Его величество бал
учебно-методический материал

«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ»

Сценарий

 (обобщение педагогического опыта для школьников младших классов)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий 31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Гимназия №3» Зеленодольского муниципального района  Республики Татарстан

 «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ»

Сценарий

 (обобщение педагогического опыта для школьников младших классов)

И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

А. С. Пушкин

Автор

Педагог дополнительного образования

Васильева Елена Львовна

Контактные данные

РТ г. Зеленодольск МБОУ «Гимназия №3» ЗМР РТ

89053776931

Год создания 2021

Форма

Театрально-хореографическая гостиная

Данное мероприятие планируется провести в марте 2021 года

Место проведения-МБОУ «Гимназия №3» ЗМР РТ ( актовый зал )

.Творческая группа – создатели проекта  «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ»
Исполнители

Директор МБОУ гимназии№3
Заместитель директора по воспитательной работе

Педагоги дополнительного образования

Классные руководители начальной школы
Звукорежиссер

Костюмер

Декоратор

Цель:

- расширение кругозора учащихся, ознакомление с большим количеством  музыкального и хореографического материала.

-     воспитание, основанное на умении ребят воспринимать окружающий мир, благодаря которому они имеют возможность познать лучшие образцы мировой художественной культуры через музыкальный материал, историко-бытовой танец, литературные и исторические источники.

–   познакомить учащихся с эпохой, сделав их действующими лицами, научить этикету: уметь здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, уметь танцевать

- возродить потребность интереса учащихся к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету.

Оборудование:

- проектор мультимедиа, компьютер,

- микрофоны

Оформление зала:

стулья расставлены по периметру актового зала, свечи в подсвечниках, искусственные цветы, экран для медиапроектора .

Работа звукооператора: подбор музыкального сопровождения с произведениями композиторов XIX века: Штрауса, Чайковского, Моцарта, Глинки

Участники бала:

Параллель учащихся начальной школы 1-ые классы, 2-ы классы, 3-классы, 4 классы

Ведущие: Творческие группы учащихся старшего и среднего звена ( исполнители главных ролей ):

1.Вельможа 1

2. Вельможа 2

3.Принц

4. Нищенка

5.Ведущий 1

6.Ведущий 2

7. Церемониймейстер

Гости бала: директор гимназии  , учителя

Введение

  Бал на протяжении трёх веков был непременным атрибутом жизни русского дворянства.

    Прежде всего, хотелось бы остановиться на том, что же такое бал? Бал (от франц. – "танцевать") – это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.2

     Как известно, культура тесно связана с общественной жизнью народа и отражает историческую эпоху. Каждая эпоха накладывает определённые отпечатки на развитие искусства, культуры, традиций. Бал как явление культуры представляет огромный интерес, так как является формой общественной жизни. Поэтому изучение истории развития бала представляется важным в культурологическом плане: оно позволяет более детально представить культуру, традиции, обычаи любого государства. Без балов немыслима история императорского периода России; неслучайно сцены бала нашли такое яркое отражение в творчестве А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и явились ключевыми моментами в судьбе героев, поскольку ярко отразили быт и нравы дворянского сословия. Необходимо отметить, что бал был не только частью культуры XVIII, ХIX и начала XX веков, но и составляющей частью жизни людей в обществе. "Бал есть жизнь в миниатюре, - говаривали в старину, - со всеми ее обольщеньями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького".1 Надо отметить, что с течением времени менялись традиции, в том числе и традиции бальной культуры. В России в XX веке вследствие исторических событий балы потеряли свою популярность и актуальность. Постепенно культура танца пришла в упадок.

     К сожалению, реалии современного времени свидетельствуют о снижении духовной культуры человека: утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В жизни общества «пресловутая» свобода понимается как «вседозволенность». В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры подрастающего поколения.

Актуальность данной темы неоспорима, так как без духовной и нравственной культуры невозможно развитие общества, сохранение культурного наследия, имеющего ценность, в первую очередь, для молодого поколения

Задачи:

- сохранение и приумножение лучших в новых исторических условиях, создание мотивации для формирования у молодежи патриотических ценностей.

- познавательные:

 развитие познавательной активности. Развитие речевой активности. Эстетическое воздействие на эмоции у воспитанников посредством использования разных видов искусства.

- воспитательные задачи:

 воспитание культуры межличностного общения, социальной активности    детей. Формирование эстетических образцов проведения свободного времени. Оптимизация межличностных отношений в школьных коллективах. Развитие творческих способностей воспитанников.

- развивать умение и применять полученные знания на практике.

Сценарный план

Под торжественною музыку дети парами входят в зал. Кавалеры ведут своих дам и рассаживаются по местам.

Голос за кадром:

 События, о которых мы вам сегодня расскажем - не выдуманы. Они произошли много- много лет тому назад, в одном уже всеми забытом государстве.
Это история - о любви, которая побеждает зло. Итак, жил-был принц, который больше всего на свете любил охоту и балы.

Трубы. Выход Принца и слуг.


