Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних "Все в твоих руках"
проект

Ооржак Оксана Викторовна

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация и в том числе с группировкой АУЭ. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия. Также увеличивается число родителей и законных представителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей.

Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_v_tvoih_rukah._21_listov.doc646 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Паспорт Программы
  2. Пояснительная записка
  3. Понятия, употребляемые в программе  
  4. Срок реализации Программы
  5. Механизм реализации Программы
  6. Ожидаемые результаты
  7. Система организации и контроля

1.Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа МБОУ СОШ №4 г.Ак-Довурака по профилактике безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних

«Все в твоих руках»

Разработчики

Ооржак О.В. – заместитель директора по БППВ

Бакук Х.С. – заместитель директора по ВР

Куратор

Адыгаева А.А. – директор школы

Цель Программы

  1. Улучшение условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  2. Организация систематической превентивной работы  

Основные задачи Программы

  1. Формирование у обучающихся правовых знаний и умений, толерантности.
  2. Обучение несовершеннолетних приемам безопасного и ответственного поведения.
  3. Содействие развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.
  4. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и оказание им и их родителям/законным представителям социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.
  5. Активное вовлечение родителей /законных представителей в работу по профилактике правонарушений.
  6. Воспитание потребности в ЗОЖ.
  7. Организация работы по противодействию террористическим и экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Сроки реализации Программы

2019-2023 гг.

Основные участники Программы

1. Педагогический коллектив школы.

2. Обучающиеся 1-11 классов.

3. Родители (законные представители) обучающихся

4.Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики (по согласованию)

Нормативно-правовое обеспечение Программы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конституция Республики Тыва.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

7. Устав МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака

8. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет»

9. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся».

10. Локальный акт «Положение о Совете профилактики»

Кадровое обеспечение Программы

администрация МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака, педагогические работники, в том числе Совет профилактики и технический персонал

Ожидаемые результаты Программы

  1. Высокий уровень психолого-педагогической компетентности сотрудников школы.
  2. Активное и результативное участие обучающихся и родителей/законных представителей школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах, собраниях, рейдах и т.п. по профилактике правонарушений.
  3. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в подростковой среде.
  4. Снижение и/или исключение фактов постановки обучающихся на профилактические учеты.
  5. Сформированный образ выпускника школы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Система организации контроля

за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители

2. Пояснительная записка

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация и в том числе с группировкой АУЭ. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия. Также увеличивается число родителей и законных представителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей.

Основой разработки является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи,  нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и свободными детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями   супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  • наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение   социальных отклонений в   поведении детей, рождают беспризорность   и   преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания    всех субъектов  профилактики.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь детям, педагогам необходимо проводить систематическую превентивную работу.

Проблема правового воспитания обучающихся остается одной из самых актуальных в школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций детей. Особое внимание уделяется детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений.

В программе применяются следующие понятия:

  • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места

пребывания;

  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо,

которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или

иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих

обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
  • девиантное поведение -  отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
  • просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;
  • аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.

  1. Срок реализации Программы

Название этапа

Срок реализации

I этап – Подготовительный

Разработка программы

2019-2020 учебный год

- совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
–обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей и  законных представителей, направленного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

II этап – Внедрение концепции Программы

2020-2022 учебные годы

-оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

–использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап- Рефлексия.

2022-2023  учебный год

-обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении

5. Механизм реализации Программы

Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается    в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных   как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций

( блоков):

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает обновление и корректировку банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка.  Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями и активизацию работы с родительским комитетом.

Календарный план мероприятий по проекту программы

№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

  1. Организационные мероприятия

1

 

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы

ежегодно 

Кл. рук. 1-11 кл.

 

2

Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

ежегодно

 

Кл. рук.1- 11кл,

соц. педагог

 

3

 

Организация заполнения в классах социальных паспортов

 

ежегодно 

Кл. рук.1-11 кл.

 

4

 

Составление банка данных и социального паспорта школы

 

ежегодно 

Соц. педагог, зам дир. по БППВ

 

5

 

Проведение и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с субъектами профилактики

по плану

Субъекты профилактики

7

Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям

 

по плану 

Педагог- психолог

 

9

Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций.

 

постоянно 

Кл. руководители

 

10

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

а) индивидуальные беседы;

б) посещение семьи;

по мере необходимости

Соц. педагог, зам дир. БППВ

11

 

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи.

 

1 раз в четверть

 

Администрация школы, соц. педагог, педагог психолог

 

12

 

Сверка документации школы и ПДН по уч-ся, стоящим на учете в ПДН. 

2 раза в год

Соц. педагог

  1. Работа с учащимися

1

 

Оказание учащимся информационно - правовой помощи через различные мероприятия

 по плану

Педагог - психолог

Зам. дир. по ВР, ПП, специалисты разных структурных отраслей

 

2

 

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

 

По мере необходимости.

