Доклад по теме"Особенности работы и взаимодействия социального педагога с учителями , родителями с целью повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
материал

Выступление на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sotsialnogo_pedagoga.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

 города Татарска Новосибирской области

Доклад

по теме:

«Особенности работы и взаимодействия социального педагога с учителями, родителями с целью повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО».

Выполнила:

социальный педагог

МБОУ СОШ №9

Бровко Юлия Николаевна

                                              г.Татарск, 2014г

Сегодня появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. Внедрение новых форм работы даёт возможность социальному педагогу наиболее полно выполнять свою основную образовательно-воспитательную функцию - позитивно влиять на поведение и деятельность детей и взрослых, содействовать педагогической деятельности социальных институтов.

В центре внимания социального педагога – личность человека, семья, социальные общности, которые формируются в различных сферах жизнедеятельности детей и подростков.

Умение понимать, сочувствовать, сострадать, реагировать на изменения в обществе, нести  социальную ответственность за себя и своих близких, быть толерантным по  отношению к другим  людям – все эти качества в ребенке должны закладываться с раннего детства и   формировать в нем  гражданственность, милосердие, сострадание,  приобщать его к знаниям о  правах и обязанностях по отношению к себе и окружающим.  Воспитание детей, будущих граждан страны – самая важная область нашей жизни.

Духовные качества личности  не  развиваются спонтанно, а  формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья  создает у ребёнка  потребность быть преданным, способным  сопереживать и радоваться другим людям. Родительский дом и семья являются гарантом  стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в  современных условиях многие  семьи не смогли  адаптироваться и  сформировать защитные механизмы.  Снизился  воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно – психологический климат в семье и обществе в целом, во многих семьях произошло отчуждение родителей от детей.

Проблемы ребенка и семьи  заставляют  сегодня школу и педагога стать  реальным защитником. Способность видеть и понимать, дружелюбие, искренний  уважительный тон, умение заражать своей  корректностью – этим  должен обладать педагог,  чтобы  утверждать жизнеспособность ребенка.

Успех воспитательный работы школы в значительной степени определяется тем,  насколько эффективно школа взаимодействует со средой, насколько тесны контакты с семьей.  Содействие укреплению семьи, повышение её воспитательного потенциала, оказание социальной поддержки семье и детям,  оказавшимся в сложной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется всеми педагогами школы и в первую очередь мной, социальным педагогом.

Опираясь на воспитательную систему школы я работаю над темой: «Социализация личности обучающегося на основе использования педагогических инновационных технологий».                                                               

Для успешной работы и выполнения задач мною создан пакет документов:

  • Разработан и утверждён план работы социального педагога.  В рамках воспитательной системы школы создана программа социально- педагогической деятельности, в которой 8 направлений: работа социально-психологической службы, деятельность школьного ПМПК,  работа с трудными подростками, состоящими на ВШУ и ГПДН, детьми «группы- риска», работа с неблагополучными семьями, сопровождение детей – инвалидов, совместная работа с ГПДН по профилактике правонарушений, профилактика наркомании, профилактика суицидального поведения среди учащихся.
  • Составлены социальные паспорта классов и школы.
  • Разработаны должностные обязанности социального педагога.
  • Осуществляется анализ работы социального педагога  за каждый прошедший год.
  • Сформирован банк данных (информация о детях, находящихся под опекой и в приёмных семьях, информация о трудных подростках и неблагополучных семьях состоящих на учёте в ГПДН и ВШУ, списки  многодетных и малообеспеченных семей, информация о детях-инвалидах).

В своей социально – педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативно – правовыми документами:

  • Закон об образовании.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Закон о защите прав детей в НСО.
  • Методическое письмо Минобразования России « О социально – педагогической работе с детьми».
  • Решение коллегии Минобразования России «О практике социально – педагогической работы в России и перспективах ее развития».
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Социализация, будучи по своей природе всеобъемлющим и универсальным   процессом, способна при правильной организации  привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом и опосредованно, человечеством (особенно в условиях глобализации, когда так называемые «глобальные проблемы человечества» начинают затрагивать каждого жителя Земли).

