Исследовательская деятельность
методическая разработка (10 класс)

Кужугет Рада Кертик-ооловна

НПК "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                             

Введение

Традиции и обычаи тувинского народа сложились на основе трудового и жизненного опыта и связаны с его хозяйственно- культурным укладом, морально- этическими нормами и повседневной жизнью.[УЗ: 52]

А повседневная жизнь тувинцев была тесно связана с природой, т.к. они занимались в основном скотоводством и охотой. Эти виды деятельности очень зависит от природных условий и явлений. Ритм жизни тувинца – скотовода сочетался с ритмом природы. Человек ощущал себя частью природы. Поэтому традиционными тувинскими обрядами были обряды освящения объектов окружающей природы. Совершая обряды освящения мест, наши предки как бы они делали их своими, подтверждая свою причастность к ним. Традиции и обряды тувинцев изучены и опубликованы в книгах М.Б.Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинского народа», А.К.Кужугет «Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев» и т.д.

Свою причастность к природе, поклонение природе тувинцы выражали еще и в фольклоре. Каким образом тувинцы выражали свое отношение к природе через фольклор? Этот вопрос не рассмотрен конкретно. И мы решили, что эта тема актуальна  и выбрали для исследования тему: «Отношение тувинцев к природе, выраженное в фольклоре».

Цель: определить,  как выражено отношение тувинцев к природе в их фольклоре.

Для того чтобы достичь цели, решили следующие задачи:

  1. Собрать материалы фольклора;
  2. Связывать их с экологическим  сознанием тувинцев;
  3. Классифицировать и анализировать собранный материал;
  4. Составить текст.

Методологическими основами нашей работы являются следующие работы: Курбатский Г.Н. «Тувинцы в своем фольклоре», Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная культура тувинцев».

И нами использованы следующие методы: сбор материала, анализ, классификация, составление текста.

На практике нашу работу можно использовать на уроках народоведения, в классных часах.  

Глава первая

Тувинцы - часть природы

Из истории  мы знаем, что тувинцы испокон веков были кочевым народом со своеобразной культурой и традициями. Их традиции, обычаи и устное народное творчество передавались из поколения в поколения в устной форме из-за отсутствия письменности. Нас очень заинтересовал мысль этнографа и филолога И.С.Вдовина: «Исследование этноса, этнических отношений, ранних этапов развития общественных отношений, материальной и духовной культуры немыслимо без использования устного народного творчества» [Духовная культура народов Сибири 1980: 3-17] Как и все народы, тувинцы тоже прошли долгий путь в своем развитии. От мифологического сознания до современным научным знаниям, от фольклора к литературе. [Лики тувинской словесности  2001: 3] Все-таки фольклор является богатым источником изучения языка народа, их традиций и обычаев и т.д. Не зря фольклор называют народным духовным богатством. Некоторые ученые напрасно считали тувинцев диким и отсталым народом. Современная наука подтверждает обратное, считая, что кочевая цивилизация это своего рода высоко развитая цивилизация. Образ жизни кочевников изучается разными учеными и поражает своей глубиной и живучестью.

Доказательством того является этот случай, который поразил норвежского ученого К. Фигуэйредо: Один молодой информант на пути от  хурээ, вдруг сел на корточки в стороне от дороги и стал собирать лекарственные травы, после того как он собрал, что хотел, он разбросал несколько зёрен ячменя на место, где трава росла. Он взял что-то и вернул что-то взамен, значит, баланс природы был сохранен. Тот же информант сказал, что тувинцев нельзя отделить от природы.  

Это, видимо, потому, что жизненный уклад, религия тувинцев связана с природой. Ведь тувинец в первую очередь молится духам Неба, Земли, тайги, рек и озер.

Глава 2

2.1. Выражение экологического сознания тувинцев в частушках

В Урянхае и в Монголии, например, кочевой образ жизни, традиционная культура сохранилась в целостности до первой половины XX века. Тоджинские охотники пользовались свистящими стрелами хуннского времени. [Байыр-оол: 215] Их образ жизни определялся, прежде всего, географическими особенностями среды обитания. В Туве развивался скотоводство и охота. Это выражено в песне «Тооруктуг долгай Тандым», которая была  Гимном Республики Тыва. Из этой песни мы узнаем об основных занятиях тувинцев.

