Доклад по теме"Особенности работы и взаимодействия социального педагога с учителями , родителями с целью повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
города Татарска Новосибирской области
Доклад
по теме:
«Особенности работы и взаимодействия социального педагога с учителями, родителями с целью повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО».
Выполнила:
социальный педагог
МБОУ СОШ №9
Бровко Юлия Николаевна
г.Татарск, 2014г
Сегодня появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. Внедрение новых форм работы даёт возможность социальному педагогу наиболее полно выполнять свою основную образовательно-воспитательную функцию - позитивно влиять на поведение и деятельность детей и взрослых, содействовать педагогической деятельности социальных институтов.
В центре внимания социального педагога – личность человека, семья, социальные общности, которые формируются в различных сферах жизнедеятельности детей и подростков.
Умение понимать, сочувствовать, сострадать, реагировать на изменения в обществе, нести социальную ответственность за себя и своих близких, быть толерантным по отношению к другим людям – все эти качества в ребенке должны закладываться с раннего детства и формировать в нем гражданственность, милосердие, сострадание, приобщать его к знаниям о правах и обязанностях по отношению к себе и окружающим. Воспитание детей, будущих граждан страны – самая важная область нашей жизни.
Духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребёнка потребность быть преданным, способным сопереживать и радоваться другим людям. Родительский дом и семья являются гарантом стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно – психологический климат в семье и обществе в целом, во многих семьях произошло отчуждение родителей от детей.
Проблемы ребенка и семьи заставляют сегодня школу и педагога стать реальным защитником. Способность видеть и понимать, дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью – этим должен обладать педагог, чтобы утверждать жизнеспособность ребенка.
Успех воспитательный работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, насколько тесны контакты с семьей. Содействие укреплению семьи, повышение её воспитательного потенциала, оказание социальной поддержки семье и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется всеми педагогами школы и в первую очередь мной, социальным педагогом.
Опираясь на воспитательную систему школы я работаю над темой: «Социализация личности обучающегося на основе использования педагогических инновационных технологий».
Для успешной работы и выполнения задач мною создан пакет документов:
- Разработан и утверждён план работы социального педагога. В рамках воспитательной системы школы создана программа социально- педагогической деятельности, в которой 8 направлений: работа социально-психологической службы, деятельность школьного ПМПК, работа с трудными подростками, состоящими на ВШУ и ГПДН, детьми «группы- риска», работа с неблагополучными семьями, сопровождение детей – инвалидов, совместная работа с ГПДН по профилактике правонарушений, профилактика наркомании, профилактика суицидального поведения среди учащихся.
- Составлены социальные паспорта классов и школы.
- Разработаны должностные обязанности социального педагога.
- Осуществляется анализ работы социального педагога за каждый прошедший год.
- Сформирован банк данных (информация о детях, находящихся под опекой и в приёмных семьях, информация о трудных подростках и неблагополучных семьях состоящих на учёте в ГПДН и ВШУ, списки многодетных и малообеспеченных семей, информация о детях-инвалидах).
В своей социально – педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативно – правовыми документами:
- Закон об образовании.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Закон о защите прав детей в НСО.
- Методическое письмо Минобразования России « О социально – педагогической работе с детьми».
- Решение коллегии Минобразования России «О практике социально – педагогической работы в России и перспективах ее развития».
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Социализация, будучи по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна при правильной организации привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом и опосредованно, человечеством (особенно в условиях глобализации, когда так называемые «глобальные проблемы человечества» начинают затрагивать каждого жителя Земли).
Главной направленностью социально - педагогической работы с детьми является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей задатков ребенка.
Я как социальный педагог включаю детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально – значимую деятельность.
Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, содействую становлению и развитию общей системы интересов и ценностей.
Изучая медико –психолого- педагогические особенности личности и её микросреду, интересы и потребности, условия его жизни, собираю информацию, связанную с нуждами подопечных, провожу консультации по вопросам их прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий.
