Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
методическая разработка на тему

Игнатова Нина Викторовна

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

учителя русского языка и литературы Мановицкого филиала

МБОУ Новоникольская СОШ

«Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности»

Актуальность проекта

                                                                        Не плоть, а дух растлился в наши дни

                                                                        И человек отчаянно тоскует,

                                                                        Он к свету рвется из ночной тени

                                                                        И, свет обретши, ропщет и бунтует.

                Ф.И.Тютчев

  1. Характеристики состояния современного общества и человека…свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности

Никитина Н.Н.,доктор педагогических наук

  1.  Знакомство с лучшими образцами мирового искусства и… самостоятельное творчество должны стать частью образовательного процесса. 

           Послание Федеральному собранию 2011 года

  1. Духовно-нравственное воспитание – та единственная основа, на которой может быть построено крепкое государство, стабильное общество, счастливая семья

                           Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Противоречия

  1. между потребностью общества в поколении порядочных людей и  недостаточным нравственным уровнем современного человека
  2. между высоким уровнем творческой активности школьников и дефицитом той среды, которая способствует духовно-нравственному росту личности
  3. между воспитательным воздействием  на ребенка и нравственным  развитием в зависимости от имеющегося у него опыта, его психических особенностей.

Проблема

Система ценностей духовно-нравственного становления растущего человека зависит от нравственности среды, которая его окружает.

Гипотеза

При целенаправленном создании эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей, осуществляется нравственное совершенствование личности.

Анализ опыта

  1. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: переживание высоких чувств – формирование сознания - поступок.
  2. Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.

И.Г. Песталоцци

  1. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс … накопления и осмысления нравственных фактов, ситуаций, их анализ, оценка, осуществление ответственных выборов.

Никитина Н.Н., доктор пед. наук (Ульяновский университет)

 

  1. Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений.

Б.Т.Лихачев

Цель проекта

Создание условий для воспитания нравственных чувств и сознания

как путь к нравственному совершенствованию личности

Задачи проекта

  1. Изучить информационные источники по вопросу нравственного воспитания школьников.
  2. Выявить уровень ценностных ориентаций обучающихся с применением диагностических методик.
  3. Осуществить подбор произведений литературы и других видов искусства, методов и приемов, способствующих  воспитанию нравственности.
  4. Разработать и использовать на практике дидактический материал, конспекты уроков, бесед, мероприятий, воспитывающих нравственные чувства и нравственное сознание  школьника.

Целевые группы

Творческая группа 

Учитель

Осуществляет практическую реализацию проекта, организует уроки и мероприятия, обеспечивает условия для создания ситуации успеха, самореализации, раскрытия индивидуальности  учащихся.

Психолог

Оказывает помощь при проведении диагностических процедур.

Ученики 5-11 классов 

Участвуют в урочной и внеурочной деятельности,  олимпиадах и конкурсах различного уровня, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.

Родители учащихся

Оказывают помощь в реализации проекта.

Этапы проекта

  1. Диагностико –организационный этап (сентябрь 2011 – ноябрь 2011):
  1. анализ информационных источников по теме проекта
  2. разработка проекта
  3. информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе
  4. диагностика нравственности.
  1. Организационно-практический этап (декабрь 2011 – ноябрь 2012):
  1. разработка учебно-воспитательного материала
  2. проведение уроков и мероприятий
  1. Итогово-аналитический  (декабрь 2012 - январь 2013):
  1. мониторинг эффективности проекта
  2. подведение итогов, рефлексия

распространение опыта.

Ожидаемые результаты

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

  1. Вовлечение школьников в духовно-практическую деятельность, направленную на формирование нравственного стержня личности
  2. Формирование  ценностных ориентаций как фактора повышения нравственности
  3. Положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах

Теоретико – методологическая основа проекта

  1. Метод творческого чтения( метод Н.И.Кудряшова)
  2. Индивидуализация процесса развития творческой активности учащихся (И.Э. Унт)
  3. Диагностические методики («Ценностные ориентации», «Нравственная воспитанность» С.М.Петровой) 
  4. Различные современные технологии

Критерии эффективности

  1. Положительная динамика уровней нравственной воспитанности и ценностных ориентаций
  2. Участие в олимпиадах и конкурсах
  3. Участие в мероприятиях нравственного характера

Диагностический этап

А)Уровень ценностных ориентаций

Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ)

В соответствии с установленными ценностями были определены и основные диагностические шкалы.

  1. Шкала «Познание как ценность»
  2. Шкала « Я – ценность»
  3. Шкала « Другой – ценность»
  4. Шкала « Общественно-полезная деятельность»
  5. Шкала « Ответственность»

По результатам устанавливается 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Б) «Проверка уровня нравственной  воспитанности»  (методика С.М.Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в пословицах.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и  наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже. (Низкий, средний, высокий).

В)Участие в олимпиадах, конкурсах

Основной этап

1.Формы и методы организации учебной деятельности

  1. Исследовательская деятельность
  2. Тексты
  3. Инсценирование
  1. Медиаресурсы
  2. Разработки уроков
  3. Тесты
  4. Проблемные вопросы
  5. Словари

2. Внеклассная работа

  1. Творческое объединение «Под сенью дружных муз»
  2. Конкурсы
  3. Работа с родителями
  4. Школьный лагерь
  5. Мероприятия

Заключительный этап

А)Уровень ценностных ориентаций

Б)«Проверка уровня нравственной воспитанности» (методика С.М.Петровой)

В)Участие в олимпиадах, конкурсах 

Выводы

  1. Разработанный проект обусловлен объективными причинами и имеет положительный результаты.
  2. Опыт переживания высоких духовных состояний влияет на формирование нравственного сознания.
  3. Опыт определения  учащимися своих ценностных приоритетов,  формирующихся  в духовно-практической деятельности, свидетельствующих о нравственном росте, зависит от окружающей среды.
  4. Культурообразующая среда должна создаваться во всей школе.
  5.  От степени готовности педагогов к методам, апеллирующим не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающим проблемные ситуации ценностного выбора, диалога, во многом зависит успешность нравственного воспитания молодого поколения.

Информационные ресурсы

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: 2001.
  2. Никитина Н.Н. Социально-педагогическая основа ценностного самоопределения в ранней юности. Методическ. пособие. – Ульяновск, УлГПУ, 2006.
  3. Бабаян А.В., И.В.Сикорский. О нравственном воспитании. //Педагогика. – 2004 - №10.
  4. Кудряшов Н.И.Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры.-М.:1962
  5. Аудиолекции доктора филологических наук Т.Мироновой. 2011г.
  6. Монахиня Нектария. Дивный свет – М.: Русский Паломник, 2009.
  7. Урусова Н.В. Материнский Плач Святой  Руси. – М.: Русский Паломник, 2007.
  8. Алленов М. Мастера русской живописи. – М.:Белый город, 2007.
  9. http://metodisty.ru
  10. http://festival.1september.ru
  11.  http://pedsovet.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В то время, как на головы подрастающего поколения сваливается поток негативной, подчас агрессивной,  информации,  мы  на своих уроках помогаем отсечь «лишнее», анализировать услышанное ...

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы

В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует особого внимания и осмысления.К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитани...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

«Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин» (8 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческ...

Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»

Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности  к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....


 

Комментарии

Бирюкова Наталия Владимировна

Интересная работа! Хорошо подобраны диагностические методики уровня нравственной воспитанности.Разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.