Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по теме

Горбунова Ирина Александровна

Цель выступления: раскрыть возможность повышения эффективности коррекционной работы по сенсорно-перцептивному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях фронтальных занятий  в группе для детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования . »

Цель выступления: раскрыть возможность повышения эффективности коррекционной работы по сенсорно-перцептивному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях фронтальных занятий  в группе для детей с ЗПР.

 В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей).  Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, наличие комплексного  характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

 Гуманистическая направленность современного образования дает возможность выбора индивидуального образовательного маршрута.

 Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья ,образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому выбор оптимального, подходящего для каждого конкретного ребенка, образовательного маршрута является первостепенной задачей, при решении которой мы не имеем права ошибиться.

В нашем учреждении дети с ОВЗ отягощенными интеллектуальной недостаточностью вводятся в систему инклюзивного образования через группы для детей с ЗПР.

Дошкольный возраст является сенситивным для включения детей с ОВЗ, так как является периодом первоначального складывания личностных механизмов поведения и становления самосознания. Дети с ограниченными возможностями, как правило, инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют особого желания активно действовать с предметами и игрушками. Создание у них положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности является немаловажной задачей работы педагога.

И на первом этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т.е. в нем выделяются свойства.  Учитывая особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, и их влияние на многие сферы деятельности, коррекция восприятия является одним из приоритетных направлений.

Целью сенсорно-перцептивного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

На основании этого выделяются следующие задачи:

- формирование у детей системы перцептивных действий;

- формирование у детей сенсорных эталонов;

- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.

Работа по формированию сенсорных представлений ведется по этапам.

 Этапы формирования представлений о цвете, форме и величине предмета у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Этапы формирования представления о цвете предметов

1 этап – идентификация предметов по признаку цвета.

2 этап – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета.

3 этап – выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.

4 этап – формирование словесного обозначения цвета предмета.

5 этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

6 этап – обучение передачи цвета предметов в продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом.

7 этап – формирование представления об оттенках цвета.

Формирование представления о форме предмета

1 этап – идентификация предметов в целом.

2 этапа – идентификация предметов по форме.

3 этап – соотнесение формы предмета с эталоном формы.

4 этап – выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

5 этап – формирование умения обозначать форму предмета.

6 этап – обобщение одно– или разноцветных геометрических фигур.

7 этап – классификация по форме, без контурных эталонов.

8 этап – нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.

9 этап – изготовление аппликаций из геометрических форм.

Формирование представлений о величине

1 этап – формирование представления о больших и маленьких предметах.

2 этап – формирование представления о длине предмета: “Длинный – короткий”

.3 этап – формирование представления о ширине: “Широкий – узкий”.

4 этап – формирование представления о высоте: “Снизу – вверх”.

5 этап – построение рядов по признаку (начиная с 3-х элементов до 10).

Отметим, что ребенок, успешно прошедший все этапы сенсорно-перцептивного развития, начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. А перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Таким образом, если в дошкольном возрасте, детям с ОВЗ, не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться еще в более  замедленном темпе, что сделает невозможным овладение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте

  И в заключение, хочу сказать ,что образовательная и социальная инклюзия эффективно реализуется в условиях группы для детей с ЗПР так как:

--эффективно используется профессиональный ресурс опытных специалистов и воспитателей работающих в тесном контакте;

--программное обеспечение для детей с ЗПР больше соответствует возможностям детей с  интеллектуальной недостаточностью и позволяет уделить значительно больше времени для усвоения сенсорной системы эталонов;

--количество детей в группе меньшее, чем в массовой и имеется возможность работать по подгруппам ;

--предметно дидактическое оснащение изначально соответствует задачам первичного сенсорно-перцептивного воспитания детей;

--и последнее: данная схема позволяет вводить ребенка с  ОВЗ в детский коллектив учреждения, постепенно, через общие физкультурные и музыкальные праздники, прогулки, с имеющейся базой сенсорно-перцептивных умений, что значительно облегчает последующее введение ребенка ,по желанию родителей, в массовую группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

коррекция двигательной сферы у детей с ОВЗ

Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.

Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...

Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной сферы. Занятие с тестом «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обуче...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...

Общение с природой как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, с...