Описание психолого-педагогической технологии работы. 2019
материал

Скворцова (Алексеева) Марина Александровна

Описание психолого-педагогической технологии работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_psihologo-pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Описание психолого-педагогической технологии работы.

Педагог-психолог Скворцова М.А.

Моя работа строится по следующим направлениям:

1.        Диагностика;

2.        Развивающая и коррекционная работа;

3.        Психологическая профилактика;

4.        Консультирование;

5.        Просвещение.

        Особое внимание я уделяю коррекционно-развивающей работе и использую в ней следующие технологии: арт-терапия, игровые и информационные технологии.

        Целью программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.  

        Участвую в создании специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям мною разработана система действий, мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы (индивидуальные маршруты на каждого ребенка, находящегося в «группе риска», программа психологической коррекции для обучающихся по основной адаптированной программе с задержкой психического развития, программа психологической коррекции для обучающихся по основной адаптированной программе с умственной отсталостью).

                В основе своей работы я использую методы арт-терапии. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами. Это могут быть творческие работы, литературное творчество, музыка, танцы, моделирование с бумагой, рисование.  Одним из ярких методов арт-терапии считаю коллажирование, прикладное творчество, фототерапию и изотерапию, дудлинг. Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения, посредством преобразования ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Когда человек находится в процессе самовыражения, рисует, поет, создает что-либо своими руками, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии со своей душой.  Занятия проводятся двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении участникам возможности изготовления поделки из определенного материала по заданному образцу. Это позволяет увидеть яркость цветов, своеобразные формы, сочетание сюжета. Все имеет непосредственную связь с особенностями мировоззрения, переживаниями, эмоциями, волнениями, которые отражают скрытые от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики. Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором участникам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом является обсуждение темы или сюжета, способа исполнения, выбора материала и т.д. В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются негативные эмоции, напряжение. Они становятся спокойнее, расслабленнее. Агрессия, негатив, демонстративность сменяется творчеством и инициативностью.  

Психологические игры и упражнения, включающие элементы психогимнастики являются незаменимыми в моей работе. Данные упражнения способствуют активизации мыслительной деятельности и доставляют участникам положительные эмоции и удовольствие от работы.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•       свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•       творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

•       эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

              В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

               В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

                 Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

                 Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-   в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

              В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

             Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

        Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Роль игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. Они эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и с взрослыми людьми (учителями, родителями).

        Данные технологии используются и в работе по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводятся занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия. В результате применения данной технологии уровень адаптации первоклассников стал выше. С отдельной группой детей проводятся занятия по программе «Адаптации в первых классах». Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.

Разработка профилактической программы играет немаловажную роль в моей работе. Профилактическая работа заключается:

  • Предупреждение эмоционального выгорания педагогов;
  • Обучение методам саморегуляции;
  • Участие в психологических классных часах;

Консультативное направление моей работы проходит на следующих уровнях:

  1. Родители (индивидуальные и групповые консультации). Родительские собрания. Разработка рекомендаций, памяток, оформление информационных стендов.
  2. Педагоги. Методические семинары, памятки, тренинги.
  3. Учащиеся. Проблемы профессионального самоопределения, жизненные ситуации.

Все используемые мной технологии позволяют видеть соответствующий результат:

  • успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  • гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
  • успешная адаптация и социализация выпускников школы.

Скворцова Марина Александровна      педагог-психолог                МАОУ СОШ№38 города Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя

В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения  диагностировать личность школьника и осуществлять...

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьей

методические рекомендации по проведению диагностики семьи, диагностический инструментарий...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году в МБОУ "СШ №19"....

описание психолого-педагогических технологий работы психолога в образовательной организации

Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Согласно данным, представленны...