Главной направленностью социально - педагогической работы с детьми является содействие  саморазвитию личности. Усилия направляются на  создание условий для  активизации, развития и реализации творческого потенциала,  способностей задатков ребенка.

Я как социальный педагог  включаю детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную  социально – значимую деятельность.

Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, содействую становлению и развитию общей системы интересов и ценностей.

Изучая медико –психолого- педагогические особенности личности и её микросреду, интересы и потребности, условия его жизни, собираю информацию, связанную с нуждами подопечных, провожу консультации по вопросам их прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий.  

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей в процессе диагностики дифференцирую выявленные проблемы и «вывожу» на их решение соответственные службы.  И в этом мне помогают следующие функции работы:

1.Образовательно-воспитательная,т.е.обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3.Организаторская,т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5.Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6.Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7.Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

В своей работе использую современные модели социальной работы: психолого – ориентированные; социолого – ориентированные;  комплексно – ориентированные.

Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями, в контексте которых социальная система представляет определённый набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем выявляю факторы окружения подростков, фиксирую наличие воздействия  на него других людей, также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется мною с целью разработки концепций социальной защиты школьников. Среди современных социолого – ориентированных моделей выделяются «модели жизни» экологической теории, социально – радикальная модель.

«Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем. Социальный педагог при данном подходе взаимодействует не только с подростком, но и с окружающей его средой.

Социально – радикальная модель, основана на положениях движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель позиционирует как модель защиты и развития самосознания представителей  различных социальных групп. В ней технология защиты и наделения полномочиями направлена на развитие  социальных способностей детей и их родителей.

Эти модели связаны с оказанием индивидуальной помощи подростку и его родителям с позиции личностных проблем, что требует от социального педагога серьёзной психологической подготовки.

Следующая модель,  используемая в работе, − это ролевая модель, которая построена на интеграции психологического и социологического знания. Именно по этой модели в школе выстроена работа медико – психолого – педагогического консилиума. Ролевая модель выдвигает на первый план проблемы подростка, связанные с правилами поведения в социуме, развития с учётом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя различные роли (социальные, межличностные), школьник может оказаться в конфликте между ними, и здесь особенно значимой может стать помощь социального педагога.

Мною используется в практике социально – педагогическая модель.

Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разных уровней. Я учитываю, что сферой социального воспитания становятся не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Поэтому социально – педагогическая модель рассматривается структурно на уровне психосоциальной работы.

Также в школе используется когнитивная модель.

Главный принцип, заложенный в данной модели, - социальные услуги, которые должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации модели – консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения школьников и родителей путём обучения их «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной ситуации, в которой они оказались. Одной из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, является разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п., что наиболее часто применяется мною в практике. В модели особый эффект даёт соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями. Это помогает реализовать основополагающий принцип модели – стремление к оптимизации деятельности школьников в сфере управления собственной жизнью, к формированию потребностей в такой деятельности.

Используя названные модели для достижения положительных результатов в своей деятельности, планирую  работу  с учётом направлений.

Работа ведётся согласно утвержденному плану работы на  учебный год.

Организационные вопросы

1. Составляются социальные паспорта классов.

2. На основании классных паспортов составляется паспорт школы, но в течение учебного года он корректируется.

3. В течение учебного года проводится корректировка списка «трудных» подростков, «группы риска», состоящих на внутришкольном учете, в ГПДН, находящихся под опекой, детей-инвалидов, социально-неблагополучных семей.

4. В течение учебного года проводится сбор, анализ и корректировка информации о «трудных» подростках, «группы риска», состоящих на внутришкольном учете, в ГПДН, находящихся под опекой, детей-инвалидов, социально-неблагополучных семьях и по семьям школы «Малышок».

5. В школе  организовано горячее питание детей из многодетных и малообеспеченных семей, социальным педагогом проводится ежемесячная корректировка  и обновление списков на питание, составление смет  и договоров на питание.

6. Также проводится  работа  по выявлению неблагополучных семей в 1-х классах и вновь прибывших учащихся.

