно широкий спектр наших действий, включая самые привычные, которые мы повторяем каждый день. Риск в нашей жизни присутствует всегда. Даже когда мы дышим, есть риск заболеть гриппом. Но это непредсказуемый риск, иногда неизбежный. Задача профилактической деятельности состоит в том, чтобы предотвратить тот риск, которые люди создают сами своими поступками и поведением. Поэтому в профилактике используется такой термин, как поведение высокой степени риска.

Под этим термином подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам. Почему именно «высокой степени риска» — потому, что даже переходя через улицу мы рискуем. Вопрос — на сколько мы рискуем. Именно степень риска и умение определить его уровень позволяет человеку балансировать и принимать правильные решения. Так что если человек идет по дороге на красный свет с мыслью: «Проскочу» стараясь выиграть 1 секунду — это высокая степень риска. И попытка убедить его не бежать на «красный», а спокойно идти на «зеленый» — наша задача. А бежать можно и после перехода дороги, тем самым, ускорив свое движение. А еще лучше выйти пораньше. 1 секунда не стоит жизни. Но наша работа будет сделана не тогда, когда человек скажет «Вы правы», а тогда, когда загорится «красный» и он остановится и дождется «зеленого».

Задача профилактики поведения высокой степени риска — предотвратить негативное поведение, а лучший способ изменить поведение человека это его собственная оценка и желание это поведение менять. Для выполнения этой задачи необходимо обратиться к моделям изменения поведения человека.

На одном полюсе находятся теории, утверждающие, что почти все навыки поведения являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие оказывает окружающая среда. Если мы можем контролировать окружающую среду, мы можем контролировать и человека. Сюда относятся бихевиористские (от англ. Behavior — поведение) модели: теория «Стимул–реакция» Халла, Долларда, Миллера, теория «оперантного обусловливания» Скиннера, теория классического обусловливания Павлова. Они опираются на теорию научения, которая считает все действия человека результатом обучения. Поведение человека представляется как реакция на стимулы, находящиеся в окружающей среде, а для изменения поведения человека необходимо изменять стимулы, т.е. окружающую среду. При этом сходство в поведении объясняется сходством условий окружающей среды. В общем, смысл всех этих теорий сводится к тому, что человек ведет себя так, как его научили; все действия могут быть представлены в виде «стимул–реакция», на каждое событие или явление есть соответствующая только ему выученная форма поведения.

Особую позицию занимают когнитивные (от англ. Cognition – познание, познавательная способность) теории (теория «личных конструктов» Джорджа  А. Келли, социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела), считающие, что поведение формируется в соответствии с условиями окружающей среды (семья, школа, друзья), но также и под влиянием индивидуальных качеств человека. Люди поступают тем или иным образом, потому что выбирают определенные способы действий, подходящие именно этой жизненной ситуации.

Согласно теории «обучения через участие», изменения поведения достигаются при полном вовлечении группы в процесс решения заданной проблемы. По такому принципу, в частности, работают ролевые игры, приемы ситуативного моделирования, мозговые штурмы.

Инновационная теория полагает, что на изменение поведения большое влияние оказывает общество. Ключевой элемент этой теории — лидеры общественного мнения, выступающие как агенты изменения поведения — волонтеры, прошедшие обучение по программе. Их влияние на групповые нормы и обычаи происходит благодаря обмену информацией и обсуждениям соответствующих тем со сверстниками.

На попытки изменения поведения одного человека очень часто влияет образ мышления и поведения других членов группы. Распространенная тенденция донести «поведенческие изменения» до отдельного лица неэффективна. Все начинающие усваиваться навыки быстро вытесняются новыми моделями поведения и взаимоотношений, преобладающими в группе. Таким образом, программы воздействия должны ставить своей основной целью изменение динамики поведения целых групп индивидуумов, а не отдельных лиц (Rhodes, 1993; Friedman et al., 1992).

2.2 Умения и навыки

При овладении приемом (действием) вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере совершенствования, оно постепенно переходит в навык (рис.).

Умение - это уровень владения приемом (действием), при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Характерные признаки умения:

♦    непрочное запоминание приема (действия);

♦    неавтоматизированное управление движениями;

♦    сознание учащегося загружено контролем каждого движения;

♦    нестабильность выполнения приема (действия);

♦   относительная расчлененность движений;

♦   невысокий темп действий;

♦   неэкономное выполнение со значительными затратами сил и утомлением.

В процессе тренировки умение превращается в навык.

