Статья по дипломному исследованию "Развитие творческой одаренности посредством нетрадиционных техник изодеятельности"
статья на тему

Ключевые слова: творческие способности, творческая одаренность, творческий потенциал, оригинальность и креативность мышления, дети старшего дошкольного возраста, развитие творческой одаренности, процесс творчества, изодеятельность, нетрадиционные техники изодеятельности.

Аннотация: на сегодняшний день, проблема развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка - одна из актуальных задач государства, общества и дошкольных образовательных организаций РФ. Уточнено понятие «творческая одарённость детей», которое рассматривается как совокупность творческого потенциала и оригинальности мышления, раскрывающихся в процессе постановки и нахождения нестандартных решений проблемных ситуаций. Проанализированы различные подходы современной психолого-педагогической литературы к пониманию сущности творческой одарённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дипломное исследование31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Устьянцева Людмила Даниловна,

преподаватель педагогических дисциплин,

кандидат педагогических наук, доцент,

kamlusi@mail.ru

Николаева Татьяна Михайловна,

студент 4 курса, заочного отделения

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

81_13@mail.ru

Ключевые слова: творческие способности, творческая одаренность, творческий потенциал, оригинальность и креативность мышления, дети старшего дошкольного возраста, развитие творческой одаренности, процесс творчества, изодеятельность, нетрадиционные техники изодеятельности.

Аннотация: на сегодняшний день, проблема развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка - одна из актуальных задач государства, общества и дошкольных образовательных организаций РФ. Уточнено понятие «творческая одарённость детей», которое рассматривается как совокупность творческого потенциала и оригинальности мышления, раскрывающихся в процессе постановки и нахождения нестандартных решений проблемных ситуаций. Проанализированы различные подходы современной психолого-педагогической литературы к пониманию сущности творческой одарённости.

Сущность основных понятий по вопросу развития

творческой одарённости детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческой одарённости у детей  сложный и длительный процесс, где дети получают первые впечатления и личностный опыт от приобщения к искусству, овладевают разными способами изодеятельности, в том числе и нетрадиционными.

Вступление ребенка во взрослую жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому, для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, обнаружению проблем, оригинальности их решения и саморегуляции учебного процесса, образному представлению и воображению, самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному, поиску несоответствий и противоречий, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться.

Сегодня, на современном этапе развития дошкольного образования, в связи с внедрением ФГОС ДО, актуальными вопросами дошкольного периода являются всестороннее развитие личности ребёнка, создание благоприятных условий для раскрытия способностей, готовность ребенка к школьному обучению.

Крайне важно то, что проблема развития творческих способностей и творческого потенциала в дошкольном образовании, приобрела государственное значение в связи с появлением принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов, которые наиболее ярко проявляются у одарённых детей.

В основе многочисленных публикаций о развитии творчества лежит концепция, разработанная ведущими педагогами, связанная с разработками психологических принципов творческого развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин).

В свою очередь, наши отечественные педагоги (А.М. Матюшкин, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская и др.), посвятили свои работы изучению принципов проблемного, развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Влияние действия специфики возраста на способы развития одарённости детей в своих работах рассмотрели Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев; психологические теории развития творческих способностей изучали Д.Б. Богоявленская, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, и др.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского, Б.М. Теплова сформулированы концептуальные идеи о специфике изобразительной деятельности дошкольников.

Несмотря на проведённые исследования, на основании которых современная педагогическая практика теоретически обосновывает сущность и значение развития творческой одарённости у детей старшего дошкольного возраста, принципы сознательности и активности, системности, последовательности и наглядности, учета возрастных и индивидуальных творческих способностей ребенка, остаётся проблема развития творческой одарённости детей в ДОО, в виду не достаточного использования возможностей нетрадиционных техник изодеятельности как средства развития творческой одарённости старших дошкольников.

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в ДОО, есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник. Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.А. Мелик-Пашаев предполагают использование разнообразных нетрадиционных техник изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста как вариант пути выхода из данной сложившейся ситуации.

На данный момент, реальная ситуация такова, что точки зрения на средства и условия развития творческих способностей стремительно меняются, происходит смена потребностей детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим изменяются и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой  личности.

Важно то, что в образовательном процессе ДОО нетрадиционные техники используются недостаточно в силу ограниченности изобразительных материалов. Недостаточная осведомлённость педагогов выражается в недостаточной подготовке к занятиям и дополнительной работе по развитию творческих способностей в изодеятельности. Традиционно, подготовка сводится к ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями или готовыми конспектами, тем ни менее воспитателю необходимо творчески подходить к подготовке используемых материалов и выбору изобразительных техник, которые будут в большей степени соответствовать возрастным особенностям детей и задачами полного раскрытия образа и замысла изображения. Кроме того, недостаточность знаний педагогов по вопросу использования нетрадиционных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста, как следствие и недостаточность овладения нетрадиционными техниками педагогами. А современные пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений не содержат в себе подробной информации о возможностях использования разнообразных техник изобразительного творчества в работе с дошкольниками, именно это обстоятельство является причиной невысокого уровня квалификации педагогов в данном вопросе.

