«Нейрографика - способ снятия негативного эмоционального состояния подростка»
методическая разработка
Нейрографика.Проективные психологические методики предназначены для исследования тех глубинных психических состояний, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Новый метод арт-терапии – нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, острую проблему, позитивные цели. И не просто выразить, а трансформировать в позитив, гармонию, решение, достижение. Трансформация происходит на уровне нейронных связей. Через рисунок передаются чувства, эмоциональное состояние подростка. Прорисовывая проблемы, желания и собственные фантазии методом нейрографики у подростков создаются новые нейронные связи, постепенно меняется мышление. Значимость и актуальность данного занятия заключается в представлении нового проективного метода «Нейрографика», направленного на выявление, осознание и самоанализ, прежде всего субъектно-конфликтных отношений, негативных эмоциональных переживаний (страх, неуверенность, обида и т.д.) и их представленности в индивидуальном сознании подростка в виде значимых переживаний.Использование данного метода, совместная работа подростка с социальным педагогом/педагогом – психологом предположительно могут дать результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии подростка;
- осознание внутренних ресурсов подростком;
- стабилизация эмоционального состояния подростка;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания.
Используемые методы и техники: проективный метод «Нейрографика» (энергетическое фрактальное рисование).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейрографика - способ снятия негативного эмоционального состояния подростка»
Цель занятия: Формирование и развитие навыка осознания негативных эмоций и состояний, умение отреагировать их, используя метод работы с подсознанием через рисунок (нейрографический рисунок), способствовать развитию познавательных процессов подростка: мышления, внимания, воображения.
Задачи:
- знакомство подростка с методом арт-терапии Нейрографика;
- снятие психо-эмоционального напряжения; реакции подростка на собственные чувства и переживания в процессе творчества;
- создание условий для самопознания и самовыражения подростка;
- формирование стратегий преодоления препятствий и поиск внутренних ресурсов.
Проективные психологические методики предназначены для исследования тех глубинных психических состояний, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Новый метод арт-терапии – нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, острую проблему, позитивные цели. И не просто выразить, а трансформировать в позитив, гармонию, решение, достижение. Трансформация происходит на уровне нейронных связей. Через рисунок передаются чувства, эмоциональное состояние подростка. Прорисовывая проблемы, желания и собственные фантазии методом нейрографики у подростков создаются новые нейронные связи, постепенно меняется мышление. Значимость и актуальность данного занятия заключается в представлении нового проективного метода «Нейрографика», направленного на выявление, осознание и самоанализ, прежде всего субъектно-конфликтных отношений, негативных эмоциональных переживаний (страх, неуверенность, обида и т.д.) и их представленности в индивидуальном сознании подростка в виде значимых переживаний.
Использование данного метода, совместная работа подростка с социальным педагогом/педагогом – психологом предположительно могут дать результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии подростка;
- осознание внутренних ресурсов подростком;
- стабилизация эмоционального состояния подростка;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания.
Используемые методы и техники: проективный метод «Нейрографика» (энергетическое фрактальное рисование).
Основные этапы занятия
1. Приветствие (формирование мотивации и настроя на работу);
2. Вводная теоретическая часть (знакомство с данным методом арт-терапии)
3. Создание нейрографического рисунка (реализация темы занятия);
4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, возникших на занятии, подведение итогов).
Основные частные принципы взаимодействия на занятии:
- Принцип конфиденциальности (если занятие проводится в открытом формате (мастер-класс/открытый урок и т.д.) и подразумевается присутствие на занятии наблюдателей, жюри, запрос, с которым работали дети – конфиденциален!).
- Поддерживать в подростке его достоинства и позитивный образ «Я».
- Говорить о ситуации, проблеме, а не о личности и характере самого подростка.
- Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения подростка с самим собой, а не с другими подростками.
- Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
- Не навязывать подростку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности подростка, независимо от содержания, формы, качества.
Рекомендуемое количество участников: 1-6 чел.