Навык - это степень владения приемом (действием), при котором управление движениями автоматизировано, не требует специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

♦   автоматизированное управление движениями (сознание свободно от подробного контроля над каждым из них);

♦    слитность движений, объединение ряда элементарных в единое целое;

♦    отсутствие излишнего напряжения, ненужных действий, быстрота, легкость, экономичность и точность движений;

♦   высокая устойчивость, позволяющая успешно выполнять упражнение под влиянием отрицательных факторов - утомления, плохих условий, активного противодействия соперника и т.д.;

♦   прочность запоминания приема (действия). Навыки, если они сформированы и достаточно закреплены, не исчезают даже при длительных перерывах.

Для становления навыков необходимо повторять правильные действия не менее 8-10 раз, а для закрепления изученного действия - 20-30 раз.

[Журнал «ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности» №12/2008 В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий ст. «Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков» стр. 34]

Основные направления формирования и развития умений и навыков у учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» через систему дополнительного образования

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях:

а) действия:

♦   при оповещении об угрозе ЧС (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.);

♦   во время ЧС - участие в аварийно-спасательных операциях, первая помощь пострадавшим и др.;

♦   в опасных ситуациях природного характера (ураганы, бури, сильные дожди, снегопады, снежные заносы, сильные грозы и т.д.);

♦   в опасных ситуациях техногенного характера;

♦   в экстремальных и чрезвычайных ситуациях террористического характера;

♦   при возникновении пожара в общественных местах, транспорте, жилище (эвакуация, использование подручных средств для ликвидации очага возгорания);

б) пользование:

♦   средствами индивидуальной и коллективной защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз, общевойсковой защитный комплект);

♦   разнообразными способами и средствами самообороны при нападениях в различных ситуациях

2. Основы медицинских знаний:

♦   доврачебная помощь при порезах, ссадинах, потертостях, ушибах, растяжениях связок, ожогах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударах, общем охлаждении, обморожении, укусах насекомых, отравлении грибами и ягодами, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, поражении электрическим током и др.;

♦    наложение повязок, закрутки, жгута, пальцевое прижатие, иммобилизация конечностей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и т.д.;

♦   различные способы транспортировки пострадавшего.

3. Основы военной службы:

♦   элементы строевой подготовки;

♦   неполная разборка и сборка автомата Калашникова;

♦   подготовка автомата к стрельбе;

♦    стрельба из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

♦   метание ручных имитационных (учебных) гранат на меткость с места;

♦   передвижение на местности: бегом, перебежками, переползанием по-пластунски, на получетвереньках, на боку;

♦   подготовка дозиметрического прибора и прибора химической разведки и работа с ними.

4. Прикладная физическая подготовка:

♦  преодоление полосы препятствий;

♦    ориентирование на местности по карте, определение сторон света по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов и движение в заданную точку по азимуту;

♦    преодоление участков местности с естественными препятствиями - переправа через реку, болото, овраг и т.п.;

♦   самопомощь и взаимопомощь при бедствии на воде;

♦   вязка и применение различных видов веревочных узлов;

♦   разведение различных видов костров, в том числе под дождем;

♦   подача сигналов бедствия и применение приемов обеспечения безопасности при вынужденном автономном существовании в природных условиях;

♦   действия в опасных и непредвиденных ситуациях в природных условиях - при грозе, буре, отставании от группы, потере ориентировки в лесу и т.д.;

♦   сооружение временного жилища (укрытия) в природных условиях.

(См. Таблицу №1)

Практические умения и навыки в системе дополнительного образования формируются чрез следующие виды деятельности:

  • Исследовательскую деятельность
  • Игровую деятельность
  • Работа с допризывной молодежью
  • Кружковую деятельность
  • Обучение в условиях военно-полевых баз
  • Соревнования оборонно-спортивной и военно-прикладной направленности
  • Музейная педагогика

(см. Таблицу №2)

2.3 Методика формирования практических навыков через метод упражнения

Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения - целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.

По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по дидактическому назначению:

♦   вводные - выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий;

♦   основные - преследуют цель сформировать умения и навыки в пределах нормативных, профессиональных требований;

♦   тренировочные - сознательное многократное повторение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.

Метод упражнения включает рассказ, показ приема или действия преподавателя, тренинг (обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:

1. Рассказ - объяснение назначения изучаемого приема или действия.

2.  Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем. Его следует сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Учащиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности надо действовать.

3. Показ приема (действия) по отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий в следующей последовательности: сначала действие в целом, в нормальном темпе, затем по элементам и приемам с кратким пояснением. При этом преподаватель должен располагаться так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.

4.  Опробование приема или действия учащимися и отработка его по элементам или в целом (разучивание).

Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучивают по частям. Темп выполнения вначале замедленный, затем повышается до нормального. После того, как учащиеся начнут выполнять все элементы (части) в нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) в целом.

В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без подготовки выполнить в целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.

