Индивидуальный исследовательский проект "Необычные техники живописи"
проект (7 класс)
Индивидуальный исследовательский проект для учащихся средней школы "Необычные техники живописи"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шантаринская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный проект
Тема: «Необычные техники живописи».
Тип проекта: исследовательский
Разработчик: Медведевских Маргарита Сергеевна,
ученица 7 класса
Наставник: Зырянова Валентина, Анатольевна учитель физики и математики
2025 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Живопись — это одна из самых древних и универсальных форм искусства, способная передавать эмоции, идеи и культурные традиции. На протяжении веков художники использовали различные техники и материалы для создания своих произведений.
Актуальность проекта обусловлена растущим интересом к экспериментальным формам искусства в современном обществе. В условиях быстрого развития технологий и изменений в культурной среде художники ищут новые способы самовыражения и взаимодействия с аудиторией. Изучение необычных техник живописи может способствовать не только расширению художественного кругозора, но и вдохновить на создание уникальных произведений, которые отражают индивидуальность и видение мира. Кроме того, проект поможет привлечь внимание к живописи как к важной форме искусства, способной объединять людей и обогащать культурное наследие.
Цель - изучение необычных техник живописи
Задачи
- Рассмотреть различные необычные техники живописи, их особенности и историческое развитие.
- Проанализировать технические аспекты и методы, используемые художниками.
- Создать информационные материалы (буклеты, видео) о необычных техниках живописи для широкой аудитории.
Предмет исследования
Предметом исследования являются необычные техники живописи, история и развитие, технические аспекты.
Объект исследования
Объектом исследования выступают произведения искусства, созданные с использованием нестандартных техник живописи, а также художники, работающие в этом направлении.
- Необычные техники живописи
Живопись — это форма искусства, которая позволяет художникам выразить свою креативность. Вместе с традиционными методами, существуют и необычные техники живописи, которые добавляют уникальность и оригинальность в процесс создания произведений. Давайте рассмотрим несколько из них:
- Техника живописи тушью – Суми-э
Суми-э – это японская техника живописи тушью. В написании картин этой техники неважны детали и реалистичность, главное – передать суть предмета. Картины наполнены простотой штрихов и минимальными цветовыми оттенками. Стиль близок к Японской каллиграфии. Основные сюжеты стиля суми-э это пейзажи, животный мир, цветы или птицы. Людей изображают реже – это могут быть странствующие монахи, рыбаки на лодках среди пейзажа.
- История и развитие
Название происходит от слов: тушь («суми») и живопись («э»).История Суми-э берет начало в Китае на рубеже нашей эры. Первыми художниками которые использовали эту технику были буддистские монахи.На протяжении 8 веков, суми-э использовали в основном в монастырях. Во второй половине 15 века японский монах Секокудзи Тое Сэссю, путешествовал по Китаю изучая живопись. По возвращению в Японию он привез с собой технику рисунка монохромной тушью суми-э. Сэссю путешествовал по Японии, делал зарисовки местных ландшафтов, совершенствуясь. Тем самым популяризируя эту технику. К концу 14 века монохромная живопись становится основным видом искусства в Японии. Благодаря тому, что к живописи тушью обращались мастера разных направлений, японцы обогатили диапазон и арсенал выразительных средств суми-э. Представители исконной живописи Японии добавили туда пластичные элементы. Пейзажный стиль – изображающий красоту Японской природы, получил широкое развитие. В 16 веке появился какедзику – длинный свиток с картиной, выполненный в технике суми-э, призванный с другими атрибутами чайной церемонии показать превосходство духовного начала над материальным.
Технические аспекты
Для работы используют тушь и бумагу. Бумага состоящая из риса и других волокон. Она быстро впитывает воду не позволяя художнику задерживать кисть на одном месте долго или рисунок расплывется. Тушь твердая или жидкая, а также дополнительные краски «акварель одних оттенка. Основные техники движения кисти, в основе 4 мазка : «бамбук», «орхидея», «хризантема», «слива». И дополнительный штрих «пресс-мазок» - кисть в вертикальном положении по всей длине ее щетинок прижимается к листу. Кисть нужно держать строго прямо большим и указательным пальцем. Наклонять только для нанесения специальных штрихов. Сидеть нужно прямо, горизонтально расположив лист бумаги. Рисовать быстро как правило без карандашного наброска.
