Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
методическая разработка (5 класс) по теме

Исследования, проведённые в нашей школе, выявили, что ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой (почти 60% учащихся постоянно, или часто испытывают учебный стресс, снижается успеваемость, ухудшается дисциплина). В данной методической разработке рассматриваются технологии, способствующие укреплению здоровья школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_zdorove.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Уроки английского языка в 4 – 5 классах с использованием здоровьесберегающих технологий. Ролевая игра – один из наиболее эффективных методов, содействующих сохранению и укреплению здоровья школьников.

Исследования, проведённые в нашей школе, выявили, что ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой (почти 60% учащихся постоянно, или часто испытывают учебный стресс, снижается успеваемость, ухудшается дисциплина). На наших уроках мы используем  методы, способствующие укреплению здоровья школьников. На уроках в 4-5классах, занимающихся по учебнику Кузовлева,  я использую следующие технологии:

1. Урок – зона психологического комфорта.

Я ввожу в урок такие виды деятельности, которые поддерживают положительное отношение ребёнка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим. С этой целью используются методы:

А. Метод эмоциональной раскачки.

- упражнения – «комплементы». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Eх. 4form. What do you look like? What are you like? I like my short dark hair. I like Kate’s blue eyes.

- игра «Вам - сообщение». По кругу передаётся сообщение: I`m very glad to see you. Happy birthday to you! I hope you feel better soon.

- игра «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день. (to be going to, Future Simple).

B. Медитативно-релаксационные упражнения.

- «Я вижу, я слышу, я чувствую». Ученик должен сказать три предложения, описывающих, что он видит, три предложения, описывающих, что он слышит, три предложения, описывающих, что он чувствуют. Количество предложений зависит от уровня обучения.

C.Упражнения на релаксацию и визуализацию.

- расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, тихий шелест листвы, журчание ручья и т. п.

- одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, использование вербальных и невербальных методов поощрения.

Well done! Very well! Nice job! How clever you are!

Улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Разрезные жетончики (по типу puzzles), чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.

2. Индивидуальный и дифференцированный подход.

На моих уроках осуществляется учёт личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объём задания. Например, для выполнения определённых заданий разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме. Учащиеся могут выбрать уровень домашнего задания, или самостоятельной работы по теме.

Ex. 5 класс, тема «Мой день». Задание: рассказать о своём выходном дне. На 3 балла – написать рассказ 7 – 8 предложений (основа есть в учебнике). На 4 балла – рассказать о своём выходном (7 – 8 предложений). На 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные (10 – 12 предложений).

3. Двигательная активность учеников.

На уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению (рифмовки, стихотворения, песни на основе движений, физкультминутки). Обязательным условием эффективного проведения подобных форм является положительный эмоциональный фон.

А. Использование физзарядок.

“After a bath.”

After a bath

I try, try, try.

To wipe myself

Till I dry, dry, dry

I wipe my hands

And fingers and toes

And two wet legs

And a little shiny nose.

Just think how much

Less time I’d take

If I were a dog

And could shake, shake, shake.

B. На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

Five little gentlemen

Going for a walk

Five little gentlemen

Stop for a talk.

Along came five ladies

They stood all together

And they began to dance.

(5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

С. Зарядка для глаз.

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

Расслабляющие упражнения для глаз наиболее гармонично сочетаются с фрагментами урока.

 

4. Поддержание интереса к изучению английского языка.

А. С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки, или ввожу занимательные элементы во время урока.

Ex. (4-5 класс, итоговый урок): На доске – круг для игры с дротиками, он разделё на сегменты (рифмовки, скороговорки, песни, беседы по темам). Обязательно ввожу сегмент «счастливчик». Класс делится на 3 группы. Группа выбирает стрелка, стрелок попаданием дротика в цель выбирает задание. Например, выбран  сегмент «рифмовки», первая группа начинает. Кто знает больше? Если попадают в сегмент «счастливчик», жетончик даётся без задания. Игра идёт до полного выбора сегментов.

В. Также, наиболее эффективным методом, содействующим сохранению и укреплению здоровья школьника, является ролевая игра.

Во время ролевой игры урок является для большинства детей зоной психологического комфорта, так как в игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, в то же время незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

В время ролевой игры можно использовать вербальные и невербальные методы поощрения, индивидуальный дифференцированный подход, двигательную активность учащихся, повышать интерес к изучению английского языка.

