Главные вкладки

    Выступление на РМО по теме: «Осуществление проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
    учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Новикова Олеся Григорьевна

    Осуществление проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo_2017.docx17.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы

    Август 2017 г                                                                                                                    Новикова О.Г.

    «Осуществление проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»(«Пушкинский проект»)

    Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    По мнению Килпатрика, проектной является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Он, автор получившей всемирную известность работы «Метод проектов», отстаивал тезис о том, что школа должна готовить детей к столкновению с проблемами, пока еще не проявившими себя, но уже скрытыми в будущем.

    Учитель, по мнению Килпатрика, должен выполнять роль не лектора, а консультанта: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт. Некоторые его идеи получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни, прежде всего, идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.

    Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо продукт, материальный результат совместного труда.

    Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с обучаемыми.

    В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

    Организационно-установочный.

    Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.

    Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.

    Структурирование проекта с выделением подзадач дни определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

    Работа над проектом.

    Подведение итогов, оформление результатов.

    Презентация проекта.

    Проекты могут иметь разную сложность. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы и предполагать углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциацию процесса – умения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а сразу из нескольких областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.

    В основе проектного обучения, как форме обучения – сотрудничестве, лежат принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность обучаемых при работе над проектом проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:

    Формулировки проблемы и вытекающих из них задач исследования.

    Выдвижение гипотезы и предложений по их решению.

    Обсуждение методов исследования.

    Проведение сбора данных.

    Анализ полученных данных.

    Подведение итогов, корректировка, выводы (возможно использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентация и т.д.).

    Все это очень напоминает и этапы написания реферата, а по сути, является алгоритмом любой интеллектуальной деятельности. Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель (он же руководитель проекта) выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. Наконец, проект предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того, что учащемуся дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем.

    В технологии проектной деятельности проект может быть не только монопредметным (выполняться по какому-то одному предмету), но и межпредметным (интегрируется тематика нескольких предметов, например, литературы, истории, мировой художественной культуры) и даже надпредметным (Пушкинский вечер в школе, спектакль по произведениям Пушкина). Ученикам были предложены следующие темы: «Вина и застолье в системе ценностей русской культуры первой половины XIX века (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды); «К Talon помчался...». «Альбомы пушкинской эпохи» и др. Все темы так или иначе имеют отношение к Пушкину и его эпохе. С ее изучения мы и начали работу над проектом адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. В конце ученики писали сочинение «Как я работал(а) над проектом».

    Выбор тем и проектная группа. Общая тема – «Пушкинский проект» – была нами выбрана. Но вот что предложить каждому конкретному ученику?

    Прочитать литературу о дуэли, законспектировать, сделать выписки.

    Изложить содержание прочитанного в виде реферата по следующему плану:

    История дуэли.

    Социально-знаковая роль дуэли.

    Дуэль и честь.

    Отношение общества к дуэли и дуэлянтам.

    Этика дуэльного поведения.

    Дуэльная традиция.

    Параллельно читать произведения, в которых тема дуэли является ведущим мотивом («Евгений Онегин», «Выстрел», «Княжна Мери», «Испытание» и «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского).

    Разумеется, не все из прочитанного или написанного вошло позже в окончательный текст, однако такой широкий подход к теме является непременным условием ее глубокого и полного освещения. Помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Однако и учителю не до отдыха: приходится два-три раза, читать черновики (сначала по главам, потом и весь текст), отклонять написанное, добавлять необходимое, осуществлять редакторскую правку. Но и это еще не все. Учитель (ученик ничего не знает об этом) читает всю литературу по каждой из предложенных тем, готовит свои планы, подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый из проектантов, только в свернутом виде – он не пишет саму работу. На все это уходит не меньше полугода – работа адская, но зато и удовольствие ни с чем не сравнимое. Надеюсь, читатель не забыл, что мы занимались Пушкиным (а некоторые еще Грибоедовым, Гоголем) и его эпохой.

    В общем, каждый шел своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получились законченные исследования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы

    выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы...

    Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».

    Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....

    Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

    Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"...

    Презентация к выступлению на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

    Презентация к выступлению на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"...

    Выступление на педагогическом форуме "Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы"

    Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на ур...