Граффити
Граффити – выцарапанные, написанные или нарисованные изображение на стенах или других поверхностях. Вид уличного искусства, граффити может быть выражением творчества, политическим заявлением, декоративным изображением или протестом. Но наносить граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца нельзя, это считается вандализмом и карается по закону. Что бы приступить к росписи, нужно получить особое разрешение т.к. без него такое занятие нелегальное.
- История и развитие
Техника граффити берет свое начало из древности. Например, наскальные изображения и надписи найденные в странах Древнего востока, стали прототипом этого направления в искусстве. Из инструментов тогда были острые предметы: кости животных, камни и осколки затвердевших пород. С 1969 по 1974 год принято считать революционным периодом граффити. Именно тогда появилось множество направлений, и центр развития этого стиля сменился с Филадельфии в Нью-Йорк. Пик популярности граффити пришелся на 70-е года и в это же время утверждаются основные принципы культуры граффити. В современном мире для создания такого искусства используют ряд инструментов: аэрозольная краска, маркеры, валики, кисти.
- Технические аспекты
1 Разработка скетча. Во избежание ошибок, соблюдения пропорций для понятия какой инвентарь понадобится. 2 Выбор места для рисунка. Лучше рисовать на гладкой стене, не пористой чтобы не впитывать краску. 3 Подготовка поверхности. Для того что бы пигмент ложился ровно, стену нужно подготовить при помощи строительных смесей. 4 Выбор краски. При выборе стоит учитывать тип поверхности, климатические условия и желаемый эффект. Краска в баллончиках понравится тем кто любит рисовать размашистой техникой. 5 Использование насадок (кэпов). Ширину распыление баллонов можно регулировать надев на него насадку. Нужно иметь несколько кэпов разной ширины, чтобы было возможность одним баллоном выполнить и тонкую прорисовку и заполнение краской большие участки поверхности. 6 Покрытие рисунка лаком. Это поможет продлить срок службы граффити.
- Флюид Арт
Флюид Арт – вид искусства который не требует специальных навыков и подготовки. Даже если вы никогда не рисовали красками у вас обязательно получится завершенная и оригинальная работа. Со временем можно открыть новые цветовые сочетания, принципы разливания красок, и картины будут более необыкновенные. Для первой картины не понадобится много материала, лишь акриловая краска, разбавитель(кондиционер), холст и пластиковые стаканчики. Для создания работы не понадобится много времени, изобразить простую картину можно за пару минут
- История и развитие
Техника флюид арт появилась в 1930-х годах, 20 века. Ее создателем считают Давида Альфаро Сикейрос. Художник Сикейрос любил экспериментировать ища новые техники для воплощения своих задумок. Одной из находок стала техника «случайного рисования», сегодня именуемый как флюид арт. Тайна волшебства флюид-арта была открыта уже в 21 веке, историком искусства Сандра Зетина и физиком Роберто Зенита. Они провели эксперимент, налили краску одной густоты и составной, но разных цветов на прозрачную поверхность чтобы можно было снять процесс на видео. Затем изучить. Исследователи выяснили что смешение цветов происходит из-за дисбаланса между плотностями красок. Краски разных оттенком имеют разную плотность из-за разности составов используемых для пигментов – например, черная краска менее плотная чем белая. Поэтому цвета не стекают гладкими волнами, а образуют неповторимые узоры. В настоящее время картины стиля флюид-арт, применяются в различных сферах искусства. В современных интерьерах как элементы декора, добавляя в помещение яркий акцент и абстрактные формы.
