«Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса»
статья
Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса»
Цель: знакомство педагогов с квест-технологией, как средством развития любознательности и познавательной активности;
.
Задачи:
1. познакомить педагогов с квест технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. представить опыт реализации квест-технологии в образовательном процессе;
Введение:
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребёнка к приобретению новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Игра – основная деятельность ребенка – дошкольника, которая мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно в игровой деятельности развивается любознательность ребенка.
Квест – это приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника. Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в увлекательный мир приключений и разнообразных событий. В ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала развитию активной, деятельностный позиции ребенка, развитию у него любознательности и познавательного интереса.
Как были организованы и протекали Квесты? Погружение в темы, происходило в рамках реализации еженедельных тематических задач. В ходе Квест - технологии реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
- развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;
- воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение
работы.
Для того чтобы поставленные задачи решались наиболее успешно, при разработке квестов, мы в группе объединяем свои усилия и разрабатываем их таким образом, чтобы по ходу следования, с детьми вовлекаем специалистов (музыкального руководителя, логопеда, педагога-психолога, педагога по изобразительной деятельности, инструктора по физ. воспитанию). Решая свои образовательные задачи, педагоги каждый раз перевоплощаются в разных персонажей, в соответствии с темой игры. Интересные, содержательные Квесты, получаются, когда проходят в виде приключенческой игры, с одной сюжетной линией, на каждом этапе решаются задачи с установкой дальнейшего продвижения по сюжету. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды, используются возможности интерактивных технологий. Вся деятельность осуществлялась в соответствии со следующими принципами:
- доступность, задания создавались в соответствии с возрастными особенностями детей;
- системность – все задания логически связаны друг с другом;
- эмоциональная окрашенность заданий;
- разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий
рассчитываем таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;
- интеграция областей и всех видов детской деятельности протекала естественным образом.
При подготовке и проведении квестов учитывались три основных условия:
- игры и задания должны быть безопасными;
- вопросы и задания соответствуют возрасту;
- споры и конфликты решаются только мирным путем.
Развивающая предметно-пространственная среда - «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании развивающей предметно-пространственной среды по содержанию квеста мы в группе учитываем, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать. Можно сказать, что предметно – развивающая среда становится первым шагом к достижению поставленной цели - для проведения всех Квестов используем групповые помещения, музыкальный и спортивный залы.
В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществлялась интеграция образовательных областей, комбинировались разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Ориентирами, определяющими направление действий, были карты. Общая цель объединяла детей, являлась главным «внутренним мотиватором Квеста». Совмещались элементы отдыха и обучения, которое происходило совсем незаметно.
В группе озвучивалась игровая «легенда», мотивация к действию, определялась общая игровая цель.
Задания были самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание - ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбирались таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе имеющихся у детей, знаний, и умений - не требующих специальной подготовки.
При решении поставленных игровых задач дети узнавали много нового, реализуя ранее приобретенные знания. Повышению познавательной мотивации способствовали условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям и конечно, участие и поддержка родителей.
Итог: каждая Квест – игра заканчивается творческой деятельностью. В конце путешествия, после «выполненной миссии» дети возвращаются в группу и дети, переполненные разнообразными эмоциями, создают коллажи и макеты:
Как показывают результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявляется индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность. Квест – игра, это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым, открывал или приобретал новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что именно игра, для ребенка, является средством познания окружающего мира.
Как показали наблюдения, самым первичным проявлением познавательного интереса являлось любопытство ребенка, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке, а в качестве более высокой формы познавательного интереса выступила любознательность. Познавательный интерес и познавательная мотивация возникали на основе присущей ребенку потребности в знании, которая является природным его свойством, и мы еще раз убедились, что развитие познавательной активности детей качественно осуществляется через личностно - значимую деятельность, т.е. игру.
«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень (французский писатель, философ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»
Конспект выступления на педсовете «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся», для наглядности прилагается презентация....
Развитие у обучающихся познавательного интереса к биологии
В материале представлена информация о развитии у обучающихся познавательного интереса к изучению биологии (много практических советов)...

Развитие у школьников познавательного интереса к изучению физики»
СОДЕРЖАНИЕ________________________________________________________ВВЕДЕНИЕ._________________________________________________- АКТУАЛЬНОСТЬ__________________________________________- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕ...

Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».
Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...
Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению русского языка
Из опыта работы...

Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка на основе интегративного подхода на уровне основного общего образования.
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Ос...
Проектная деятельность как средство развития у школьников познавательного интереса к предметному миру
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на за...