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей в процессе диагностики дифференцирую выявленные проблемы и «вывожу» на их решение соответственные службы. И в этом мне помогают следующие функции работы:
1.Образовательно-воспитательная,т.е.обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3.Организаторская,т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.
5.Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
6.Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7.Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
В своей работе использую современные модели социальной работы: психолого – ориентированные; социолого – ориентированные; комплексно – ориентированные.
Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями, в контексте которых социальная система представляет определённый набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем выявляю факторы окружения подростков, фиксирую наличие воздействия на него других людей, также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется мною с целью разработки концепций социальной защиты школьников. Среди современных социолого – ориентированных моделей выделяются «модели жизни» экологической теории, социально – радикальная модель.
«Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем. Социальный педагог при данном подходе взаимодействует не только с подростком, но и с окружающей его средой.
Социально – радикальная модель, основана на положениях движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель позиционирует как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. В ней технология защиты и наделения полномочиями направлена на развитие социальных способностей детей и их родителей.
Эти модели связаны с оказанием индивидуальной помощи подростку и его родителям с позиции личностных проблем, что требует от социального педагога серьёзной психологической подготовки.
Следующая модель, используемая в работе, − это ролевая модель, которая построена на интеграции психологического и социологического знания. Именно по этой модели в школе выстроена работа медико – психолого – педагогического консилиума. Ролевая модель выдвигает на первый план проблемы подростка, связанные с правилами поведения в социуме, развития с учётом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя различные роли (социальные, межличностные), школьник может оказаться в конфликте между ними, и здесь особенно значимой может стать помощь социального педагога.
Мною используется в практике социально – педагогическая модель.
Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разных уровней. Я учитываю, что сферой социального воспитания становятся не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Поэтому социально – педагогическая модель рассматривается структурно на уровне психосоциальной работы.
Также в школе используется когнитивная модель.
Главный принцип, заложенный в данной модели, - социальные услуги, которые должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации модели – консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения школьников и родителей путём обучения их «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной ситуации, в которой они оказались. Одной из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, является разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п., что наиболее часто применяется мною в практике. В модели особый эффект даёт соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями. Это помогает реализовать основополагающий принцип модели – стремление к оптимизации деятельности школьников в сфере управления собственной жизнью, к формированию потребностей в такой деятельности.
Используя названные модели для достижения положительных результатов в своей деятельности, планирую работу с учётом направлений.
Работа ведётся согласно утвержденному плану работы на учебный год.
Организационные вопросы
1. Составляются социальные паспорта классов.
2. На основании классных паспортов составляется паспорт школы, но в течение учебного года он корректируется.
3. В течение учебного года проводится корректировка списка «трудных» подростков, «группы риска», состоящих на внутришкольном учете, в ГПДН, находящихся под опекой, детей-инвалидов, социально-неблагополучных семей.
4. В течение учебного года проводится сбор, анализ и корректировка информации о «трудных» подростках, «группы риска», состоящих на внутришкольном учете, в ГПДН, находящихся под опекой, детей-инвалидов, социально-неблагополучных семьях и по семьям школы «Малышок».
5. В школе организовано горячее питание детей из многодетных и малообеспеченных семей, социальным педагогом проводится ежемесячная корректировка и обновление списков на питание, составление смет и договоров на питание.
6. Также проводится работа по выявлению неблагополучных семей в 1-х классах и вновь прибывших учащихся.
7. Составляются планы: план работы социально-психологической службы, план работы школьного ПМПК, план работы с трудными подростками, состоящими на ВШУ и ГПДН, детьми «группы риска», план работы с неблагополучными семьями, план сопровождения детей – инвалидов, план совместной работы с ГПДН по профилактике правонарушений, план по профилактики наркомании, план профилактики суицидального поведения среди учащихся.
