Авторская методическая разработка «Задание по формированию математической функциональной грамотности для 4 (5) класса»
методическая разработка

Ореховская Наталия Петровна

 Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Одной из составляющих развития функциональной грамотности является использование краеведческого материала. Краеведение является важным элементом содержания образовательного процесса  В современном мире возросла значимость понимания связи математики и жизни, возможности применения математических методов для решения жизненных задач, а значит и значимость формирования математической грамотности обучающихся.

Сегодня математическая грамотность — это способность математически рассуждать на различных этапах математического моделирования (формулировать, применять и интерпретировать математику) для решения задач в разнообразных контекстах реального мира.

    В то же время учитель должен обеспечивать всестороннее развитие личности и еще одно направление, заслуживающее внимания, это развитие знаний о своей Родине – как большой, так и малой. Краеведческий материал нашего региона обладает большим количеством фактического материала, который отражает количественные и пространственные отношения, позволяющие решать проблемы математического образования.

     Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. На мой взгляд, самой распространенной формой реализации применения краеведческого материала на уроках математики являются задачи

    Я согласна со словами академика Д. Лихачёва, который говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал:  «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них. Это – самый массовый вид науки».

Проект по составлению задач с использованием краеведческого материала способствует повышению уровня сформированности у учащихся решать задачи.

Составление математических задач с использованием краеведческого материала помогли обучающимся  пополнить математический опыт и лучше узнать родной край.

Подобного рода задачи вполне могут использоваться непосредственно на уроках математики; могут стать частью метапредметных проектов, различных дидактических игр.

Решение краеведческих задач на уроках математики способствует развитию познавательного интереса школьников, универсальных учебных действий. Математика становится для детей живой наукой, имеющей конкретные приложения, что вполне соответствует возрастным особенностям восприятия окружающего мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская методическая разработка

«Задание по формированию математической функциональной грамотности

для  4 (5) класса»

Автор: Ореховская Наталия Петровна,

 учитель математики  МАОУ СОШ №48 г. Улан-Удэ

 

2024г.

                                                                                 

Пояснительная записка

 Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Одной из составляющих развития функциональной грамотности является использование краеведческого материала. Краеведение является важным элементом содержания образовательного процесса  В современном мире возросла значимость понимания связи математики и жизни, возможности применения математических методов для решения жизненных задач, а значит и значимость формирования математической грамотности обучающихся.

Сегодня математическая грамотность — это способность математически рассуждать на различных этапах математического моделирования (формулировать, применять и интерпретировать математику) для решения задач в разнообразных контекстах реального мира.

    В то же время учитель должен обеспечивать всестороннее развитие личности и еще одно направление, заслуживающее внимания, это развитие знаний о своей Родине – как большой, так и малой. Краеведческий материал нашего региона обладает большим количеством фактического материала, который отражает количественные и пространственные отношения, позволяющие решать проблемы математического образования.

     Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. На мой взгляд, самой распространенной формой реализации применения краеведческого материала на уроках математики являются задачи

    Я согласна со словами академика Д. Лихачёва, который говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал:  «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них. Это – самый массовый вид науки».

Проект по составлению задач с использованием краеведческого материала способствует повышению уровня сформированности у учащихся решать задачи.

Составление математических задач с использованием краеведческого материала помогли обучающимся  пополнить математический опыт и лучше узнать родной край.

Подобного рода задачи вполне могут использоваться непосредственно на уроках математики; могут стать частью метапредметных проектов, различных дидактических игр.

Решение краеведческих задач на уроках математики способствует развитию познавательного интереса школьников, универсальных учебных действий. Математика становится для детей живой наукой, имеющей конкретные приложения, что вполне соответствует возрастным особенностям восприятия окружающего мира.

Задача по ФГ математическая грамотность 4 класс

«Байкал»

  Байкал – жемчужина среди озер земного шара. Он знаменит своей геологической древностью, уникальным животным и растительным миром, огромными размерами, кристально чистой водой Его длина 636 километров, наибольшая ширина – 79 километров, площадь водного зеркала – 31500 квадратных километров. Это глубочайшее озеро планеты. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров! В Байкале пятая часть всей пресной воды Земли.

Богат и разнообразен природный мир Байкала. А его представители настолько же уникальны, как и само озеро. Наверное, всем известна байкальская  нерпа. Байкальская нерпа – единственный пресноводный тюлень. Наибольший вес самца нерпы 150 кг, а самки на 40 кг легче. Детеныш нерпы – белек, рождается весом 4 кг. За 1 день нерпа обычно потребляет 3 кг рыбы  

     На Байкале всегда много солнца. Время солнечного блистания в год 2592 часа. Байкал - это регион прекрасным местом для отдыха в любое время года. Даже зимой, когда снег покрывает землю, солнце светит ярко и создает особую атмосферу.

Задание 1

Пользуясь информацией в тексте, установите соответствие.

