конспект учебного занятия: «Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон света по местным предметам»
план-конспект занятия (5 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Цель: Сформировать знания и умения у обучающихся в определении своего местонахождения на различных  картах и определении сторон света по местным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект учебного занятия: «Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон света по местным предметам»

педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦКиТ г. Мичуринска Сергеева Т.А.

Конспект занятия

Тема занятия: «Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон света по местным предметам»

Тип занятия: повторение пройденного, изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель: Сформировать знания и умения у обучающихся в определении своего местонахождения на различных  картах и определении сторон света по местным предметам.

Задачи:

Образовательные:

•        изучить местные предметы с помощью которых можно определить стороны света

•        научить правильным действиям при определении своего местонахождения на различных картах ;

•        систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом, компасом.

Развивающие:

•        развивать умения быстро и правильно ориентироваться на местности;

•        развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий.

Воспитательные:

•        воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

•        словесный метод обучения (беседа, рассказ);

•        наглядный метод обучения (карты, иллюстрация, демонстрация);

•        метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция).

Оборудование: карты, компас, мел, доска, проектор

План занятия.

№ п/п        Структура занятия (основные части занятия)        

1        Вводная часть.        

1.1        Организационный момент.

1.2        Определение целей и задач        

1.3        Повторение и закрепление пройденного материала        

2        Основная часть.         

2.1        Объяснение нового материала        

2.2        Закрепление нового материала        

3        Заключительная часть.        

3.1        Подведение итогов занятия.        

3.2        Домашнее задание.        

Ход занятия

1.Вводная часть.

1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)

-Здравствуйте, дети!

Мы сюда пришли учиться.Не  лениться, а трудиться.

Работаем старательно, Слушаем внимательно!

1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия).

-Сегодня мы с вами будем учиться определять свое местонахождение  на различных картах. Определять стороны света по местным предметам

1.3.Повторение и закрепление пройденного материала

Для повторения изученного мы с вами отгадаем кроссворд:

http://images.myshared.ru/10/969794/slide_15.jpg

Опрос :Ориентирование. Причины, приводящие к потере ориентировки. Топографические знаки. Что такое компас, азимут, стороны света.

Умение находить путь с помощью компаса и карты называется ориентированием.

2.Основная часть.

2.1. Объяснение нового материала

Карты бывают:

Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них.

Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба.

К общегеографическим картам относят топографические карты.

Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба.

Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой.

К таким картам относят:

- обзорно-географические,

- геологические,

- политические,

- специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей):дорожные,

- аэронавигационные и т. д.

- морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.)

Топографические карты.

Содержание этих карт должно быть:

полным — т. е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением;

достоверным — правильность сведений, изображенных на карте;

современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта;

точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности

На топографических картах изображают:

- опорные геодезические пункты (знаки триангуляции);

- гидрографию;

- населенные пункты;

- промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

- дорожная сеть;

- рельеф суши;

- растительный покров и грунты;

- границы.

Подробность сведений зависит от масштаба.

Мультфильм «Ориентирование на местности»

 Наиболее точно определить стороны горизонта можно по небесным светилам: Солнцу, Луне, звездам. Самый простой способ определения направления на север днем, в безоблачную погоду. Для этого в полдень надо встать к Солнцу спиной — тень укажет направление на север.

При отсутствии часов, когда нет возможности определить время полдня, используется следующий способ. Небольшой шест (около 1м) втыкается в землю, камешком или колышком отмечается конец его тени. Через некоторое время вновь отмечается конец тени. Затем надо провести прямую линию от первой отметки через вторую и еще на 30 — 40 см. После этого встать так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, правой — у конца проведенной линии. В таком положении человек стоит лицом к северу.

Не дожидаясь полдня, можно произвести определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов следующим образом: часы кладутся на ладонь в горизонтальной плоскости, потом их надо повернуть так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце (минутная и секундная стрелки во внимание не принимаются; электронные часы с цифровым индикатором не годятся). Биссектриса угла, образованного направленной на Солнце часовой стрелкой и направлением на цифру (летом) или (зимой), покажет направление север—юг. Причем до полудня юг будет справа от Солнца, а после полудня — слева. Надо отметить, что этот способ дает сравнительно точное определение направления зимой; менее точное — осенью.

Ночью наиболее точно направление на север можно определить по Полярной звезде, которая хотя и движется относительно земных предметов, как и все звезды, но это отклонение в умеренных широтах составляет всего 1,5°, поэтому им можно пренебречь. Если встать лицом к Полярной звезде, то прямо перед вами будет находиться север. Для того чтобы найти Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы, надо сначала отыскать созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой огромный, хорошо известный ковш из семи звезд. Мысленно продолжим прямую, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы, и на расстоянии, примерно равном пятикратному расстоянию между ними, находится яркая Полярная звезда.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza6/1113732240109.files/image032.jpg

Можно определить стороны горизонта и по Луне, особенно когда из-за облачности не видно звезд. Полная Луна противостоит Солнцу, т. е. находится против него. Поэтому приближенное определение сторон горизонта по полной Луне и часам практически производится так же, как и по Солнцу и часам. Следует отметить, что в северных широтах в течение ночи северная сторона неба самая светлая, а южная — более темная.

