Педагогический опыт воспитания позитивной гражданской активности обучающихся
статья на тему

Раскрывая сегодня свой педагогический опыт воспитания на уроках литературы и русского  языка позитивной гражданской позиции обучающихся, я бы хотела остановиться на том, что изучение предмета «литература» невозможно без изучения предмета «история». Интеграция этих предметов так глубока, что  невольно ассоциируешь уроки истории с литературными произведениями. Недаром бытует такое мнение, что литература – это иллюстрация истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

        Раскрывая сегодня свой педагогический опыт воспитания на уроках литературы и русского  языка позитивной гражданской позиции обучающихся, я бы хотела остановиться на том, что изучение предмета «литература» невозможно без изучения предмета «история». Интеграция этих предметов так глубока, что  невольно ассоциируешь уроки истории с литературными произведениями. Недаром бытует такое мнение, что литература – это иллюстрация истории.

  В национальном образовании провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и  правовое развитие личности. Особый смысл при этом получает культуроведческий аспект преподавания русского языка и литературы с его направленностью на самообразование и самореализацию личности. Исходя из этого, национальная идея применительно к урокам русского языка и литературы должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения и реализоваться в языковом анализе лучших образцов русской классики и современной литературы. Создать на уроках русского языка и литературы культурный фон и развивающую речевую среду помогает целенаправленный отбор текстов, согласно концептуальной Программе  обучения предмету «литература".  

   Признание культуроведческого аспекта преподавания русского языка и литературы условием формирования позитивной гражданской активности  личности  требует практического решения следующих задач:

 - определение круга фоновых культурологических знаний, необходимых для понимания   окружающей ситуации;

- разработка форм проведения уроков культурологической направленности, определение места этих уроков в системе обучения русскому языку и литературе.

              Вот почему я в своей практике обратилась к урокам словесности на основе литературного краеведения, тем более, что в школе № 35 им. К.Д.Воробьева на протяжении нескольких лет действует музей курского писателя. Мотивацией воспитания позитивной гражданской активности школьников является, на мой взгляд, потребность самих учащихся в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвященные родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства.

              Приобщение к истории и культуре родного края способствует сохранению традиций, обновлению и развитию общества, служит взаимопониманию людей и осуществлению преемственности поколений, служит воспитанию   гражданской активности школьников.

            « Человеку нужно знать свои корни –   семья, народ – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни»,- так объясняет свою жизненную позицию известный публицист В.М.Песков. И его пример жизненных ориентиров позволяет школьнику увидеть особенности развития России, её национальной культуры и традиций, которые исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

                И как всегда воспитание начинается с истоков. В МБОУ «Школа №32» есть музей преподобного Серафима Саровского. Знакомясь с биографией этого удивительного человека, учащиеся   приобщаются к глубокому слову святого: «Живите в любви, помогайте друг другу, и тогда мир всегда будет светлым над вами». Эти пророческие слова отразились в творчестве писателей Курского края. И на уроках краеведения произведения курских писателей воспитывают в душах молодого поколения понимание своей ответственности за мир, за семью, за того, кто с тобою рядом.

        Исходя из данной цели, формулируются следующие задачи:

  • Рассмотреть произведения курских писателей в системе нравственно-этических и эстетических представлений воспитания  позитивной гражданской активности школьников;
  • Раскрыть понятия  «прощение», «сострадание», «добро», «правда», «честь», «долг»;
  • Проанализировать, как раскрываются духовно-нравственные качества героев  произведений В.П.Деткова,   П.Г.Сальникова;
  • Доказать, что нравственность – источник духовного становления    гражданской активности  человека.

        Уроки литературы в музее преподобного Серафима Саровского в школе № 32 стали уже традиционными, здесь же раскрываем  миниатюру В.П.Деткова «Молитва». Это произведение мы читаем в 11 классе, находим его в сборнике новелл с таким глубоким названием «Зерна истины». В этих произведениях разбросано множество замечательных мыслей, точных наблюдений. Книга удивительно цельная,  насквозь пронизана единым философским мировоззрением, а это говорит о том, что сердцевина творчества автора, его духовные принципы, заложенные в детстве и юности, в основном, не менялись, а росли, обогащались; и на последнем этапе автором сделаны глубокие философские обобщения и выводы - вот пример позитивной гражданской позиции.

