"Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению"
статья

Попова Анна Андреевна

Сопровождение педагога-психолога участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анна Андреевна Попова

«Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения

и коррекции «Гармония»

Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна узнать его

также во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Сопровождение представляет собой целостную, системно- организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. (Битянова М. Р.)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Сравнивая педагога с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе».

Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при организации психолого-педагогического консилиума. Консилиум также взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомит психологов со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников.

В задачи консилиума входят:

- изучение особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение),

- изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье), запаса знаний и представлений, (элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности) — педагогическое изучение.

Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в центр и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами центра.

В начале учебного года директор центра утверждает состав Психолого- педагогического консилиума в который входят:

– председатель консилиума;                

– учитель-дефектолог;                

– педагог-психолог;                        

– учитель;                        

– социальный педагог;                        

– учитель-логопед.                          

проводится первое организационное заседание ППк, где распределяются обязанности, утверждается план работы на новый учебный год.

Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так, реализуется важнейший принцип дефектологической науки — принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательно-воспитательной работы.

Каждый из участников Ппк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

        Согласно приказа УОиН Тамбовской области от 17.02.2020г. №399 «Об утверждении документации психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений         на каждого обучающегося заведена «Карта развития обучающегося» (в карте развития находятся результаты комплексного обследования, педагогическое представление-характеристика на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, вносятся данные об обучении ребёнка в классе, данные по коррекционно-рзвивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения). Карта развития хранится в организации до достижения ребёнком возраста 18 лет.

        Второе важнейшее направление - коррекционно-развивающее - предполагает комплекс мер,  воздействующих наличность в  целом,  нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

        Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов образовательного учреждения. Особенно это прослеживается на примере детей с аутизмом.

        Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению построена на   взаимодействии с семьей (активное включение родителей в жизнь центра, просвещение родителей, объяснение цели и задач обучения и детей с ОВЗ);

Таким образом, созданная система психологического  сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ педагог-психолог Романова Е.Б.

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ  1 – 8 КЛАССОВ...

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ педагог-психолог Романова Е.Б.

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ  1 – 8 КЛАССОВ...

Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....

План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...

Программа работы Службы психолого- педагогического сопровождения ОУ

Программа раскрывает с содержание направлений  работы всех специалистов  и сотрудников службы сопровождения ОУ....

Приказ «Об организации работы школьного психолого-педагогического консилиума»

Приказ " Об организации работы школьного психолого-педагогического консилиума"...