Под творческой одарённостью детей понимают способность ребёнка изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи, находить новые решения, получать оригинальные результаты (отличаться изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения).

В связи с чем, можно выделить как качественный, так и количественный аспекты творческих способностей в изодеятельности:

  • Качественные характеристики выражают специфику психических возможностей ребёнка и особенности их проявления.
  • Количественные характеристики позволяют описать степень их выраженности (уровень творческой одарённости).

Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, выделяли, что «одарённость есть нечто большее, чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент». Но данный подход не был проработан концептуально и не обеспечен методически.

Таким образом, крайне важно отметить, что развитие творческих способностей, таких как творческий потенциал (креативность) и оригинальность мышления, раскрывающихся в процессе постановки и нахождения нестандартных решений проблемных ситуаций, в совокупности, формируют творческую одарённость старших дошкольников, a использование в продуктивной изобразительной деятельности, как традиционных, так и нетрадиционных приёмов изодеятельности, стимулирует творческую активность, мышление, воображение и «погружает» ребенка в атмосферу творчества, как оптимального способа развития творческой одарённости детей старшего дошкольного возраста.

Одарённость ребенка складывается из таких составляющих, в числе которых есть и генетическая база, и социальные аспекты. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли и др.) одарённость определяется как «врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства».

Б.М. Теплов характеризует одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех, а возможность достижения этого успеха в определенной деятельности. Не стоит забывать, что кроме наличия способностей, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками.

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, способностью воплощать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего их творческих наклонностей.

Ввиду вышесказанного, можно определить, что дети рождаются с разным уровнем умственных способностей. Эти различия видны уже в дошкольном возрасте, что должно качественно влиять на построение образовательной деятельности с учётом ФГОС ДО и личностно-ориентированного подхода, поэтому развитие одарённости детей в ДОО является одной их приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития.

Однако главная трудность заключается в понимании проявления творческой одарённости – это, прежде всего, переплетение в ребёнке возрастных и собственно индивидуальных свойств.

Согласно концепции А.М. Матюшкина познавательная мотивация выступает как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей к обнаружению и постановке вопросов и проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению. По мере творческого развития одарённого ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон. С этого этапа основным структурным компонентом одарённости ребенка становится проблемность, выражаясь в поиске несоответствий и противоречий. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов, где оригинальность составляет непременный структурный элемент одарённости и выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез.

Таким образом, можно сделать вывод, что в психолого-педагогических исследованиях период дошкольного детства даёт большие перспективы для развития творческой одарённости детей. И от того, как успешно были реализованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Список литерaтуры

  1. Афанасьева В. Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одаренный ребенок. 2010. № 6. – 50-55 с.
  2. Богоявленская Д. Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации / Д. Б. Богоявленская // Almamatter. 2010. № 7. – 40-45 с.
  3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 342 с.
  4. Губина М. Личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми / М. Губина // Учитель. 2010. № 6. – 64-67 с.
  5. Доровской А. И. В классе – одаренные дети: как с ними работать /А. И. Дубовской // Народное образование. 2010. № 5. – 202-211 с.
  6. Емельянова И. Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста: автор.дис. … д-ра пед. наук. – Челябинск, 2012. – 42 с.
  7. Зеленина Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? / Е. Б. Зеленина // Народное образование. 2010. № 8. – 201-206 с.
  8. Коробова В. Я. Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 125-126.
  9. Коротаева Е. В. К вопросу создания эмоционально-развивающей среды в ДОУ / Е. В. Коротаева // Сборник матеиалов международной научно-практической конференции «Мир детства и образования». – Магнитогорск, 2017. – 80 с.
  10. Куприна Н. Г. Теория и практика работы с одаренными детьми: полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста: Монография / Институт развития образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2012. –175 с.
  11. Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч. 2009. № 8. – 45-51 с.
  12. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И. А. Лыкова. – М., 2006.
  13. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности / А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1989. – 116 с.
  14. Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. № 4.
  15. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография / под ред. Л. В. Трубайчук. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2015. – 188 с.
  16. Технологии развития художественной одаренности детей: учебно-методическое пособие / составитель Н. Г. Куприна. / Институт развития образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2012. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и воображения посредствам нетрадиционных техник рисования.

Статья  рассказывает  о  нетрадиционных  техниках  рисования,  которые    можно  использовать  на  занятиях  изобразительным  иску...

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования...

Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования

В данном материале автор показывает как  и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному  искусству....

Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №2

Данный материал является продолжением  основного материала "Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования"...