Необходимые материалы:
бумага формата А4 ( акварельная бумага) по числу участников;
линеры, маркеры разной толщины (черные), текстовые выделители, цветные карандаши.
Презентация к занятию.
Добрый день! Рада приветствовать вас на занятии, Нейрографика это творческий
метод трансформации мира. Я приглашаю вас в удивительное путешествие вглубь самого себя, которое вы сможете совершить благодаря этому уникальному методу.
Слово "нейрографика" состоит из двух частей «нейро» и «графика». «Нейро» – это мозг, психика: все, от чего зависит жизнь, состояние, чувства и мироощущение человека. «Графика» – это линия. То есть нейрографика – метод, работающий непосредственно с головным мозгом посредством графического исполнения определенного пошагового алгоритма на листе бумаги.
Нейрографика – новейший метод работы с подсознанием через рисунок. Художественный талант и особая подготовки не требуются. Методика предельно проста, но при этом довольно эффективна. Нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, найти решение острой проблемы и достичь позитивных целей. Основателем данной методики является Павел Михайлович Пискарев, ректор институтов психологии творчества и аналитического коучинга, членкорреспондент международной академии психологических наук, член ассоциации русскоязычных коучей.
Мы познакомимся сегодня с алгоритмом снятие ограничений.
Основные фигуры нейрографики - это круг и линия.
Педагог при выполнении каждого шага демонстрирует наглядно выполнение того или иного элемента, т.е. на примере показывает как делать «выброс», или рисовать нейролинию и т.д.
Переходим к практике. Стандартный базовый алгоритм нейрографики состоит из 8 шагов.
Шаг 1 Актуализация темы.
На этом этапе вам необходимо четко обозначить проблему или задачу, с которой вы будете работать. Мысленно задайте себе вопрос: «Что меня беспокоит сейчас? Пути решения какой проблемы я хочу найти? Например: мои взаимоотношения с окружающими; неуверенность в себе; мои взаимоотношения с родителями; мой вчерашний разговор с мамой, другом ( подругой) конфликт с близким человеком; страх перед будущим; тревожное состояние на протяжении длительного времени; один конкретный волнующий эпизод жизни и т.д.
У каждого подростка уже заготовлена тема, проблема. Подросток не озвучивает тему, но работает с ней на протяжении занятия. По завершению рисования нейрографического рисунка, попросить подростков дать рефлексию. Так же на данном шаге алгоритма важно некоторое напряжение - это те эмоции, которые у Вас вызывает эта проблема. Мысленно и эмоционально «проживите» вновь волнующую ситуацию, вспомните её. Для актуализации предлагаю по рассуждать на заданную тему и определить степень ее важности или волнения по 10 бальной шкале.
Шаг 2. Выброс.
Напряжение, созданное вами на 1 шаге, необходимо выплеснуть на лист бумаги через спонтанные линии. Сделать это надо резко, быстро, даже агрессивно. Подростки делают «выброс». У вас получился образ текущего состояния, внутреннего конфликта, связанного с проблемой. Процесс запустился. Вы дали выход ограничивающим убеждениям. Молодцы! Продолжаем.
Шаг 3. Скругление углов.
Ребята, в результате такого творчества на листе образуется множество углов при пересечении линий. Всё, что на рисунке угол, – это конфликт. Чтобы сгладить конфликт, нужно на рисунке сгладить все углы. Ищем на рисунке (фигуре выброса) пересечения линий и сглаживаем углы.
На этом шаге главное – это дисциплина и исполнение. Сам факт недовольства – это и есть встреча с самим собой. Именно на этом этапе вы снимаете свои психологические ограничения. Обычно, после выброса первые 20% углов округляются охотно, даже с азартом. Но со временем количество изменений начинает качественно влиять на наше состояние и мы входим в режим сопротивления, может захотеться все бросить и куда-то бежать, может перестать рисовать маркер и т.д. Это позитивный признак! Значит, идут какие-то изменения. На этом шаге очень интересно понаблюдать за собой: «что со мной происходит?», «какие у меня чувства?», «какое у меня соматическое состояние?», что мне сигнализирует тело? (ответы подростков). Вы должны не убедить себя, что что-то произошло, а реально почувствовать. Постепенно вы почувствуете удовольствие, ведь вы поработали со своей личностью, со своим характером, со своим представлением о себе.