5.  Тренировка по закреплению приемов и действий в целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) путем сознательного и многократного выполнения приемов (действий) в различных условиях:

а) в простой (обычной) обстановке;

б)  на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);

в) в усложненных условиях:

♦    трудных исходных положениях;

♦    с максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;

♦   в ограниченном пространстве;

♦   при изменении условий (недостаточной видимости, в средствах защиты и т.п.);

г) при различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:

♦   в состоянии утомления (после физической нагрузки);

♦    при временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;

♦    в состоянии значительного эмоционального напряжения (игровой и соревновательной деятельности).

2.4 Принципы развития умений и навыков

На практических занятиях по ОБЖ следует не забывать анатомо-физиологические и психические особенности детей. Методика обучения и совершенствования практических приемов и действий должна применяться с учетом стадий возрастного развития:

♦   в 10-12 лет сила нервных процессов, особенно торможения, невелика, внимание неустойчиво, ученик не может находиться в сосредоточенном состоянии относительно долгое время, поэтому необходим качественный показ, нецелесообразны длительные объяснения упражнений;

♦   в 12-14 лет появляются сосредоточенность, развиваются память и логическое мышление, способность к восприятию, запоминанию и анализу своих действий, острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве);

♦   в 14-16 лет - период полового созревания (возможны возрастные колебания, более раннее его начало или запаздывание) - появляются неуравновешенность, возбудимость и неустойчивость настроения, неуверенность, маскируемая шумной манерой поведения, снижается работоспособность, что требует от преподавателя педагогического такта и чуткого руководства;

♦    16-18 лет - период относительной стабилизации и автоматизации движений.

Методические принципы (педагогические правила рационального построения образовательного процесса) формирования и совершенствования практических умений и навыков учащихся:

1. Принцип сознательности и активности. Его сущность заключается в формировании у учащихся устойчивой потребности в освоении практических умений и навыков, стимулировании стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов: контроль и оценка действий, направление внимания учащихся на анализ их выполнения, обучение самоконтролю посредством мышечных ощущений, иллюстрация двигательных заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных ориентиров, мысленное воспроизведение приемов и действий, беседа с анализом техники выполнения двигательного действия и др.

2.  Принцип наглядности означает воздействие на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах, дает учащимся возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки.

3.  Принцип доступности и индивидуальности предполагает, что практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого ученика.

4.  Принцип систематичности требует, чтобы занятия по формированию и совершенствованию практических умений и навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, а проводились непрерывно и последовательно.

5.  Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований, усложнение заданий, увеличение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление.

Эти принципы позволяют четко следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.

Во время практических занятий по ОБЖ необходимо:

♦   правильно показывать приемы и способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, при оказании доврачебной помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы, модульные манекены, роботы-тренажеры, макеты, показ «вживую», и наблюдать за их выполнением;

♦   выявлять и своевременно исправлять ошибки обучаемых;

♦   поощрять учащихся для достижения ими лучших результатов;

♦    соблюдать правила безопасности. Основные условия успешного применения метода упражнения:

♦    профессионально-педагогическое мастерство преподавателя (знания, способности, педагогическая техника);

♦    формирование сознательного отношения обучаемых к выполнению приема (действия);

♦    систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;

♦    повышение самостоятельности учащихся, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;

♦    внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса учащихся.

Успешное проведение практических занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:

♦   качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения;

♦   подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;

♦   оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия.

Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.

Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема или действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Правила проверки умений и навыков (может производиться индивидуально и по группам):

♦   учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда они пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);

♦   необходимо убедиться в правильности выполнения обучаемым каждого элемента приема (действия);

♦   при серьезной ошибке учащегося (существенном искажении элементов двигательного действия) его следует остановить и указать на недостаток;

♦   когда ошибка не слишком существенна, можно позволить продолжить показ, чтобы обучаемый исправил ее в ходе дальнейших действий;

♦   если ошибка свидетельствует о полном непонимании приема (действия), необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения, возможность словесного отчета о своих движениях, при легкоустранимой ошибке -предложить исправить ее и сразу провести повторную проверку.

Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, постоянной, что позволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания учащихся.

Степень обученности и практической подготовленности, учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно определить:

♦  в обстановке, имитирующей реальные условия, в которых должны использоваться умения и навыки;

♦   при выполнении нормативов;

♦   на соревнованиях «Школа безопасности», в День защиты детей;

♦   в ходе туристских соревнований и слетов;

♦    на учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Результаты проверки освоения учащимися практических приемов и действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.