7. Составляются планы:  план работы социально-психологической службы, план работы школьного ПМПК, план работы с трудными подростками, состоящими на ВШУ и ГПДН, детьми «группы риска», план работы с неблагополучными семьями, план сопровождения детей – инвалидов, план совместной работы с ГПДН по профилактике правонарушений, план по профилактики наркомании, план профилактики суицидального поведения среди учащихся.

8. Ежемесячно составляются отчёты в прокуратуру и КДН и ЗП о несчастных случаях и совершённых  правонарушениях обучающихся.

9. Ежеквартально составляются акты сверки школы и МО МВД России «Татарский» по преступлениям и правонарушениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении них на территории образовательных учреждений.

Работа с социально-незащищённой категорией детей

Основная работа направлена на выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

Особое внимание  уделяю учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в следующих формах работы:

 проводится корректировка банка данных и составляются списки детей по социальному статусу:

  • дети из многодетных семей;
  • дети из малообеспеченных семей;
  • дети, находящиеся под опекой, приёмные дети (заведены личные дела);
  • дети – инвалиды (заведены личные дела);
  • дети из социально-неблагополучных семей (заведены личные дела).

Мной  совместно с классными руководителями осуществляется систематический контроль за учебной деятельностью и за пропусками уроков, проводятся патронаж и рейды с составлением актов ЖБУ. Для детей этих социальных статусов  организовано дополнительное льготное питание. Мною осуществляется  содействие в организации летнего оздоровительного отдыха и трудоустройство в трудовой отряд «Импульс», оказывается консультативная помощь ребёнку в семье, индивидуально-консультационная помощь родителям, стремлюсь  содействовать в оказании материальной помощи малоимущим семьям через МУ КЦСО.

Работа с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте и ГПДН

Осуществляю систематический контроль за учебной деятельностью и за пропусками уроков, веду наблюдение за  внеурочной деятельностью. Совместно с классными руководителями  провожу рейды на дом. На каждого трудного подростка заведено личное дело, составляется план индивидуальной профилактической работы. Провожу индивидуальные профилактические беседы с детьми («Вредные привычки», «Вред алкоголя», «Выбор жизненного пути»,  « Поведение учащихся вне школы в вечернее время», «Как преодолеть агрессию?», « Нормы и правила поведения в школе и на уроке», «Как контролировать своё поведение?»), беседы с родителями, организовываю встречи с администрацией школы. Осуществляю систематическую связь с родителями. Совместно с заместителем директора по ВР и  классными руководителями провожу анализ работы с детьми на методических объединениях классных руководителей.

В течение года провожу корректировку списков и дополняю личные дела  состоящих на ВШУ и ГПДН.

В результате за последние три года произошло снижение количества детей, поставленных на учёт в ГПДН и ВШУ.

Виды постановки на учёт

2011-2012 у.г.

2012-2013у.г.

2013-2014у.г.

ГПДН

5

4

1

ВШУ

12

6

4

Профилактическая работа с подростками

           Социальным педагогом  осушествляется ежедневный контроль посещаемости учеников с отметкой в журнале учета посещаемости, выясняю причины их отсутствия или опозданий, поддерживаю тесную связь с родителями и классными руководителями.

В случае длительного отсутствия ученика мной и классным руководителем осуществляется рейд по месту его жительства с составлением акта обследования ЖБУ.

В рамках профилактической работы в школе ведётся работа школьного ПМПК (разработано положение и составлен план работы).

Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся индивидуальные беседы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов.

Социальным педагогом совместно с классными руководителями  и педагогом – психологом проводятся классные часы, различные конкурсы и беседы на темы:

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • профилактика употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения;
  • кинолектории о наркотической зависимости и табакокурения ;
  • беседы об ответственности за употребление спиртных напитков;
  • конкурсы рисунков на тему «Наркотическая зависимость – это опасно»;
  • внеклассные мероприятия  «Вредным привычкам скажем «НЕТ!»»;
  • психолого-педагогические лектории для родителей «Возможности профилактики наркомании в семье. Ориентировочный тест для родителей «Риск»;
  • дни здоровья.

