Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс)

Шляева Фаина Александровна

Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)

Цель: повышать уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с причинами и последствиями употребления наркотиков
  • Учить сопротивляться негативному давлению со стороны сверстников
  • Формировать навыки, предотвращающие употребление наркотиков 

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки
  • формировать  установку  на  здоровый  образ  жизни,  исключающий употребление наркотических средств

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки
  • Способствовать развитию навыков самоконтроля

Оборудование: непрозрачная коробка, жевательная резинка, листы бумаги, письмо, вода, два пластиковых прозрачных стакана, зелёнка, йод, хлорка, шприц, палочка.

Ход занятия

1.Орг.момент.

2.Актуализация знаний.

 -Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить одну из важнейших проблем современности. Сейчас я прочитаю вам некоторые факты об этой проблеме, а вы определите, о чем и дет речь.

  • Это явление получило широкое распространение в XX веке.
  • Это мешает росту, стимуляции творческого процесса.
  • Спустя много лет это находится в организме человека.
  • После окончания действия его хочется еще.
  • Это основная причина появления серьезных заболеваний.
  • Это толкает человека на совершение преступлений.

-Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на занятии?(Наркомания, наркотики)

3.Основной этап.

-Правильно, сегодня мы с вами обсудим  проблему наркомании. Не секрет, что в мире растет число людей, которые пытаясь убежать от реальности, используют различные наркотики. Люди продолжают употреблять их, не смотря на то, что с давних пор отмечаются негативные последствия употребления наркотиков: адская зависимость, умственная деградация, риск заболеть СПИДом, ранняя смерть и т.д. Они делают это по разным причинам. Проблема наркомании не может не волновать».

-За последние годы существенно изменилась наркоситуация в стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последние десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.

В последние десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и др. психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере, правопорядку, экономике страны.

Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого 5 жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкоголя и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Игра-активатор “Пирамида”.

-Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.

Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.  Ребята выстраиваются в “пирамиду”.

-Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!  Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему, же наркоманов становится всё больше и больше?»

Упражнение «Сюрприз»

В непрозрачной коробке лежит; жевательная резинка.

-То, что лежит в этой коробке - «нельзя», «плохо», «запрещено». Но каждый из вас может проявить себя по отношению к этой коробочке, так как захочет.

Обычно ребята проявляют любопытство и заглядывают внутрь.

-Вопрос к заглянувшим: почему зная что это «нельзя», «плохо» и «запрещено» вы всё-таки заглянули в коробочку? Почему не заглянули?

-Всё что для нас запретно является любопытным. И это упражнение поможет нам ответить  на вопрос «Почему люди начинают употреблять наркотики?».

 Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?».

-Перед вами на доске 3 листа бумаги. Вы должны выйти к доске и написать на этих листах:

  • Причины, по которым люди начинают употреблять наркотики
  • Последствия, т.е. к чему приводит употребление наркотиков
  • Альтернатива, т.е. чем можно заменить употребление наркотиков.

ПРИЧИНЫ

ПОСЛЕДСТВИЯ

АЛЬТЕРНАТИВА

Результат может быть таким:

ПРИЧИНЫ

ПОСЛЕДСТВИЯ

АЛЬТЕРНАТИВА

- от нечего делать;

- из любопытства;

- за компанию;

- назло родителям;

- это модно;

- чтобы снять боль;

- не смог сказать нет и пр.

- смерть от передозировки;

- потеря уважения окружающих;

- гепатиты и СПИД;

- конфликты с родителями и пр.

- занятие спортом;

- хобби;

- независимость;

- накопление капитала и пр.

Мифология современности

-Представим себе, что миф и факт спорят. Я буду читать утверждение, а вы должны определить, миф это или факт.

  • От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.(миф)
    -Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости.
  • Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.(миф)
    - Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория 3-4 дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.
  • Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания.(миф)

-Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.

  • Миф 5. Наркоманами становятся как безвольные так и сильные люди.(факт)

- Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.

  • Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.(миф)

- Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без исключения.

