Главные вкладки

    Доклад на тему "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования"
    материал на тему

    Демчук Екатерина Юрьевна

    Доклад на тему "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_metod_proektov.docx20.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Демчук Е. Ю.

    Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования

    Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее и ответственнее. Метод проектов как раз нацелен на это. В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и направлен на воспитание активной, инициативной личности, так как его цель состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

    - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    - учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    - приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

    - развивают у себя исследовательские умения;

    - развивают системное мышление.

    При изучении литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Что же может стать содержанием проекта по литературе? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

    Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Проекты могут быть:

    • Устные (доклад, обзор, отчет, сообщение, социологический опрос, сравнительно-сопоставительный анализ);
    • Письменные (альманах, брошюра, отчет, подборка задач, публикация, реферат, сборник, статья, сценарий, учебное пособие);
    • Наглядно-образные (видеофильм, выставка, деловая игра, информационный бюллетень, коллекция, макет, модели фигур, оформление кабинета, плакат, презентация в Powerpoint, web-сайт, стенгазета, тематический журнал).

    Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, перешедшего на обучение по ФГОС. В МБОУ «Подсинская СШ»  каждый ученик 8-х классов  готовил индивидуальный проект и проходил его предзащиту с целью успешной защиты проектов в следующем учебном году в 9 классе. Поэтому с некоторыми учениками 8 класса в прошлом учебном году мы приступили к подготовке проектов по литературе, которые будут представлены к защите в этом учебном году. Хотелось бы на них и остановиться.

    Так, одной из учащейся подготавливается творческий проект «Иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»». Конечным продуктом станет альбом иллюстраций к произведению, которые будут сопровождаться выдержками из текста. Иллюстрации и цитаты будут отражать основные события повести, что позволит более глубоко проникнуть в содержание произведения. Данный альбом может быть использован при изучении «Капитанской дочки» на уроках литературы, а также как материал для аргументации при написании сочинений на экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах, так как, без сомнения, произведение «Капитанская дочка» затрагивает многие нравственные проблемы.

    Еще один проект направлен на создание Литературного календаря на 2018 год. Каждый лист календаря, каждый месяц года будет связан с каким-либо русским писателем или поэтом, а конкретно – с той датой, когда он родился. Достаточно насыщенные текстовые блоки и художественное оформление приближают календарь по уровню к художественному альбому.

    Создание данного проекта включает несколько умений учащегося: первое, естественно, необходимо знать русских писателей, их творчество и проработать биографию каждого из них. На следующем этапе необходимо подобрать цитаты, отрывки из произведений. И заключительный этап – это творческая работа, изготовление календаря, который будет изготовлен при помощи компьютерных технологий. Данная проектная работа одновременно включает несколько умений учащихся и помогает раскрыть всестороннюю развитость ученика, что от нас и требует современная система образования.

    К творческому проекту относится и выполнение одной из учениц Альбома пословиц и поговорок. В начале работы над проектом она провела опрос учащихся на знание пословиц и поговорок по разным тематическим группам (пословицы и поговорки о Родине, семье, труде и т.д.) и выявила наиболее известные из них. Затем приступила к оформлению альбома, в котором будут отдельные тематические блоки. Кроме этого, все пословицы и поговорки будут разбиты на группы: известные и неизвестные, малоизвестные. Данный проект позволит расширить кругозор учащихся, ведь такой яркий иллюстративный альбом, оформленный собственными руками, будет интересен учащимся, его можно использовать при изучении УНТ на уроках литературы.

    Конечно, на уроках литературы используются и краткосрочные проекты, к которым, например, можно отнести иллюстрации к любимым произведениям      А. С. Пушкина после изучения его творчества, которые были выполнены учениками 6 класса; подготовка группой учеников викторины после изучения того или иного произведения (например, после изучения темы Древнегреческая мифология, после изучения произведений «Дубровский», «Тарас Бульба», «В дурном обществе», «Кладовая солнца»); инсценирование эпизодов рассказа Чехова «Толстый и тонкий»; подготовка литературного вечера в рамках урока «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» и др.  В начале учебного года я планирую задать учащимся выполнение следующего мини-проекта: оформить аннотации к любимым произведениям, то есть презентовать их; или же оформить лист ассоциаций понравившегося произведения.

    Метод проектов призван активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Участие в проектах повышает уровень практического владения родным  языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

    Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

    Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

    Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

    Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

    Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

    Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

    Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

    Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

    Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

    Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

    Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

    Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...