Главные вкладки

    Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как средство развития ключевых компетенций учащихся.
    статья по теме

    Морозова Марина Александровна

    Доклад на областную конференцию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Носова Марина Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МКОУ «Боголюбовская СОШ»

    Любинского муниципального  района

    Омской области

    Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как средство развития ключевых компетенций учащихся.

    В последние 10 лет после публикации документов "Стратегия модернизации содержания общего образования" и "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" происходит пересмотр подходов оценки результатов образования с понятий "образованность", "воспитанность", "общая культура" на понятия "компетентность", "компетенция" обучаемого. Данная ситуация определяется динамичностью процессов социально-экономического развития общества, что обуславливает необходимость непрерывного обучения, постоянного повышения своей компетентности. Главной задачей современности является подготовка компетентных людей – таких, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

    В документах по модернизации образования РФ заявлено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков не сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

    Основные группы ключевых компетенций:

    - Ценностно-смысловые компетенции.

    - Общекультурные компетенции.

    - Учебно-познавательные компетенции.

    - Информационные компетенции.

    - Коммуникативные компетенции идр.

    Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Вместе с тем,  таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от учителя знаний особенностей КОЗ. 

    Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания  изучила методику по теме «КОЗ». Сделала для себя вывод о том, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций, помогают формировать ключевые компетенции.

    Признаки компетентно-ориентированного задания:

    1. имитация жизненной ситуации;
    2. обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
    3. выход за рамки одной образовательной области;
    4. наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
    5. часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

    Требования к КОЗ:

    1. задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания.
    2. задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.
    3. задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.
    1. задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

    Структура КОЗ достаточно чётко определена:

    1. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
    2. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания
    3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
    4. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке
    5. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

    Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

    Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике.

    Таким образом, проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, приняв участие в «Телекоммуникационном обучающем проекте-конкурсе для учителей, аспирантов, магистрантов педагогических вузов «Компетентностно-ориентированный урок», были рассмотрены теоретические основы реализации компетентностного подхода , основные принципы и классификации ключевых компетентностей, особенности и требования к компетентностно-ориентированным заданиям.

    Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы позволяет формировать ключевые компетенции учащихся . Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

    План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

    Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

    Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

    "Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

    В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

    Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

    Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

    Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

    Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...