  • Проще отказаться от употребления наркотиков один раз. (факт)

- Проще отказаться от употребления наркотиков один раз чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

РАБОТА В ГРУППЕ. Письмо наркоманки ( НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-Перед вами отрывок из письма наркоманки. В нём пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст письма, вставляя вместо пропусков то или иное слово.  

-Каждое слово повторяется только один раз.

доставать, ужас, выход, красота, боль, мрак, любопытство, чудо, бросать, выходить.

Самое страшное, что не удаётся …, – смертельно боишься физических болей дикой силы. … и стремление к удовольствию гонят на поиски – куда угодно. Бежишь, придумываешь что угодно, умоляешь. Если сегодня не …, не знаешь, как жить, и думаешь, постоянно думаешь об одном и том же. Это похоже на жестокую сказку. Идёт человек по прекрасному саду и видит красивый дом, … толкает заглянуть. Входит, а сзади – хлоп. И нет … И внутри нет никакой … Только пустота, …, боль. Можно …, разбив стену. Но для этого проходишь через нечеловеческую… Надеешься на … Их не бывает!!!

4.Заключение.

-В Конце нашего занятия, хочется сказать, что практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.

-Сейчас, на примере одного «опыта», мы рассмотрим жизнь двух людей и то, как они повели себя в схожих сложных ситуациях.

Для «опыта»  понадобится:

• Два пластиковых прозрачных стакана

• Зелёнка

• Йод

• Немного хлорки

• Шприц или пипетка

• Вода

• Палочка, чтобы всё перемешать

К началу занятия должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее сильно даёт нужный результат, а в другой – меньше одной капли зелёнки, для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненные йодом шприц и палочка.

-Представим, что это (стаканчики с водой) – два человека, например два парня назовём их Саша и Лёша, им по 16 лет. Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. Но между ними есть одно различие: этот (обратить внимание на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы, знает свою цель и идёт к ней, а этот (стаканчик с окрашенной водой) – не имеет твёрдых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению.

-Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так, вот этому (показать на стакан с зеленоватой водой, а в другой руке шприц с йодом) «толпа» с района предлагает: «Слушай! Давай с нами курнёшь травы. Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыснуть из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет – т. е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается: «А почему бы и нет… Ведь все это делают и, всё равно, заняться нечем». (Размешать помутневшую воду палочкой).

-Видите? Что с ним происходит?

-Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. –

-Всё те же парни предлагают ему: «Слушай, Лёх, пойдём на дискотеку. Там сегодня все! Такие девчонки! Ты ещё ТАКОГО не пробовал, и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие? (добавить ещё йода в стакан).

-Что происходит? – Поскольку он не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей, он ещё больше портится.

Поставить  на стол первый стакан и взять стакан с хлоркой:

-Что происходит с этим человеком? Всё та же компания предлагает ему: «Давай ширнёмся!», он говорит: «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». Слушай, Сань, пошли с нами: сегодня классная тусня, и девчонки. такого ты ещё не пробовал!». – «Спасибо, но у меня спортивная секция» и т. д. (при каждом поводе впрыскивать йод в стакан, но он каждый раз йод уничтожается раствором)

-Вот! Видите? Тот парень имеет твёрдые жизненные принципы, поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень.

-Каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть: будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будите использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких.

-И такой человек (с твёрдыми жизненными принципами – показать на стакан с хлоркой, общаясь с таким (берёте в другую руку стакан с тёмной водой, может повлиять на него (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой – «человек очищается»). То есть человек без твёрдых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек бесхребетный в этом плане, на человека с правильными убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"

1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастны...

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»...

Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних «Скажем наркотикам «НЕТ!»

Цели:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье чел...

Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения  среди несовершеннолетних.Задачи мероприятия:...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

План мероприятий по профилактике аддиктивного, суицидального поведения несовершеннолетних

План мероприятий по профилактике аддиктивного, суицидального поведения несовершеннолетних...

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что...