Выводы к Главе II

Изучив методику развития навыков безопасного поведения, я пришел к следующим выводам:

  1. Во время развития навыков безопасного поведения одной из целей является профилактика поведения высокой степени риска, т.е. повышение положительной мотивации детей направленное на безопасное поведение.
  2. В методике развития навыков безопасного поведения учителю в первую очередь надо обратить внимание на качество преподавания, достоверность информации и объективность оценивания.  Одним из определяющих факторов развития навыков безопасного поведения является непрерывность образования, а также межпредметные связи.
  3. Один из основных упоров развития навыков безопасного поведения это формирование психологической адаптивности к чрезвычайным ситуациям (например, через соревнования «Зарница» и Школа безопасности). При этом реализуется соревновательная форма совершенствования умений и навыков, благодаря которой у детей повышается мотивация к изучению навыков безопасного поведения и самосовершенствования, а также способствует желанию самореализации у детей.

 

Глава III Создание условий организации развития навыков безопасного поведения в системе дополнительного образования по курсу ОБЖ:

Методические рекомендации по организации развития навыков безопасного поведения через виды деятельности в системе дополнительного образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (таблица №2):

1. Кружковая деятельность на примере кружка «Юный пожарный»:

Цели работы кружка «Юный пожарный».

  • Знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.
  • Привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
  • Знакомство со средствами пожаротушения.
  • Развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.
  • Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Работа кружка должна быть нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников).

Для достижения этих целей необходимо:

•        помочь ребенку ставить перед собой цель овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности;

•        помогать ребенку стать творцом своего дела;

•        дать навыки саморегуляции, ведь ребенку недостаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности, формировать собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

•        дать ребенку средства защиты, средства восстановления личности (в физическом, психологическом, умственном развитии), научить быть готовым к трудностям.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная нами деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.

Работа кружка как раз может стать воспитывающей и развивающей деятельностью для старших школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.

Деятельность детей должна развиваться в такой среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образа жизни. Такой средой может стать коллектив кружка.

Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности. Эта работа должна быть рассчитана на несколько учебных лет и состоять из нескольких этапов.

        2. Обучение в условиях военно-полевых баз на примере военно-полевого лагеря на территории в/ч поселка Кокорево:

Выдержка из письма Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей - Минобрнауки России от 7 апреля 2008 г. № 06-658 «Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отды¬ха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах», а также Протокола заседания Правительственной комиссии по. делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросу «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 144 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 г.»,(от 19.12.2007 № 4) органам, осуществляющим управление в сфере образования, совместно с органами местного самоуправления необходимо совершенствовать нормативно-правовые и организационно-управленческие основы детского отдыха, разработать региональные и муниципальные комплексные программы по обеспечению обучающихся и воспитанников организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в 2008 и последующих годах, включающие в себя подготовку материально-технической базы организаций и учреждений для отдыха и оздоровления детей, обеспечение их безопасности, совершенствование содержательной деятельности, создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и воспитанников, реализации их возможностей с учетом интересов. Важно активнее использовать в каникулярный период различные формы отдыха и оздоровления детей и подростков за счет развития детско-юношеского туризма, профильных лагерей, лагерей труда и отдыха, ученических производственных бригад, школ актива юных лидеров, юношеских объединений патриотической направленности, клубов по месту жительства и других объединений».

Организация военно-полевого лагеря:

Общие положения.

Полевой передвижной военно-полевой лагерь (далее по тексту - лагерь) организуется для подростков и молодежи с целью приобретения туристских навыков, навыков обращения с оружием, навыков парашютного спорта, навыков водолазной подготовки, совершенствования экологического просвещения, формирования интереса к углубленному изучению окружающего мира, развития потребности к самообразованию и укрепления здоровья.

Лагерь организуется на базе военной части обеспечения сил ПВО

Работа лагеря строится в условиях природной среды на принципах самообслуживания и на основе широкой инициативы участников. Возраст участников лагеря - 15-17 лет.

Содержание работы лагеря.

Основными направлениями работы лагеря являются:

- приобретение туристских навыков;

- приобретение навыков обращения с оружием;

- приобретение навыков парашютного спорта;

- приобретение навыков водолазной подготовки;

- расширение и углубление знаний об окружающем мире;

- экологическое, социальное и нравственное воспитание;

- приобщение к исследовательской работе;

- организация природоохранной деятельности;

- получение навыков жизнеобеспечения в условиях природной среды;

- оздоровление и отдых.

Организация работы лагеря.

Лагерь работает в полевых условиях, ночлег участников организуется в палатках.

Программа лагеря рассчитана на 21 день

Содержание, формы и методы работы лагеря и отрядов определяются их руководителями с учетом инициативы и интересов участников.

Основная работа проводится в отрядах (группах и т. п.), как правило, разновозрастных, численностью до 15 участников. Каждый отряд возглавляют руководитель и заместитель руководителя. Деятельность отряда осуществляется в индивидуальных и групповых формах, при этом преимущество отдается работе с отдельными участниками и с малыми группами.