Шаг 4. Интеграция.
Для того, чтобы создать новый гармоничный образ ситуации вам важно создать новую реальность.
Данный этап состоит из 2 частей: 1.Фигура и фон.
На этом этапе вы осваиваете пустое пространство на листе, тем самым растворяя проблему в окружающем пространстве. Вы как бы признаете, что вы не одни в этом мире, и не один на один со своей задачей. Мы живем в социуме, рядом с нами есть близкие, друзья, коллеги и партнеры, группы людей и т.п. Осваивать пространство будем с помощью нейрографической линии. Нейрографическая линия - это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть. Такая линия уводит нас от стереотипа, который сидит у нас внутри, уводит от повторения внутреннего алгоритма. Линия способна связывать нейроны. Когда мы изменяем привычные линии, мы можем переорганизовать связь нейронов. Этот метод позволяет расширить ресурсы нашего мозга. Ваша задача – вписать себя в мир, растворить себя в нем. Для этого надо дорисовать дополнительные линии, так чтобы ваша фигура (выброс) растворилась, слилась с фоном. Необходимо через необходимое количество линий сделать так, чтобы мы не могли увидеть образ «выброса». Все новые пересечения линий обязательно скругляем.
2.Большие фигуры.
Ребята, переходим ко 2 части данного шага. Вам необходимо из всего многообразия мелких элементов найти взглядом 3 разномасштабные фигуры: маленькая, средняя и большая. И объединить внутренние области в эти фигуры. Для этого нам понадобятся цветные карандаши, тексто-выделители, кому что нравится. Берём цветные и закрашиваем эти области 3-мя разными цветами. Фигуры могут пересекаться, тем самым вы накладываете один цвет поверх другого. Далее продолжаем цветом осваивать остальное пространство, продолжая объединять разрозненные части в новые целые фигуры, которые могут быть абсолютно разной формы и размеры. И тут особых правил и ограничений нет. Можно проявить во всю широту свой творческий потенциал, создавая свое видение реальности. Как правило, этот процесс происходит на уровне подсознании. Оно знает точно, что делать и как. Результат работы на данном этапе – «стирание» границ, выравнивание фона. При интеграции цвета Вам необходимо достичь эффекта, что основная фигура как бы «потерялась» на основном фоне. Подростки выполняют рисунок, фоном звучит легкая расслабляющая мелодия. После выполнения этих действий у вас может появиться: прилив энергии, подъём, желание идти и делать. Это означает, что «лёд тронулся, выполнение вашей задачи началось.
Шаг 5. Линии поля.
Переходим к следующему шагу.
Линии поля. Линии поля - нейрографические линии, которые идут через весь лист, представляя, что они начинаются и заканчиваются (или не заканчиваются) далеко за пределами листа. Прорисовываем на весь лист разные силовые линии. Характер этих линий – высокое напряжение, мы не частим с амплитудой. ( Продемонстрировать на доске пример рисования линии поля). На этом этапе могут происходить разные интересные изменения Вашего отношения к проблеме. Линии поля позволяют вывести задачу на глубинные психологические уровни, обратится к самости, согласовать решение с энергией целого. Интуиция подскажет вам, сколько их надо нарисовать. Этим этапом вы позволяете своей задаче быть решенной не только на уровне вашего сознания или окружения, но и приглашаете и позволяете прийти решению с другого, более высокого уровня.
Шаг 6. Фиксация.