При облачности, отсутствии часов можно определять стороны света, используя местные предметы. При этом следует использовать те признаки, которые напрямую определяются влиянием Солнца, его длительным воздействием на предметы. Погрешность определения направления при этом будет больше, поэтому надо использовать не один, а несколько признаков. В случае совпадения результатов можно надеяться на правильное определение направления.

Искать приметы следует на отдельно стоящих растениях и предметах, так как в чаще леса действие солнечных лучей выражено нечетко. Мхи и лишайники на коре деревьев преимущественно растут на северной стороне, так как стремятся развиваться в тени, сырости. Они растут также на старых деревянных строениях, больших камнях, скалах. Сравнивая несколько деревьев, камней, можно по расположению мха довольно точно определить линию север— юг. Кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной, что особенно хорошо заметно на березах, соснах, лиственницах, осинах. Обычно после дождя стволы сосен чернеют с северной стороны. Это объясняется тем, что на сосновой коре развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит выше, чем на южной. Вот эта корка во время дождя темнеет и набухает. В жаркую погоду на южной стороне ствола сосны и ели выделяется больше смолы, чем на северной.

Весной травяной покров лучше развит на северных окраинах полян, которые дольше и лучше прогреваются солнцем. В оврагах, лощинах, ямах снег быстрее оттаивает с северной стороны, так как лучи солнца, падающие с юга, не попадают на южные края углублений. Такое же подтаивание снега наблюдается в следах, оставленных на снегу.

По этой же причине с юга от отдельных деревьев, пней, больших камней весной быстрее тает снег, раньше и гуще растет трава. Это объясняется тем, что в этих местах участки земли прогреваются лучше. Летом же с северной стороны от деревьев, камней, построек земля более влажная, чем с южной. Южные склоны холмов обычно бывают суше, меньше задернованы и более подвержены процессам размыва. На северных склонах утром дольше сохраняется роса (однако при этом надо учитывать и направление ветра). Ягоды поспевают раньше опять-таки на северных склонах оврагов и южных склонах холмов. Действие солнечных лучей сказывается и на степени созревания плодов — они краснеют или желтеют раньше на ветках, обращенных к югу.

Сказывается деятельность солнечных лучей и на жизни животных, насекомых. Муравьи почти всегда устраивают свои жилища к югу от ближайших камней, деревьев и кустов, южная сторона муравейника более пологая, чем северная, что позволяет ему получать больше тепла и света. Однако иногда расположение муравейников зависит от местного климата и рельефа местности. Суслики чаще устраивают свои норы к югу от камней и деревьев. Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью — на юг.

Из других приемов определения сторон горизонта по местным признакам наиболее точными являются те, которые опираются на следы деятельности человека. Так, алтари православных церквей обращены на восток, колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу.

Помочь в определении направления могут лесные просеки. В больших лесных массивах обычно просеки прорубают по направлениям север—юг и запад—восток. Лес разделяется просеками на кварталы, которые нумеруются обычно с запада на восток и с севера на юг, так что первый номер ставится в северо-западном углу, а последний — в юго-восточном. Номера кварталов обозначаются на квартальных столбах, которые ставятся на пересечении просек, причем верхняя часть столба обтесывается в виде граней, на каждой из которых надписывается номер противолежащего ей квартала. Таким образом, ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами указывает направление на север.

 

 

http://ok-t.ru/studopediaru/baza6/1113732240109.files/image034.jpg

При ориентировании по одним только местным приметам нельзя делать вывод о направлении сторон света по одному-двум признакам. Наблюдения надо произвести по нескольким из них, проанализировать и делать выводы только после подтверждения и совпадения результатов наблюдений.

Игры на внимание: «Стороны света» и «Запомни место фигур»

3. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов занятия

Мы на сегодняшнем занятии научились определять свое местонахождение  на различных картах. Определять стороны света по местным предметам и теперь при необходимости вы сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

3.2. Домашнее задание

Ребята, попробуйте например, по дороге в школу, домой, на прогулке использовать свои знания для ориентирования по местным предметам, определить стороны света.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Конспект учебного занятия по теме "Свойства света".

Конспект учебного занятия по физике в 8 классе по теме "Свойства света"....

Конспект учебного занятия по теме: Определение хлопчатобумажных и льняных тканей(6 класс)

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме:"Определение хлопчато- бумажных и льняных тканей"(6класс) 2018г...

конспект учебного занятия: «Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»

Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки...

План-конспект учебного занятия в рамках темы "Животные со всего света"

План -конспект учебного занятия по теме "Животные со всего света" на базе УМК "Spotlight -5" (под редакцией Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.)....

Практическая работа Определение расстояний по глобусу и карте.Определение географических координат.

Практическая работа Определение расстояний по глобусу и карте.Определение географических координат.(Программа "Полярная звезда") проводится в конце изучения темы План и карта.Содержит интере...