Главные вкладки

    Проект по профориентации старшеклассников «Югра, встречай профессионалов!»
    проект (9 класс) по теме

    Абрамова Светлана Николаевна

    Проект по профориентации старшеклассников «Югра, встречай профессионалов!» реализуется во время весенних каникул 2014 – 2015 учебного года в условиях МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ». Проект предполагает включение подростков и молодежь в социально-значимую деятельность, участие в которой поможет сформировать представления о собственных возможностях, склонностях и интересах, о современном рынке труда и учебных заведениях ХМАО, а так же  выстроить свой профессионально-жизненный путь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_yugra_vstrechay_professionalov.doc135 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

     Проект по профориентации старшеклассников  

    «Югра, встречай профессионалов!»

    Нижневартовск 2014

    Содержание

    1.  Информационная карта программы                                        стр.   3

    2.  Пояснительная записка                                                     стр.   5

    3.  Концептуальные основы                                                     стр.   8

    4.  Цели и задачи программы, предполагаемые результаты      стр.   11                                                    

    5.  Содержание программы                                                        стр.   12

    6.  Механизм реализации программы                                       стр.   25

    7.  Условия реализации программы                                                   стр.   26

    8.  Мониторинг результатов                                                     стр.   30

    9.  Перспективы развития программы                                     стр.   30

    10. Список литературы                                                                     стр.   31

    11. Приложения                                                                              стр.  33                 

    Информационная карта проекта

    Полное название проекта

    Проект по профориентации старшеклассников «Югра, встречай профессионалов!»

    Юридический адрес организации-заявителя

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества», расчетный счет – 40204810500000100004, БИК 047169742, ЗАО НГБ «Ермак». ИНН/ПП 8603006462/860301001.

    626609 улица Ленина, дом 9а, г. Нижневартовск, Тюменская область, Ханты-Мансийский А.О. - Югра, Россия. Телефон/факс: факс: 67-24-80, Электронная почта: СDTNV@yandex.ru Сайт  http://86cdt-nv.edusite.ru/

    Руководитель программы

    Тарасова Наталия Петровна, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества».

    Авторский коллектив

    Абрамова Светлана Николаевна, методист социально-психологической службы, педагог дополнительного образования ЦДТ;

    Краткое содержание проекта

    Проект по профориентации старшеклассников «Югра, встречай профессионалов!» реализуется во время весенних каникул 2014 – 2015 учебного года в условиях МОУДО «ЦДТ». Проект предполагает включение подростков и молодежь в социально-значимую деятельность, участие в которой поможет сформировать представления о собственных возможностях, склонностях и интересах, о современном рынке труда и учебных заведениях ХМАО, а так же  выстроить свой профессионально-жизненный путь.

    Форма и место проведения

    Семинар-практикум

    Срок реализации программы

    Весенние каникулы 2015 года.

    География участников проекта

    Тюменская область ХМАО-Югра, город Нижневартовск

    Общее количество участников

    40 человек (учащиеся 9-11 классов школ города Нижневартовска)

    Отзыв  

    Исачкина Л.В. заместитель  директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский центр занятости населения»

    Пояснительная записка.

    Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять старшеклассникам. Существует ряд психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрение, любовь и независимость. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии. Практика показывает, что большая часть молодежи плохо ориентирована и в современном рынке труда, и в своих профессиональных предпочтениях и возможностях. Выпускники школ имеют более чем скромное представление о мире профессий, особенностях современного рынка труда округа, его потребностях и перспективах.

      В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: так по данным Центра занятости населения города Нижневартовска каждый шестой безработный - выпускник профессионального учебного заведения: 36 % выпускников ВУЗов и  54,5 % выпускников средних специальных заведений реально работают не по той специальности, по которой получили образование.

     Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования  мотивации и систематической работы по профориентации. Такая работа проводится как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в системе дополнительного образования, где  большое  значение уделяется профориентационной работе с  обучающимися разных возрастных категорий.  

    Первый опыт профориентационной деятельности получен при реализации  программ и проектов Центра детского творчества в каникулярный период (программа межклубного взаимодействия «СМАИЛ», программа деятельности летнего лагеря труда и отдых «Панама», проекте занятости подростков в каникулярный период «Городская школа лидеров» и др.).