Площадь водного зеркала

31500

Наибольшая ширина

1637

Длина

636

Наибольшая глубина

79

Задание 2

Высчитай сколько солнечных дней было на Байкале в год если в световой денек в среднем считать за 12 часов.

Задание 3

До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как байкальская нерпа попала в озеро. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через реки Енисей и Ангара.

  1. Сколько километров пришлось бы проплыть современной нерпе, если длина Енисея - 2137 км, а длина Ангары на 358 км меньше?
  2. Сколько кг рыбы потребуется одной нерпе в июле?
  3. Какое количество фотографий нерпы размером 20 на 20 см поместится на плакате размером 1м на 1м

нерпа        snimok-ekrana-2023-04-25-v-07.23.57

Задание 4 .Пользуясь графиком температуры на Байкале, ответить на вопросы:

В каком месяце температура воздуха днем была наибольшей?

Ответ:________

В каком месяце температура воздуха ночью была наименьшей?

Ответ:________

Какая разница температуры днем и ночью в июне?

Ответ:________

воздух

Задание 5.

 Туристы отправились в пеший поход по берегу озера Байкал. 1 июня в 8 часов утра  они вышли из турбазы. Во сколько они вернутся на базу, если известно, что средняя скорость туриста - 4 км в час, длина пути в одну сторону  16 км. Туристы собираются строго придерживаться маршрута и своего плана - устраивать часовые привалы  через каждые 2 часа в пути.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

(4 класс) Характеристики заданий и система оценивания

Задание 1

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки:
  • Компетентностная область оценки:
  • Контекст:
  • Уровень сложности:
  • Формат ответа:
  • Объект оценки:

пространство и форма

применять

научный

низкий

задание на соответствие

задание на работу с текстом

 Максимальный балл: 1

Задание 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки:
  • Компетентностная область оценки:
  • Контекст:
  • Уровень сложности:
  • Формат ответа:
  • Форма оценки:
  • Объект оценки:

Количество

Вычислять

научный

средний

задание на вычисление и единиц времени

задание с кратким и развернутым ответом

соотносить величины

 Максимальный балл: 1

Содержание критерия

1

Получен ответ

2592:12= 216 дней

 Ответ : 216 световых дней в год

0

Другой ответ или ответ отсутствует

Задание 3

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки:
  • Компетентностная область оценки:
  • Контекст:
  • Уровень сложности:
  • Формат ответа:
  • Форма ответа6
  • Объект оценки:

Количество

Вычислять

научный

средний

задание на вычисление

задание с кратким и развернутым ответом

соотносить зависимость между величинами, работа с текстом, логическое мышление

 Максимальный балл: 1

Содержание критерия

3

Получен ответ

1.(2137 – 358) +2137 = 9016 км

2 31 * 3 = 93кг

3 25

   

0

Другой ответ или ответ отсутствует по каждому заданию

Задание 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки:
  • Компетентностная область оценки:
  • Контекст:
  • Уровень сложности:
  • Формат ответа:
  • Форма ответа6
  • Объект оценки:

Количество

Применить

научный

средний

задание на вычисление и установление зависимости

задание с кратким ответом

соотносить зависимость между величинами, работа с графиком

 Максимальный балл: 1

Содержание критерия

3

Получен ответ

1.август

2 февраль

3  9

   

0

Другой ответ или ответ отсутствует по каждому заданию

Задание 5

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки:
  • Компетентностная область оценки:
  • Контекст:
  • Уровень сложности:
  • Формат ответа:
  • Форма ответа6
  • Объект оценки:

Количество

Применить

общественный

сложный

задание на вычисление и установление зависимости скорости и времени

задание с развернутым ответом

применять зависимость между скоростью, временем

 Максимальный балл: 2

Содержание критерия

2

Получен ответ

 Описана вся цепочка логических рассуждений. Вычисления и полуен верный ответ 19 часов  

0

Другой ответ или ответ отсутствует по каждому заданию

Список использованной литературы:

 1 Худякова, М.А. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников  https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov

2. Евтыхова, Н.М. Краеведение на уроках математики как часть формирования функциональной математической грамотности младших школьников.: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedenie-na-urokah-matematiki-kak-chast-formirovaniya-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov

3.Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности

4. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка

Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...

Методическая разработка «Задания по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка»

   Необходимость  формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка является одним из важных факторов развития ключевых компетенций современного ученика. В результате ...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамоты на уроках истории" 2021г.

Методическая разработка по формированию читательской грамотности на уроках историиПредмет: история России.Тема «Смута в Российском государстве». 7 класс...

Программа внеурочной деятельности «Формирование навыков функциональной грамотности» для 11 класса

В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в обществе, а также в самой базовой парадигме ...

Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".

Задания для формирования УУД, используемые на  внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» ....

"Поездка в океанариум" (разработка заданий по формированию математической грамотности)

Разработка заданий по формированию математической грамотности для учащихся 5-6 классов...

Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся

Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...