Ролевая игра должна отвечать следующим требованиям:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.  

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.   

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.   

4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.   

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.   

6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится только наблюдателем.   

7. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

Учитель чаще всего проводит ролевую игру на завершающем этапе, при закреплении речевых навыков, однако, подготовка к ней осуществляется заблаговременно, с самого начала изучения той, или иной темы.

Рассмотрим пример ролевой игры в 5 классе. Класс занимается по учебнику В. П. Кузовлева.

Тема: «Здоровье, здоровый образ жизни». Очень часто подготовка начинается с вводной беседы.

Do you go in for sports?

What is healthy food?

Do you drink milk or juice every day?

How often do you go to the dentist to check your teeth?

Следующий этап – введение новой лексики по теме, а также, новых реалий.

a cold, a backache, a tablet, a surgeon

Лексика закрепляется в сообщениях, ситуациях и диалогах, приблеженных к теме.

- Hi! How are you?

- I’m fine, thanks you. And you?

- Oh, I feel awful.

- What’s the matter?

- I’ve got a backache.

- I’m sorry to hear that. You must consult the surgeon.

- That’s a good idea.

- I hope you get better soon.

- Thanks you.

После этого учащиеся обращаются к тексту.

Bob: I think, you should call a doctor any time you have a problem. The doctor knows what to advice. And you must do what he or she says or you won’t get well. When I feel ill my parents usually dial 999.The doctor comes and says what to do.

Отработка монологического высказывания идет по листам опорных сигналов.

- I agree with …

- I also think (that) …

… because …

Besides …

Только после того, как учащиеся смогут воспроизвести тему в монологе, учитель приступает к проведению ролевой игры. Очень большое значение необходимо придавать разработке ситуации, на основе которой строится ролевая игра. Например, «You should go to the doctor», где пациентам необходимо посетить различных врачей, решить свои проблемы (получить помощь, совет) и вернуться домой.

Учащиеся знакомятся с правилами игры:

Rules:

1. Form a group of 3 people.

You should visit 4 doctors. Make a list of 4 problems.

2. Play the game as usual.

a) Move your counters clockwise around the board.

b) You may enter the doctor’s office if you land on either of the two squares next to the door. You can then tell the doctor about your problem. The doctor will help you. You can cross your problem from your list and continue around the board.

c) You may continue around the board as many times as necessary in order to solve all your problems. When you have solved them all you must return “home”. The winner is the first team to get “home”.

Наиболее сильные учащиеся исполняют роли врачей. Команды составляют листок с проблемами, и начинается игра.

Проблемы:

  1. I’ve got a headache and an earache.
  2. I have got a toothache.
  3. My cat has got a stomachache.
  4. My legs have hurt.

Разыгранные диалоги:

  1. - You don’t look happy.

- My cat has got a stomachache.

- Oh, I give you some tablets.

  1. - I don’t feel well.

- What’s the matter?

- I’ve got a toothache.

- I’m sorry to hear that. You must consult a dentist.

3.  - How are you? You don’t look happy.

- I don’t feel well.

- What’s the matter?

- I’ve got a headache and an earache.

- Did you take the tablets I gave to you? You must follow my advice.

Ситуации являются приближенными к жизни, ученики учитывают наличие различных ролевых целей (врач, пациент), действуют коллективно (реплики одного вызывают ответную реакцию другого), у всего коллектива общая цель, участники игры приходят к собственному решению.

Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие интерес к занятию и концентрацию внимания. В данной ролевой игре мы проводили такие упражнения: в кабинете окулиста - упражнение с глазами, хирург – физзарядка.

5. Заключение.

В заключении мне бы хотелось ознакомить вас со структурой рациональной организации урока английского языка. Таблица заимствована у Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»:

Факторы урока

Уровень гигиенической

рациональности урока

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75%

2

Число видов учебной деятельности

4 – 7

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

4

Частота чередования видов учебной деятельности

Смена не позднее, чем через 7 – 10 минут

5

Число видов преподавания

Не менее 3

6

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2 – 3

Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"

Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

Методическая разработка «Использование дифференцированного подхода на уроках английского языка»

Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разно-уровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает н...

Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...