Тооруктуг долгай тандым

Долганзымза, тодар-ла мен

Тос-ла чузун малымайны

Азыраза, байыыр-ла мен.

Главным институтом родового строя кочевников является кочевая семья, где в первую очередь формируется нравственное сознание и поведение человека. Главными влиятельными лицами в семье являются мать и отец. [Байыр-оол: 215]  Для тувинцев с образом матери ассоциируется солнце, земля, а с образом отца- небо, поэтому во многих частушках параллельно с образом матери или отца  идет образ малой родины:

Алаш биле Хемчик ышкаш              

Агым суглуг хемнер бар бе?

Авам биле ачам ышкаш

Авыралдыг чуве бар бе?

Ажык баткан Эдегейге

Анайларлыг ошку-ле мен.

Ак-ла баштыг авайымнын

Аян тудар оглу- ла мен.

Тувинские частушки - очень богатый источник исследования экологического сознания, отношения к природе своей Родины.

Замечено, что в частушках гордость за себя или иное состояние  выражается не само по себе, а в тесной связи с родиной, с тем, что он – дитё своей родины. В некоторых случаях называют определенное место: Хонделен, Элегес, Улуг-Хем и т.д., а иногда в общих чертах: чуртумайны, черимейни.

Элик- хүлбүс турлаа болган

Эзим адаа чуртумайны

Эзим адаа чуртумайнын

Эдискизи оол боор мен.

Булуттавас Чадааназы

Булуттай бээр апарган бе:

Мунгаравас чаш-ла чурээм

Мунгарай бээр апарган бе?

В своих частушках тувинцы описывают природу таким образом: коктуг- шыктыг «луговой», эзириктиг «водятся много косуль», донгеликтиг «покрытый кочками», агым суглуг «полноводный».  Есть у тувинцев народные песни, посвященные конкретным местам: «Хандагайты», «Теве-Хая», «Самагалдай», «Бай-ла-Тайгам» и т.д. В них описывается образ тех мест.  

Из этого видно, что тувинцы любили свою малую Родину, восхищались ею и гордились тем, что он является частью ее.

Кроме песен и частушек у тувинцев много речитативов. Они связаны   с религией,  с верой в то, что у всего в природе есть свой хозяин.  

У тувинцев вообще не было привычки рвать цветы, они особо обращались с деревьями. Для различных хозяйственных нужд, естественно, приходилось рубить растущие деревья. Однако перед этим совершались определенные действия: к дереву обращались с объяснением и просьбой, произносили речитатив:

Чок болуп читпес сен                            Насовсем ты не изчезнешь,

Чочагайын унуп кээр.                          вырастут твои хвойные шишки.

Барган хевээр барбас сен                    Уходя, ты не уходишь насовсем

Бай ыяш хевээр унуп кээр.               вырастет прежнее богатое дерево.

А засохшие ветки и деревья, тем более бревна брались без каких-либо наговоров.

Существовали специальные речитативы при переправе через реку.

Дыка сыык дээш, таварбадым

Дажыг дээш, дадагалзавадым.

Ада- огбем изеп каан

Авыралдыг кежиим- дир сен.

Теренин сыыгадып

Шапкынын оожургадып,

ковуруунге хогледип,

чалгыын- биле чайгап кежир, хайыракан.

           Не иду напролом, думая, что очень мелко

Не засомневался,  думая, что течение бурное

Моими предками прторенная,

ты мое спасительное благо.

Глубину свою убавив,

Стремительность свою успокоив,

на мосту своем устроив,

волною своей укачивая,

переправь, хайыракан.

В речитативах тувинцы выражали уважение и бережное отношение к природе.

