Главные вкладки

    Проект по теме:
    Модель работы с одарёнными детьми в МБОУ "Умётская СОШ"

    Тюрина Ольга Александровна

     Цель программы:  разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых детей, профессиональное самоопределение в соот­ветствии со способностями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon model_raboty_s_odarennymi_detmi_umyotskaya_sosh.doc262 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УМЁТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

    ТРУДА  П.С. ПЛЕШАКОВА

    Модель работы с одарёнными детьми в

     МБОУ «Умётская СОШ»

     

                                                                                          Работу выполнила:    

                                                                                          Тюрина О.А., методист

                                                                                          МБОУ «Умётская СОШ»

                                                                  Умёт -2018 г



                                       

    «Сейчас в мире, как вы знаете, идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной»

                                                                                                                     В.В. Путин.

            Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи. Сегодня проблема обучения одарённых напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

             Одна из задач стратегической государственной политики в области образования является создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Именно проблеме выращивания нового поколения исследователей уделяется большое внимание во всероссийском проекте «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики до 2020 г.». Также решение проблемы одарённых детей обеспечивает подпрограмма «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России».

             Решение проблемы одарённости  в МБОУ «Умётская СОШ»  осуществляется через реализацию одной из 6 подпрограмм  («Школа- территория успеха»)  Программы развития МБОУ «Умётская СОШ» на 2017-2021 годы «Качество. Открытость. Устойчивое развитие.  

                Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение. 
    Для развития одарённого учащегося в условиях общеобразовательной школы необходимо выстраивание определённой педагогической деятельности, в ходе которой одарённые ученики могли бы проявлять личную активность в проектировании и реализации собственного индивидуального       образовательного маршрута. 
          Деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта, педагога-тьютора.

    Основные принципы работы с одаренными детьми:

    • реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
    • использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
    • психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
    • развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; 
    • целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; 
    • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; 
    • увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; 
    • индивидуализация обучения; 
    • дифференциация обучения; 
    • совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

    этапы реализации

    модели работы с одарёнными детьми в МБОУ «Умётская СОШ»

    • первый этап: 1 год обучения

    разработка модели работы с одарёнными детьми по выявлению и сопровождению одарённых детей, обеспечивающей доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели;

    • Второй этап: 2 год обучения

    реализация модели работы с одарёнными детьми по выявлению и сопровождению одарённых детей в МБОУ «Умётская СОШ» и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

     

    • третий этап: 3 год обучения

     анализ результатов внедрения модели работы с одарёнными детьми по выявлению и сопровождению одарённых детей в МБОУ «Умётская СОШ», обеспечивающей доступное качественное образование

    Цель программы:  разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых детей, профессиональное самоопределение в соответствии со способностями,

    Задачи развития:

    -   развитие личности одаренных учащихся;

    -   развитие творческой самостоятельности;

    -   развитие коммуникативных умений;

    -   развитие рефлексивных умений.

      Педагогические задачи:

    -  Осуществление индивидуализации обучения;

    -  Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

    -   Повышение качества обучения;

    - Предоставление обучающимся возможности выбора альтернативных способов получения образования в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей;

    -  развитие навыков самообразования, формирования культуры умственного труда.

    Формы работы с одарёнными учащимися

    В обучении:

    Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В школе накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

    Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Педагогами школы разработаны программы элективных курсов по различным направлениям.

    Проектно-исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач. Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом,  осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работ обучающиеся представляют на ежегодной научно-практической конференции. В МБОУ «Умётская СОШ»   созданы  НОУ  не только в старших классах, но и в начальной школе. 

     Индивидуальные образовательные маршруты  Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав учащихся  на выбор своего пути развития , является индивидуально образовательная программа или маршрут. В нашей школе сложился опыт работы как с высокомотивированными учащимися, так и с учащимися так называемой группой «риска» через использование в учебном процессе индивидуальных образовательных маршрутов.  

    Задачи:

    • Совершенствование исследовательских навыков.
    • Совершенствование информационной культуры учащихся.
    • Самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков.

     
      Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

    Форма

    Задачи

    Элективный курс

    Спецкурс

    • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
    • Повышение степени самостоятельности учащихся.
    • Расширение познавательных возможностей учащихся.
    • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

    Ученическая научно-исследовательская конференция

    • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
    • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
    • Формирование информационной культуры учащихся.

    Предметная декада

    • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
    • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
    • Развитие творческих способностей учащихся.

    Научное общество учащихся

    • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
    • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

    Предметные олимпиады

    • Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах     городского уровня.
    • Повышение учебной мотивации.
    • Расширение общего кругозора учащихся.

    Кружки, студии, объединения, внеурочная деятельность

    • Развитие творческих способностей учащихся.
    • Содействие в профессиональной ориентации.
    • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

    Современные образовательные технологии, используемые в работе с одаренными детьми в процессе обучения:

    -  технология индивидуализации и дифференцированного обучения

    -  технология проблемного обучения

    -  технология проектного обучения,

    -  информационно-коммуникационные технологии

    -  технология модульного обучения

    В процессе воспитания:

    - технология организации коллективного взаимодействия школьников

    - технология инновационной оценки «портфолио»

    Ожидаемые результаты
    – Формирование системы работы с одаренными учащимися. 
    – Творческая самореализация обучающихся. 
    – Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. 
    – Создание атмосферы   творчества.
    – Издание исследовательских работ учащихся.


    Реализация  модели призвана способствовать:

     - формированию банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей;
    - развитию индивидуальности в детском сообществе, раскрытию ее  потенциальных возможностей в социально приемлемом русле;

    - созданию образовательного пространства, способствующего раскрытию и оптимальному развитию всех видов одаренности учащихся;

    -  использованию ресурсов дополнительного образования, муниципального центра по работе с одарёнными детьми;

    -привлечение социальных партнеров, включению учащихся в социальные практики и долговременные мегапроекты, развитие форм тьюторской поддержки;

             В школе разработано положение об индивидуальных поощрениях обучающихся, достигших наивысших успехов. Разработана и внедрена модель портфолио ученика.

    Совершенствование учебного плана в части обеспечения вариативности обучения и увеличения доли внеурочной занятости в проектно-исследовательской работе.

    Ежегодно разрабатывается план мероприятий по реализации регионального межведомственного проекта «Постконкурсная поддержка и сопровождение одарённых детей».

     

     Материально-техническое и информационное обеспечение.

    - Периодические издания.

              - Методическая, научная  и художественная литература.

    - Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами. (компьютеры, проекторы, интернет).

    Формы проведения мониторинга реализации модели.

     

    Формы

    Периодичность

    Предметные олимпиады

    1 раз в год

    Общешкольная конференция достижений учащихся:

    начальные классы, среднее звено, старшие классы

    3 раза в год

    Предметные , метапредметные недели

    По плану работы школы.

    Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

    Педсовет, совещание.

    Внутришкольный контроль.

    По плану работы школы.

    Творческие концерты

    2 раз в год

    Тематические конкурсы, выставки, соревнования

    По плану работы школы.

    Список литературы:

    1. Жидких Г.В. «Творческие способности. От чего они зависят?» ж. Методист №4, 2008 г. М-2008 г
    2. Центр экономического развития и сертификации ЦЭРС  ИНЭС https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3288#ixzz59QgfNACe
    3. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация и содержание работы с одарёнными детьми в МОУ СОШ № 1

    Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивает актуальность и необходимость данной программы развития одарённых детей....

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

    Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

    В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

    «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

    В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

    Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

    Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

    Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».

    Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...