Вельможи вместе: Внимание, Внимание! Сказочное времечко — времечко желанное.  Тихо! Начинается сказка долгожданная. 
Вельможа 1: Королевство сказочное чудесами славится.  Публика, внимание!  Сказка начинается! 
Вельможа 2: Сегодня по случаю удачной охоты нашего принца в замке состоится бал.

Вельможа 2: Всем уважаемым и знатным семьям необходимо явиться на бал незамедлительно!!! 

Вельможа 1:

Принц издал такой указ,

Объявлен дивный бал у нас!

Все дети гимназической страны

На бал явиться в срок должны!

  Фанфары 

Принц: Я несказанно рад гостям.

С собой улыбки захватите

Вас ждет необычайный бал!

Для счастья сердце распахните!

Вельможа 1: И затаил дыханье зал…

Вниманье! Открываем бал!

Танец- Вальс

Ведущий 1. Дорогие участники бала, как вы думаете, можно ли на нашем балу познакомить всех участников друг с другом?

Ведущая 2. Есть очень простой, веселый и несложный танец, который можно выучить прямо на балу и познакомить всех участников. Просим выйти сюда отважных кавалеров-мальчиков. Они должны выйти в центр и встать спиной внутрь круга.

Смелее, кавалеры!

Ведущий 1. А сейчас приглашаем девочек занять места напротив мальчиков, лицом друг к другу. Девочки, выбирайте любого партнера.

Ведущая 2. Условия игры-танца – мальчики, как только зазвучит музыка, двигаются по кругу против часовой стрелки, а девочки по часовой стрелке. Музыка заканчивается – нужно повернуться в паре лицом друг к другу и поздороваться, называя своё имя.  Давайте попробуем!

(Ведущие показывают движения).

Церемониймейстер. Веселый танец знакомств, господа!

«Танец знакомств»

Слышится стук, появляется Нищенка.

Нищенка:
 Здравствуй, дорогой принц! У тебя во дворце так тепло и весело, а на улице так темно и холодно. Пусти меня, пожалуйста, переночевать, я очень замерзла...
В обмен за приют, я подарю тебе этот волшебный цветок...

Принц (посмеявшись над подарком): Смешная старуха! Разве ты не видишь, какие прекрасные дамы присутствуют здесь на балу, а на кого похожа ты?
Убирайся, тебе здесь нет места!!!
Нищенка: Как жаль. Бедный принц! Ты красив, но красота должна быть не снаружи, а внутри. В твоем сердце, нет любви... И в наказание за это не смеяться тебе весело, не знать радости и счастья! Каждый день твоей жизни пусть будет наполнен тоской и унынием! И да пусть померкнут для тебя краски этого весёлого бала!

Принц становится мрачным

Нищенка: Я наложила на твой замок и всех его обитателей, могущественное заклятие. Если кто-то сумеет развеселить тебя прежде, чем упадет последний лепесток с этой розы, то чары рассеются, а если нет, то навсегда останешься самым грустным принцем на всем белом свете!.
 Нищенка разворачивается, уходит.

Ведущий1: Беда! Беда!

Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Чтоб чары Нищенки всем вместе победить!:
Нам Принца надо на балу расколдовать,

Чтоб смог нам снова улыбнуться он опять!

Ведущая 2: О, я, кажется, знаю, что может его развеселить! Полька!

Ведущий 1: Полька! Весёлый танец! Полька родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя! Она не знает, что такое плохое настроение, полька точно нам поможет!

Церемониймейстер: Полька, господа! 

Полька «Добрый жук»

Ведущий 1: Странно, не помогло!

Ведущая 2: Ну ничего-ничего, есть у меня в запасе ещё одно тайное средство: игры!

Кто любит цветы?  Выходите к нам! И выстраивайтесь в ручеек!

Церемониймейстер: Господа, «Ручеек с цветком»!

Игра «Ручеек с цветком».

СЦЕНА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ТАНЕЦ»

Ведущий1: Мы хотим, чтобы каждый участник сегодняшнего бала унес с собой чудесное весеннее настроение и светлое воспоминание о празднике.

Ведущая 2: Поэтому объявляется разноцветный танец!

Ведущий 1: Под веселую музыку все будут танцевать по одному, но, как только я назову какой-нибудь цвет, все должны подбежать и дотронуться до того человека, в одежде которого и присутствует названный мной оттенок. Давайте попробуем!

Церемониймейстер: «Разноцветный танец», судари и сударыни!

Ведущий 1: Смотрите, брови нашего принца уже не так нахмурены, его сердце начинает оттаивать!

Ведущая 2: Следующий номер нашего бала — танец со шляпой!. Среди нас есть ловкие и смелые кавалеры?

 Хорошо, господа, встаньте передо мной!( бросает шляпу в толпу)

Ведущий 1:  Тот, кто поймал шляпу, должен ходить с ней по залу среди танцующих. Как только музыка прекращается, он надевает шляпу на любого участника и тот должен выполнить наше специальное задание – вытащить фант и исполнить задание.