       Актуальность и востребованность в разработке системы профориентационной деятельности подтверждена данными полученными в результате мониторинга  образовательного учреждения.

    Так в 2008 году педагогами-психологами разработана  программа «Профориентация в дополнительном образовании». Программа предполагает профориентационное сопровождение обучающихся и воспитанников ЦДТ разных возрастных категорий от 7 до 18 лет (учащиеся 1-11 классов).  Программа стала результатом обобщения опыта по профориентационной деятельности. Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационного сопровождения детей и подростков всех возрастных категорий.  Особенностью системы является комплексный подход,  включающий в себя основные слагаемые успешного профессионального самоопределения, такие как самопознание, изучение профессиональных учебных заведений и рынка труда ХМАО, психологическая подготовка к ЕГЭ, расширение представлений о содержании труда.

    Проект по профориентации старшеклассников «Югра, встречай профессионалов!» разработан на основе опыта работы в данном направлении и предназначен  для реализации в весенние каникулы, когда вопрос о профессиональном самоопределении и подготовке к ЕГЭ стоит особенно остро. Разработчики проекта учли ситуацию связанную с эпидемиологической обстановкой и большим количеством актированных дней, поэтому реализация проекта будет осуществляться во второй половине дня, и выходные дни.

    Основная идея проекта - краткосрочная подготовка выпускников школ города к осознанному выбору профессии.

    В проекте представлены современные  методики определения профессиональных интересов, склонностей и способностей; тренинги и упражнения по актуализации профессионального самоопределения, проектирования своего профессионального будущего, выбора альтернативных сценариев получения профессий. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками, предложены разные варианты проведения профконсультационной работы со старшеклассниками.  В проекте предполагается освещение обзорной характеристики профессий 21 века.

    При реализации проекта специалистами используются информационные, методические и статистические данные предоставляемые Центром занятости населения города Нижневартовска, в полной мере отражающие ситуацию на рынке труда и округа в целом, востребованность профессий на рынке труда и возможность получения образования на территории ХМАО.  

    Цель: сформировать у участников проекта комплексное представление о построении индивидуального профессионального пути, с учетом потребностей рынка труда ХМАО.

    Задачи:

    1. Сформировать умения выбирать профессию в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда.
    2. Расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, учебных и рабочих местах ХМАО, способах поиска работы и трудоустройства.
    3. Сформировать умение планировать свой профессиональный жизненный путь.

    Механизм реализации проекта

    Наименование этапа, задачи

    Средства реализации

    Ожидаемые результаты

    Аналитический этап

    -анализ опыта работы по профориентационному сопровождению;

    -определение проблемы;

    -анализ ресурсов;

    -разработка проекта «Югра, встречай профессионалов!».

    - анализ эффективности применения профориентационных технологий в сопровождении программ и проектов социально-педагогической направленности.

    -проведение социологических опросов, анкетирование;

    -анализ соответствия исходного состояния ресурсов с необходимыми для реализации проекта.

    -определены основные направления, спланирована работа,

    -разработан проект по профориентационной подготовке старшеклассников

    Прогностический этап

    -сформировать нормативно-правовую, методическую базу;

    -утвердить проект на программно-методической комиссии;

    -внешнее рецензирование проекта.

    - разработка нормативно-правовой базы регламентирующей реализацию проекта в образовательном учреждении;

    - предоставление проекта на ПМК, внешнее рецензирование.

    -материально-техническое оснащение;

    - сформирована нормативно-правовая, методическая база.

    -получена внешняя рецензия, отзыв.

    Подготовительный этап (август, сентябрь)

    -организовать рекламную компанию по мотивированию подростков и молодежь на участие в деятельности проекта;

    -сформировать состав участников проекта.

    -поиск дополнительных средств на реализацию проекта.

    -выпуск, распространение рекламной продукции;

    -сбор заявлений от родителей, медицинских справок о здоровье ребенка;

    - участие в  городском конкурсе программ и проектов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период  «Детский отдых 2010».

    -сформирован количественный состав участников проекта из числа обучающихся ЦДТ

    -получение грантовой поддержки.

    Практический этап  

    Создать условия для удовлетворения интересов подростков и молодежи, развития  и реализация личностных ожиданий от участия в проекте.