Также принимаю участие совместно с учащимися в районных профилактических акциях, конкурсах, проектах, фестивалях, слётах и соревнованиях:

  • Операция «Подросток».
  • «Нет, наркотикам!».
  • «Классный час».
  • Диагностика употребления ПАВ.
  • Профилактика суицидального поведения среди учащихся.
  • «Стартующий подросток».
  • «Котики против наркотиков».
  • «Здоровые дети – здоровая семья».
  • «День правовой помощи детям».
  • Операция «Занятость».
  • «Детский телефон Доверия».
  •  Конкурс рисунков « Моя семья – моё богатство».
  •  Фестиваль КВН «ЭкоМир».
  •  День защиты детей.
  • «Молодёжь против наркотиков».
  • Туристический слёт школьников Татарского района.
  • Районный экологический слёт».

Для ведения профилактической работы организую взаимодействие различных служб. Работаю совместно с инспектором ГПДН, оперуполномоченным первого отделения Куйбышевского МРО УФСКН по НСО, начальником  отделения профилактики безнадзорности МУ «КЦСОН» Татарского района, методистами Молодёжного центра Татарского района, методистами ИМЦ Татарского района, врачом наркологом.

Работа с родителями

Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда задействованы все субъекты образования и воспитания: учащиеся, педагоги и родители. В плане социального педагога отведено отдельное место для работы с родителями. На протяжении всего времени с родителями  проводится следующая работа:

1. Родительские лектории:

  • «Ребёнок и улица. Роль семьи в формировании личности ребёнка»;
  • «Подросток в мире вредных привычек».

2. Индивидуальные беседы.

3. Работа с социально-неблагополучными семьями, с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. (Осуществляется контроль за ситуацией в семьях: проводятся  рейды, составляются акты ЖБУ, родителям даются рекомендации, проводятся  консультации, родители  приглашаются  на заседание школьного ПМПК, на КДН и ЗП, при необходимости к работе подключаю инспектора ГПДН, сотрудников МУ «КЦСО».)

4. Посещаю  социально незащищённые семьи с детьми, находящимися под опекой и в приёмных семьях.

5. Приглашаю родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на заседания школьного ПМПК  и  консультацию к  педагогу – психологу.

6. Ежегодно с родителями  участвуем  в районной акции «Родительский урок» и в межведомственной комплексной операции «Семья».

Участие обучающихся в различных конкурсах

Команда школы, руководителем которой я являюсь, ежегодно является победительницей зональных соревнований  районного тура  областного проекта  «Стартующий подросток»: в  2011 и 2012 г  – призёр финальных соревнований  (2011год - 3 место и 2012 год  -  2 место по итогам финальных соревнований районного тура областного проекта).             

В 2012 году ученица нашей школы стала обладательницей диплома 1 степени районного конкурса рисунков «Моя семья – моё богатство» в номинации «Счастье – это просто».                                        

В 2013 году  ученик нашей школы награждён  Благодарственным письмом  начальника  1-го отделения Куйбышевского МРО Управления ФСКН РФ по Новосибирской области за участие в конкурсе социальной рекламы антинаркотической  направленности  «Наш формат», номинация «Макет наружной рекламы».                                                   

Воспитанники нашей школы участвуют в конкурсах различной социальной и творческой направленности и становятся победителями и призёрами, в этих конкурсах участвуют и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.                                                

Осуществляю свою работу в тесной  связи с педагогом-психологом школы, классными руководителями, а также и с заинтересованными социальными службами и администрацией школы. Но при этом не забываю главное: успех в конечном итоге зависит не столько от знаний педагогики и психологии, сколько от собственной доброжелательности.

Основная моя заповедь: создать свою педагогическую позицию как друга и ведущего участника общего дела. Вместе с детьми, а не за них.                          

 Я как социальный педагог, способствую  своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в  межличностных отношениях, постоянно нахожусь среди детей и их окружения, разделяю их интересы, потребности. Строю отношения с  учениками на основе  диалога, что помогает разобраться в сложной системе взаимоотношений. Влиять на общение на ситуацию в микросоциуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

«Особенности деятельности учителя в малокомплектной и малочисленной сельской школе в условиях реализации ФГОС».

ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальн...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО

Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО...

Мотивация как средство повышения качества знаний в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в условиях изменяющейся...

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...