(Задания продумываются заранее и раздаются хозяйкой бала. Новый участник со шляпой ищет себе замену. Игра продолжается 5-6 раз).

 Церемониймейстер. Танец со шляпой, господа! Танец со шляпой!

Ведущий 1: Мне кажется или уголки рта нашего Принца сами непроизвольно поползли вверх и стали складываться в улыбку? Ребята, еще немного и чары Нищенки рассеются!

Ведущая 2:Смотрите, смотрите, он держится за сердце!

Принц: О, как жарко в груди, какие странные ласковые покалывания, как будто бы пузырьки от газировки лопаются в сердце. И так приятно! Что же я наделал? Зачем обидел бедную старую женщину, не пустил ее на бал, выгнал на улицу в одном ветхом платьице! Какой я противный! Бессердечный! Злой!

Ведущая 2: Милый Принц, не кори себя! Ведь ты всё понял. Знаешь, мне кажется, что тебе стоит извиниться перед старой Нищенкой, и чары окончательно падут.

Принц: Но она обиделась на меня и ушла, я сам прогнал её! Как же её вернуть?

Ведущий 1:Я думаю, добрая песня, спетая нашими добрыми помощниками-ребятами, будет обязательно ей услышана.

ПЕСНЯ «О дружбе»

Вельможа 1: О, чудо! Смотрите, кто спешит к нам сюда! Какая прелестная  юная девушка! Но она мне кажется знакомой! Неужели ?Нищенка, это Вы?

Вельможа 2: Свершилось чудо!

Нищенка: Спасибо вам, дорогие мои. Когда –то давно старый злой колдун разозлился на меня и наложил заклятие, превратив меня в бедную Нищенку. Он сказал, что если найдётся прекрасный Принц, который сможет с помощью своих друзей справиться со страшным заклятием уныния и грусти и сумеет понять, что обидеть другого человека очень просто, а вот исправить свою ошибку трудно, то я снова стану прекрасной Принцессой.

Принц: О, я сражён в самое сердце! Прекрасная девушка, я, кажется, влюблён!

Ведущий1: Сказка о любви, Древняя как жизнь.
Ждали долго мы этих перемен вот и дождались.
Ведущая 2: Сделан первый шаг, не узнать их лиц.
Бед в помине нет, грустных тоже нет,
Есть прекрасный принц.
Ведущий1: Древний словно свет,
Сказочный сюжет,
Девушка и принц.

Принц: Разрешите пригласить Вас на вальс, о прелестная Принцесса!

Церемониймейстер: Вальс! Последний вальс! Танцуют все!

 Заключение

    От замысла до проведения бала учащиеся, родители, учителя проходят путь культурного самоопределения и самосозидания – путь совместного творения бала. Необходимо участие каждого в совместном творении бала: учимся танцевать, изучаем этикет в практике общения, осмысливаем ценности уважительных, доброжелательных взаимоотношений и правила поведения на балу, создаем оргкомитет по подготовке бала, готовим бальные наряды, выбираем танцы и музыку, готовим пригласительные билеты, составляем списки приглашенных на бал, обдумываем оформление зала и т.д. И тем самым создаем себя, культуру личности, создаем сообщество культурных людей и новое культурное явление – школьный бал.

   Такая организация деятельности позволяет реализовывать и развивать способности, не востребованные на уроке, в школьной жизни, часто, к сожалению, и в семье: проявить внимание, сделать комплимент, подарить улыбку, и в то же время – получить приятные эмоции, вдохновиться и отдохнуть.

   Формируется положительное отношение к собственной личности, укрепляется доверие к своему чувствованию и видению мира и уважение к другим. Общая культура праздника создаётся культурой каждого в отдельности и их взаимодействием. Энергия «общего» может стать энергией вдохновения для каждого. Может быть, благодаря этому, мальчишки не будут отталкивать девочек при входе в класс, не будут сидеть в транспорте молодые мужчины, а девчонки будут не только бегать в джинсах, но и уметь носить платье с туфлями на каблуке так, что все будут оборачиваться, будто завороженные…

  Учителя и ученики оказывают взаимное влияние друг на друга и взаимно обогащаются. Таким образом, учитель признаёт за ребёнком право влиять на педагога и его развитие. Такое общение ценно само по себе. Поэтому важен каждый этап деятельности: и бал как результат образовательного процесса, и само движение к красоте бала, его подготовка.

  Старинные культурные традиции сохранились в веках не просто так, в них заключена мощная гуманитарная сила и воспитательный потенциал. Таким образом, прекрасная бальная традиция возвращается, так же, как и традиция проведения школьных балов в их классическом понимании.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»

Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

Интегрированный урок "Его величество Театр" для 1 класса (по системе Л. В. Занкова)

Этот урок познакомит учеников с различными видами театрального искусства. Создаст условия для целостного восприятия мира учениками, через интеграцию предметов обучения грамоте, музыки, изобразите...

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

"Его величество корень"

Урок изучения нового материала по теме "Корень" в 6 классе...

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...