2.2. Родина и ее природа в тувинских пословицах и поговорках

До недавних времен у тувинцев не было проблемы с охраной окружающей природы, потому что и в мыслях не было об использовании даров природы хищнически. Но, все - таки, у них есть пословицы, где говорится о любви и бережном отношении к природе, родине. Например, такие как:  «кижи чурттуг, куш уялыг» «у человека- Родина, у птицы- гнездо», «оскен чери- торээн ие, оскелернии- сонгу ие» «родная земля- мать, чужая земля- мачеха» [ Волков, 2009: 30]

Есть такая поговорка, если домой спешит, тувинец не заметит, даже если шапка упадет. Это не пустые слова, привязанность тувинца к дому, к малой родине можно объяснить тем, что раньше у них было понятие адазынын чурту «земля отца». Здесь говорится не о конкретном отце, а вообще о предках, о земле предков. Ведь не зря говорят, что кижи чери кидирээштиг, кижи чеми химирелдиг.                                                        Есть у тувинцев много пословиц в виде табу, где прямо говорят не делай то или другое.  «Өлеңге өрт салба, өөруңге өжээн бодава» «не разводи огонь в траве, не желай зла друзьям», «ошкен дээш, от артавас, олген дээш, адыг бажы артавас» «через огонь нельзя перешагнуть, несмотря на то, что он погас», нельзя перешагнуть через голову медведя, не смотря на то, что он мертв».

Из вышесказанного видно, что простой народ, осуждал небрежного отношения к природе, открыто или намеками учил любви и почитанию природе.  

Вывод

Экологическое сознание тувинцев было очень высокое. С давних времен, когда народ был не знаком со словом экология, не было проблем потребительского отношения к природе, тувинцы обожествляли природу, почитали заветы своих предков и любили свою землю.

Все это отражено в фольклоре тувинцев. В эпосе выражена идея защиты родной земли от захватчиков, в песнях и частушках- любовь и восхищение родиной, в речитативах и благословениях- уважение к природе, к хозяевам местности, в пословицах и поговорках- табу  потребительского отношения к природе.

На первый взгляд кажется, что почитание природы тувинцами имеет религиозный характер, но в глубине этого лежит любовь родной земле и уважение, и соблюдение традиций предков.

Думаем, что и в наши дни большая часть тувинцев не могут хладнокровно осквернить святые места, загрязнять воду рек и озер, устроить пожар в лесу.

Отношение человека к природе определяет уровень его духовного богатства. И, только духовно богатый человек способен творить, быть толерантным,  иметь и реализовать свои идеи.

Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества. [Волков, 2009: 45]

Не можем сказать, что наша работа завершена, т.к. здесь нами рассмотрены только народные песни, частушки и пословицы. если анализировать другие жанры фольклора, то можно найти еще интересных фактов. Ведь фольклор – это неиссякаемый источник изучения социального самосознания народа.

Литература.

  1. Байыр-оол М.С . Социология жизни кочевников центра Азии (тезисы) //Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников РОССИИ  и центрально-азиатского региона –Кызыл, 2010.
  2. Волков Г.Н, Салчак К.Б. Шалы А.С. «Этнопедагогика тувинского народа». – Кызыл, 2009.
  3. Курбатский Г.Н. «Тувинцы в своем фольклоре» Кызыл, 2007.
  4. Самдан З.Б. //Лики тувинской словесности – Кызыл, 2001.
  5. Ученые записки. Выпуск XXI. Кызыл, 2007.

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Шекпээр

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Работа на республиканскую научно-практическую конференцию

«Моя малая Родина»

по теме:

«Отношение тувинцев к природе, выраженное в фольклоре»

Выполнила: учащаяся 9 класса МБОУ СОШ

с. Шекпээр Ооржак Аюша Менгиевна.

Научный руководитель: учитель математики

Кужугет Рада Кертик-ооловна.

Барун-Хемчик-2017.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3

          Глава первая. Тувинцы - часть природы……………………………..5

          Глава 2

2.1. Выражение экологического сознания тувинцев в фольклоре…6

2.2. Родина и ее природа в тувинских пословицах и поговорках….9

Вывод…………………………………………………………………..10

Литература …………………………………………………………….11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...