 

Соц. психологическая служба

3

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультации специалистов

По мере необходимости

 

Соц. психологическая служба

4

 

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной работы школы)

 

Постоянно

 

Зам. дир. шк. по ВР,

кл. руководители

 

5

 

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

 

постоянно 

Администрация школы, пед.коллектив

6

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов 

По плану 

Администрация школы, педагог – психолог, кл. рук., род.комитет

 

7

 

Временное трудоустройство несовершеннолетних «группы риска», охват организованным отдыхом в каникулярное время

По согласованию 

 Пед.коллектив, субъекты профилактики,

8

 

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей «группы риска».

Ежедневно

 

Администрация школы,  кл. рук.

 

  1. Работа с семьей

1

 

Изучение социального положения семей учащихся школы

 

сентябрь

 

Кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР

 

2

 

Выявление родителей, уклоняющихся от воспитания, обучения и содержания детей, неблагополучных семей

 

сентябрь

 

Соц. педагог, классные руководители

 

3

 

Педагогические лектории для родителей (по отдельному плану)

 

По плану 

Администрация

Кл. руководители

 

4

 

Привлечение родителей и законных представителей к воспитательной работе с учащимися

 

Постоянно

 

Кл. рук.

 

5

 

Консультирование родителей 

По мере необходимости

 

Пед. коллектив, психологи, мед. работники (по согласованию) 

6

 

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения

По плану  

Администрация школы, род. комитет

 

7

 

Обучение родителей и законных представителей приемам и методам контроля за детьми «группы риска»;

а) на «круглых столах»;

б) на классных и общешкольных родительских собраниях и т.д.

 

1 раз в четверть

 

Классные рук., Администрация школы

 

  1. Правовой всеобуч учащихся

1

 

Проведение мероприятий по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

 

по  воспита-тельным планам  

Кл. руководители

 

2

 

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков,  ПАВ, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)

 

В декады ЗОЖ

Администрация школы, классные рук, педагоги психологи, соц. педагог.

 

3

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение преступлений (кража, грабеж, вымогательство и т.д.)

Месячник профилактики правонарушений

Администрация школы, классные рук, педагоги психологи, соц. педагог

  1. Профилактика алкоголизма, табакокурения , наркомании и ПАВ

1

 

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам

 

Начало, конец учеб-ного года

Зам. дир.  по ВР, пдагог-психолог

 

2

 

Привлечение узких специалистов ММЦ «Барун-Хемчикский» для профилактики вредных привычек

 

По согласованию 

Зам. дир. шк. по ВР,

Педагоги – психологи, мед.работники

 

3

 

Проведение акций «За здоровый образ жизни»

 

В течение года

Зам. дир. шк. по ВР, классные рук.

 

4

 

Освещение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.

 

По плану

 

Уполномоченный по правам ребенка, кл. рук.

  1. Профилактика суицидального поведения у обучающихся

1

 

Диагностика учащихся по выявлению их суицидального поведения 

Начало, конец учеб-ного года

Зам. дир.  по ВР, педагог-психолог

 

2

 

Привлечение узких специалистов

По мере необходимости 

Зам. дир.шк. по ВР,

Педагоги - психологи

 

3

 

Проведение акций «Я выбираю жизнь!»

 

По плану

Зам. дир. шк. по ВР, классные рук., педагог-психолог

 

4

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

 

постоянно 

Администрация школы, пед.коллектив

6. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
  • улучшить взаимодействие с органами и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • улучшить условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
  • снизить количество безнадзорных и беспризорных детей и подростков

1 блок

  • создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
  •  отсутствие семей обучающихся, состоящих на профилактических учетах

2 блок

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
  • получение информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся;
  • высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов

3 блок

  • устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних;
  • уменьшение или отсутствие количества обучающихся, имеющих вредные привычки;
  • увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
  • уменьшение или отсутствие количества детей, поставленных на внутриклассный и Внутришкольный контроль, на учёт в КДН;
  • высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности

4 блок

  • создание приоритетного родительского воспитания;
  • организация педагогического просвещения родителей; 
  • отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;
  • высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом

7. Система организации и контроля реализации программы

  • Классно-обобщающий и тематический контроль.
  • Изучение документации Совета Профилактики.
  • Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
  • Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
  • Анализ проведённых акций, мероприятий.
  • Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
  • Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутри школьном контроле и учёте в КДН.
  • Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель программы:   обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...

Рабочая программа " Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологичес...

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних»...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Цели программы:- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;- создать   условия   для   эффективно...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Цель программы: Формирование  у детей социально позитивных установок, устойчивого неприятия противоправного поведения  для успешной адаптации  в социуме и самоутверждения среди сверстн...