Главные вкладки

    Доклад на тему: «Диагностика навыка чтения у детей с задержкой психического развития»
    статья на тему

    Журавлева Оксана Сергеевна

    Доклад на тему:

    «Диагностика навыка чтения у детей с задержкой психического развития»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_diagnostika_navykov_chteniya.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Глуховская школа-интернат № 2»

    Доклад на тему:

    «Диагностика навыка чтения у детей с задержкой психического развития»

    (выступление на педагогическом совете)

    Подготовила: учитель русского языка и литературы

    Журавлева О. С.

    2015 год

    «Одна из основных задач уроков чтения – формирование  прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения».

    Своеобразие чтения  состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением, так как «дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма».

    Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы для них становятся скучными?

    Существует ряд причин:

    1. Физиологический фактор.

    2. Сниженная учебная мотивация детей с ЗПР.

    3. Общий   спад интереса к чтению.

    4. Обилие источников информации помимо чтения и  т.д.

    5. Бедность познавательных интересов у школьников с                         ЗПР.

    6. Отсутствие понимания со стороны родителей цели совершенствования навыка чтения у учеников.

    Актуальность совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:

    1. Чтение - один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам.

    2. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников.

    Известно, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки в развитии памяти и внимания. Это в свою очередь влечет к несовершенству навыка чтения у таких детей.

    Свою работу по повышению уровня сформированности навыка чтения в 5 классе я начала с диагностики (см. слайд):

    1. Определения среднего уровня скорости чтения.
    2. Определения качества чтения.
    3. Определения читательского кругозора учащихся.

    Методики, которые использовались мною для диагностики навыка чтения:

    наблюдения за особенностями внимания и памяти учащихся;

    замеры (для определения среднего уровня скорости и качества чтения);

    анкета (для определения читательского кругозора).

    Анализируя работу учащихся на уроках русского языка и литературы, пришла к выводу, что:

    Для большинства учащихся характерно ослабленное внимание. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. А также  наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

    Проводя замер по определению скорости и качества чтения, опиралась на  четыре основных аспекта: (М. И. Оморокова, В. Г. Горецкий, Н. А. Щербакова):

    1. Правильность – чтение без искажений;
    2. Сознательность – дети понимают фактическое содержание текста, его идею, роль художественных средств. Основывается на том, что дети овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает быстро.
    3. Беглость – характеризуется определенным количеством слов, произносимым в минуту. От беглости зависят другие качества чтения.
    4. Выразительность – формируется в процессе анализа произведения.

    Замеры в этом классе проводились в 2 этапа: в начале и в конце учебного года.

    На начало учебного года среднее значение скорости чтения в этом классе составляло 85% от нормы. На конец учебного года показатели увеличились в среднем на 4% процента.

    На диаграмме это выглядит так:

    В результате замера обнаружены следующие недостатки   качества чтения:

    - прочитывание слов с ошибками;

    - правильно прочитывают начало слов, а конец читается с искажением;

    - пропуск букв;

    - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

    - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

    Для того чтобы определить количество прочитанной литературы за летний период, учащимся было предложено заполнить таблицу.

    Автор произведения

    Название

    Главные

    герои

    Впечатление о прочитанном

    Также ученикам было предложено заполнить анкету на определение читательского кругозора.

    1. Сколько тебе лет?

    2. Укажи свой пол?

    3. Нравится ли тебе читать в свободное время?

    4. Как часто ты посещаешь библиотеку?

    5. Читаешь ли ты каждый день?

    6. Какие книги ты любишь читать?

    • сказки
    • фантастика
    • приключения
    • о любви
    • фэнтэзи

    7. Перечисли названия твоих любимых книг, укажи автора.

    8. Какую книгу из перечисленных ты посоветовал бы друзьям?

    9. Ты читаешь:

    • ради удовольствия
    • задали в школе
    • по рекомендации

    10. Кто или что влияет на твой выбор книги?

    • посоветовал друг
    • рекомендовали родители
    • понравился фильм
    • подсказал библиотекарь

    11. Сколько книг ты прочитал за последний месяц?

    12. На какого литературного героя ты хочешь быть похож?

    13. Каким ты хочешь быть?

    • успешным
    • эрудированным
    • добрым
    • богатым смелым
    • умным
    • предприимчивым
    • настойчивым

    Результаты анкетирования показали невысокий читательский кругозор у учащихся всего класса. Опрос детей о прочитанных летом книгах показал, что в каникулы менее половины детей (46%) читали художественную литературу, 27 % не читали, а еще 27% ответили: «Не помню».

    В результате проделанной работы выявлен ряд следующих проблем:

    1. Не достаточно сформированная устойчивость внимания учащихся.

    2. Проблемы в развитии памяти.

    3.Недостаточная сформированность навыка чтения учащихся.

    Одним из вариантов повышения качества обучения чтению является целенаправленное управление формированием навыка чтения.

    Для совершенствования навыка чтения учащихся в рамках уроков литературы и русского языка стараюсь использовать некоторые приемы:

    1. Прием «жужжащего» чтения.
    2. Приемы развития оперативной памяти (зрительный диктант).
    3. Чтение в темпе скороговорки (направлено на четкое проговаривание окончаний слов).
    4.  Упражнения на увеличение скорости чтения учащихся (чтение незнакомого текста в повышенном темпе).
    5. Чтение по ролям.
    6. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
    7. Составить вопросы к тексту.
    8. Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
    9. Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

    В отработке техники чтения  нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа обязательно даст плоды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.

    Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....

    Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

    Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

    Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

    В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

    Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей с задержкой психического развития на уроках математики

    В статье отражены методические приёмы формирования рефлексивных действий у детей с задержкой психического развития на уроках математики...

    Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток

    Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск  Статья написана на основе исследовательской...

    Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»

    —  Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и ...