    -создать условия для реализации проекта;

    -проведение исследовательской деятельности;

    -осветить

    деятельность по проекту в СМИ;

    - сформировать методический фонд «Из опыта работы»

    -организация социально значимых дел, мероприятий профориентационной направленности;

    - реализация проекта;
    - проведение социологических опросов, анкетирований;

    - выпуск методической продукции «Из опыта работы»;

    -оформление текущей и системной документации.

    -подростки и молодежь приобрели опыт  профориентационной деятельности, получили новые знания и позитивный опыт социального взаимодействия;

    -деятельность по проекту и результаты исследовательской деятельности освещены  в СМИ;

    -сформирован методический фонд «Из опыта работы»;

       

    Заключительный этап

    -анализ эффективности реализации проекта;

    -подготовка отчетной документации, финансовый отчет;

    -обобщение опыта работы.

    -проведение социологического исследования (анкетирования);

    -проведение комплексного анализа реализации проекта;

    -составлен комплексный анализ реализации проекта;

    -подготовлены отчетная  документация, финансовый отчет;

    -Обобщен опыт работы.

            Ожидаемые результаты и критерии их оценки

    Цель: сформировать у участников проекта комплексное представление о построении индивидуального профессионально-жизненного  пути, с учетом потребностей рынка труда ХМАО.

    Предполагаемые результаты

    Критерии  оценки результатов

    1. Расширить представления о собственных интересах, возможностях, способностях, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда.

    • Сформировано представление о собственных возможностях, способностях интересах, о том, что такое профориентация (его основные аспекты и компоненты).
    • Сформирована мотивация на познание и применение  информации связанной с рынком труда;
    • Проведено профдиагностическое обследование с помощью соответствующей тестовой батареи и уточнение первичного выбора профессии на основе объективной информации.
    • Освоены приемы саморегуляции и активизации при прохождении единого государственного экзамена.
    • Снижение риска неправильного выбора профессии, связанного с неполным представлением о собственных возможностях и интересах (Тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента»; методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка»; методика Т. Элерса «Мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач»; тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций»; личностный опросник Г.Айзенка)
    • Изменение пассивной позиции в отношении собственного профессионального будущего на более активное, социально значимое (Методика А.П. Чернявская «Готовность к выбору профессии»)
    1. Расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, учебных и рабочих местах ХМАО, способах поиска работы и трудоустройства.

    • Сформировано представление о функционировании рынка труда, учебных и рабочих местах ХМАО;
    • Отработаны механизмы поиска работы, с использованием современных информационных технологий;
    • Максимальное пользование ресурсами города в сфере получения профессионального образования.

    • Встреча со специалистом Центра занятости населения, представителями ВУЗов и СУЗов города.
    • Получен опыт составления резюме, самостоятельного поиска информации (оформление резюме);
    •  Получены знания об официальных сайтах размещения вакантных рабочих мест и поиска работы на территории ХМАО.
    1. Сформировать умение планировать свой профессиональный жизненный путь.

    • Сформировано понятие «профессиональный жизненный путь», осмысленны его составляющие;
    • Расширено представление «план карьеры» (включая планы получения профессии, поиска и трудоустройства) и, в целом, спланировать свой профессиональный жизненный путь.

    • Получен навык социального проектирования, составления индивидуального образовательного маршрута в области профориентации;
    • Предоставление в итоге реализации проекта индивидуального профессионального маршрута с фиксированными начальными и итоговыми данными (итоговое оформление «Профессионального компаса выпускника»).

    Содержание деятельности по реализации проекта по профориентации старшеклассников «Югра, встречай профессионалов!»

    Проект реализуется на базе Центра детского творчества (Ленина, 9а) в период весенних каникул.

    Основные направления деятельности проекта:

    • Организационная;
    • Образовательная деятельность;
    • Исследовательская;
    • Личностное развитие, самосовершенствование.

    Деятельность участников проекта реализуется в течение пяти тематических дней:

    1 день «Самопознание» - расширение представления о собственных интересах, склонностях и возможностях и их реализации в мире профессий.

    2 день «Профессиональное образование в Югре. Современный рынок труда ХМАО» - получение информации о профессиональном образовании в ХМАО, условиях поступления и обучения. Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Что нужно знать о возможностях получения образования в Ханты-Мансийском автономном округе.