         Еще в 1978 году курский литературный критик И. Баскевич обратил внимание   на притчевость ряда произведений В.П.Деткова. И миниатюра «Молитва» дана как притча. У этого писателя молитва вырастает из собственного опыта, из отроческого осознания жизни («Пишу, как живу») «…Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, относись и сам к другим с добром и приветом…». Даже если тебе очень плохо, найди в себе силы, -   чтобы …понять и простить… Повиниться и быть прощенным – какие это душеочищающие мгновения! Пожалуй, в них, как ни в чем ином, и проявляется великая преобразующая сила изначальной любви к ближнему… И только после этого душа наполняется теплотою и светом…

(«Дар бесценный») …Ведь любить – это прежде всего одаривать себя (!) светлым чувством гармонии с жизнью – включать в действие могучее, тот самый дар божественный, что таится в нас до поры до времени, как зародыш в зерне… Какая прекрасная, самобытная философия: любить других – значит одаривать себя. Какое глубокое озарение…Но все это кажется простым и понятным только после того, когда просто и ясно написано талантливым писателем, прочитано и понято вдумчивым читателем. А разве не эти мысли звучат в заповедях Серафима Саровского? Понимая это, 17-летний человек делает для себя выводы: только от меня, от моего отношения к жизни зависит и мое будущее, и будущее моей семьи, а значит, и будущее моей страны. Формируя в своей душе позитивную гражданскую активность, сегодняшний выпускник школы № 32 –   участник Российского движения школьников, движения волонтеров.

        В наше “смутное время безверия” бесценное слово – чувство сокровенное. Уникальность слов преподобного Серафима Саровского  и глубокого прозорливого   писателя В.П.Деткова состоит прежде всего в том, что они по призванию, по нетерпению души своей задумываются и радеют о времени и о будущем человеке; откровенная книга земляка-современника – это тихое доверительное свидание с тем бесценным и жизнеозаряющим, что “не распознано до поры или принижено в нас самих”.

Среди  прозы писателей Курского края можно выделить творчество П.Г.Сальникова, который в своих  произведениях обращался именно к душе читателя, старался пробудить в нем совесть, заставлял оглядываться на свои поступки, соразмерять их со своей совестью. Так, в рассказе «Скрипучая половица»  автор обращается к теме духовной ответственности   человека за  отчий дом, за родителей. В этом произведении  очень пронзительно звучит  мотив покаяния главного героя перед своим родным домом, в котором собрано все: и старенькая мать, и детские воспоминания, и состоявшаяся взрослая жизнь, и скрипучая половица  как отголосок того далекого, что осталось за чертой детства. Что такое семья, почему человек возвращается памятью и сердцем в те места, где родился, вырос? Что является  нравственной основой  его жизни? Вот эти вопросы лежат в основе фабулы  небольшого рассказа.

Через много лет герой возвращается в отчий дом, который автор подробно описывает: «Сколько себя помню, на нашем добротно сколоченном крылечке скрипела крайняя ко входу поперечно приколоченная половичка…». Но – рассказчик о себе: «Все реже и реже навещал наш старый дом». Здесь его ждут, здесь ему рады. Вот та основа жизни – отчий дом. Здесь все по-старому, все напоминает о детстве: фотография на комоде, стершиеся лица отца, сестер, братьев. Но мать хранит ее, выставив на видное место. Замечание сына о том, что она давно устарела, немного обидело ее.

Всегда ли нам понятно, что дорого сердцу наших родителей? Всегда ли мы к ним добры и справедливы? Понять это герою поможет та самая скрипящая много лет половица, которую он приколотит и этим похвастает матери, на что она ответит: «Зря, сынок, ты это сделал. Сегодня обозналась, а теперь и вовсе не буду отличать твои шаги. Пусть бы скрипела…». Рассказчик  «смотрит на себя», чувствует «искушение  взять отцовские клещи и выдернуть вколоченные, злополучные гвозди – пусть бы скрипела старая половица».  Замысел автора определяется его позицией: только тогда жизнь продолжается, если  живет в человеке память о родном доме. Нравственные начала, заложенные в семье, навсегда дают право человеку идти по жизни с высоко поднятой головой, именно здесь вырастает активность человека как гражданина.

Изучение литературного краеведения, краезнания открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, способствует становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  РЕСУРСОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.П.Детков «Три повести о любви» Курск, Крона, 1992г. вступительная статья И.Баскевича.
  2. В.П.Детков «Зерна истины» Курск, Крона, 2007г.
  3. Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьева и Е.Носова.//Изд-во КГПУ, 1999.- 2-74
  4. Издательский дом «Славянка» Толока  - № 57, 2007г.
  5. Толока // № 32-2000г. статья о П.Г.Сальникове
  6. «Краеведение в урочное и внеурочное время»  Сборник статей учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска, изд-во ГМЦ, 2006г.
  7. http://go.mail.ru/redirvia Российское движение школьников - волонтерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности

В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить...

Методика применения игровых педагогических технологий в процессе познавательной активности обучающихся

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала не смог достичь и игровой цели. Выбор игровых методов определяется тем, что процесс обучения должен стать эмоциональным, д...

Педагогический опыт "Инновационная деятельность педагога и обучающихся во время выполнения проектов с использованием информационных технологий на занятиях журналистикой"

Сущность представленного педагогического опыта – в описании системы работы по использованию на занятиях журналистикой активного метода проектного обучения, как  наиболее оригинального и эфф...

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»...