8. Ежемесячно составляются отчёты в прокуратуру и КДН и ЗП о несчастных случаях и совершённых правонарушениях обучающихся.
9. Ежеквартально составляются акты сверки школы и МО МВД России «Татарский» по преступлениям и правонарушениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении них на территории образовательных учреждений.
Работа с социально-незащищённой категорией детей
Основная работа направлена на выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Особое внимание уделяю учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в следующих формах работы:
проводится корректировка банка данных и составляются списки детей по социальному статусу:
- дети из многодетных семей;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети, находящиеся под опекой, приёмные дети (заведены личные дела);
- дети – инвалиды (заведены личные дела);
- дети из социально-неблагополучных семей (заведены личные дела).
Мной совместно с классными руководителями осуществляется систематический контроль за учебной деятельностью и за пропусками уроков, проводятся патронаж и рейды с составлением актов ЖБУ. Для детей этих социальных статусов организовано дополнительное льготное питание. Мною осуществляется содействие в организации летнего оздоровительного отдыха и трудоустройство в трудовой отряд «Импульс», оказывается консультативная помощь ребёнку в семье, индивидуально-консультационная помощь родителям, стремлюсь содействовать в оказании материальной помощи малоимущим семьям через МУ КЦСО.
Работа с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте и ГПДН
Осуществляю систематический контроль за учебной деятельностью и за пропусками уроков, веду наблюдение за внеурочной деятельностью. Совместно с классными руководителями провожу рейды на дом. На каждого трудного подростка заведено личное дело, составляется план индивидуальной профилактической работы. Провожу индивидуальные профилактические беседы с детьми («Вредные привычки», «Вред алкоголя», «Выбор жизненного пути», « Поведение учащихся вне школы в вечернее время», «Как преодолеть агрессию?», « Нормы и правила поведения в школе и на уроке», «Как контролировать своё поведение?»), беседы с родителями, организовываю встречи с администрацией школы. Осуществляю систематическую связь с родителями. Совместно с заместителем директора по ВР и классными руководителями провожу анализ работы с детьми на методических объединениях классных руководителей.
В течение года провожу корректировку списков и дополняю личные дела состоящих на ВШУ и ГПДН.
В результате за последние три года произошло снижение количества детей, поставленных на учёт в ГПДН и ВШУ.
Виды постановки на учёт | 2011-2012 у.г. | 2012-2013у.г. | 2013-2014у.г. |
ГПДН | 5 | 4 | 1 |
ВШУ | 12 | 6 | 4 |
Профилактическая работа с подростками
Социальным педагогом осушествляется ежедневный контроль посещаемости учеников с отметкой в журнале учета посещаемости, выясняю причины их отсутствия или опозданий, поддерживаю тесную связь с родителями и классными руководителями.
В случае длительного отсутствия ученика мной и классным руководителем осуществляется рейд по месту его жительства с составлением акта обследования ЖБУ.
В рамках профилактической работы в школе ведётся работа школьного ПМПК (разработано положение и составлен план работы).
Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся индивидуальные беседы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов.
Социальным педагогом совместно с классными руководителями и педагогом – психологом проводятся классные часы, различные конкурсы и беседы на темы:
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения;
- кинолектории о наркотической зависимости и табакокурения ;
- беседы об ответственности за употребление спиртных напитков;
- конкурсы рисунков на тему «Наркотическая зависимость – это опасно»;
- внеклассные мероприятия «Вредным привычкам скажем «НЕТ!»»;
- психолого-педагогические лектории для родителей «Возможности профилактики наркомании в семье. Ориентировочный тест для родителей «Риск»;
- дни здоровья.
Также принимаю участие совместно с учащимися в районных профилактических акциях, конкурсах, проектах, фестивалях, слётах и соревнованиях:
- Операция «Подросток».
- «Нет, наркотикам!».
- «Классный час».
- Диагностика употребления ПАВ.
- Профилактика суицидального поведения среди учащихся.