В отряде среди участников распределяются обязанности командира отряда и его заместителя, другие походные обязанности, определяется порядок назначения дежурных по кухне и т. п.

Взаимодействие отрядов и проведение общелагерных сборов и других мероприятий осуществляет методический Совет лагеря, в состав которого входит педагогический персонал, командиры отрядов и их заместители.

3. Игровая форма на примере театрализованной постановки для учащихся начальной школы:

  «ДОБРЫЙ И ЗЛОЙ ОГОНЬ»

Действующие лица: Добрый огонь, Злой огонь, Медведь (хозяин леса), Белочка.

Примечание. В постановке участвуют члены кружка «Юные пожарные».

Сцена 1

На лесной полянке, на пне сидит хозяин леса - Медведь. Сцена сопровождается музыкой «Голоса леса».

Медведь. Ах, как хорошо в лесу! Тихо, спокойно, птички поют! Я очень люблю свой родной лес! А вы, ребята, любите свой лес? А за что вы его любите?

Дети отвечают.

Медведь. А знаете ли вы, что у леса есть страшный враг, ко¬торый называется «огонь»? Скажите-ка мне, что такое огонь?

Белочка. А можно, дядя Медведь, я скажу, что такое огонь? Он в прошлое лето чуть не уничтожил мою полянку, мое дупло и мои запасы.

Медведь. Ну, скажи нам, лесная красавица, что такое огонь?

Белочка. Огонь - это раскаленные светящиеся глаза вокруг горящего предмета. Он очень злой, жаркий, страшный.

Медведь. Бедная Белочка права. Огонь уничтожает все на своем пути, не жалеет ни птиц, ни зверей, ни цветы.

Ребята, к нам в гости пришли Добрый огонь и Злой огонь. Давайте попробуем разобраться, почему огонь бывает добрым и злым.

Сцена 2

Добрый огонь. Добрый день, ребята!

Злой огонь. А я не буду здороваться, я всегда прихожу и появляюсь без приглашения людей или с помощью ваших незна¬ний обо мне.

Медведь. Расскажи о себе, Злой огонь.

Злой огонь. Я, если разозлюсь, выхожу из-под контроля че¬ловека и наношу ущерб всей окружающей среде: лесу, растениям, животным, людям.

Медведь. А теперь ты, Добрый огонь, расскажи о себе.

Добрый огонь. Ребята, поразмышляйте! Какой бы была жизнь на Земле без огня?

Дети отвечают.

Добрый огонь. Человек осознал преимущества огня полмиллиона лет назад. Огонь давал людям тепло, с помощью него готовили еду, защищались от диких животных. В наше время трудно представить себе жизнь без огня. Огня, который зажигают специально, по необходимости, который всегда под контролем и за которым присматривает взрослый.

Медведь. Ребята! Вы запомнили, какой огонь добрый, а какой злой?

Дети отвечают, рассуждают.

Медведь. Молодцы! А теперь каждый из вас нарисует, каким он видит Доброго огня и Злого огня. А Белочка оформит выставку рисунков под названием «Добрый и Злой огонь». До новых встреч!!!

4. Соревнования оборонно-спортивной и военно-прикладной направленности на примере выдержки из положения о проведении городских командных соревнований «Школа безопасности-гражданская оборона»:

1. Цели и задачи

1.1.Популяризация соревнований «Школа безопасности» среди учащихся образовательных учреждений, специализированных военных и кадетских классов, военно-патриотических, подростковых клубов и объединений;

1.2.Развитие и совершенствование навыков действий в экстремальных ситуациях;

1.3.Воспитание морально-волевых качеств для подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.                        

2.Содержание конкурсов, этапов

2.1.Надевание противогаза на себя и на пострадавшего

(все возрастные группы, командный зачет)

Участвует вся команда. Этап состоит из двух частей:

1 часть – все участники команды надевают противогаз на себя. Время по последнему.

2 часть – Команда делится пополам. Первая пятерка надевает противогазы на вторую часть команды. Время по последнему. Затем пятерки меняются местами. Время по последнему. Результат второй части задания - сумма времен с учетом штрафного времени.

Результат этапа – сумма времен двух частей с учетом штрафного времени.

Штрафные балы (1 ШБ =1 сек.) за каждое нарушение:

- неподготовленность противогаза (отсутствие клапана, фильтра, разрывы, несоответствие размера и т.д.)

- при команде выполнения норматива  не закрыты глаза и не задержано дыхание

- после надевания противогаза не сделан резкий выдох

- глаза открыты раньше выдоха

- перекручена соединительная трубка

- маска надета с перекосом, не полностью

- при надевании порвана маска

-помощь со стороны пострадавшего.