    3 день «Готовимся к ЕГЭ» - повышение сопротивляемости в результате: ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; возрастание уверенности в себе, своих силах; развитие навыков самоконтроля, с порой на внутренние резервы. Особенности питания при подготовке к ЕГЭ. Одежда и комфорт при прохождении экзамена.

    4 день «День профессионала» - встреча с молодыми профессионалами разных направлений деятельности (получение интересующей информации о содержании деятельности, о возможности трудоустройства, о перспективах карьерного роста);  деловая игра с элементами тренинга  «Свой бизнес? Да, это возможно!» (цель игры: знакомство с новыми профессиями на рынке труда; развитие навыков целеполагания и планирования; формирование информационного пространства; формирование умения работать в команде).

    5  день «Мой жизненный выбор» - подготовка и  защита индивидуального проекта, по готовности к профессиональному выбору в соответствии с личными особенностями, предпочтениями.

    Примерное тематическое планирование  работы  в профильные дни

    1 день «Самопознание»

    № п/п

    Мероприятие

    Теория

    Практика

    1.

    Игры на знакомство, сплочение коллектива.

    1

    2.

    Беседа об условиях самоопределения;

    Тестирование:  Тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента»; методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка»; методика Т. Элерса «Мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач»; тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций»; личностный опросник Г.Айзенка).

    Игра с элементами тренинга «Я глазами других»

    1

    1

    3.

    Ролевая игра «Профконсультация». Тестирование (методика А.П. Чернявская «Готовность к выбору профессии»).

    1

    2 день «Профессиональное образование в Югре. Современный рынок труда ХМАО»

    № п/п

    Мероприятие

    Теория

    Практика

    1.

    Игра – практикум «Куда пойти учиться?»

    1

    2.

    Встреча и беседа со специалистом центра занятости

    1

    3.

    Деловая игра «Моя будущая профессия»

    1

    4.

    Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

    1

    3 день «Готовимся к ЕГЭ»

    № п/п

    Мероприятие

    Теория

    Практика

    1.

    Дискуссия «Мифология ЕГЭ»

    1

    2.

    Практическое занятие с элементами тренинга «Готовимся к ЕГЭ»

    2

    3.

    Развлекательный конкурс «200 лет тому назад. Профессии, которые забыты!»

    1

    4 день «День профессионала»

    № п/п

    Мероприятие

    Теория

    Практика

    1.

    Беседа «Профессия – это определенный образ жизни»

    1

    2.

    Встреча  со студентами ВУЗов и  молодыми профессионалами разных направлений деятельности

    1,5

    3.

    Деловая  игра с элементами тренинга  «Свой бизнес? Да, это возможно!»

    1,5

    5  день «Мой жизненный выбор»

    № п/п

    Мероприятие

    Теория

    Практика

    1.

    Ролевая игра «Примите меня на работу»

    1

    2.

    Подготовка  и  защита  индивидуальных проектов «Мой профессионально-жизненный путь»

    2

    3.

    Вручение сертификатов участников проекта «Югра, встречай профессионалов!»

    1

    Кадровое обеспечение

            Процесс реализации проекта обеспечивается участием основного кадрового состава с определенными должностными обязанностями, и высоким уровнем профессиональной подготовки.

    В результате проведенного анализа кадрового обеспечения и с целью достижения высокого уровня реализации практической части проекта, своевременного обеспечения новинками методической литературы, возникла необходимость в привлечении специалистов соответственно направлениям деятельности по проекту:

    № п/п

    Специалисты

    Функциональные обязанности

    1.

    Руководитель проекта

    • Формирование нормативно-правовой базы;
    • Организация учебно-воспитательного процесса;
    • Осуществление контроля реализации программы;
    • Мониторинг достижений в образовательной области.

    2.

    Педагоги-психологи

    • Реализация программы  профориентационной работы:
    • Отслеживание результатов, промежуточный и итоговый анализ;
    • Организация работы с обучающимися;
    • Организация работы с педагогами ЦДТ;
    • Осуществление образовательной деятельности по программе.

    3.

    Профконсультант

    Центра занятости населения

    • предоставление информации по изменениям требований и запросов городского рынка труда;
    • помощь в организации и проведении профориентационных мероприятий (акции, семинары и т.д.)
    • своевременное обеспечение информационно-методической литературой;
    • своевременное информирование о городских мероприятиях по направлению деятельности.