Мы переходим к следующему шагу в рисовании. Фиксация – это выделение значимой фигуры, постановка точки в конце предложения. Теперь, когда ваш рисунок почти закончен, необходимо остановить состояние потока, так как нейрографика — это процессный метод. Посмотрите на свой рисунок, дайте вашему бессознательному возможность увидеть графическое решение. На этом этапе вы выделяете на рисунке ту фигуру, которая как вам кажется, будет символизировать результат проделанной работы. Цветом или более толстой линией выделяем фигуру (подростки рассматривают свои рисунки, фиксируют фигуры цветом или выделяют линией). Фиксация – это завершение работы. Здесь возможны два варианта решения проблемы. Иногда на этапе фиксации приходит осознание решения, и вы уже знаете, что нужно сделать или как проблема может решиться. Иногда нет. Просто на эстетическо-визуальном образе мы создаем графическое решение, а дальше будет происходить работа вашего бессознательного, после которого обычно и происходит «чудо». Проблема либо решается «сама по себе», либо вам приходит нестандартное, но элегантное ее решение. После этого останется только воплощать. Это результат создания новых нейронных связей, которые и позволяют менять вашу реальность зачастую новыми для вас способами
Шаг 7. Стилизация в нейрографике.
Переходим к предпоследнему шагу и это шаг называется Стилизация. На данном этапе мы добавляем цвета, линии, доводим работу до такого состояния, чтобы она вам нравилась визуально. Это очень важно на данном этапе! Возможно у вас, возникнет вопрос: «а что если мне не нравится моя работа и я хочу выбрать совсем другие цвета для раскрашивания!?» И у меня есть ответ: «Всё просто — необходимо дать себе и своему подсознательному время, несколько дней и посмотреть на рисунок вновь свежим взглядом. Возможно у вас тогда появятся идеи для доработки! А возможно вам захочется еще раз порисовать в данной технике и это возможно! Вы познакомились с основными принципами нейрографики и теперь сможете с легкостью рисовать сами, в этом вам помогут памятки, которые находятся у вас.
Шаг 8. Тема 2
Работа завершена. Отложите все маркеры. Посмотрите в окно… Подышите, посидите с закрытыми глазами. И теперь вспомните свою тему, свой запрос. Какова сейчас острота напряженности по этому поводу? Что изменилось в состоянии, в ощущениях? Как теперь видится наша задача или проблема? Можно опять оценить ее остроту по 10 бальной шкале и сравнить с начальной стадией. Как правило, многие на этой стадии отмечают как минимум снижение остроты проблемы и волнения, связанного с ней. Алгоритм завершен. Теперь надо дать подсознанию провести собственную работу по освоению и интеграции нового опыта.
IVэтап. Рефлексия занятия.
Хотелось бы услышать ваше мнение о проделанной работе, об испытанных чувствах во время мастер-класса, о применении в работе данного метода.
Я выражаю Вам благодарность, вы отлично справились и я надеюсь, что техника для вас действительно смогла помочь осознать причину конфликта, найти пути решения и просто была вам интересна и полезна. Саморазвитие, самопознание это очень важно для каждого человека! Практика показывает, что у этого метода положительные результаты. Его можно использовать и для детей с особыми образовательными потребностями. Для родителей и детей на улучшение детско-родительских отношений, для педагогов как профилактика «синдрома профессионального выгорания". Действительно, это очень мощный метод, но пока мы с вами только в начале этого увлекательного пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.
В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков
Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

«Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки. Профилактика негативных эмоциональных состояний воспитанников.»
Это доклад на я готовила на семинар. К докладу прилагался фильм, жаль,что вес видео превышает возможность его загрузки....

Влияние рок-музыки на эмоциональное состояние подростков
Подборка научно обоснованных данных о негативном влиянии рок-мухыки на подростков....

Статья на тему: «Эмоциональное состояние подростка на примере школы Енсан г. Пусан (Республики Корея) и гимназии № 33 г. Улан-Удэ (Российская Федерация).
Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственны...

Статья на тему: "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка"
Музыка оказывает большое влияние на психо-эмоциональное состояние подростка....

Индивидуальный итоговый проект «Влияние школы на эмоциональное состояние подростка»
Актуальность темы исследования: тема данного исследования приобрела актуальность еще несколько лет назад, когда многие начали говорить о переводе детей на домашнее обучение или самообучение. Однако, т...