2.2Надевание и снятие общевойскового защитного комплекта

Участвует вся команда. Результат – по времени, затраченному на надевание ОЗК с учетом штрафного времени.

2.3. Действия специальной группы при аварии на АЭС.

(все возрастные группы, командный зачет)

Участвует 6 человек. Все этапы конкурса проводятся последовательно. Контрольное время будет объявлено перед стартом первой команды. Для работы на любом этапе вся команда должна находиться в стартовой зоне этапа, обозначенной маркером.

Состоит из 6-ти этапов:

1 этап. Разбор и преодоление завала с указателем уровня (колокольчиками)

2 этап. Подбор ключа к замку по имеющемуся рисунку ключа.

3 этап. Ориентирование по плану местности

4 этап. Прибор радиационной разведки ДП-5Б

5 этап.  Установка переключателей на учебном пульте в соответствии с заданием

6 этап.  Установка заплаты (5х10 см) на плечевую часть ОЗК одного из участников. Закрепление заплаты бинтом 5 х 10. Транспортировка до финиша на замке из 4-х рук.

2.4. «Первая помощь при травмах и несчастных случаях в очаге заражения»

(участвуют 6 человек)

Оказание первой медицинской помощи в средствах защиты.

(все возрастные группы, 10 чел., командный зачет). Команда проходит предстартовую проверку (команда, не прошедшая предстартовую проверку, к соревнованиям не допускается), знакомится с заданиями и надевает средства индивидуальной защиты (1 мин.) (старший судья по виду назначает пострадавших),  по команде судьи выполняет манипуляции, обеспечивает транспортировку пострадавших к финишу. Участник без СИЗ, или неправильно надевший средство индивидуальной защиты, считается пораженным и обязанности санитара выполнять не может. Зачёт времени прохождения этапа идёт по последнему члену команды, достигшему финиша. Итоговое время прохождения этапа складывается из времени прохождения этапа и количества штрафных баллов - набранных в ходе выполнения манипуляций. При одинаковом итоговом времени преимущество имеет команда, набравшая наименьшее количество штрафов.

Контрольное время: 1 и 2 группы  – 7 минут,         3 группа – 7 минут.

Команда не уложившаяся в КВ ставится после команд вошедших в КВ.

5. Учебно-познавательная деятельность

По характеру учебно-познавательной деятельности выделяют:

а)  воспроизводящие работы - позволяют воспроизводить ранее усвоенные знания и развить умения.

б) вариативные работы - позволяют целенаправленно переработать знания и способствуют развитию мышления учащихся.

в)   творческие работы — позволяют самостоятельно определить пути решения, используя обобщение, систематизацию и перенос знаний на новый учебный материал.

По характеру используемых методов и источников знаний выделяют:

а) работы с учебной литературой - подразумевают выполнение заданий с использованием учебника и дополнительной литературы. Работа учащихся с учебной литературой позволяет развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и выводы).

б) работы с натуральными объектами, включает выполнение заданий с использованием натуральных предметов, средств и приборов.

в) работа с изобразительными средствами обучения, включает выполнение заданий с изобразительными средствами обучения (моделями, муляжами, таблицами и др.)

г) работа с экранными пособиями - подразумевает выполнение заданий с использованием визуальных пособий (видеофильмов, фильмов, диапозитивов и т.д.).

По способу организации учебно-познавательной деятельности выделяют:

а)   индивидуальные работы - подбираются с учетом возможностей и способностей учащихся и выполняются ими самостоятельно.

б)    групповые работы - выполняются несколькими учащимися и подбираются с учетом творческой самостоятельности каждого.

6. Экскурсионная педагогика

Экскурсия - это непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

Важным моментом при организации экскурсии является отбор объектов и составление маршрута. Он должен соответствовать, цели и теме, включать важнейшие объекты, раскрывающие главные вопросы темы. Как правило, маршрут экскурсии определяется расположением объектов показа.

При проведении экскурсии учитель должен обратить внимание еще на одну особенность: маршрут экскурсии должен быть компактным. В случае, когда объекты показа отстоят друг от друга слишком далеко. Неоправданно увеличивается продолжительность экскурсии, быстро устают школьники, распадается единство сюжетов, из которых складывается экскурсия. Маршрут экскурсии должен быть построен таким образом, чтобы экскурсионный материал имел свое начало, развитие и завершение.

Если экскурсия проводится в музей или предприятие также необходимо предварительно посетить организации, чтобы определить какие вопросы будут рассматривать с учащимися, если экскурсию будет проводить экскурсовод, экскурсию будет проводить экскурсовод, необходимо согласовать ее продолжительность, содержание, особенности проведения, учитывающие возрастные особенности учащихся.