Технические аспекты
1 Выбор красок. Для этой техники подойдут разные виды акриловых красок, но качество материала влияет на то как долго картина сохранит привлекательный вид. Новичкам подойдут недорогие краски, отечественного производства. 2 Подготовка основы. Это может быть любая поверхность: холст, фанера, МДФ, ЛХДФ, деревянная заготовка. Главное, чтобы она была загрунтована акриловым грунтом. 3 Использование кондиционера. Он делает краску менее вязкой, более пластичной, текучей, сохраняет блеск и насыщенность цвета, не дает акрилу растрескиваться при высыхании. 4 Добавление силикона. Силикон позволяет создавать на рисунке декор – изящные округлые ячейки, а также контролировать их размер и количество. 5 Подготовка рабочего места. Из- за того что процесс работы ведется с жидким акрилом, важно чтобы холст лежал на горизонтальной поверхности чтобы краски раньше времени не растеклись и не испортили картину. 6 Высыхание картины. Примерное время высыхания картины 24-72 часа. Полное застывание работы занимает от недели до двух. 7 Финишное покрытие. Для долгой службы на картину нужно нанести финальную фиксацию. Можно использовать акриловый лак или эпоксидную смолу. Они придадут блеск и защитят от выцветания.
- Рисование кофейным следом
Рисование кофейным следом – эта техника для изображения которой применяются следы от кофейных чашек, которые наслаиваются друг на друга, что позволяет добиваться необходимых оттенков тени и света. Существует также кофе-арт – техника где используют кофейный раствор, в таком стиле можно создавать любые сюжеты. Для кофейного рисования также ненужно много атрибута только: бумага (плотная, акварельная), кисточки (натуральные или синтетические. Широкие для фона, тонкие для деталей), Кофе (заваренный или растворимый в гранулах), Вода (для промывания кисточек и приготовления кофе).
- История и развитие
Старинное искусство рисование с помощью кофе. Возникло в конце 90-х годов 20 века в Индии и на Тайване. С 2010 года рисование с помощью кофе сделалось популярным видом рисования для непрофессионалов. Распространение этого развлечения способствовали видео на You Tube от художников профессионалов показывающих и иллюстрирующих свое мастерство. Популярность живописи возросла в связи с ее уникальностью – никакой другой материал не обладает такой не обычной глянцевой поверхностью и чарующим притягательным ароматом.
Технические аспекты
1 Выбор материала. Для рисования лучше использовать плотную акварельную бумагу, плотностью не меньше 200г/м2 . Разные синтетические кисти разных размеров: широкие-для фона, тонкие-для мелких деталей. 2 Приготовление кофейного раствора. Для рисования можно использовать заваренный молотый кофе или растворимый в гранулах. Растворимый кофе дает насыщенный почти черный тон, что позволяет делать рисунки контрастными. 3 Использование воды. Вода нужна для приготовления кофе, и для промывания кисточек в процессе. 4 Разнообразие оттенков. Достигается с помощью разницы в количестве воды и кофе на кисти: чем больше воды и меньше кофе, тем светлее будет оттенок и наоборот. 5 Послойное нанесение. Следующий слой кофе наносится после полного высыхания предыдущего.
- Акриловое литье
Акриловое литье – техника живописи, при которой жидкие цвета выливаются на холст, создавая абстрактную композицию. Материал для работы: Акриловые краски, медиум для литья, холст(грунтованный), Силиконовое масло или силиконовый спрей, контейнеры(один или несколько).
- История и развитие
Развитие техники берет начало в абстрактном искусстве, в частности в технике Pouring, которая тесно связана с формой искусства Action Painting, возникшей в начале 1950-х годов и прославленной художником Джексоном Поллоком. В этой техники краски разбрызгивается, капается и выливается импульсивными движениями, создавая динамичные композиции. В течение 80 лет акриловый полимер подвергался множественным изменениям. После чего художники пришли к тому что мы имеем сейчас.
- Технические аспекты
1 Материалы. Акриловые краски, их нужно разжигать специальными медиумами для литья или водой для распределения на холсте. Также понадобится грунтованный холст. 2 Медиум. Это второй по важности компонент в литье. Он разбавляет краску но не меняет ее цвет. 3 Силиконовое масло или силиконовый спрей. Силикон для создания ячеек и структур в литье. Пару капель силиконового масла или спрей силикона добавляют в смесь красок. 4 Контейнеры. Один или несколько зависит от техники. Пластиковые стаканчики выбирают из-за их легкости и удобства дозирования краски. 5 Дополнительные инструменты. Для различных эффектов могут использоваться фены, пленки, шпатели, карты, палитры, термопушки и т.д. 6 Защитные материалы. Поверхность, на которой будет проводиться работа, следует накрыть пленкой. Для защиты рук и одежды, можно надеть перчатки и фартук.