    Список литературы для педагогов

    1. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль // СПб, 2005, 96 с.

    2.  Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда //СПб, 2002, 364 с.

    3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии //СПб, 2006, 688 с.

    4. Гурова Е.В.,Голерова О.А. Профориентационная работа в школе  (методическое пособие)// М., 2007, 95 с.

    5. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред. Г.С.Никифорова // СПб, 2007, 950 с.

    6. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе «Моя будущая профессия» //Р-на-Дону, 2007, 314 с.

    7. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во Псковского обл. института, 2000, 280с.

    8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 460 с.

    9. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога //Р-на-Дону, 2008, 636 с.

    10. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология //М., 2006, 192 с.

    11. Кирсанова С.Г. Современные подходы к классификации рабочей силы // Российский экон. журнал, 1995, 3 11, с. 15-22.

    12. Клищевская М.В. К проблеме профессионального развития // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. № 4, с.3-12.

    13. Козловский О.В. Выбор профессии //Р-на-Дону, 2006, 800 с.

    14. Кочеткова Г.В. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Зерцано, 1999. 320 с.

    15. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: прогресс,1999, 350 с.

    16. Машков В.Н. Психология управления. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000, 208 с.

    17. Мескон м., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998, 80 с.

    18. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М.: Тривола, 1999, 280 с.

    19. Ньюстром Дж.В., Девис К. Организационное поведение / перевод с английского под ред. Кантуревского Ю.Н., СПб.: Питер, 2000, 380 с.

    20. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Р на/Дону: «Феникс», 2004, 224 с.

    21. Профориентация: Учебное пособие для студ. ВУЗов //Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.,  2008.-496 с.

    22. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Н.А.Литвинцева. М.: Изд-во журнала «Управление персоналом», 1999, 400 с.

    23. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана – СПб.: «Прайм-Евро-Знак», 2005, - 416 с.

    24. Родина О.Н., Прудков П.Н., «Предпосылки успеха в труде», вестник. моск. ун-та, сер. 14, Психология, № 11, 2000.

    25. Романова Е.С. 99 популярных профессий //Питер, 2008, 464 с.

    26. Роу Э. «Теория профессиональных интересов». Htth: // ph. Pglu. Ru / index.php? mоdulе = subjects S func = printpage S pageid.

    27. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам //М., 2006, 240 с.

    28. Самигин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на Дону: «Феникс», 1997, 490с.

    29.  Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: «Питер», 2000, 416 с.

    30. Справочник заместителя школы по воспитательной работе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2005-160с.

    31.  Управление персоналом / под ред. Вазарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М.: Юнити, 1998, 500с.

    32.  Хьюсман Р., Хэтвилд Д., Фактор справедливости или «И это после всего, что я для тебя сделал…». М.: Знание, 1998, 180 с.

    33. Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников // Волгоград, 2007, 120 с.

    34. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников //СПб, 2007, 208 с.

    35.  Шумакова Н.Б. «Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей», Вопросы жизни, № 2, 2004.

    Список литературы для обучающихся

    1. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль // СПб, 2005, 96 с.
    2. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда //СПб, 2002, 364 с.

    3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология //М., 2006, 192 с.

    4. Козловский О.В. Выбор профессии //Р-на-Дону, 2006, 800 с.

    5. Романова Е.С. 99 популярных профессий //Питер, 2008, 464 с

    6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам //М., 2006, 240 с.

    7. Черникова Т.В.  Профориентация старшеклассников // Волгоград, 2007, 120 с.

    8. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников //СПб, 2007, 208 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление` Метод проектов в профориентации`

    Выступление` Метод проектов в профориентации`...

    Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

    материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

    Социальный проект по профориентации "Твой выбор"

    Аннотация.Проект «Твой выбор»  направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение  эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях  ,  на помощь мо...

    Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

    Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...

    Проект по профориентации Осознанный выбор

    содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....

    Проект по профориентации Осознанный выбор

    содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....

    Проект по профориентации подростков

    Проблема, которую может решить проектВ настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией многие подростки проводят летние каникулы в городе. Школы закрыты, спортивные и внешкольные центры...