Следующий этап - это сама экскурсия. Она начинается с вводной беседы, в которой сообщается тема экскурсии, ее цель, выясняется, что известно школьникам по данной теме. Если экскурсия проводится как иллюстративная, то учащиеся переходят от объекта к объекту и учитель или экскурсовод передает им необходимую информацию, используя рассказ или объяснение. По ходу экскурсии учащиеся могут делать записи (по заданиям или своей инициативе) В конце экскурсии делается вывод. Положительным моментом такой экскурсии является то, что за время экскурсии учащиеся получают большое количество новой информации, знакомятся с большим количеством объектов.

7. Таблица№1 Работа с допризывной молодежью

1

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите

  • Вахты Памяти у Огня Вечной Славы;
  • Проведение мероприятий, связанных с Днями Воинской Славы России и историей края, боевыми традициями армии и флота;
  • Организация и проведение молодежных акций по местам боевых действий на Северном Кавказе;

2.

Изучение истории и культуры Отечества, Родного края, участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества

  • Организация и проведение полевых поисковых работ, торжественных захоронений обнаруженных останков советских воинов, с целью увековечения их памяти;
  • Проведение военно-исторических конкурсов и олимпиад;
  • Работа по увековечению памяти защитников Отечества;
  • Уход за памятниками и обелисками Воинской Славы;
  • Оказание помощи ветеранам ВОВ, ВС и ветеранам труда;
  • Участие в организации и проведении конкурсов, посвященных военным и государственным деятелям РФ (конкурс музеев, комнат боевой и трудовой Славы);

3.

Передача и развитие лучших традиций российского воинства

  • Проведение военно-спортивных соревнований и игр, походов и экскурсий, показательных выступлений;
  • Подготовка и проведение финалов детско-юношеских, оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница", "Солдатами не рождаются, солдатами становятся", туриады "Дорогами Славы".
  • Проведение месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященного Дню защитников Отечества.

4.

Физическое развитие учащихся и молодежи, формирование здорового образа жизни

  • Работа в военно-спортивных и оздоровительных лагерях для детей и молодежи

5.

Участие в подготовке граждан к военной службе

  • Организация работы для занятий техническими и военно-прикладными видами спорта (спартакиада допризывной молодежи, смотры физической подготовки и легкоатлетическому кроссу, фестиваль по гиревому спорту);
  • Проведение мероприятий с допризывной молодежью в период проведения призывов граждан на военную службу;
  • Организация и проведение учебно-полевых сборов ВПК и объединений.

Выводы к главе III

        Изучая формы реализации развития навыков безопасного поведения,  я пришел к следующим выводам:

  1. Развитие навыков безопасного поведения проходит через различные формы деятельности в системе дополнительного образования, и для их успешного формирования необходима непрерывность и постоянная связь между формами дополнительного образования. Успешное развитие навыков безопасного поведения зависит от комплексного подхода к проблеме дополнительного образования
  2.  Система дополнительно образования по ОБЖ не только развивает навыки безопасного поведения, но и способствует развитию мышления, творческих способностей, самореализации учащихся. Проходя курс программы развития навыков безопасного поведения, ребенок не только приобретает и совершенствует навыки безопасного поведения, но и повышает мотивацию к их получению, и к обучению в целом.
  3. Навыки безопасного поведения в системе дополнительного образования по ОБЖ играют одну из важнейших ролей, всесторонне развивая личность ребенка, помогая в процессе социализации и положительной конкуренции добиться успеха в учебе и жизни, формируя положительный образ собственного «я».

        Заключение

        Подводя итог выпускной квалификационной работы, я пришел к следующим выводам:

  1. Развитие навыков безопасного поведения детей и подростков – первоочередная цель дополнительного образования по ОБЖ. Используя комплексный дисциплинарный подход, основанный на устоявшихся традициях отечественного дополнительного образования, учащиеся могут получить весь объем умений и навыков, необходимых для противодействия и выживания в сложных, экстремальных ситуациях. Дополнительное образование по ОБЖ развивает не только навыки и умения, но и морально-нравственные качества, психологическую подготовку к действиям в ЧС.
  2. Навыки безопасного поведения способствуют всестороннему развитию личности, формируют положительную мотивацию к учебе, способствуют снижению конфликтности детей, повышают самооценку, способствуют самореализации личности. Воспитывают желание быть лучше, совершенствоваться морально и физически, из этого следует что развитие навыков безопасного поведения – необходимое звено не только в системе дополнительного но и общего среднего и высшего образования.  
  3. Проведя анализ литературы, а также школьных программ по дополнительному образованию, хочу отметить, что в современном обществе все больше возрастает потребность в людях умеющих справляться и работать в экстремальных условиях. Более того, владение навыками безопасного поведения не только дань традиционного воспитания молодежи, а скорее, реальный шанс спасти не только свою жизнь, но и жизни окружающих. Совершенствованию навыков безопасного поведения способствует ряд методик разработанных на основе опыта многолетней работы в сфере дополнительного образования. А использование на занятиях аудио-визуальных, наглядных и иных средств обучения ведет к повышению качества образования.
  4. На данный момент число детей и подростков желающих заниматься в секциях дополнительного образования возрастает, что говорит о жизненной необходимости, и тяги к познанию, но я надеюсь, что ситуаций, когда детям понадобятся навыки безопасного поведения станет меньше.