- «Стартующий подросток».
- «Котики против наркотиков».
- «Здоровые дети – здоровая семья».
- «День правовой помощи детям».
- Операция «Занятость».
- «Детский телефон Доверия».
- Конкурс рисунков « Моя семья – моё богатство».
- Фестиваль КВН «ЭкоМир».
- День защиты детей.
- «Молодёжь против наркотиков».
- Туристический слёт школьников Татарского района.
- Районный экологический слёт».
Для ведения профилактической работы организую взаимодействие различных служб. Работаю совместно с инспектором ГПДН, оперуполномоченным первого отделения Куйбышевского МРО УФСКН по НСО, начальником отделения профилактики безнадзорности МУ «КЦСОН» Татарского района, методистами Молодёжного центра Татарского района, методистами ИМЦ Татарского района, врачом наркологом.
Работа с родителями
Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда задействованы все субъекты образования и воспитания: учащиеся, педагоги и родители. В плане социального педагога отведено отдельное место для работы с родителями. На протяжении всего времени с родителями проводится следующая работа:
1. Родительские лектории:
- «Ребёнок и улица. Роль семьи в формировании личности ребёнка»;
- «Подросток в мире вредных привычек».
2. Индивидуальные беседы.
3. Работа с социально-неблагополучными семьями, с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. (Осуществляется контроль за ситуацией в семьях: проводятся рейды, составляются акты ЖБУ, родителям даются рекомендации, проводятся консультации, родители приглашаются на заседание школьного ПМПК, на КДН и ЗП, при необходимости к работе подключаю инспектора ГПДН, сотрудников МУ «КЦСО».)
4. Посещаю социально незащищённые семьи с детьми, находящимися под опекой и в приёмных семьях.
5. Приглашаю родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на заседания школьного ПМПК и консультацию к педагогу – психологу.
6. Ежегодно с родителями участвуем в районной акции «Родительский урок» и в межведомственной комплексной операции «Семья».
Участие обучающихся в различных конкурсах
Команда школы, руководителем которой я являюсь, ежегодно является победительницей зональных соревнований районного тура областного проекта «Стартующий подросток»: в 2011 и 2012 г – призёр финальных соревнований (2011год - 3 место и 2012 год - 2 место по итогам финальных соревнований районного тура областного проекта).
В 2012 году ученица нашей школы стала обладательницей диплома 1 степени районного конкурса рисунков «Моя семья – моё богатство» в номинации «Счастье – это просто».
В 2013 году ученик нашей школы награждён Благодарственным письмом начальника 1-го отделения Куйбышевского МРО Управления ФСКН РФ по Новосибирской области за участие в конкурсе социальной рекламы антинаркотической направленности «Наш формат», номинация «Макет наружной рекламы».
Воспитанники нашей школы участвуют в конкурсах различной социальной и творческой направленности и становятся победителями и призёрами, в этих конкурсах участвуют и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Осуществляю свою работу в тесной связи с педагогом-психологом школы, классными руководителями, а также и с заинтересованными социальными службами и администрацией школы. Но при этом не забываю главное: успех в конечном итоге зависит не столько от знаний педагогики и психологии, сколько от собственной доброжелательности.
Основная моя заповедь: создать свою педагогическую позицию как друга и ведущего участника общего дела. Вместе с детьми, а не за них.
Я как социальный педагог, способствую своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях, постоянно нахожусь среди детей и их окружения, разделяю их интересы, потребности. Строю отношения с учениками на основе диалога, что помогает разобраться в сложной системе взаимоотношений. Влиять на общение на ситуацию в микросоциуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...
«Особенности деятельности учителя в малокомплектной и малочисленной сельской школе в условиях реализации ФГОС».
ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальн...
Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.
VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...
Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО
Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО...
Мотивация как средство повышения качества знаний в условиях реализации ФГОС
Актуальность данной работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в условиях изменяющейся...
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...