Несколько техник акрилового литья: Air Swipe(),Dirty Pour(),Flip Cup(),Open Cup()
2. Инсталляционная живопись
Инсталляционная живопись – это направление современного искусства, композиция созданная из различных элементов и художественное целое. Ее отличие от традиционной живописи и скульптуры в том что инсталляция трехмерная и предназначена для преобразования пространства зрителем.
Художники создают инсталляции, которые могут занимать целые комнаты или даже открытые пространство, используя различные материалы и техники.
Интерактивные инсталляции
Интерактивные инсталляции требуют активного участия зрителей, что позволяет им стать частью произведения искусства. Художники, такие как Яеи Кусама и Татьяна Текстильщик, создают работы, которые меняются в зависимости от действий зрителей.
- 1. Примеры и влияние
Одним из ярких примеров интерактивной инсталляции является «Ночное представления» (The Night Spectacular) – ежесуточное инсталляция в израильской «Башне Давида». Она демонстрирует историю Иерусалима, проецируя на крепостные стены изображения, видео и стилизованную графику. Использование «Ночного представление» превращает пассивного зрителя в активного исследователя. Посетители погружаются в виртуальные реконструкции событий, изучают культурное наследие через визуальные и звуковые эффекты, а также участвуют в создании контента.
- Экологические инсталляции
Экологические инсталляции направленны на привлечение внимания к проблемам окружающей среды и устойчивого развития. Художники, такие как Эндрю Хеншоу и Кристо, используют природные материалы и элементы, чтобы создать произведения, которые взаимодействуют с природой.
#1055;римеры и влияние
Работа Кристо «The Gates» в Центральном парке Нью-Йорка представляет собой пример экологической инсталляции, где тысячи полотен создают яркий визуальный эффект, привлекая внимание к окружающей среде. Эти работы подчеркивают важность сохранения природы человека с окружающим миром.
Заключение
Необычные техники живописи расширяют границы традиционного искусства и вдохновляют новое поколение художников на эксперименты и нестандартные подходы в творчестве. Каждая из рассмотренных техник, будь то техника граффити, живопись с помощью кофе, суми-э или акриловое литье, вносят свой вклад в разнообразие и креативность современного искусства. Эти инновации не только обогащают художественный язык, но и открывают новые горизонты для взаимодействия зрителей с произведениями искусства. В результате, необычные техники живописи становятся важным элементом современного художественного процесса, способствуя развитию новых форм и идей. Каждая техника рисования особенная и выбрать какую-то одну невозможно, поэтому можно попробовать все. Учится или брать пример можно по видео, мастер классам, книгам.
Список использованных интернет-ресурсов и литературы
- Александра Васильева «Живопись суми-э. Полный курс рисования в японской традиционной технике», 2022
- Громова И.А. «Современные техники живописи». Искусство и культура, 2020
- Кристо «Экологические инсталляции: искусство и природа. Искусство и экология», 2020
- Лобашкова С.Е. «Мастер-класс «Кофейная живопись», 2023
- Марукович Е.И., Карпенко Валерий. «Художественное литье: материалы, технологии, оборудование», 2020
- Петров В.Н. «Инновации в современном искусстве». Журнал современного искусства , 2021.
- Сидорова Е.В. «Экспериментальные методы в живописи. Искусствоведческие исследования», 2019
- Таня Юнг «Флюид-арт. Простая техника жидкого акрила для создания завораживающих картин», 2020
- Текстильщик Т. «Интерактивные инсталляции: новое направление в искусстве» Современные художественные практики, 2022
- Фишер Т.В. «Нескучное искусство. От классики до граффити», 2017
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
методика организации индивидуальной исследовательской деятельности школьника
в работе продемонстрированы основные формы и методы организации школьных исследований. кроме того, вам предлагаются бланки сопровождения для каждого учащегося, занятого исследованием....
Индивидуальные проекты моторизованной техники
Работа над индивидуальными проектами (микроавтомобиль, багги, квадроцикл)...

«Техника живописи акварелью по-сырому»
Разработка адресована преподавателям специальных дисциплин по профессии " художник " и составлена с учетом стандартов второго поколения с использованием материальной базы СПб ГПБУ ЛСИТ....