Список используемой литературы.

  1. Безопасность ребенка/ Гаткин Е.Я. – М.: Лист, 1997. – 174 с. (Жизнь без риска).
  2. Безопасность вашего ребенка: Научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице/ Статмэн Пола. – Спб.: Дельта, 1996. – 381 с.: ил.
  3. Личная безопасность школьника: Памятка / Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Мишин Б.И. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 95 с.
  4. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. Кн.2: Психология образования / Немов Р.С. – 3-е изд. – М.: Владос, 1998. – 608 с.
  5. Энциклопедия личной безопасности / Э.Бэскинд. – М.: Аквариум, 1994. – 134 с.: ил.
  6. Безопасность жизнедеятельности: государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / авт.-сост. С.В.Петров -М. :изд-во НЦ ЭНАС,2005. -128 с.
  7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Акаде-мия, 2001.
  8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
  10. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И.. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2002.
  11. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.
  12. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
  13. Михайлов Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.
  14. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. 7 – 9 кл.: 2-е изд. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – 272 с.
  15. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 кл.: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герце-на; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.
  16. Оснащение кабинета (лаборатории) ОБЖ.// Основы безопасности жизнедея-тельности, № 2, 2003. С 59 – 64.
  17. Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по основам ОБЖ: 5 класс. АСТ-Астрель, 2008, -336 с.
  18. Петров С. Уроки криминальной безопасности / Петров С., Петрова О. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2002. - N 10. - С. 36-40.
  19. Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятель-ности» 1 – 11 классы. / Б.И. Мишин. – М.: Изд-во Дрофа, 1998.
  20. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 158 с.
  21. Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы (для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школе) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 160 с.
  22. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: «Владос», 2003.
  23. Смирнов А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. № 11.
  24. Сулла М., Заенчик О., Сергеева О. Уровни непрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1998. № 8.
  25. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие ч.1 /Под ред. Э.А. Арустамова. - М.: Маркетинг, 2003. - 203 с.
  26. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций /Под ред. О. Н. Русака. - СПб., 2002. - 115 с.
  27. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир.- Саратов: Изд-во ИМСХ.- 1992.- с.79-132.
  28. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. – СПб., 1998., - 187с.
  29. Гришина Н.В.Психология социальных ситуаций. – М., 2005г.,- 256с.
  30. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.: Наука.- 2000.- с.252-267
  31. Кольжанова, А.В. Особенности безопасного поведения человека: гендерный подход / А.В. Кольжанова // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст. / МПУ – МОСПИ. – М., 2004. – Вып. 15. – С. 90-93.
  32. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.,2000.
  33. Мартынюк И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи /опыт прикладного исследования.- Киев: Наукова думка.- 1993.- 116 с.
  34. Мельников В.М. Психологическое обеспечение деятельности человека в экстремальных условиях несения службы. – Улан-Удэ,2002.
  35. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности Кириллов Г.Н. // Журнал "Право и безопасность", №1 (10)03,2004г.
  36. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: РИО ЛТА, 2002. - 36 с.
  37. Постановления Правительства РФ «О создании и развитии Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (18.4.92) и Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях» № 1094, 13.09.96.
  38. Сюньков В. Я. «Психология и проблемы области образования «Культура безопасности жизнедеятельности Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - М.: 2001. - 168 с.
  39. Шубин Е. П. Гражданская оборона. - М.: Высшая школа, 2001. - 245 с.
  40. Э.М.Киселева, Р.И.Попова, Е.Л.Шевченко. Методические   рекомендации   к   практическим   занятиям   по   дисциплине «Технология             и             методика             обучения             безопасности жизнедеятельности» (1 часть).- Санкт-Петербург, 2008. - 46с.
  41. Журнал «ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности» №12/2008 В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий ст. «Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков» стр. 34
  42. ФЗ РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
  43. Концепция развития системы дополнительного образования  детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы
  44. Письмо Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России от 7 апреля 2008 г. №06-658 «О задачах по организации отдыха, и занятости обучающихся в 2008-2010 годах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Информация о реализации плана работы над темой по самообразованию...

Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования

О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"

Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...

Развитие творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования (на примере спортивных бальных танцев)

Спортивные бальные танцы – это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставк...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...